Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)
улица Курашова, дом 28, бокс 8, г. Якутск, 677980, www.yakutsk.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
город Якутск
23 апреля 2020 года
Дело № А58-1831/2020
Резолютивная часть решения объявлена 16.04.2020.
Полный текст решения изготовлен 23.04.2020.
Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе: судьи Эверстовой Р.И., при ведении протокола секретарем судебного заседания Тимофеевой А.М., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Саха (Якутия) в Нерюнгринском районе от 04.03.2020 № 252 к Индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ИНН <***>, ОГРНИП <***>) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Саха (Якутия) в Нерюнгринском районе (далее – отдел, административный орган) обратился в арбитражный суд с заявлением к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (далее – предприниматель) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Предпринимателем отзыв на заявление не представлен, что на основании части 1 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела по имеющимся доказательствам.
27.03.2020 по электронной системе подачи документов "Мой арбитр" от административного органа поступило пояснение от 27.03.2020 № 366 о том, что изъятая продукция в количестве 82 упаковок находится по месту нахождения административного органа по адресу: <...>, в количестве 16 упаковок в филиале ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РС(Я)» по тому же адресу. К пояснения приложены документы по правовому положению.
16.04.2020 по электронной системе подачи документов "Мой арбитр" от административного органа поступило ходатайство от 16.04.2020 № 444 о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представленные в суд документы приобщены к материалам дела в порядке статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания. Административным органом копия определения суда о принятии заявления к производству от 19.03.2020 получена 27.03.2020 (заказное письмо № 67799945090225), заявлено ходатайство от 16.04.2020 № 444 о рассмотрении дела в отсутствие представителей административного органа, предпринимателем – 25.03.2020 (заказное письмо № 67799945090232).
В соответствии с пунктом 27 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 № 65 "О подготовке дела к судебному разбирательству" если лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте проведения предварительного судебного заседания и судебного разбирательства по существу, не явились в предварительное судебное заседание и не заявили возражений против рассмотрения дела в их отсутствие, судья вправе завершить предварительное судебное заседание и начать рассмотрение дела в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции в случае соблюдения требований части 4 статьи 137 АПК РФ.
При неявке в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд рассматривает дело в их отсутствие (часть 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены, возражений против рассмотрения дела в их отсутствие не заявили.
При таких обстоятельствах суд завершает предварительное судебное заседание и переходит к рассмотрению дела по существу в порядке части 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что отражено в протоколе судебного заседания.
С учетом положений пунктов 3 и 4 Постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации, Президиума Совета Судей Российской Федерации от 08.04.2020 № 821, исходя из категории спора, обстоятельств дела, отсутствия возражений сторон против рассмотрения дела в их отсутствие, суд считает, что данное дело подлежит рассмотрению в данном судебном заседании.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном параграфом 1 главы 25 АПК РФ.
При рассмотрении настоящего дела судом установлены следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для дела.
ФИО1 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 14.05.2013 Инспекцией Федеральной налоговой службы по Нерюнгринскому району Республики Саха (Якутия).
Как следует из материалов дела, 12.12.2019 в ДЧ ОМВД России по Нерюнгринскому району поступило телефонное сообщение от старшего УУП и ПДН майора полиции ФИО2 о том, что в магазине «Шерлок» по улице Ленина д. 6 продают снюс «Лифт минт».
При осмотре принадлежащих индивидуальному предпринимателю помещений и находящихся там вещей обнаружено и изъято 98 упаковок, в которых находится табак сосательный (снюс), о чем составлены протокол об осмотре от 12.12.2019 (л.д. 135-137) и протокол изъятия от 12.12.2019 (л.д. 138-140).
