ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А58-1875/2022 от 16.05.2022 АС Республики Саха (Якутия)


Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)

улица Курашова, дом 28, бокс 8, г. Якутск, 677980, www.yakutsk.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

город Якутск

23 мая 2022 года

Дело № А58-1875/2022

Резолютивная часть решения объявлена 16.05.2022

Мотивированное решение изготовлено 23.05.2022

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Васильевой А.Б., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Васильевой Т.А., рассмотрев в  судебном заседании дело по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Прометей+" (ИНН 1435158362, ОГРН 1051402064691) от 03.03.2022 № б/н к Министерству финансов Республики Саха (Якутия) (ИНН 1435027673, ОГРН 1031402066079) о взыскании 68 139,74 рублей,

третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора – Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия) (ИНН 1435037181, ОГРН 1021401067907),

В судебное заседание явились представители:

от истца: Дураева Н.С. по доверенности от 15.03.2022 б/н, диплом;

от ответчика: не явился, извещен;

от третьего лица: Карлсон Т.Ю. по доверенности от 25.10.2021 б/н, диплом;

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью "Прометей+" обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением от 03.03.2022 № б/н к Министерству финансов Республики Саха (Якутия) о взыскании  задолженности за предоставленные в период с 01.10.2018 по 27.05.2020 коммунальные услуги на объект, расположенный по адресу: город Якутск, улица Каландарашвили, дом 42, квартира 5 в размере 68 139 руб. 74 коп.

Определением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 18.04.2022 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора привлечено Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия) (ИНН 1435037181, ОГРН 1021401067907).

В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело подлежит рассмотрению в отсутствие представителей ответчика.

В материалы дела от третьего лица поступил отзыв.

Судом, поступившие документы приобщены к материалам дела в порядке ст. 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Представитель истца поддерживает заявленные требования.

Представитель третьего лица поддерживает исковые требования.

Суд, исследовав материалы дела, установил следующие обстоятельства.

На основании решения собственников многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Якутск, ул. Каландаришвили, д. 42 общество с ограниченной ответственностью «Прометей+» являлось управляющей организацией, что подтверждается протоколом от 28.04.2006.

Нанимателем жилого помещения по адресу: г. Якутск, ул. Каландаришвили, д. 42, кв. 5. на основании ордера от 09.03.1986 являлся Петухов М.А., который умер 21.10.2019.

Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 25.01.2011 по делу № 2-462-11 лишены родительских прав Шевелева О.А., Петухов М.А., за несовершеннолетним Петуховым Д.М. сохранено право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: г. Якутск, ул. Каландаришвили, д. 42, кв. 5.

 Распоряжением заместителя главы городского округа «Город Якутск» от 19.06.2015 № 1916зр  несовершеннолетний Петухов Д.М.  признан оставшимся без попечения родителей, устроен в детское образовательное учреждение.

Согласно справке ГБУ РС (Я) «Хангаласский центр помощи детям-сиротам, оставшимся без попечения родителей» от 06.07.2021 № 401 Петухов Д.М. с 29.06.2015 по 29.12.2018 являлся воспитанником МБУ «Мохсоголлохский центр помощи детям-сиротам, оставшимся без попечения родителей».

Согласно справке ФГБПОУ «Каргатское специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа» от 06.07.2021 Петухов Д.М. находился в ФГБПОУ «Каргатское специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа». Досрочное прекращение пребывания планировалось на август 2021 года.

Истец, указывая, что в период осуществления своей деятельности истцом понесены расходы, понесенные по оплате поставщикам услуг энергоснабжающим организациям за содержание жилого помещения с 01.10.2018 по 27.05.2020 в размере 68 139 руб. 74 коп., обратился в суд с настоящим иском.

Ответчик с иском не согласился, указал в отзыве, что является ненадлежащим ответчиком.

Третье лицо с исковыми требованиями истца согласилось.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают, в том числе из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.

Государством принимаются определенные социальные меры, направленные на поддержку отдельных категорий граждан, в том числе путем установления льгот.

В силу пункта 24 части 4 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-Фз «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета) относится, в том числе, решение вопросов: социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и т.д., в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи, организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Закон N 159-ФЗ) предусмотренные названным Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

            На территории Республики Саха (Якутия) вопросы социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на территории Республики Саха (Якутия) урегулированы Законом Республики Саха (Якутия) от 15.12.2012 1154-З N 1201-IV "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Закон № 1201-IV).

