ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А58-1995/09 от 17.07.2009 АС Республики Саха (Якутия)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Якутск Дело № А58-1995/2009

24 июля 2009г.

Резолютивная часть решения объявлена 17 июля 2009г. Полный текст решения изготовлен 24 июля 2009г.

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)   в составе судьи Устиновой А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью Нефтяная компания «СИБОЙЛ» к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, на стороне заявителя - Общества с ограниченной ответственностью «Сервис-Ойл», Закрытого акционерного общества Нефтяная компания «Якол», Общества с ограниченной ответственностью группа компаний «Стройнефтетранс» о признании недействительными в части решения от 03.02.2009г. (резолютивная часть оглашена 20.01.2009г.) по делу № 02-143/08А, предписания от 20.01.2009г. № 02-143/08А, составив протокол в соответствии с ч. 3 ст. 155 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с участием представителей заявителя: Скрябиной С.В. по доверенности от 05.03.2009г. № 83/09, УФАС: Емельяновой Л.В. по доверенности от 23.03.2009г., ООО «Сервис-Ойл»: не явились, извещены (уведомление от 09.07.2009г. о вручении телеграммы), ЗАО НК «Якол»: не явились, извещены (уведомление от 10.07.2009г. о вручении телеграммы), ООО ГК «Стройнефтетранс»: не явились, извещены (уведомление от 13.07.2009г. о вручении телеграммы), установил:

Общество с ограниченной ответственностью Нефтяная компания «СИБОЙЛ» - далее Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением с учетом дополнения от 08.05.2009г. о признании недействительными частично решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) - далее Управления от 03.02.2009г. (резолютивная часть решения оглашена 20.01.2009г.) по делу № 02-143/08А в части признания ООО НК «СИБОЙЛ» нарушившим пункт 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» посредством установления и поддержания цен на нефтепродукты до уровня цен ОАО «Саханефтегазсбыт» на локальном рынке реализации нефтепродуктов через АЗС на территории МО «Город Якутск» (пункт 2 решения) и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 20.01.2009г. № 02-143/08А о прекращении нарушений антимонопольного законодательства в части предложения ООО НК «СИБОЙЛ» прекратить согласованные действия на рынке розничной реализации нефтепродуктов города Якутска по установлению и поддержанию цен на нефтепродукты до уровня цен ОАО «Саханефтегазсбыт» и совершить следующим действия, направленные на обеспечение конкуренции и устранение последствий нарушения антимонопольного законодательства (пункт 2 предписания).

В обоснование заявленного требования Общество ссылается на то, что решение и предписание УФАС являются незаконными в оспариваемой части по основаниям – наличие дополнительного дохода и установление цен выше необходимых расходов не может подтверждать наличие согласованных действий; повышение цен вслед за одним из наиболее крупных конкурентов не является необходимым условием для получения дополнительных доходов, оно может привести к снижению прибыли за счет снижения оборачиваемости товара; Управление не представило достаточных, достоверных и относимых доказательств наличия согласованных действий в виде информационного обмена об обстоятельствах установления цены нефтепродуктов; Общество в июле-августе 2008г. произвело повышение цен на всех своих АЗС, а не только на локальном рынке МО гор. Якутска, по розничной реализации нефтепродуктов; вывод Управления о том, что Общество произвело повышение цен до уровня ОАО «Саханефтегазсбыт» не соответствует действительности; Управление не доказало отсутствие обстоятельств, в равной мере влияющих на всех хозяйствующих субъектов на товарном рынке – до рассматриваемого периода, в котором произошло повышение цен, наблюдалось стабильное повышение цен на нефтепродукты как у российских производителей, так и на мировых рынках, Общество представило Управлению доказательства того, что у его поставщиков произошло повышение цен; Общество не отрицает факт того, что ориентируется на цены ОАО «Саханефтегазсбыт», но указанное не свидетельствует о согласованных действиях с ОАО и (или) с другими лицами; вывод Управления о том, что Общество цену на нефтепродукты устанавливает выше необходимых расходов не основан на фактических обстоятельствах; проведенный Управлением анализ отчета о прибылях и убытках Общества за 9 месяцев 2008г. не основан на фактических данных; динамика цен в течение 2008г. не подтверждает утрату Обществом независимости и самостоятельности в формировании ценовой политики – представленная динамика розничных цен за 2008 год не подтверждает предсказуемость в поведении участников рынка; Управлением не обосновано единообразие в действиях лиц, обвиненных в согласованных действиях на рынке; Общество имело объективные причины повышения цен.

Управление считает заявление не подлежащим удовлетворению по основаниям, указанным в отзыве от 07.04.2009г. (том 1, л.д. 78 – 98), отзыве на дополнение Общества (том 6, л.д. 43 – 49) и дополнении к отзыву на дополнение Общества (том 6, л.д. 50 - 53).