20.12.2019 сопроводительным письмом от 16.12.2019 № 62/21633 материалы переданы в адрес административного органа. При вскрытии опечатанного пакета обнаружены:
1. FRST Ароматическое изделие на основе мяты FRST «Первый». Производитель: ИП ФИО3, <...>; ТУ 10.89.19-002-0126951683-2019; срок годности 18 месяцев; в количестве 3 упаковок по 13 грамм;
2. РОЕК ise cool Жевательная смесь на растительной основе, употребить до 15.05.2020; в количестве 21 упаковки по 15 грамм;
3. BUZZ mentol light Производитель 125212, ИП ФИО4, Россия, <...>. ТУ 10.89.19-001-0083756485-2019; срок годности 24 месяца; дата изготовления 20.05.2019; в количестве 1 упаковки 15 грамм;
4. EPIK the white snow melon №36 Бестабачная смесь. Производитель ООО «Главтабак», <...>; дата изготовления 18.12.2018; срок годности 3 года; ТУ 10.82.23.121-003-39149008-2018; в количестве 5 упаковок по 18 грамм;
5. EPIK the white snow sweet mint №18 Бестабачная смесь. Производитель ООО «Главтабак», <...>; дата изготовления 12.12.2018; срок годности 4 года; ТУ 10.82.23.121-003-39149008-2018; в количестве 1 упаковки по 22 грамма;
6. SIBIR1 №54 Blach Edition Бестабачиая смесь. Производитель ООО «Главтабак», <...>; дата изготовления 06.06.2019; срок годности 3 года; ТУ 10.82.23.121-003-39149008-2018; в количестве 8 упаковок по 18 грамма;
7. FLEX с разными вкусами. Жевательная смесь без содержания табака. Производитель ООО «Альфа», адрес 109428. <...>. этаж 1а, ком.6; дата изготовления 22.07.2019 - в количестве 5 упаковок по 13 грамм; дата изготовления 19.08.2019 - в количестве 6 упаковок;
8. Ckiф portion. Производитель ООО Рапсодия РФ, <...>; ТУ 10.89.19-001 -0142150584-2018; дата производства 22.02.2019; срок годности до 22.02.2020 - в количестве 6 упаковок по 13 грамм; дата производства 20.02.2019, срок годности до 20.02.2020 – в количестве 3 упаковки по 16 грамм; дата изготовления 01.04.2019 сроком годности до 01.04.2020 - в количестве 1 упаковки весом 16 грамм;
9. РОЕК жевательная смесь на растительной основе. Производитель не указан. Употребить до 17.07.2020 года; в количестве 9 упаковок по 15 грамм;
10. CUBA Жевательная смесь без содержания табака. Изготовитель: ООО Юнисойл, 123112, г. Москва. Наб. Преснейская. 12; ТУ 12.00.19-001-31586399-2018; дата изготовления 09.04.2019; срок годности 12 месяцев - в количестве 7 упаковок по 15 грамм; дата изготовления 28.06.2019, срок годности 12 месяцев - 1 упаковка весом 13 грамм;
11. DARK FORCE Жевательная смесь без содержания табака. Изготовитель: ООО «Дарк Форс», <...>. корп.2; дата изготовления 17.05.2019 года; срок годности 12 месяцев; в количестве 5 упаковок по 15 грамм;
12. ONE Жевательная смесь без содержания табака. Изготовитель: ООО «Фортуна», <...>; дата изготовления 15.09.2019 - 2 упаковки по 15 грамм; дата изготовления 05.09.2019 - 3 упаковки по 15 грамм;
13. Corona Бестабачная сосательная смесь. Производитель ООО «Монлайм», <...>. оф. 4; дата изготовления 01.06.2019; срок годности 3 года; 5 упаковок по 18 грамм;
14. ATMOSE. Пакетики для рассасывания на растительной основе. Производитель: ИП ФИО5; дата изготовления май 2019; годен до мая 2020 года; в количестве 2 упаковки;
15. Blax Конфеты для рассасывания на растительной основе. Производитель: ИП ФИО6, <...>; дата изготовления 15.11.2018; срок годности 18 месяцев; в количестве 2 упаковки по 10 грамм;
16. Corvus Strong Жевательная смесь сухих прав без содержания табака. Производитель ООО «Корвус», Россия, <...>, эт. 1, помещение 10. Дата производства 19.05.2019; срок годности 12 месяцев; в количестве 2 упаковки по 13 грамм.
Фактически, при изучении представленных упаковок административным органом установлено: Упаковки круглой формы. На этикетке указано: Жевательная смесь без содержания табака, наименование продукции, количество продукции, дата изготовления, производитель, ограничения по употреблению, способ употребления.
По результатам изучения поступивших материалов административным органом возбуждено дело об административном правонарушении по признакам нарушения части 1 статьи 14.43 КоАП РФ и проведении административного расследования, о чем вынесено определение от 09.01.2019 № 60 (л.д. 128-131). Копия определения вручена предпринимателю в тот же день, о чем имеется его роспись.