Согласно части 3 статьи 8 Закона N 1201-IV дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющиеся нанимателями или членами семей нанимателей жилых помещений по договорам социального найма либо собственниками жилых помещений, на время пребывания под надзором в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нахождения на воспитании в приемных семьях, обучения по очной форме в образовательных организациях профессионального образования, прохождения военной службы по призыву освобождаются от платы за жилое помещение и коммунальные услуги (кроме случая сдачи указанными лицами или их законными представителями жилых помещений в поднаем).

Порядок и условия освобождения от внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, регулируется постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 26 мая 2020 г. № 138 «Об утверждении Положения о порядке и условиях освобождения от внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в Республике Саха (Якутия)» (далее - Положение).

Указанное Положение вступило в силу с 28.05.2020 (даты официального опубликования).

Задолженность за коммунальные услуги по жилому помещению по адресу: г. Якутск, ул. Каландаришвили, д. 42, кв. 5 за период 28.05.2020 по 30.06.2021 взыскана решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 19.11.2021 по делу № А58-5700/2021.

До 28.05.2021  правовой механизм реализации части статьи 8 Закона N 1201-IV на территории Республики Саха (Якутия), в том числе источник финансирования и порядок его исполнения разработан не был.

Вместе с тем, отсутствие порядка финансирования для выплаты субсидий по оплате жилого помещения детям-сиротам, а также условий возмещения расходов не может служить непреодолимым препятствием для разрешения данных вопросов, если от этого зависит реализация конституционных прав и законных интересов граждан. При этом отсутствие бюджетного финансирования не может явиться основанием для возложения расходов, связанных с предоставлением льгот, на управляющую организацию за счет ее собственных средств.

В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Таким образом, расходы истца, понесенные в связи с предоставлением льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, квалифицируются судом как убытки.

 В силу положений статей 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

В случаях, когда в соответствии с законом причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы (статья 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В силу подпункта 24 пункта 2 статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан семей, имеющих детей.

Согласно части 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации  главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию.

Согласно пункту 3.56 Положения N 315 Министерство финансов Республики Саха (Якутия) является государственным органом исполнительной власти, имеющим право представлять интересы казны Республики Саха (Якутия) в судах различных инстанций и юрисдикции, исполняет решения суда, предусматривающие взыскание средств за счет казны Республики Саха (Якутия).

Из статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено настоящим Кодексом.

В силу своего статуса Министерство финансов Республики Саха (Якутия) является главным распорядителем бюджетных средств Республики Саха (Якутия).

Довод ответчика о том, что надлежащим ответчиком является Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия), поскольку оно согласно государственной программе Республики Саха (Якутия) "Социальная поддержка граждан в Республике Саха (Якутия) на 2018-2022 годы", утвержденной Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 30.11.2017 N 2235, является ответственным исполнителем данной программы, отклоняется, поскольку предметом настоящего спора является взыскание убытков за счет казны субъекта Российской Федерации, а в соответствии с действующим законодательством по таким искам ответчиком является главный распорядитель бюджетных средств.

 В рассматриваемом случае Министерство финансов Республики Саха (Якутия) является органом, уполномоченным представлять интересы публично-правового образования (ответчика по делу).

Размер причиненных истцу убытков подтверждается представленными в материалы дела доказательствами.

На основании изложенного, требование истца подлежит  удовлетворению.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы истца по уплате государственной пошлины в сумме 2726 руб. подлежат возмещению ответчиком.

Настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет».

По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  арбитражный суд

РЕШИЛ:

исковые требования удовлетворить.

Взыскать с Республики Саха (Якутия) в лице Министерства финансов Республики Саха (Якутия) (ИНН 1435027673, ОГРН 1031402066079) за счет средств казны Республики Саха (Якутия) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Прометей+" (ИНН 1435158362, ОГРН 1051402064691) 68 139 руб. 74 коп., а также расходы по государственной пошлине в размере 2726 рублей.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно –  телекоммуникационной сети Интернет http://yakutsk.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда – http://4aas.arbitr.ru.

Судья

                       А.Б. Васильева