Общество с ограниченной ответственностью «Сервис-Ойл», Закрытое акционерное общество Нефтяная компания «Якол», Общество с ограниченной ответственностью группа компаний «Стройнефтетранс», привлеченные определением суда от 16.04.2009г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заявителя, отзывы и пояснения по существу заявленного требования Общества и возражений Управления в суд не представили.

Судом установлены обстоятельства дела.

Управлением по результатам проведенного мониторинга цен на нефтепродукты на 2008 год в границах города Якутска (том 5, л.д. 58 – 85), анализа динамики роста выявлено, что рост цен на нефтепродукты на АЗС города Якутска по всем поставщикам нефтепродуктов (на локальном рынке реализации нефтепродуктов через АЗС на территории МО «Город Якутск» осуществляют деятельность 5 хозяйствующих субъектов: ОАО «Саханефтегазсбыт», ЗАО НК «Якол», ООО «Сервис-ойл», ООО «Стройнефтетранс», ООО НК «СИБОЙЛ») в период с 25.07.2008г. по 04.08.2008г. осуществлялся последовательно, повышение цен по дизельному топливу по поставщикам произошло в течение 10 дней, по АИ-95 – в течение 5 дней, по АИ-92 – одновременно, имеются признаки согласованных действий между ООО НК «СИБОЙЛ», ЗАО НК «Якол», ООО «Сервис-ойл», ООО «Стройнефтетранс», направленных на поддержание цен при реализации нефтепродуктов при различном формировании себестоимости, такие как действия совершены на одном товарном рынке города Якутска, действия во временных масштабах совершены одновременно и синхронно, действия имели одинаковую направленность на поддержание цен на нефтепродукты до уровня цены ОАО «Саханефтегазсбыт», получение дополнительного дохода при отсутствии на то объективных причин.

Приказом Управления от 28.10.2008г. № 189 возбуждено дело № 02-143/08А о нарушении антимонопольного законодательства и создана Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, в том числе Обществом с ограниченной ответственностью Нефтяная компания «СИБОЙЛ» по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Определением Комиссии Управления от 28.10.2008г. дело № 02-143/08А назначено к рассмотрению на 10.11.2008г.

Определениями Комиссии Управления от 10.11.2008г., от 09.12.2008г., от 29.12.2008г. в связи с необходимостью получения и исследования позиций лиц, участвующих в деле, дополнительных доказательств и документов, заключения экспертов рассмотрение дела № 02-143/08А отложено соответственно на 09.12.2008г., на 29.12.2008г., на 20.01.2009г., лицам, участвующим в деле, в том числе ООО НК «СИБОЙЛ» предложено в установленные сроки представить определенную информацию и документы.

Комиссией Управления 20.01.2009г. принято решение по результатам рассмотрения дела № 02-143/08А о нарушении антимонопольного законодательства (решение изготовлено в полном объеме 03.02.2009г.), пунктом 2 которого ООО НК «СИБОЙЛ», ООО «Сервис-ойл», ЗАО НК «Якол», ООО ГК «Стройнефтетранс» признаны нарушившими пункт 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» посредством установления и поддержания цен на нефтепродукты до уровня цен ОАО «Саханефтегазсбыт» на локальном рынке реализации нефтепродуктов через АЗС на территории МО «Город Якутск», пунктом 5 которого Комиссия решила выдать ООО НК «СИБОЙЛ», ЗАО НК «Якол», ООО ГК «Стройнефтетранс», ООО «Сервис-ойл» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Комиссией Управления 03.02.2009г. выдано предписание от 20.01.2009г. № 02-143/08А о прекращении антимонопольного законодательства, пунктом 2 которого ООО НК «СИБОЙЛ», ООО «Сервис-ойл», ЗАО НК «Якол», ООО ГК «Стройнефтетранс» предписано прекратить согласованные действия на рынке розничной реализации нефтепродуктов города Якутска по установлению и поддержанию цен на нефтепродукты до уровня цен реализации нефтепродуктов ОАО «Саханефтегазсбыт» и совершить следующие действия, направленные на обеспечение конкуренции и устранение последствий нарушения антимонопольного законодательства: в течение двух недель с момента получения предписания представить в Управления ФАС по РС (Я) на согласование обоснования и расчеты розничных цен на реализуемые нефтепродукты (автомобильные бензины, дизельное топливо) на рынке реализации нефтепродуктов гор. Якутска с учетом самостоятельной ценовой политики, формируя цену розничной реализации нефтепродуктов исходя из суммы необходимых для реализации этих товаров расходов и прибыли; в течение семи дней после получения согласия Управления ФАС по РС (Я) обеспечить указанное установление розничных цен и представить в Управление ФАС по РС (Я) документы, подтверждающие исполнение ООО НК «СИБОЙЛ», ООО «Сервис-Ойл», ЗАО НК «Якол», ООО ГК «Стройнефтетранс» требований пункта 2.1. настоящего предписания.