Определениями от 17.01.2020 №№ 60, 60/1, 60/2, 60/3, 60/4, 60/5, 60/6, 60/7, 60/8, 60/9, 60/10, 60/11, 60/12, 60/13, 60/14, 60/15 административным органом назначены проведение экспертизы маркировки изъятой пищевой продукции по каждому наименованию отдельно, производство экспертизы поручено ФФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Саха (Якутия) в Нерюнгринском районе».
Определением от 07.02.2019 срок рассмотрения дела об административном правонарушении продлен на 30 суток (л.д. 122-123). Копия определения вручена предпринимателю в тот же день, о чем имеется его роспись.
По результатам экспертизы в адрес административного органа поступили экспертные заключения от 11.02.2020 № 261-ОИ-97-16/о-20 (л.д. 25-27), от 11.02.2020 № 263-ОИ-98-16/о-20 (л.д. 31-33), от 11.02.2020 № 262-ОИ-96-16/о-20 (л.д. 37-39), от 04.02.2020 № 173-ОИ-95-16/о-20 (л.д. 43-45), от 11.02.2020 № 272-ОИ-94-16/о-20 (л.д. 49-51), от 04.02.2020 № 174-ОИ-108-16/о-20 (л.д. 55-57), от11.02.2020 № 271-ОИ-93-16/о-20 (л.д. 61-63), от 11.02.2020 № 270-ОИ-92-16/о-20 (л.д. 67-69), от 11.02.2020 № 269-ОИ-91-16/о-20 (л.д. 73-75), от 07.02.2020 № 212-ОИ-90-16/о-20 (л.д. 80-82), от 11.02.2020 № 264-ОИ-89-16/о-20 (л.д. 86-88), от 30.01.2020 № 153-ОИ-88-16/о-20 (л.д. 92-94), от 30.01.2020 № 152-ОИ-87-16/о-20 (л.д. 98-100), от 30.01.2020 № 151-ОИ-86-16/о-20 (л.д. 104-106), от 04.02.2020 № 169-ОИ-85-16/о-20 (л.д. 110-112), от 04.02.2020 № 168-ОИ-84-16/о-20 (л.д. 116-118).
Уведомлением от 23.03.2020, врученным предпринимателю под роспись, административный орган известил последнего о необходимости явки 04.03.2020 в 09 часов 00 минут для составления протокола по признакам административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрено частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
04.03.2020 специалистом-экспертом территориального отдела управления ФИО7 в присутствии предпринимателя составлен протокол об административном правонарушении № 81-ЗПП/026-20, действия (бездействие) предпринимателя квалифицированы по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ. Согласно протоколу предпринимателю вменяется нарушение пункта 4 статьи 7 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», статей 2, 18, 20, 23, 28 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее – Закон о техническом регулировании), статей 5, 17, 21 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (далее – ТР ТС 021/2011), административным органом сделаны выводы о том, что предпринимателем допущены к реализации товары без документов, подтверждающих качество и безопасность товаров.
В объяснениях при составлении протокола предприниматель указал, что с нарушением согласен. Копия протокола получена предпринимателем в день его составления.
В связи с тем, что согласно части 2 статьи 23.1 КоАП РФ указанная категория дел подлежит рассмотрению арбитражными судами, административный орган обратился в суд с настоящим заявлением.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришёл к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В силу части 1 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.
Частью 1 статьи 23.49 КоАП РФ установлено, что федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
Согласно пункту 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 №322 (далее, в том числе – Положение), Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (пункт 3 Положения).
Пунктом 1 Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Саха (Якутия), утвержденным приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 09.07.2012 №686, установлено, что Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Саха (Якутия) (далее, в том числе – Управление) является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.
На территории Нерюнгринского района Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека представлена Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Саха (Якутия) в Нерюнгринском районе Республики Саха (Якутия).
Согласно перечню должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержденному приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 09.02.2011 №40, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ, уполномочены составлять начальники территориальных отделов и их заместители, главные специалисты-эксперты, ведущие специалисты-эксперты, специалисты-эксперты, старшие специалисты 1 разряда территориальных отделов управлений Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по субъектам Российской Федерации.
