ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А58-178/15 от 14.07.2015 АС Республики Саха (Якутия)

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)

улица Курашова, дом 28, бокс 8, Якутск, 980 , www.yakutsk.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

город Якутск

21 июля 2015 года

Дело № А58-178/2015

Резолютивная часть решения объявлена 14.07.2015

Полный текст решения изготовлен 21.07.2015

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе: судьи
Терских В. С. , при ведении протокола секретарем судебного заседания Барашковой Т.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ленское предприятие тепловых и электрических сетей" (ИНН 1414015003, ОГРН 1101414000423) от 22.01.2015 без номера, поступившее в суд путем заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в сети «Интернет»,

к Управлению государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) (ИНН 1435067108, ОГРН 1021401065916)

о признании незаконным и отмене постановления № 383-Ж по делу об административном правонарушении от 30.12.2014, предусмотренного статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

при участии:

заявитель: не явились, извещены;

административный орган: Голикова Л.Д. – по доверенности от 20.01.2015 № 02-04-240;

УСТАНОВИЛ:

            Общество с ограниченной ответственностью «Ленское предприятие тепловых и электрических сетей» (далее – ООО «Ленское ПТЭС», Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Управлению государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) (далее – УГСиЖН РС (Я), административный орган) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении № 383-Ж от 30.12.2015. 

            В обоснование своего заявления Общество ссылается на то, что многоквартирные дома по улице Мелиораторов были временно присоединены к тепловым сетям «Промышленной котельной» ООО «Ленское ПТЭС» в 2011 году несмотря на недостаточность мощностей котельной и пропускной способности трубопроводов теплоснабжения, в связи с введенной на тот момент чрезвычайной ситуацией после разукомплектации котельной «сельхозтехника». Данный район, как указывает заявитель, не входит в радиус эффективного действия источника теплоснабжения ООО «Ленское ПТЭС», что изначально было известно органу местного самоуправления, ответственному за обеспечение энергоснабжение населения города.

Управление государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) с заявлением не согласно. Административный орган считает, что привлечение к административной ответственности осуществлено законно и обосновано. Тот факт, что многоквартирные дома по ул.Мелиораторов были временно присоединены к тепловым сетям не может являться основанием для отмены вынесенного постановления, так как в силу требований Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» договор оказания услуг по передаче тепловой энергии является обязательным, и условия договор теплоснабжения должны соответствовать техническим условиям. Поставлять тепловую энергию и теплоноситель надлежащего качества является прямой обязанностью заявителя.

Кроме того, административный орган считает, что заявителем пропущен срок обжалования постановления № 383-Ж от 30.12.2014.

Суд, исследовав материалы дела, установил следующие обстоятельства.

В адрес УГСиЖН РС (Я) поступило обращение граждан, проживающих по адресу: РС (Я), г.Ленск, ул.Мелиораторов, дом 39А, от 23.10.2014 (т.1 л.д. 86). В своем заявлении жильцы многоквартирного дома указывают на то, что температура в квартирах составляет без обогревателей 10 градусов, что не соответствует температурному режиму.

УГСиЖН РС (Я) издан приказ от 27.11.2014 № 01-10-3494-14 о проведении внеплановой выездной проверки в отношении ООО «Ленское ПТЭС» (т.1 л.д. 81).

По  результатам проведенной проверки составлен акт № 08-01-3117-14, в котором зафиксировано, что в нарушение пункта 5 статьи 20 Федерального закона «О теплоснабжении» ООО «Ленское ПТЭС» не обеспечено качество тепловой энергии, что повлекло предоставление потребителям коммунальной услуги отопления ненадлежащего качества.

11.12.2014 главным специалистом отдела надзора за энергосбережением УГСиЖН РС (Я) составлен протокол № 08-01-920-14 об административном правонарушении.

Событие административного правонарушения изложено следующим образом.