Вышеуказанные решение и предписание соответственно в части признания ООО НК «СИБОЙЛ» нарушившим пункт 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» посредством установления и поддержания цен на нефтепродукты до уровня цен ОАО «Саханефтегазсбыт» на локальном рынке реализации нефтепродуктов через АЗС на территории МО «Город Якутск» (пункт 2 решения) и в части предложения ООО НК «СИБОЙЛ» прекратить согласованные действия на рынке розничной реализации нефтепродуктов города Якутска по установлению и поддержанию цен на нефтепродукты до уровня цен ОАО «Саханефтегазсбыт» и совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции и устранение последствий нарушения антимонопольного законодательства (пункт 2 предписания) оспариваются Обществом.

Дело рассматривается в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, рассмотрев доводы Общества, возражения Управления, суд приходит к следующим выводам.

Пункт 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» устанавливает запрет на соглашение между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок.

Согласованными действиями в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» признаются действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, которые удовлетворяют в совокупности условиям:

1) результат таких действий соответствует интересам каждого из указанных хозяйствующих субъектов только при условии, что их действия заранее известны каждому из них;

2) действия каждого из указанных субъектов вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке. Такими обстоятельствами, в частности, могут быть изменение регулируемых тарифов, изменение цен на сырье, используемое для производства товара, изменение цен на товар на мировых товарных рынках, существенное изменение спроса на товар в течение не менее чем одного года или в течение срока существования соответствующего товарного рынка, если такой срок составляет менее чем один год.

Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 30 от 30.06.2007г. разъяснено, что при анализе вопроса о том, являются ли действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке согласованными (статья 8 Закона о защите конкуренции), арбитражным судам следует учитывать, что согласованность действий может быть установлена и при отсутствии документального подтверждения наличия договоренности об их совершении. Вывод о наличии одного из условий, подлежащих установлению для признания действия согласованными, а именно: о совершении таких действий было заранее известно каждому из хозяйствующих субъектов, может быть сделан исходя из фактических обстоятельств их совершения. Например, о согласованности действий, в том числе прочих обстоятельств, может свидетельствовать тот факт, что они совершены различными участниками рынка относительно единообразно и синхронно при отсутствии на то объективных причин.

Как следует из материалов дела, основанием для возбуждения дела № 02-143/08А о нарушении антимонопольного законодательства явились данные еженедельного мониторинга, проводимые Управлением в соответствии с приказом ФАС России № 73 от 19.03.2007г., о росте цен на нефтепродукты (том 5, л.д. 58 – 85).

Согласно данным мониторинга рост цен на нефтепродукты на АЗС гор. Якутска по всем поставщикам нефтепродуктов в период с 25 июля по 4 августа 2008г. осуществлялся последовательно, что подтверждается данными таблиц № 1-3 (том 2, л.д. 3, 5, 7) и диаграмм № 1-3 (том 2, л.д. 4, 6, 8), в которых приведена динамика роста цен на нефтепродукты на территории МО гор. Якутска, анализ данных которых указывает на однонаправленность, единообразность и синхронность действий хозяйствующих субъектов, которые привели к близким и ожидаемым результатам.

Управлением по результатам анализа данных проводимого мониторинга и динамики роста цен на нефтепродукты на АЗС гор. Якутска установлена следующая последовательность повышения цен на АЗС хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную реализацию нефтепродуктов:

- повышение цен по дизельному топливу произошло в течение 10 дней - с 25.07.2008г. в ОАО «Саханефтегазсбыт» стоимость дизельного топлива за 1 литр – 37, 20 рублей, с 25.07.2008г. в ООО «Сервис-Ойл» - 33, 40 рублей, с 04.08.2008г. в ООО НК «Сибойл» - 35рублей, с 25.07.2008г. в ООО ГК «Стройнефтетранс» - 37 рублей;

- повышение цен по АИ-95 произошло в течение 5 дней - с 25.07.2008г в ОАО «Саханефтегазсбыт» стоимость АИ-95 за 1 литр – 33, 20 рублей, с 28.07.2008г. в ООО НК «Сибойл» - 33 рубля, с 30.07.2008г. в ЗАО НК «Якол» - 33 рубля, с 25.07.2008г. в ООО ГК «Стройнефтетранс» - 33, 40 рублей;

- повышение цен по АИ-92 произошло одновременно - с 25.07.2008г. в ОАО «Саханефтегазсбыт» стоимость АИ-92 за 1 литр – 31, 30 рублей, с 25.07.2008г. в ООО НК «Сибойл» - 32 рубля, с 25.07.2008г. в ООО «Сервис-Ойл» - 31рубль, с 25.07.2008г. в ООО ГК «Стройнефтетранс» - 31, 50 рублей.