Протокол об административном правонарушении от 04.03.2020 № 81-ЗПП/026-20 составлен специалистом-экспертом ТО Управления Роспотребнадзора по РС (Я) ФИО7, то есть уполномоченным должностным лицом.
Протокол соответствует требованиям статьи 28.2 КоАП РФ, составлен в присутствии предпринимателя, которому разъяснены его процессуальные права, предусмотренные статьей 25.1 КоАП РФ.
При указанных обстоятельствах арбитражный суд приходит к выводу об отсутствии нарушений процессуального порядка при составлении протокола об административном правонарушении.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 настоящего Кодекса.
За действия, предусмотренные частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений административная ответственность установлена частью 2 статьи 14.43 Кодекса.
Таким образом, объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ, состоит, в том числе, в нарушении изготовителем, продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам хранения и реализации, не соответствующих таким требованиям, если эти нарушения создали угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан.
За нарушение требований технических регламентов согласно пункту 1 статьи 36 Закона о техническом регулировании изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из указанного следует, что субъектом ответственности является изготовитель, исполнитель (лицо, выполняющие функции иностранного изготовителя), продавец.
Согласно названной диспозиции противоправность характера действий состоит в нарушении названными субъектами обязательных требований технических регламентов к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам.
В вину предпринимателю вменяется нарушение требований статей 2, 18, 20, 23, 28 Закона о техническом регулировании, статей 5, 17, 21 ТР ТС 021/2011, выразившихся в реализации товара без документов, подтверждающих качество и его безопасность.
Пунктом 4 статьи 7 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей» установлено, что если на товары (работы, услуги) законом или в установленном им порядке установлены обязательные требования, обеспечивающие их безопасность для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, соответствие товаров (работ, услуг) указанным требованиям подлежит обязательному подтверждению в порядке, предусмотренном законом и иными правовыми актами.
Не допускается продажа товара (выполнение работы, оказание услуги), в том числе импортного товара (работы, услуги), без информации об обязательном подтверждении его соответствия требованиям, указанным в пункте 1 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 2 статьи 28 Закона о техническом регулировании заявитель обязан обеспечивать соответствие продукции требованиям технических регламентов; выпускать в обращение продукцию, подлежащую обязательному подтверждению соответствия, только после осуществления такого подтверждения соответствия; указывать в сопроводительной документации сведения о сертификате соответствия или декларации о соответствии; предъявлять в органы государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов, а также заинтересованным лицам документы, свидетельствующие о подтверждении соответствия продукции требованиям технических регламентов (декларацию о соответствии, сертификат соответствия или их копии).
Статьей 18 Закона о техническом регулировании установлено, что подтверждение соответствия осуществляется в целях удостоверения соответствия продукции, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работ, услуг или иных объектов техническим регламентам, документам по стандартизации, условиям договоров.
В силу статьи 2 данного закона подтверждение соответствия – это документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, документам по стандартизации или условиям договоров.
Согласно пункту 1 статьи 20 Закона о техническом регулировании подтверждение соответствия на территории Российской Федерации может носить добровольный или обязательный характер.
Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах принятия декларации о соответствии (далее – декларирование соответствия); обязательной сертификации (пункт 3 указанной статьи).
В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Закона о техническом регулировании. обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента.
Объектами технического регулирования ТР ТС 021/2011 являются пищевая продукция, связанные с требованиями к пищевой продукции процессы производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации.
В силу пункта 1 статьи 5 ТР ТС 021/2011 пищевая продукция выпускается в обращение на рынке при ее соответствии настоящему Техническому регламенту, а также иным техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на нее распространяется.
В соответствии с положением статьи 4 ТР ТС 021/2011 пищевая продукция – это продукты животного, растительного, микробиологического, минерального, искусственного или биотехнологического происхождения в натуральном, обработанном или переработанном виде, которые предназначены для употребления человеком в пищу, в том числе специализированная пищевая продукция, питьевая вода, расфасованная в емкости, питьевая минеральная вода, алкогольная продукция (в том числе пиво и напитки на основе пива), безалкогольные напитки, биологически активные добавки к пище (БАД), жевательная резинка, закваски и стартовые культуры микроорганизмов, дрожжи, пищевые добавки и ароматизаторы, а также продовольственное (пищевое) сырье.