ООО «Ленское ПТЭС», являющимся ресурсоснабжающей организацией на основании договора теплоснабжения для предоставления коммунальных услуг потребителям № 85/13-тепло от 30.05.2013, в нарушение п.5 ст.20 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» не обеспечено качество тепловой энергии, что повлекло предоставление потребителям коммунальной услуги отопления ненадлежащего качества (нарушение п.1 ст.161 Жилищного кодекса РФ) по адресу: РС (Я), г.Ленск, ул.Мелиораторов, д.39А, а именно:

В соответствии с расчетом температуры в подающем и обратном трубопроводах для промышленной котельной, утвержденным 10.05.2014, температура теплоносителя напрямую зависит от температуры наружного воздуха. На момент проведения проверки наружная температура в г.Ленск составляла - 350С.

Так, согласно вышеуказанному температурному графику при температуре наружного воздуха - 350С в г.Ленске температура теплоносителя на границе эксплуатационной ответственности системы теплоснабжения дома, определенной п.8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ № 491 от 13.08.2006, в подающем трубопроводе должна составлять +81,40С, а фактически по результатам проведенных замеров термометром Testo 835-T1 № 42901173 (свидетельство о поверке № 064345 от 08.10.2014) составляет +53,90С (отклонение на 27,50С), в обратном трубопроводе должна составлять +61,60С, а фактически составляет +35,50С (отклонение на 26,10С).

Несоответствующая нормативу температура подаваемого теплоносителя послужила причиной снижения температуры воздуха в помещениях квартиры № 5. Так, согласно проведенным замерам термометром Testo905-T1 № 41608536/308 (свидетельство о поверке № 0418397 от 26.12.2013) температура воздуха на кухне составляет +16,10С, в спальне № 1 +13,90С, что ниже нормативной температуры, установленной п.15 Приложения № 1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011, согласно которому нормативная температура воздуха в жилых помещениях в районах с температурой наиболее холодной пятидневки (обеспеченностью 0,92) -31 0С и ниже в жилых помещениях должна быть не ниже +200С (в угловых комнатах +22,20С).

Выявленное нарушение квалифицировано административным органом как правонарушение, предусмотренное статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановлением № 383-Ж по делу об административном правонарушении от 30.12.2014, вынесенным руководителем УГСиЖН РС (Я), ООО «Ленское ПТЭС» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 5000 рублей.

Данное обстоятельство послужило основанием для обращения заявителя в суд.

Оспариваемое постановление получено ООО «Ленское ПТЭС» 10.01.2015, что подтверждается и представленным административным органом отслеживанием почтового отправления (т.1 л.д. 62). С заявлением Общество обратилось 22.01.2015.

При исчислении десятидневного срока, установленного для подачи заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, необходимо руководствоваться нормой части 3 статьи 113 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой в сроки, исчисляемые днями, не включаются нерабочие дни.

Таким образом, ООО «Ленское ПТЭС» срок подачи заявления не пропущен.

Дело рассмотрено в порядке, установленном параграфом 2 главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

О проведении внеплановой выездной проверки ООО «Ленское ПТЭС» уведомлено, копия приказа от 27.11.2014 № 01-10-3494-14 Обществом получена (т.1 л.д.80).

09.12.2014, при замере температуры теплоносителя и воздуха в жилых помещениях проведены мероприятия, не требующие взаимодействия органов, уполномоченных на осуществление контроля, и юридического лица, на заявителя не возлагались обязанности по представлению информации и исполнению требований органа государственного контроля.

Акт проверки вручен представителю ООО «Ленское ПТЭС» (т.1 л.д.76).

Таким образом, грубых нарушений требований Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», влекущих недействительность результатов проверки, судом не установлено.

О месте и времени составления протокола об административном правонарушении ООО «Ленское ПТЭС» извещено уведомлением № 3178 от 09.12.2014, полученным 10.12.2014.

Определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении получено Обществом 25.12.2014 (л.д. 69, 70).

В соответствии с частью 1 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.

В силу части 1 статьи 23.55 КоАП РФ рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 7.23 КоАП РФ, отнесено к компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих региональный государственный жилищный надзор.

Как следует из пункта 1.1 Положения об Управлении государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия), утвержденного Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 20.08.2012 № 1599, исполнительным органом государственной власти Республики Саха (Якутия), осуществляющим региональный государственный жилищный надзор является УГСиЖН.

Приказом УГСиЖН от 06.11.2012 № 34 утвержден перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях (л.д.100-103).