Розничная реализация нефтепродуктов на локальном рынке реализации нефтепродуктов через АЗС на территории МО гор. Якутска представляет собой деятельность по перепродаже нефтепродуктов, приобретенных у перепродавцов (дилеров), закупающих нефтепродукты у заводов-изготовителей нефтепродуктов. В связи с этим одним из самых существенных обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты, осуществляющих розничную реализацию нефтепродуктов, являются: цена перепродавцов (дилеров), закупающих нефтепродукты у заводов-изготовителей нефтепродуктов, которая составляет до 80 % цены розничной реализации нефтепродуктов; транспортные тарифы, налоговые условия ведения хозяйственной деятельности.

Материалами дела (копии договоров, приложений, спецификаций к ним, счетов фактур) подтверждается, что у всех хозяйствующих субъектов, в отношении которых производился мониторинг роста цен на нефтепродукты на АЗС гор. Якутска разные поставщики нефтепродуктов. Поставщиками нефтепродуктов для ООО НК «СИБОЙЛ» являются ЗАО «ТПК «Эль-Порт» (том 2, л.д. 151, 153, 155), ЗАО «НафтаСиб-Иркутск» (том 2, л.д. 152, том 3, л.д. 16), ИП Попов А.Н. (том 3, л.д. 25), ИП Волошин А.В. (том 3, л.д. 20 -21).

Управление в оспариваемом решении установило соотношение даты установления новой цены и предшествующего приобретения объема нефтепродуктов по видам (том 2, л.д. 38 – 40), соотношение доходов от новой цены реализации нефтепродуктов (том 2, л.д. 40), и пришло к выводу о том, что принятый порядок определения доходов (необходимые расходы и прибыль по торговой и снабженческо – сбытовой деятельности) при установлении цен в период с 25.07.2008г. по 04.08.2008г. обеспечил поддержание цены на рынке реализации нефтепродуктов и получение дополнительных доходов (том 2, л.д. 40).

Из оспариваемого решения следует, что Комиссия Управления установила, что цены на нефтепродукты у хозяйствующих субъектов устанавливаются выше необходимых расходов.

Из материалов дела следует, что Общество расходы на услуги ОАО «Саханефтегазсбыт» по договору на прием и хранение нефтепродуктов № 22 от 01.01.2008г. включает в цену дважды: при определении цены, как отдельный расход, а также при определении надбавки по снабженческо-сбытовой деятельности; расходы по потерям топлива в пути в цену включает дважды: при определении цены, как отдельный расход, а также при определении надбавки по снабженческо-сбытовой деятельности; расходы по потерям топлива в пути приняты выше норм естественной убыли нефтепродуктов при приеме, хранении, отпуске и транспортированию, утвержденных Госснаба СССР от 26.03.1986г. № 40, что составляет от 0, 21 руб/л до 0, 28 руб/л в зависимости от вида нефтепродуктов (том 2, л.д. 96).

Довод Общества о том, что практически в отношении всех приобретаемых нефтепродуктов несет расходы по приему и хранению нефтепродуктов на Якутской нефтебазе ОАО «Саханефтегазсбыт» не соответствует заключенным договорам поставки нефтепродуктов ООО НК «Сибойл».

Согласно договорам Общество поставку нефтепродуктов осуществляет по двум схемам: нефтепродукты поставляются водным фрахтом до пристани Жатай, то есть нефтепродукты поступают на Якутскую (Покровскую) нефтебазу, при этом цена нефтепродуктов в договорах указывается в точке поставке с учетом транспортных расходов (железнодорожных и водных) и других расходов поставщиков нефтепродуктов; нефтепродукты поставляются до станции Алдан, при этом цена нефтепродуктов в договорах указывается в точке поставке с учетом железнодорожных расходов, далее автотранспортом нефтепродукты поставляются в г. Якутск.

Таким образом, расходы на приемку и хранение нефтепродуктов у ООО НК «Сибойл» в соответствии со схемой поставок возникают в гор. Якутске на нефтебазах ОАО «Саханефтегазсбыт» (Якутская, Покровская) и в Алдане на нефтебазе ООО «Прогресс» или ОАО «Саханефтегазсбыт» (Томмотская нефтебаза).

Общество не представило подтверждающие документы (счета-фактуры) о произведенных расходах по приемке и хранению нефтепродуктов на Якутской нефтебазе ОАО «Саханефтегазсбыт», следовательно, Общество не все нефтепродукты хранило на Якутской нефтебазе ОАО «Саханефтегазсбыт» в первом полугодии 2008г.

Счета-фактуры о произведенных расходах на приемку и хранение нефтепродуктов за первое полугодие 2008г. представлены по Покровской, Томмотской нефтебазе ОАО «Саханефтегазсбыт» на сумму 693, 17 тыс. рублей с НДС, выставленные по основному договору с ОАО «Саханефтегазсбыт» (том 6, л.д. 5 – 14).