Частью 3 статьи 5 ТР ТС 021/2011 установлено, что пищевая продукция, находящаяся в обращении, в том числе продовольственное (пищевое) сырьё, должна сопровождаться товаросопроводительной документацией, обеспечивающей прослеживаемость данной продукции.
Пищевая продукция, не соответствующая требованиям настоящего технического регламента и (или) иных технических регламентов Таможенного союза, действие которых на неё распространяется, в том числе пищевая продукция с истёкшими сроками годности, подлежит изъятию из обращения участником хозяйственной деятельности (владельцем пищевой продукции) самостоятельно либо по предписанию уполномоченных органов государственного контроля (надзора) государства-члена Таможенного союза (часть 4 статьи 5 ТР ТС 021/2011).
Согласно части 1 статьи 21 ТР ТС 021/2011 оценка (подтверждение) соответствия пищевой продукции, за исключением пищевой продукции, указанной в части 3 настоящей статьи, требованиям настоящего технического регламента и (или) технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции проводится в формах:
1) подтверждения (декларирования) соответствия пищевой продукции;
2) государственной регистрации специализированной пищевой продукции;
3) государственной регистрации пищевой продукции нового вида;
4) ветеринарно-санитарной экспертизы.
Пунктом 12 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. № 55, продавец обязан по требованию потребителя ознакомить его с товарно-сопроводительной документацией на товар, содержащей по каждому наименованию товара сведения об обязательном подтверждении соответствия согласно законодательству Российской Федерации о техническом регулировании (сертификат соответствия, его номер, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или сведения о декларации о соответствии, в том числе ее регистрационный номер, срок ее действия, наименование лица, принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший). Эти документы должны быть заверены подписью и печатью поставщика или продавца (при наличии печати) с указанием его места нахождения (адреса) и телефона.
Согласно части 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2 статьи 26.2 КоАП РФ).
Как следует из материалов дела и предпринимателем не оспаривается, в магазине «Шерлок», принадлежащем предпринимателю, обнаружены для продажи коробочки сосательного табака (снюса) в количестве 98 упаковок 16 наименований.
На реализуемую никотинсодержащую пищевую продукцию представлены сертификаты соответствия:
POCC.RU.HA36.H07067 (Ароматическое изделие на основе мяты FRST «Первый»);
POCC.RU.HA34.H05630 (РОЕК ise cool Жевательная смесь на растительной основе), выданный органом по сертификации продукции ООО «Вега»;
POCC.RU.31578.ОС05.Н01230 (BUZZ mentol light), выданный органом по сертификации продукции ООО «Вега»;
POCC.RU.KO01.H00182 (EPIK the white snow melon №36 Бестабачная смесь), выданный органом по сертификации продукции ООО «Профи-групп»;
POCC.RU.KO01.H00182 (EPIK LIGHT THE WHINT SNOW SWEET MINT №18 Бестабачная смесь), выданный органом по сертификации продукции ООО «Профи-групп»;
РОСС.RU.KO01.H00182 (SIBIR1 №54 Blach Edition Бестабачная смесь), выданный органом по сертификации продукции ООО «Профи-групп»;
РОСС.RU.HA36.1107067 (FLEX Chill Жевательная смесь без содержания табака), выданный органом по сертификации продукции ООО «ТНК», на основании протокола лабораторных испытаний №002/М-02/04/2019 от 02.04.2019, выданный испытательной лабораторией «Орион» ООО «Вега». При этом ООО Вега прекратил свою деятельность 09.11.2018;
POCC.RU.CH29.H00607 (Ckiф portion);
РОСС.RU.I1A34.1105630 (жевательная смесь на растительной основе melon РОЕК STRONG SLIM WHITE PORTION);
РОСС.RU.31578.ОС05.Н01010 (CUBA Жевательная смесь без содержания табака.), выданный органом по сертификации продукции ООО «Вега»;
POCC.RU.CH29.H01231 (DARK FORCE Жевательная смесь без содержания табака. Изготовитель ООО «Дарк Форс»), выданный органом по сертификации продукции ООО «Инженерный центр сертификации и испытаний»;
POCC.RU.AM05.H05878 (ONE DINAMIT (86мг) APRICOT Жевательная смесь без содержания табака);
POCC.RU.31578.OC04.H01325 (Согоnа мята. Бестабачная сосательная смесь), выданный органом по сертификации продукции ООО «СертЦентр» на основании протокола лабораторных испытаний №001/С-08/07/2019 от 08.07.2019 года, выданный испытательной лабораторией «Орион» ООО «Вега»;
POCC.RU.AM05.H02164 (EXTREMELY STRONG ATMOSE CLASSIC PORTION DRY. Пакетики для рассасывания на растительной основе. Производитель ИП ФИО8), выданный органом по сертификации продукции ООО «Центр сертификации и экспертизы «Тверьэкс» на основании протокола испытаний «002/R-l 8/06/19 от 18.06.2019, выданном испытательной лабораторией «Орион» ООО «Вега». При этом ООО Вега прекратил свою деятельность 09.11.2018;
POCC.RU.HA34.H05630 (GOLD DRY Blax MEDIUM Конфеты для рассасывания на растительной основе);
РОСС.RU.31578.ОС05.Н00731 (Corvus Strong Жевательная смесь сухих трав без содержания табака), выданный органом по сертификации продукции ООО «Вега».