В соответствии с данным приказом главный специалист отдела надзора за энергосбережением уполномочен на составление протоколов об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.23 КоАП РФ.

Таким образом, протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным лицом.

Оспариваемое постановление вынесено руководителем УГСиЖН.

Руководитель УГСиЖН является и главным государственным жилищным инспектором Республики Саха (Якутия).

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 23.55 КоАП РФ рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе главные государственные жилищные инспектора субъектов Российской Федерации, их заместители.

Таким образом, постановление № 383-Ж по делу об административном правонарушении от 30.12.2014 вынесено уполномоченным лицом.

Оспариваемым постановлением общество признано виновным в совершении правонарушения предусмотренным ст. 7.23 КоАП РФ.

Диспозиция ст. 7.23 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.

Объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в противоправных действиях (бездействии), вызвавших нарушение установленных нормативов или режимов обеспечения населения коммунальными услугами.

Субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, является исполнитель коммунальной услуги.

При этом под исполнителем понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.

Материалами дела подтверждается, и не оспаривается заявителем, что ООО «Ленское ПТЭС» является ресурсоснабжающей организацией, обеспечивающей подачу тепловой энергии и теплоносителя в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: ул.Мелиораторов 39А.

Материалами дела подтверждается, что в ходе выездной проверки должностным лицом административного органа обследован жилой дом, расположенный по адресу: г.Ленск, ул.Мелиораторов, д.39А.

В результате проведенной проверки выявлены нарушения нормативов обеспечения коммунальными услугами отопления.  

Указанные действия (бездействие) исполнителя, предоставляющего коммунальную услугу отопления, правомерно квалифицированы административным органом по статье 7.23 КоАП РФ.

Согласно статье 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила № 354).

Правила № 354 регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.

Пунктом 2 Правил № 354 предусмотрено, что под коммунальными услугами понимается осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений), а под коммунальными ресурсами - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг.

Потребителем коммунальных услуг является лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением.

Пунктом 31 Правил № 354, исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.

На основании подпункта «д» пункта 4 Правил № 354, качество предоставляемых коммунальных услуг должно соответствовать требованиям, приведенным в Приложении № 1 к указанным Правилам.

В соответствии с пунктом 15 приложения № 1 к Правилам № 354 необходимо обеспечение нормативной температуры воздуха. При этом снижение температуры воздуха в жилом помещении в дневное время не допускается.

Установление температурного графика направлено на обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан.

Согласно части 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами.

Пунктом 33 Правил № 354 установлено, что потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества.

Частью 15 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, установлено, что организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.

В соответствии с частью 5 статьи 20 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» теплоснабжающие организации и теплосетевые организации обязаны обеспечивать качество теплоносителей, безаварийную работу объектов теплоснабжения, надежное теплоснабжение потребителей.

Доводы заявителя об отсутствии вины судом отклоняются по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, подключение объектов ОАО «ЛМТС Сельхозтехника» было осуществлено в 2011 году.

Зная об отсутствии проектных мощностей промышленной котельной, ООО «Ленское ПТЭС» 30.05.2013 заключило договор теплоснабжения № 85/13-тепло для предоставления коммунальных услуг, в соответствии с условиями которого обязалось подавать тепловую энергию и теплоноситель в количестве, предусмотренном договором.

Вся представленная заявителем переписка относится к периоду, предшествующему заключению договора № 85/13-тепло от 30.05.2013.    

С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что заявителем после заключения договора на предоставление коммунальных услуг не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм действующего законодательства. Доказательств обратного в материалах дела не имеется и заявителем не представлено.

В связи с чем, суд признает несостоятельным доводы заявителя об отсутствии в вины в совершении административного правонарушения.

Административный штраф назначен в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи 7.23 КоАП РФ.

Установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ двухмесячный срок давности привлечения к административной ответственности не пропущен.

Основания для удовлетворения заявления отсутствуют.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

отказать полностью в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления Управления государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) по делу об административном правонарушении № 383-Ж от 30.12.2014.

 Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении десятидневного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно –  телекоммуникационной сети Интернет http://yakutsk.arbitr.ru.

Судья

                                    В.С.Терских