АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
город Якутск Дело № А58-1827/2008
25 апреля 2008г.
Резолютивная часть решения объявлена 22 апреля 2008г., в полном объёме решение изготовлено 25 апреля 2008г.
Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Устиновой А. Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Саха (Якутия) к Обществу с ограниченной ответственностью «Макси» о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составив протокол в соответствии с частью 2 статьи 155 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при участии представителей МРИ: не явились, извещены (отчет об отправке факсограммы от 09.04.2008г.), ООО: Гричихина А.А. директора по паспорту 98 02 № 610413, Дедух А.Ю. по доверенности от 11.04.2008г., установил:
Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Саха (Якутия) – административный орган обратилась с заявлением о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Макси» – общества к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Изучив материалы дела, суд установил.
Общество с ограниченной ответственностью «Макси» зарегистрировано в качестве юридического лица Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Саха (Якутия) 20.06.2006г. согласно свидетельству о государственной регистрации юридического лица серии 14 № 001522362, основной государственный регистрационный номер № 1061433006040.
Как следует из материалов дела, 20 марта 2008г. начальником отдела оперативного контроля МРИ ФНС № 1 по РС (Я) Спиридоновым А.Н., зам. начальника данного отдела Срулевич П.В., государственным налоговым инспектором данного отдела Рыбиным А.В. проведена проверка магазина «Магнит», принадлежащего ООО «Макси».
В ходе проверки установлено, что обществом согласно лицензии серия 1-розница № 003490, регистрационный № 42, выданной ООО «Макси» администрацией муниципального образования «Мирнинский район» РС (Я) со сроком действия с 27.10.2006г. по 27.10.2011г. осуществлялась розничная продажа алкогольной продукции, в том числе водки «Григорьевская», объем 0, 5л. по цене 110 рублей, виски «Jameson» объем 0,5л., по цене 770 рублей, водки «Жириновский» объем 0,5л. по цене 170 рублей, закупленной согласно представленным ТТН и справкам раздел А, раздел Б к ТТН за пределами Республики Саха (Якутия), что является нарушением условий действия лицензии.
По результатам проверки составлен акт проверки от 20.03.2008г. № 27 (л.д. 8), директором ООО Гричихиным А.А. дано объяснение к акту проверки от 20.03.2008г. (л.д. 9), в котором указано о том, что при реализации алкогольной продукции, завезенной из другого субъекта РФ, ООО руководствовалось разъяснением председателя Государственного комитета РС (Я) по торговле и материально-техническим ресурсам Федоровым Р.И. На основании акта проверки государственным налоговым инспектором отдела оперативного контроля МРИ ФНС № 1 по РС (Я) Рыбиным А.В. составлен протокол об административном правонарушении от 21.03.2008г. № 15-246 (л.д. 7) в отношении ООО «Макси», в котором указано о том, что общество нарушило п. 10 ст. 18 Федерального закона от 22.11.1995г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», а именно то, что обществом согласно лицензии серия 1-розница № 003490, регистрационный № 42, выданной ООО «Макси» администрацией муниципального образования «Мирнинский район» РС (Я) со сроком действия с 27.10.2006г. по 27.10.2011г. осуществлялась розничная продажа алкогольной продукции, в том числе водки «Григорьевская», объем 0, 5л. по цене 110 рублей, виски «Jameson» объем 0,5л., по цене 770 рублей, водки «Жириновский» объем 0,5л. по цене 170 рублей, закупленной согласно представленным ТТН и справкам раздел А, раздел Б к ТТН за пределами Республики Саха (Якутия), что является нарушением условий действия лицензии, в связи с чем установлены основания, указывающие на наличие события административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обществом представлен отзыв на заявление административного органа - Общество не согласно с требованием органа по следующим основаниям: розничная реализация алкогольной продукции в магазине «Магнит» осуществлялась с соблюдением условий действия лицензии серии 1-розница № 003490 (регистрационный номер 42); п. 5 Порядка выдачи лицензий на розничную продажу алкогольной продукции на территории РС (Я), утвержденного постановлением Правительства РС (Я) от 20.04.2006г. № 147 установлены лицензионные условия деятельности по розничной продаже алкогольной продукции (условия действия лицензии), которые Обществом соблюдаются, и не были указаны ни в акте проверки, ни в протоколе как нарушение условий действия лицензии; указание налоговой инспекцией на нарушение п. 10 ст. 18 ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» является необоснованным, т.