Вместе с тем, согласно информации, размещенной на http://old.fsa.gov.ru, данные сертификаты не найдены, в связи с чем административный орган пришел к выводу об отсутствии указанных документов.
Таким образом, предпринимателем в реализацию допускались товары без документов, подтверждающих качество и безопасность товаров.
В соответствии с письмом Роспотребнадзора от 20.12.2019 № 02/17909-2019-27 никотиносодержащая продукция – аналог запрещенного в Российской Федерации снюса, где табак заменен на никотин, не является объектом регулирования ТР ТС 035/2014 «Технический регламент на табачную продукцию». По всем идентификационным признакам, способу применения (жевание, рассасывание), форме выпуска (карамель, леденцы, жевательная резинка и тп. ) указанная продукция относится к пищевой продукции. Выпуск в обращение пищевой продукции без процедуры оценки (подтверждения) соответствия не допускается.
Аналогичные разъяснения содержатся в письме Евразийской экономической комиссии от 20.12.2019. № НВ-3122/1.
Следовательно, обнаруженные в ходе производства по делу об административном правонарушении сосательный табак (снюс) в количестве 16 наименований, относятся к пищевой продукции, в отношении которой обязательно подтверждение соответствия в форме принятия декларации о соответствии; обязательной сертификации.
На реализуемые предпринимателем в магазине «Шерлок» пищевую продукцию сертификат соответствия не представлен. Соответственно, предпринимателем не представлены документы, подтверждающие соответствие указанного продукта требованиям технических регламентов и обязательных требований к продукции.
Факт нарушения предпринимателем указанных законодательных норм, требований технических регламентов и иных обязательных требований подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, в том числе письмами Роспотребнадзора от 20.12.2019 № 02/17909-2019-27, Евразийской экономической комиссии от 20.12.2019 № НВ-3122/1, протоколом об административном правонарушении от 04.03.2020 №81-ЗПП/026-20 и признается предпринимателем.
Таким образом, выявленные нарушения подпадают под признаки нарушений требований, образующих событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно положениям статьи 2.2. КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.
Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
По смыслу приведенных норм, с учетом предусмотренных статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации положений, характеризующих предпринимательскую деятельность, которая осуществляется на свой риск, отсутствие вины предпринимателя предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от лица независящих.
Вина предпринимателя заключается в том, что, осуществляя предпринимательскую деятельность, последний не мог не осознавать противоправный характер совершенного деяния и не предвидеть его вредные последствия, а также имел возможность для соблюдения требований действующего законодательства, однако, не принял все зависящие от нее меры по их соблюдению.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих об отсутствии объективной возможности для соблюдения установленных требований и ограничений, предпринимателем не представлено, из материалов дела наличие таких обстоятельств не следует.
Указанные выше обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях (бездействии) предпринимателя состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о техническом регулировании и прав потребителей составляет один год и на момент вынесения решения не истек.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом не установлено.
Собранные административным органом доказательства являются надлежащими и достаточными для привлечения предпринимателя к ответственности, получены в соответствии с законом, протокол составлен при участии предпринимателя.
Таким образом, процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, влекущих невозможность привлечения предпринимателя к административной ответственности, не допущено.