Счет-фактура о произведенных расходах по хранению нефтепродуктов за первое полугодие 2008г. в г. Алдане представлен по ООО «Прогресс» на сумму 4 636, 76 тыс. рублей с НДС (том 6, л.д. 18).

Счет-фактура о произведенных расходах по приемке нефтепродуктов за первое полугодие 2008г. в г. Алдане представлен по ИП «Суховеров В.Ф.» на сумму 59, 2 тыс. рублей (том 6, л.д. 17).

Таким образом, расходы по приемке и хранению нефтепродуктов Общество подтвердило на сумму 5 793, 08 тыс. рублей в соответствии с вышеуказанными счетами-фактурами.

Между тем, Общество по статье расходов «Прием, переработка, хранение» указало расходы в размере 9 423, 96 тыс. рублей (том 2, л.д. 96).

В издержки обращения включены следующие расходы: ЖД тариф; переработка цистерн; прием, переработка, хранения ГСМ; услуг по переработке контейнеров, вагонов.

Издержки обращения Общество подтвердило счетами-фактурами на сумму 6 105, 88 тыс. рублей, в том числе: расходы на приемку и хранение нефтепродуктов – 5 793, 08 тыс. рублей (услуги ОАО «Саханефтегазсбыт» и ООО «Прогресс») и возмещение услуг по возврату порожных цистерн - 312, 8 тыс. рублей (том 6, л.д. 15 – 16).

Расходы по ЖД тарифу и услуги по переработке контейнеров, вагонов не подтверждены счетами-фактурами (по договорам расходы по ЖД тарифу включаются в цену приобретения нефтепродуктов, расходы по переработке контейнеров, вагонов не относятся к расходам по реализации нефтепродуктов).

Таким образом, Общество не представило документы, подтверждающие, что расходы по приему и хранению нефтепродуктов не включает дважды в цену реализации нефтепродукты: счета-фактуры по приему и хранению нефтепродуктов на Якутской нефтебазе всех приобретаемых нефтепродуктов; расходы по приему и хранению нефтепродуктов в составе снабженческо-сбытовой надбавки подтверждены на сумму 6 105, 88 тыс. рублей с учетом услуг по приемке и хранению нефтепродуктов ОАО «Саханефтегазсбыт»; цена нефтепродуктов по представленным договорам включает в себя затраты на проведение приемо-складских операций на Якутской нефтебазе.

Согласно пункту 7 статьи 254 НК РФ к материальным расходам для целей налогообложения приравниваются потери от недостачи и (или) порчи при хранении и транспортировке материально-производственных запасов в пределах норм естественной убыли, утвержденных в порядке, установленном Правительством РФ.

Нормы естественной убыли при приеме, хранении, отпускеутверждены постановлением Госснаба СССР от 26.03.1986г. № 40, и составляют по произведенным расчетам ОАО «Саханефтегазсбыт» 1%.

Таким образом, в соответствии с НК РФ в цене реализации нефтепродуктов потери от недостачи и (или) порчи при хранении и транспортировке нефтепродуктов включаются в пределах норм естественной убыли, то есть в размере 1%.

Обществом представлен приказ № 89 от 26.07.2008г. (том 3, л.д. 13), в котором установлено, что в связи с большими потерями АИ-95, прибывшего 26.07.2008г. водным транспортом установлена норма потерь нефтепродуктов в размере 2 процента. Между тем, ссылка на указанную причину является несостоятельной, так как договор № 92-И-06 поставки АИ-95 водным транспортом подписан 31.07.2008г. (том 3, л.д. 22).

Обществом не представлены документы, подтверждающие потери нефтепродуктов.

Таким образом, Обществом не представлены документы, подтверждающие, что в цену реализации нефтепродуктов Общество не включает дважды расходы по потерям топлива в пути (при хранении и транспортировке).

Из материалов дела следует, что расчет цен реализации по всем видам нефтепродуктов был произведен Управлением по аналогии с расчетом цен по АИ-95.

Общество не представило расчет цен реализации по всем видам нефтепродуктов с подтверждающими документами о произведенных расходах на его реализацию.

Довод Общества о том, что наличие дополнительного дохода и установление цен выше необходимых расходов не могут подтверждать наличие согласованных действий судом отклоняется по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что наличие дополнительного дохода и установление цен выше необходимых расходов Обществом Комиссией Управления рассматривался как квалифицирующий признак осуществления согласованных действий, так как получение дополнительного дохода соответствуют интересам каждого из хозяйствующих субъектов, поскольку способствуют их экономическим интересам в получении дополнительной прибыли, вызванной ситуацией ценового сговора в которой отсутствует альтернативные предложения по цене, кроме тех рамок, которые установили данные компании.