к. розничная продажа алкогольной продукции осуществлялась на территории субъекта РФ, выдавшего лицензию, в магазине «Магнит», находящемся в п. Айхал Мирнинского района РС (Я), на основании лицензии, выданной администрацией МО «Мирнинский район» РС (Я); в связи с тем, что Общество не нарушало требований п. 10 ст. 18 ФЗ от 22.11.1995г. № 171-ФЗ в его действиях, выразившихся в приобретении алкогольной продукции у поставщиков за пределами РС (Я), отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Кроме того, представителем Общества на судебном заседании заявлено о том, что протокол об административном правонарушении № 15-246 от 21.03.2008г., составленный государственным налоговым инспектором МРИ ФНС № 1 по РС (Я) Рыбиным А.В. составлен неуполномоченным должностным лицом со ссылкой на положения части 1 статьи 28.3, части 1 статьи 23.5, пунктов 5 и 64 части 2 статьи 28.3, части 3 статьи 28.3 КоАП РФ. С учетом вышеуказанных норм Кодекса РФ об административных правонарушениях должностные лица налоговых органов не имеют полномочий на составление протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Как следует из материалов дела (акта проверки от 20.03.2008г. № 27 и протокола об административном правонарушении от 21.03.2008г. № 15-246) налоговым органом установлено нарушение Обществом пункта 10 статьи 18 Федерального закона от 22.11.1995г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», которое выразилось в том, что Общество в магазине «Магнит» осуществляло розничную продажу алкогольной продукции (водки «Григорьевская», объем 0, 5л. по цене 110 рублей, виски «Jameson» объем 0,5л., по цене 770 рублей, водки «Жириновский» объем 0,5л. по цене 170 рублей), которая закуплена согласно представленным ТТН и справкам раздел А, раздел Б к ТТН (л.д. 12 - 27) за пределами Республики Саха (Якутия). Данное нарушение налоговый орган квалифицировал как нарушение условий действия лицензии на право осуществления розничной продажи алкогольной продукции серии 1-розница № 003490, регистрационный № 42, выданной ООО «Макси» администрацией муниципального образования «Мирнинский район» РС (Я) со сроком действия с 27.10.2006г. по 27.10.2011г. (л.д. 42).
В соответствии с пунктом 2 статьи 18 Федерального закона от 22.11.1995г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» розничная продажа алкогольной продукции подлежит лицензированию.
Согласно пункту 10 вышеуказанной статьи ФЗ лицензии на розничную продажу алкогольной продукции выдаются субъектами Российской Федерации в установленном ими порядке с учетом положений настоящего Федерального закона только организациям. Полномочия на лицензирование розничной продажи алкогольной продукции могут быть переданы субъектом Российской Федерации органам местного самоуправления в соответствии со статьей 7 настоящего Федерального закона. Лицензия на розничную продажу алкогольной продукции, выданная одним субъектом Российской Федерации, может действовать на территории другого субъекта Российской Федерации при условии наличия между ними соответствующего соглашения.
Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 20.04.2006г. № 147 «О мерах по реализации федерального законодательства в области розничной продажи алкогольной продукции на территории Республики Саха (Якутия)» утвержден Порядок выдачи лицензий на розничную продажу алкогольной продукции на территории Республики Саха (Якутия).
В соответствии с пунктом 1 указанного постановления выдачу лицензий на право розничной продажи алкогольной продукции осуществляют Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по торговле и материально-техническим ресурсам и органы местного самоуправления, наделенные отдельными государственными полномочиями в области лицензирования розничной продажи алкогольной продукции.
Согласно Закону Республики Саха (Якутия) от 24.01.2006г. 308-З № 625-III «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов Республики Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями по лицензированию розничной продажи алкогольной продукции» органам местного самоуправления, в том числе муниципального образования «Мирнинский район» РС (Я) переданы полномочия по выдаче лицензий на розничную продажу алкогольной продукции в порядке, установленном Правительством Республики Саха (Якутия).
Как следует из материалов дела Обществу «Макси» лицензия на право осуществления розничной продажи алкогольной продукции серии 1-розница № 003490, регистрационный № 42, выдана администрацией муниципального образования «Мирнинский район» РС (Я).