Доказательства, подтверждающие наличие исключительных обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности совершенного правонарушения (статья 2.9 КоАП РФ) отсутствуют.
Согласно части 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
При назначении административного наказания подлежат учету характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, имущественное и финансовое положение лица, привлекаемого к ответственности, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность (часть 2 и часть 3 статьи 4.1 КоАП РФ).
Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, судом не установлено.
Основания для применения положений статей 2.9 и 4.1.1 КоАП РФ с учетом характера совершенного административного правонарушения, суд не усматривает.
Санкция части 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой.
Согласно части 3 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и пункту 15.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" судом при производстве по делу об административном правонарушении подлежит разрешению вопрос о судьбе изъятой продукции.
Согласно части 1 статьи 3.7 КоАП РФ конфискацией орудия совершения или предмета административного правонарушения является принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей.
В соответствии с частью 3 статьи 3.7 КоАП РФ изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения, изъятых из оборота либо находившихся в противоправном владении лица, совершившего административное правонарушение, по иным причинам и на этом основании подлежащих обращению в собственность государства или уничтожению, не является конфискацией.
В данном случае судом установлено, что не могут находиться в обороте никотинсодержащая пищевая продукция в отсутствие документов, подтверждающих их качество и безопасность. Следовательно, указанная продукция признается опасной для жизни и подлежит уничтожению, конфискация к такой продукции не может быть применена.
Данная позиция изложена в Обзоре практики рассмотрения судами дел об административных правонарушениях, связанных с назначением административного наказания в виде конфискации, а также с осуществлением изъятия из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, вещей и иного имущества в сфере оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, явившихся орудием совершения или предметом административного правонарушения (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.09.2018).
Вещи, изъятые из оборота, подлежат передаче в соответствующие организации или уничтожению (пункт 2 части 3 статьи 29.10 КоАП РФ).
На основании указанного, изъятая при применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении продукция в количестве 16 наименований (98 упаковок) подлежит уничтожению.
Таким образом, суд приходит к выводу об удовлетворении заявления и привлечении предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и наложении административного штрафа в минимальном размере 30 000 рублей.
Пищевую продукцию в количестве 16 наименований, изъятую на основании протокола изъятия вещей и документов (копий документов) от 12.12.2019, изъять из незаконного оборота и направить на уничтожение.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Требование Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Саха (Якутия) в Нерюнгринском районе удовлетворить.
Привлечь Индивидуального предпринимателя ФИО1 (дата рождения: 13.09.1985, место рождения: пос. Серебряный Бор гор. Нерюнгри Республики Саха (Якутия), место жительства: Республика Саха (Якутия), Нерюнгринский улус, <...>, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя 14.05.2013 Инспекцией Федеральной налоговой службы по Нерюнгринскому району Республики Саха (Якутия), ОГРНИП <***>, ИНН <***>) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных, и назначить наказание в виде наложения административного штрафа в сумме 30 000 рублей.
Изъятая при применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении продукция в количестве 98 упаковок возврату индивидуальному предпринимателю ФИО1 не подлежит.