Управлением анализ отчета о прибылях и убытках Общества за 9 месяцев 2008г. не производился, расчет дополнительных доходов ООО НК "Сибойл" в результате нарушения антимонопольного законодательства произведен на основании расчета цены реализации нефтепродуктов, месячных объемов реализации бензина, дизельного топлива, учитывая данные бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках за 9 месяцев 2008г.

О том, что действия заранее известны каждому хозяйствующему субъекту, осуществляющему согласованные действия, свидетельствуют установленные Управлением факты одновременности, синхронности, одинаковой направленности на поддержание цен на нефтепродукты до уровня цен ОАО «Саханефтегазсбыт» на локальном рынке нефтепродуктов города Якутска при отсутствии на то объективных причин – компании приобретали нефтепродукты у различных перекупщиков (дилеров), закупающих нефтепродукты у заводов-изготовителей нефтепродуктов, что подтверждается имеющимися в материалах дела договорами, счетами-фактурами, спецификациями; договоры на приобретение нефтепродуктов заключались в разные периоды времени; имелись остатки нефтепродуктов (том 2, л.д. 105); отсутствовал существенный рост тарифов железнодорожного транспорта и других обязательных платежей (налоги, сборы), данные факты указывают на согласованность действий между хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на рынке розничной реализации автомобильного бензина и дизельного топлива.

Каждому из участников заранее известно, что установление поддержание цен на нефтепродукты до уровня цен ОАО «Саханефтегазсбыт» на локальном рынке нефтепродуктов города Якутска в его предприятии повлечет за собой в результате взаимного влияния и экономической выгоды каждому, повышение цен другого.

Повторное поведение достигается без какого-либо письменного соглашения, и информационного обмена об обстоятельствах установления цены нефтепродуктов, поскольку является прямым следствием осознания предприятиями влияния своих действий одного на другое.

Комиссией Управления на основании расчета цены реализации нефтепродуктов к приказам Общества № 81 от 25.07.2008г. (том 3, л.д. 11), № 86 от 26.07.2008г. (том 3, л.д. 12), № 99 от 02.08.2008г. (том 3, л.д. 14), месячных объемов реализации бензина А-76, А-80, АИ-92, АИ-95, дизельного топлива за 2008 год (с августа по октябрь), бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках за 9 месяцев 2008г. (том 2, л.д. 107 – 110), представленным Обществом установлено, что дополнительные доходы Общества в результате нарушения антимонопольного законодательства, в части превышения необходимых расходов, составили сумму в размере 2 784, 4 тыс. рублей (том 2, л.д. 97).

Довод Общества о том, что повышение цен было произведено на всех АЗС, а не только на локальном товарном рынке МО города Якутска является не относимым к рассмотренному Управлением делу № 02-143/08А и подлежит отклонению.

Определение согласованных действий, содержащееся в части 1 статьи 11 Федерального закона «О защите конкуренции» указывает на действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке. То есть согласованность действий хозяйствующих субъектов определяется на соответствующем для каждого случая товарном рынке.

Согласно пункту 4 статьи 4 Федерального закона « О защите конкуренции» товарный рынок – сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность или целесообразность отсутствуют за ее пределами.

Из материалов дела следует, что признаки нарушения пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона «О защите конкуренции» выявлены Управлением посредством анализа данных проводимого Управлением мониторинга цен на нефтепродукты в г. Якутске.

Таким образом, суд считает, что по делу № 02-143/08А о нарушении антимонопольного законодательства в качестве товарного рынка, на котором осуществляются согласованные действия хозяйствующих субъектов – нефтяных компаний, реализующих нефтепродукты на АЗС, рассмотрен локальный рынок реализации нефтепродуктов через АЗС на территории МО «Город Якутск».

Довод Общества о том, что вывод Управления о повышении цен до уровня ОАО «Саханефтегазсбыт» не соответствует действительности, также подлежит отклонению судом.

Согласно оспариваемому решению Общество признано нарушившим пункт 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ посредством установления и поддержания цен на нефтепродукты до уровня цен ОАО «Саханефтегазсбыт» на локальном рынке реализации нефтепродуктов через АЗС на территории МО гор. Якутск.

Как следует из материалов дела, оспариваемое решение не содержит вывода об абсолютной идентичности цен на нефтепродукты, установленных Обществом и иными хозяйствующими субъектами и цен на нефтепродукты ОАО «Саханефтегазсбыт».

В решении использована формулировка «установление и поддержание цен до уровня цен ОАО «Саханефтегазсбыт».

Как указано выше, оспариваемое решение основано на установлении таких обстоятельств как единообразность, синхронность, однонаправленность, предсказуемость индивидуального поведения формально независимых субъектов и скоординированность хозяйствующих субъектов, сознательно ставящих свое поведение в зависимость от поведения других участников рынка.

Согласованные действия являются моделью группового поведения хозяйствующих субъектов, состоящего из повторяющихся (аналогичных) действий, которые не обусловлены внешними условиями функционирования соответствующего товарного рынка, и замещающей конкурентные отношения между ними сознательной кооперацией, нанося ущерб потребителям.

