Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)
ул. Курашова, 28, г. Якутск, 677980, тел.: (411-2) 34-05-80, факс: (411-2) 42-05-32, E-mail: info@yakutsk.arbitr.ru, www.yakutsk.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
город Якутск Дело №А58-1915/11
07 июня 2011 года
Судья Столбов В.В., действующий от имени Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) , рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Прокуратуры города Якутска (административный орган ) о привлечении Индивидуального предпринимателя Поповой Натальи Юрьевны (лицо, привлекаемое к административной ответственности ) к административной ответственности, с участием представителя прокурора Хайровой М.С. (удостоверение ТО №087875), при ведении протокола судебного заседания в соответствии с частью 4 статьи 155 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации секретарем судебного заседания Евсеевой М.В.,
установил:
на разбирательство дела, осуществляемое в судебном заседании, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не явилось.
в соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, извещенного о времени и месте судебного заседания согласно расписке от 02.06.11 о вручении копии определения от 01.06.11., а также публичному размещению 01.06.11 на официальном сайте суда в сети «Интернет» указанного определения суда.
Административный орган обратился в суд 25.03.11 с заявлением от 23.03.11 №6-2011/08, принятым судом к производству 25.03.11, о привлечении Индивидуального предпринимателя Поповой Натальи Юрьевны к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – Кодекс) за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, отзыв не представило.
Административным органом в лице Заместителя прокурора города Якутска Орлова А.Ю. по результатам рассмотрения материалов проверки по факту нарушения лицом, привлекаемым к административной ответственности, лицензионных требований при осуществлении дошкольной образовательной деятельности возбуждено дело об административном правонарушении по части 4 статьи 14.1 Кодекса согласно постановлению от 23.03.11, без номера. Согласно имеющемуся в материалах дела объяснению Заместителя прокурора города Якутска Порцевского Е.Н. в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от 23.03.11 допущена опечатка, индивидуальный предприниматель Попова Наталья Юрьевна подлежит привлечению к ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса, а не по части 4 статьи 14.1 Кодекса.
Как следует из указанного постановления лицом, привлекаемым к административной ответственности, совершено административное правонарушение по части 2 статьи 14.1 Кодекса.
Обстоятельства правонарушения выразились в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, осуществляет дошкольную образовательную деятельность в виде методического сопровождения детей в среде Монтессори без лицензии.
Данный факт подтверждается имеющимися в деле договорами об оказании платных услуг от 01.09.10, без номера, заключенными с Ремезовой О.И., Антоновой Н.А., Павловой Л.В., расписанием группы "3+", утвержденным 15.03.11.
Постановление административного органа о возбуждении дела об административном правонарушении от 23.03.11, без номера, содержит отметки о разъяснении прав и обязанностей, о получении копии постановления, подпись, а также имеет приложенное объяснение лица, привлекаемого к административной ответственности.
В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии со статьей 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации прокурор вправе возбудить дело о любом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации (часть 1). О возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 настоящего Кодекса (часть 2).
Постановление об административном правонарушении от 23.03.11, без номера, вынесено Заместителем прокурора городя Якутска Орловым А.Ю. и содержит все необходимые сведения, указанные в статье 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 2 статьи 14.1 Кодекса осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
В соответствии с примечанием к статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не предусмотрено иное.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» особенности лицензирования образовательной деятельности устанавливаются федеральными законами, регулирующими отношения в указанной сфере деятельности.
Согласно части 1 статьи 33.1 Закона Российской Федерации "Об образовании" (далее – Закон об образовании)лицензирование образовательной деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Лицензированию подлежит образовательная деятельность образовательных учреждений, научных организаций или иных организаций по образовательным программам (часть 2).
Положение о лицензировании образовательной деятельности утверждается Правительством Российской Федерации (часть 3). Так, во исполнение данного положения Правительством Российской Федерации утверждено Положение о лицензировании образовательной деятельности (далее - Положение о лицензировании).
В соответствии с преамбулой Закона об образовании под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).
Согласно пункту 1 статьи 12 Закона об образовании образовательный процесс представляет собой реализацию одной или нескольких образовательных программ и (или) обеспечивающих содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Форма указанных документов определяется самим образовательным учреждением или самой научной организацией.
Согласно статье 18 Закона об образовании для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений.
Дошкольные учреждения относятся к образовательным учреждениям на основании подпункта 1 пункта 4 статьи 12 Закона об образовании.
Пункт 3 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.08 №666 (далее – Типовое положение) устанавливает, что дошкольное образовательное учреждение – тип образовательного учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования.