1. FRST Ароматическое изделие на основе мяты FRST «Первый». Производитель: ИП ФИО3, <...>; ТУ 10.89.19-002-0126951683-2019; срок годности 18 месяцев; в количестве 3 упаковок по 13 грамм;
2. РОЕК ise cool Жевательная смесь на растительной основе, употребить до 15.05.2020; в количестве 21 упаковки по 15 грамм;
3. BUZZ mentol light Производитель 125212, ИП ФИО4, Россия, <...>. ТУ 10.89.19-001-0083756485-2019; срок годности 24 месяца; дата изготовления 20.05.2019; в количестве 1 упаковки 15 грамм;
4. EPIK the white snow melon №36 Бестабачная смесь. Производитель ООО «Главтабак», <...>; дата изготовления 18.12.2018; срок годности 3 года; ТУ 10.82.23.121-003-39149008-2018; в количестве 5 упаковок по 18 грамм;
5. EPIK the white snow sweet mint №18 Бестабачная смесь. Производитель ООО «Главтабак», <...>; дата изготовления 12.12.2018; срок годности 4 года; ТУ 10.82.23.121-003-39149008-2018; в количестве 1 упаковки по 22 грамма;
6. SIBIR1 №54 Blach Edition Бестабачиая смесь. Производитель ООО «Главтабак», <...>; дата изготовления 06.06.2019; срок годности 3 года; ТУ 10.82.23.121-003-39149008-2018; в количестве 8 упаковок по 18 грамма;
7. FLEX с разными вкусами. Жевательная смесь без содержания табака. Производитель ООО «Альфа», адрес 109428. <...>. этаж 1а, ком.6; дата изготовления 22.07.2019 - в количестве 5 упаковок по 13 грамм; дата изготовления 19.08.2019 - в количестве 6 упаковок;
8. Ckiф portion. Производитель ООО Рапсодия РФ, <...>; ТУ 10.89.19-001 -0142150584-2018; дата производства 22.02.2019; срок годности до 22.02.2020 - в количестве 6 упаковок по 13 грамм; дата производства 20.02.2019, срок годности до 20.02.2020 – в количестве 3 упаковки по 16 грамм; дата изготовления 01.04.2019 сроком годности до 01.04.2020 - в количестве 1 упаковки весом 16 грамм;
9. РОЕК жевательная смесь на растительной основе. Производитель не указан. Употребить до 17.07.2020 года; в количестве 9 упаковок по 15 грамм;
10. CUBA Жевательная смесь без содержания табака. Изготовитель: ООО Юнисойл, 123112, г. Москва. Наб. Преснейская. 12; ТУ 12.00.19-001-31586399-2018; дата изготовления 09.04.2019; срок годности 12 месяцев - в количестве 7 упаковок по 15 грамм; дата изготовления 28.06.2019, срок годности 12 месяцев - 1 упаковка весом 13 грамм;
11. DARK FORCE Жевательная смесь без содержания табака. Изготовитель: ООО «Дарк Форс», <...>. корп.2; дата изготовления 17.05.2019 года; срок годности 12 месяцев; в количестве 5 упаковок по 15 грамм;
12. ONE Жевательная смесь без содержания табака. Изготовитель: ООО «Фортуна», <...>; дата изготовления 15.09.2019 - 2 упаковки по 15 грамм; дата изготовления 05.09.2019 - 3 упаковки по 15 грамм;
13. Corona Бестабачная сосательная смесь. Производитель ООО «Монлайм», <...>. оф. 4; дата изготовления 01.06.2019; срок годности 3 года; 5 упаковок по 18 грамм;
14. ATMOSE. Пакетики для рассасывания на растительной основе. Производитель: ИП ФИО5; дата изготовления май 2019; годен до мая 2020 года; в количестве 2 упаковки;
15. Blax Конфеты для рассасывания на растительной основе. Производитель: ИП ФИО6, <...>; дата изготовления 15.11.2018; срок годности 18 месяцев; в количестве 2 упаковки по 10 грамм;
16. Corvus Strong Жевательная смесь сухих прав без содержания табака. Производитель ООО «Корвус», Россия, <...>, эт. 1, помещение 10. Дата производства 19.05.2019; срок годности 12 месяцев; в количестве 2 упаковки по 13 грамм;
изъятые на основании протокола изъятия вещей и документов (копий документов) от 12.12.2019, изъять из незаконного оборота и направить на уничтожение.
Разъяснить, что административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления решения о наложении административного штрафа в законную силу. Уплата административного штрафа производится по следующим реквизитам:
Получатель: УФК по РС(Я) (Управление Роспотребнадзора по РС(Я)); л/с <***>; Расчетный счет: № <***> в Отделение НБ Республики Саха (Якутия) г. Якутск; БИК: 049805001; ИНН: <***>; КПП: 143501001; ОКТМО: 98660000 (Нерюнгринский муниципальный район); КБК: 141 1 16 01141 01 9000 140, УИН 14104140079700015614.
В графе «назначение платежа» указать: административный штраф по решению арбитражного суда по делу №А58-1831/2020.
Заверенную копию документа об уплате административного штрафа необходимо представить в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия).
Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления судебного акта о наложении административного штрафа в законную силу.
При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, в законную силу арбитражному суду направить судебный акт в течение трех суток с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
Решение по делу о привлечении к административной ответственности вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение десяти дней после его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Четвертый арбитражный апелляционный суд (г. Чита). Апелляционная жалоба подаётся через Арбитражный суд Республики Саха (Якутия).
Судья Р.И. Эверстова