Довод Общества о том, что Управление не доказало отсутствие обстоятельств, в равной мере влияющих на всех хозяйствующих субъектов на товарном рынке опровергается материалами дела.

Из материалов дела следует, что Управлением полностью исследованы все составляющие цен на нефтепродукты, в том числе, изучены цена приобретения нефтепродуктов по договорам приобретения нефтепродуктов, страхование, расходы на транспортировку, потери топлива в пути, оплата процентов за кредит, снабженческо-сбытовая и торговая надбавка, установлено, что спрос на нефтепродукты является стабильным из года в год, Общество подтвердило отсутствие экспорта и импорта нефтепродуктов, таким образом, общее состояние конъюнктуры цен на мировых рынках не имеет влияния на деятельность Общества.

Как следует из приказов о повышении цен на нефтепродукты (том 3, л.д. 11, 12, 14) основанием для повышения цен явилось повышение отпускных цен на нефтепродукты на заводах-изготовителях.

Между тем, в материалах дела отсутствуют договоры приобретения нефтепродуктов, дата заключения которых относится к периоду с 25.07.2008г. по 04.08.2008г., более того, договоры представленные Обществом Управлению датированы периодом времени до 25.07.2008г. или после 04.08.2008г. (том 2, л.д. 156, том 3, л.д. 17, том 2, л.д. 152, том 2, л.д. 153).

Таким образом, суд считает, что повышение цен напрямую не связано с заключением договоров на приобретение нефтепродуктов, повышение цен в период с 25.07.2008г. по 04.08.2008г. на АЗС Общества одновременно и синхронно с другими хозяйствующими субъектами, действующими на данном товарном рынке вслед за повышением цен ОАО «Саханефтегазсбыт», может быть объяснено только согласованностью действий Общества с другими хозяйствующими субъектами, предполагающей скоординированные и направленные действия хозяйствующих субъектов, сознательно ставящих свое поведение в зависимость от поведения других участник рынка.

Из заявления Общества следует, что оно не отрицает, что ориентируется на цены ОАО «Саханефтегазсбыт».

Факт того, что Общество узнает об изменении цен ОАО «Саханефтегазсбыт» по факту их установления на АЗС не может быть доказательством отсутствия согласованных действий между Обществом и иными хозяйствующими субъектами – согласованность действий усматривается не в факте информированности Общества о предстоящем изменении цен на АЗС ОАО «Саханефтегазсбыт», а в согласованности действий Общества и других нефтяных компаний по одновременному и синхронному установлению отпускных цен на нефтепродукты на принадлежащих им АЗС (по дизельному топливу в течение 10 дней, по АИ-92 в один день, по АИ-95 в течение 5 дней) на уровне цен на нефтепродукты на АЗС ОАО «Саханефтегазсбыт».

Согласно пункту 7 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции» конкуренция – это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Отказ Общества от самостоятельных действий на товарном рынке в результате согласования своих цен на товарном рынке является одним из основных признаков ограничения конкуренции, содержащейся в пункте 7 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции».

Таким образом, суд считает, что довод Общества о вероятной не конкурентоспособности Общества в случае повышения цены в результате повышения затрат, без ориентирования на цены ОАО «Саханефтегазсбыт» не имеет правовых оснований.

Довод Общества о том, что отказ от самостоятельной ценовой политики может быть установлен лишь при неоднократности одинаковых поведений субъектов рынка не имеет правовых оснований.

В пункте 17 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции» при описании признаков ограничения конкуренции применена формулировка «отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке».

В описании вышеуказанных признаков ограничения конкуренции, также в статье 8 Федерального закона «О защите конкуренции», содержащей определение согласованных действий, не содержатся требования или условия их квалификации в виде «неоднократности одинакового поведения».

Федеральный закон «О защите конкуренции» не требует наличия «неоднократности одинакового поведения» при квалификации согласованных действий хозяйствующих субъектов, обязательным является совокупность только следующих условий: результат таких действий соответствует интересам каждого из указанных хозяйствующих субъектов только при условии, что их действия заранее известны каждому из них; действия каждого из указанных хозяйствующих субъектов вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке.