Пунктом 5 Порядка выдачи лицензий на розничную продажу алкогольной продукции на территории Республики Саха (Якутия), утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 20.04.2006г. № 147 «О мерах по реализации федерального законодательства в области розничной продажи алкогольной продукции на территории Республики Саха (Якутия)» установлены лицензионные условия деятельности по розничной продаже алкогольной продукции (условия действия лицензии):
- соблюдение нормативных правовых актов, регламентирующих розничную продажу алкогольной продукции, санитарно-эпидемиологических, противопожарных норм, правил и настоящего Порядка;
- соблюдение требований пунктов 2 и 3 статьи 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", а именно: запрета на розничную продажу алкогольной продукции в детских, образовательных и медицинских организациях; на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения; в организациях культуры (за исключением расположенных в них организаций или пунктов общественного питания, в том числе без образования юридического лица), физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружениях; несовершеннолетним; без сопроводительных документов в соответствии с требованиями статьи 10.2 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ, без сертификатов соответствия и без маркировки; запрета на розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции в местах массового скопления граждан и местах нахождения источников повышенной опасности (в том числе на вокзалах, в аэропортах, оптовых продовольственных рынках, объектах военного назначения, а также детских и образовательных организациях) и на прилегающих к ним территориях, а также в ларьках, киосках, палатках, контейнерах, с рук, лотков, автомашин, в других не приспособленных для продажи данной продукции местах;
- наличие положительного заключения санитарно-эпидемиологической службы и ассортиментного перечня, заключения о соответствии помещений противопожарным нормам и требованиям;
- наличие у лицензиата на праве собственности, аренды или ином законном основании помещения для хранения и розничной продажи алкогольной продукции;
- своевременное представление деклараций розничной продажи алкогольной продукции.
Из материалов дела следует, что Обществом не нарушены и Инспекцией не установлены нарушения вышеуказанных условий действия лицензии.
Розничная продажа алкогольной продукции, закупленной за пределами Республики Саха (Якутия), не является нарушением условий действия лицензии на право осуществления розничной продажи алкогольной продукции.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что отсутствует событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, правонарушение Обществом не совершено, основания для составления налоговой инспекцией протокола об административном правонарушении от 21.03.2008г. № 15-246 не имелись.
Кроме того, судом принимается довод Общества о составлении протокола об административном правонарушении № 15-246 от 21.03.2008г., составленного государственным налоговым инспектором МРИ ФНС № 1 по РС (Я) Рыбиным А.В. как неуполномоченным должностным лицом со ссылкой на положения части 1 статьи 28.3, части 1 статьи 23.5, пунктов 5 и 64 части 2 статьи 28.3, части 3 статьи 28.3 КоАП РФ, так как с учетом вышеуказанных норм Кодекса РФ об административных правонарушениях должностные лица налоговых органов не имеют полномочий на составление протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 28.3 КоАП РФ предусмотрено, что протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа. Частью 1 статьи 23.5 КоАП РФ предусмотрено, что налоговые органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.5 (в части продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг без применения контрольно-кассовых машин), статьями 15.1, 15.2 настоящего Кодекса).
Кроме того, пунктами 5 и 64 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ предусмотрено, что помимо случаев, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, а именно должностные лица налоговых органов - об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 15.3 - 15.9, 15.11, частью 3 статьи 18.15, частью 3 статьи 18.17, частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7 настоящего Кодекса и должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (в том числе налоговые органы), - об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 6.14, 14.3, 14.6, частями 1 и 2 статьи 14.16, частями 1, 3 и 4 статьи 14.17, статьями 14.18, 15.12, 15.13, частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7 настоящего Кодекса.
Частью 3 статьи 28.3 КоАП РФ установлено, что помимо случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2, 3 и 4 статьи 14.1, статьей 19.20 настоящего Кодекса, вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением условий лицензий, в пределах компетенции соответствующего органа.
Учитывая, что лицензирование розничной продажи алкогольной продукции на территории Республики Саха (Якутия) осуществляют Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по торговле и материально-техническим ресурсам и органы местного самоуправления, наделенные отдельными государственными полномочиями в области лицензирования розничной продажи алкогольной продукции, должностные лица налоговых органов не имеют полномочий на составление протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявления Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Саха (Якутия) о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Макси» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требования Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Саха (Якутия) о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Макси» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение 10 дней в Четвертый арбитражный апелляционный суд.
Судья А. Н. Устинова