ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А58-1963/12 от 24.05.2012 АС Республики Саха (Якутия)

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)

  ул. Курашова, 28, г. Якутск, 677980, тел.: (411-2) 34-05-80, факс: (411-2) 42-05-32, E-mail: info@yakutsk.arbitr.ru, www.yakutsk.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

город Якутск Дело № А58-1963/2012

29 мая 2012 года

Резолютивная часть решения оглашена 24 мая 2012 года.

Полный текст решения изготовлен 29 мая 2012 года.

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи
 Шевелева В.В.,,   при ведении протокола секретарем судебного заседания Слепцовым Н.П., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Саха (Якутия) к открытому акционерному обществу "Якутзооветснаб" (ИНН 1435037576, ОГРН 1051402109032) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

на разбирательство дела, осуществляемое в судебном заседании, явились представители: административного органа – Старкова А.И. по доверенности от 25.04.2012 № УФС-НА-03/1380, Акимова К.Д. по доверенности от 18.01.2012 № УФС-НА-03/89; ОАО «Якутзооветснаб» - Савина Е.И. по доверенности от 24.04.2012, Необутов А.И. по доверенности от 24.04.2012, Макаров В.И. – генеральный директор.

Административный орган обратился в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением о привлечении ОАО «Якутзооветснаб» к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

ОАО «Якутзооветснаб» возражает против заявленного требования, возражения мотивированы тем, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, кроме того при проведении проверки нарушены нормы Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном параграфом 1 главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле суд установил.

На основании приказа № 64 от 02 февраля 2012 года административным органом проведена плановая выездная проверка ОАО «Якутзооветснаб» по вопросам соблюдения обязательных требований законодательства Российской Федерации в области ветеринарии и в сфере обращения лекарственных средств, предназначенных для животных.

По результатам плановой выездной проверки составлен акт проверки б/н от 22 марта 2012 года. Проведенной проверкой установлено:

1) в нарушение статей 57,58, части 1 статьи 59 Федерального закона «Об обращении лекарственных средств» на момент проверки 29.03.2012 на хранении для реализации в теплом складе имелись лекарственные средства с истекшими сроками годности;

2) в нарушение пункта 12 Правил хранения лекарственных средств, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23.08.2010 № 706н, хранение лекарственных средств с истекшими сроками годности осуществлялось совместно с другими лекарственными средствами. Специально выделенная и обозначенная (карантинная) зона для хранения лекарственных средств с истекшим сроком годности отсутствует;

3) в нарушение статьи 58 Федерального закона «Об обращении лекарственных средств» и пунктов 3,4 Правил хранения лекарственных средств, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23.08.2010 № 706н, в помещениях для хранения лекарственных средств не поддерживаются определенные температура и влажность воздуха;

4) в нарушение статьи 58 Федерального закона «Об обращении лекарственных средств» и пункта 5 Правил хранения лекарственных средств, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23.08.2010 № 706н, внутренняя отделка стен и потолков в помещениях для хранения лекарственных средств имеет значительные повреждения, что не допускает возможность проведения влажной уборки;

5) в нарушение пункта 1 статьи 52, пункта 1 статьи 55, пункта 1 статьи 58 Федерального закона «Об обращении лекарственных средств», пункта 47 статьи 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» осуществлялась розничная торговля лекарственными средствами без лицензии в аптечном магазине «Ветеринарная защита XXI» по адресу: г. Якутск, ул. Лермонтова, 62/2.

23 марта 2012 года государственным инспектором Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Республики Саха (Якутия) составлен протокол об административном правонарушении № 07-242.

В протоколе об административном правонарушении событие административного правонарушения отражено, как осуществление предпринимательской деятельности без лицензии на осуществление фармацевтической деятельности на объекте – аптечный магазин «Ветеринарная защита XXI век», принадлежащий ОАО «Якутзооветснаб», по адресу: г. Якутск, ул. Лермонтова, д. 62/2.

Протокол об административном правонарушении в присутствии генерального директора ОАО «Якутзооветснаб» Макарова В.И., последний отказался подписать протокол об административном правонарушении, о чем имеется соответствующая отметка в протоколе.

В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 3 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.06 № 16, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору осуществляет лицензирование фармацевтической деятельности в части деятельности, осуществляемой в сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения.

Положением о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 327, установлено, что Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим отнесенные к ее ведению функции, в том числе функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии (пункт 1).