Оспариваемое решение Управления вынесено по причине того, что действия Общества и иных нефтяных компаний по повышению цены на нефтепродукты на АЗС гор. Якутска в период с 25 июля по 4 августа 2008г. сопряжены с отказом хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке и определением общих условий обращения товара на товарном рынке в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, и совершенные ими действия по повышению цены на нефтепродукты содержат в себе указанные признаки ограничения конкуренции. Каждый из указанных хозяйствующих субъектов может легко отслеживать действия другого хозяйствующего субъекта и взаимно влиять друг на друга. Повторное поведение достигается без какого-либо письменного соглашения, поскольку является прямым следствием осознания предприятиями влияния своих действий одного на другое. Каждому из участников заранее известно, что установление поддержание цен на нефтепродукты до уровня цен ОАО «Саханефтегазсбыт» на локальном рынке нефтепродуктов города Якутска в его предприятии повлечет за собой в результате взаимного влияния и экономической выгоды каждому, повышение цен другого, действия одного хозяйствующего субъекта вызваны действиями других хозяйствующих субъектов. Согласованность действий в рассматриваемом деле достигается путем повторения действий одного хозяйствующего субъекта следом за другим хозяйствующим субъектом. Действия каждой из нефтяных компаний по одновременному повышению и поддержанию цен в период с 25 июля по 4 августа 2008г. является негласной скоординированной ценовой политикой.

Федеральный закон «О защите конкуренции» не содержит требований к квалификации согласованных действий только с условием повторения этих действий в периоде времени, условием является повторение действий хозяйствующих субъектов друг за другом, без указания необходимого определенного временного периода. Таким образом, буквальное толкование статьи позволяет сделать вывод о том, что установление согласованных действий не требует доказывания периодичности совершения хозяйствующими субъектами действий, квалифицируемых, как согласованные.

Периодом времени, в рамках которого Управлением были рассмотрены признаки совершения согласованных действий и хозяйствующие субъекты признаны нарушившими пункт 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» посредством установления и поддержания цен на нефтепродукты до уровня цен ОАО «Саханефтегазсбыт» на локальном рынке реализации нефтепродуктов через АЗС на территории МО «Город Якутск», относительное единообразие и синхронность (пункт 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2008г. № 30 - как возможное свидетельство согласованных действий) в том числе, является период с 25 июля по 4 августа 2008г.

Таким образом, динамика розничных цен в 2008 году, содержащаяся в таблицах 1, 2, 3 решения не является доказательством отсутствия согласованных действий, так как динамика цен на нефтепродукты в 2008 году в предмет рассматриваемых согласованных действий по делу № 02-143/08А не включалась.

Причины повышения цен Общества, указанные в пункте 6 дополнения к заявлению (том 5, л.д. 109) не имеют прямых доказательств обусловленности и взаимосвязи именно с периодом времени с 25 июля по 4 августа 2008г.

Обществом не приведены доказательства того, что пополнение оборотных средств для гашения кредитов, пополнение оборотных средств для восполнения средств, отвлеченных во внеоборотные средства, решение вопросов, связанных с ростом в 3 квартале объема процентов за кредит в связи с увеличением объема кредитных средств (получены новые кредиты и не полностью погашены старые) было возможно только в период с 25 июля по 4 августа 2008г. путем повышения цены на реализуемые нефтепродукты.

С учетом вышеизложенного и исследованных в судебном заседаний доказательств, представленных антимонопольным органом, суд приходит к выводу о том, что действия Общества и иных нефтяных компаний являются согласованными, относительно синхронными и единообразными, совершены на одном товарном рынке, осуществлены хозяйствующими субъектами при отсутствии объективных причин, направленных по установлению и поддержанию одинаковых цен на бензин и дизельное топливо в указанный антимонопольным органом период проведения анализа деятельности указанных компаний.

Кроме того, суд считает, что косвенным доказательством наличия согласованных действий нефтяных компаний может служить тот факт, что привлеченные к участию в деле, в качестве третьих лиц, Общества не представили в суд никаких письменных пояснений, возражений и т.д. по существу заявленного требования Общества, не заявили самостоятельные требования относительно предмета спора, ООО ГК «Стройнефтетранс» совершение согласованных действий не отрицает и произвел уплату административного штрафа, предусмотренного за совершение согласованных действий.

Исходя из изложенного суд приходит к выводу о том, что оспариваемые решение и предписание Управления соответствуют требованиям законодательства о защите конкуренции, не нарушают прав и законных интересов ООО НК «Сибойл» в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, доводы Общества подлежат отклонению, с учетом изложенного суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требования Общества полностью.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленного требования Общества с ограниченной ответственностью Нефтяная компания «СИБОЙЛ» о признании недействительными в части решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 03.02.2009г. (резолютивная часть оглашена 20.01.2009г.) по делу № 02-143/08А, предписания от 20.01.2009г. № 02-143/08А отказать.

Решение суда может быть обжаловано в месячный срок в Четвертый арбитражный апелляционный суд.

Решение может быть обжаловано в двухмесячный срок со дня вступления в законную силу обжалуемого решения в Федеральный Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.

Решение может быть пересмотрено в порядке надзора в Высшем Арбитражном суде Российской Федерации в трехмесячный срок со дня вступления в законную силу последнего судебного акта, принятого по данному делу, если исчерпаны другие имеющиеся возможности для проверки в судебном порядке законности указанного акта.

Судья А.Н. Устинова