Согласно пункту 21 Типового положения содержание образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении определяется образовательной программой дошкольного образования, разрабатываемой, принимаемой и реализуемой им самостоятельно в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, и с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей.
Пунктом 6 статьи 33 Закона об образовании, пунктом 18 Типового положения установлено, что право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации, возникают у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения).
Согласно сведениям, содержащихся в выписке из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 25.03.11, основным видом экономической деятельности лица, привлекаемого к административной деятельности, является дошкольное образование (предшествующее начальному общему образованию).
Как следует из материалов дела, между лицом, привлекаемым к административной деятельности, 01.09.10 заключены договоры об оказании платных услуг с Ремезовой О.И., Антоновой Н.А., Павловой Л.В (л.д. 9-11). Имеющиеся в деле договора являются идентичными по форме и содержанию.
Согласно пункту 1.1. указанных договоров предметом договоров об оказании платных услуг является проведение исполнителем методического сопровождения ребенка в среде Монтессори в группе "3+". Условиями договора установлен также размер оплаты и сроки оплаты за оказание услуг.
В материалах дела имеются копии приходных кассовых ордеров, подтверждающих внесение платы за оказание услуг (л.д. 12-13). Данный факт свидетельствует об осуществлении платной деятельности.
Кроме того, факт осуществления дошкольной образовательной деятельности подтверждается расписанием группы "3+", утвержденным 15.03.11 (л.д. 14), согласно которому ежедневно с 10 часов 00 минут до 11 часов 30 минут в группе "3+" проводятся занятия "Среда Монтессори".
Согласно приложению к рекомендациям "О специализациях по специальностям среднего педагогического образования", утвержденным письмом Министерства образования Российской Федерации от 03.06.02 №18-52-1146ин/18-28 развитие детей дошкольного возраста по методу М.Монтессори относится к дошкольному образованию.
Таким образом, материалами дела подтверждено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, обеспечивая методическое сопровождение детей дошкольного возраста в среде Монтессори осуществляет дошкольную образовательную деятельность, требующую лицензирования.
Из вышеизложенного следует, что, лицо, привлекаемое к административной ответственности, будучи зарегистрированным в качестве предпринимателя, фактически осуществляя методическое сопровождение в среде Монтессори, обязано иметь специальное разрешение (лицензию) для законного осуществления дошкольной образовательной деятельности.
Следовательно, обнаруженное при проверке осуществления лицом, привлекаемым к административной ответственности, предпринимательской деятельности правонарушение является осуществлением предпринимательской деятельности без обязательного специального разрешения (лицензии).
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 Кодекса не пропущен.
На основании изложенных обстоятельств и приведенных норм права суд приходит к выводам о том, что имелись:
событие административного правонарушения, то есть совершение лицом, привлекаемым к административной ответственности, противоправного виновного деяния в виде осуществления предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии);
факт совершения по неосторожности административного правонарушения;
полномочия административного органа по вынесению постановления об административном правонарушении от 23.03.11, без номера;
основание для вынесения постановления о возбуждении дела об административном производстве от 23.03.11, без номера, выразившееся в обнаружении прокурором достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, совершенного лицом, привлекаемым к административной ответственности.
При таких обстоятельствах суд считает, что:
совершение лицом противоправного виновного деяния влечет административную ответственность, предусмотренную частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и свидетельствует о наличии достаточного основания для привлечения к административной ответственности;
заявление подлежит удовлетворению.
Индивидуального предпринимателя Попову Наталью Юрьевну следует привлечь на основании статьи 4.1, части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к административной ответственности в виде наложения штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией указанной статьи, то есть размере 4.000руб.
Руководствуясь статьями 167-170,176,206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд:
Р Е Ш И Л :
Привлечь индивидуального предпринимателя Попову Наталью Юрьевну (родилась 02.05.65 в городе Черногорске Красноярского края, зарегистрирована по адресу: Республика Саха (Якутия), город Якутск, улица Дзержинского, дом 13, корпус 3, квартира 31, зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя за основным государственным регистрационным номером записи о государственной регистрации 307143529700053, свидетельство от 24.10.07 серия 14 №001426062) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде наложения административного штрафа в размере 4.000 рублей.
Сумма административного штрафа подлежит зачислению по следующим реквизитам (Наименование получателя платежа: Управление Федерального казначейства по Республике Саха (Якутия) (Прокуратура Республики Саха (Якутия); ИНН 1435058287; КПП 143501001; КБК 41511690010000140; ОКАТО 98401000000; Номер счета получателя платежа: 40101810100000010002; Наименование банка: ГРКЦ НБ Республика Саха (Якутия) Банка России г. Якутск; БИК 049805001).
Судья В.В. Столбов