В соответствии с пунктом 4 Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 327, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

В соответствии с частью 3 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2, 3 и 4 статьи 14.1, настоящего Кодекса, вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением условий лицензий, в пределах компетенции соответствующего органа.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что протокол об административном правонарушении составлен надлежащим должностным лицом.

В соответствии с частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

В соответствии с подпунктом 47 пункта 1 статьи 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» и пункта 33 части 1 статьи 4 Федерального закона «Об обращении лекарственных средств» подлежит лицензированию фармацевтическая деятельность - деятельность, включающая в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов.

ОАО «Якутзооветснаб» имеет лицензию № 14-08-2-000001 от 27 августа 2008 года на осуществление фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств, предназначенных для животных. Место нахождение и место осуществление лицензируемого вида деятельности: г. Якутск, п. Б.Марха, ул. Заимка, 4.

Согласно Положению о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 №1081, фармацевтическая деятельность включает работы и услуги в сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения:

- оптовая торговля лекарственными средствами для ветеринарного применения;

- хранение лекарственных средств для ветеринарного применения;

- хранение лекарственных препаратов для ветеринарного применения;

- перевозка лекарственных средств для ветеринарного применения;

- перевозка лекарственных препаратов для ветеринарного применения;

- розничная торговля лекарственными препаратами для ветеринарного применения;

- отпуск лекарственных препаратов для ветеринарного применения;

- изготовление лекарственных препаратов для ветеринарного применения.

Пунктом 2 статьи 3 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» определено понятие лицензии, под которой понимается специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.

В силу пункта 8 статьи 3 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» место осуществления отдельного вида деятельности, подлежащего лицензированию (далее - место осуществления лицензируемого вида деятельности), - объект (помещение, здание, сооружение, иной объект), который предназначен для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении, соответствует лицензионным требованиям, принадлежит соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности либо ином законном основании, имеет почтовый адрес или другие позволяющие идентифицировать объект данные. Место осуществления лицензируемого вида деятельности может совпадать с местом нахождения соискателя лицензии или лицензиата.

В соответствии с пунктами 1,2 статьи 18 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензия подлежит переоформлению в случае изменения адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности. До переоформления лицензии в случаях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, лицензиат вправе осуществлять лицензируемый вид деятельности, за исключением его осуществления по адресу, не указанному в лицензии.

Из указанных норм Закона о лицензировании следует, что лицензия выдается на вид деятельности, а не на объект (место), на котором осуществляется эта деятельность.

Следовательно, в действиях ОАО «Якутзооветснаб» отсутствует событие административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Типовая форма распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 3 статьи 14 Федерального «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» заверенные печатью копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля вручаются под роспись должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю одновременно с предъявлением служебных удостоверений.

Согласно пункту 12 статьи 9 Федерального «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» о проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

Между тем, ОАО «Якутзооветснаб» получило копию приказа от 02.02.2012 № 64 о проведении плановой выездной проверки 27.02.2012, что подтверждается соответствующей отметкой на приказе (л.д.13) и акте проверки от 22.03.2012 (л.д. 16), проверка проведена также с 27.02.2012.

Приложенные к материалам дела отчеты об отправке факсимильных сообщений от 20.02.2012 (л.д. 15), суд не принимает в качестве доказательства направления копии приказа от 02.02.2012 № 64 о проведении плановой выездной проверки, поскольку из указанных отчетов невозможно определить, какие именно документы 20 февраля 2012 года были направлены ОАО «Якутзооветснаб», а отметки на приказе и акте проверки свидетельствуют об обратном.

В соответствии с частями 1,2 статьи 14 Федерального «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.

К грубым нарушениям относится, в том числе и нарушение требований, предусмотренных частью 12 статьи 9 настоящего Федерального закона.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о незаконности проведения плановой проверки в отношении ОАО «Якутзооветснаб», проведенной с нарушением порядка, предусмотренном частью 12 статьи 9 Федерального «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Учитывая, что проверка проведена с нарушением Федерального «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», составленный по ее результатам протокол нельзя признать допустимым законным доказательством по делу об административном правонарушении.

На основании изложенных норм права и фактических обстоятельств дела суд отказывает в удовлетворении заявленного требования.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

в удовлетворении заявленного требования отказать.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней в Четвертый арбитражный апелляционный суд с момента его принятия.

Судья

В.В. Шевелев