Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)
ул. Курашова, 28, г. Якутск, 677980, тел.: (411-2) 34-05-80, факс: (411-2) 42-05-32, E-mail: a58-asrs@sakhanet.ru, www.yakutsk.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
город Якутск
23 июня 2011 года
Дело № А58-2015/2011
Резолютивная часть решения объявлена 17.06.2011
Мотивированное решение изготовлено 23.06.2011
Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Семеновой У.Н, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ивановой З.И., рассмотрев в судебном заседании дело исковому заявлению муниципального унитарного предприятия «Жилсервис» городского округа (ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес: ул.Северная, 29, п.Жатай г Якутск Республики Саха (Якутия), 677902) к открытому акционерному обществу «Саханефтегазсбыт» (ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес: ул.Чиряева, 3, г. Якутск Республики Саха (Якутия), 677000) о взыскании 247 640,81 руб.
при участии в заседании:
от истца: ФИО1 –по доверенности от 05.05.2011 № 30;
от ответчика: ФИО2 –по доверенности от 31.12.2010 № 07-08/1264.
Муниципальное унитарное предприятие «Жилсервис» ГО Жатай обратилось в Арбитражный суд РС (Я) с иском к открытому акционерному обществу «Саханефтегазсбыт» о взыскании 247 640,81 руб. за сверхлимитное водопотребление в 2008-2009 годах по контракту от 01.01.2008 № 37 на отпуск питьевой воды и прием сточных вод.
Ответчик заявил ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительного пояснения к отзыву на исковое заявление от 22.03.2011, копию письма от 01.11.2010 № 09-2081, расчеты расхода воды за 2008 и 2009.
Истец не возражает на ходатайство ответчика о приобщении к материалам дела дополнительных документов.
Истец заявил ходатайство о приобщении к материалам дела дополнения к возражению на отзыв от 31.05.2011, копий приказов.
Ответчик не возражает на приобщение представленных истцом документов к материалам дела.
Суд, руководствуясь ст. 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, определяет приобщить к материалам дела представленные сторонами документы.
Истец пояснил, что приказы от 17.03.2008 № 38-ДП, от 02.02.2009 № _21_ДП подписаны, не опубликованы.
Истец поддерживает исковые требования в полном объеме.
Ответчик с исковыми требованиями не согласен.
Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей сторон, суд
УСТАНОВИЛ:
01.01.2008 и 01.01.2009 между ОАО «Саханефтегазсбыт» и Муниципальным унитарным предприятием «Жилсервис» Городского округа «Жатай» (далее МУП «Жилсервис» ГО «Жатай») заключены контракты № 37 и № 19-ВК/5 на отпуск питьевой воды и прием сточных вод, согласно которых МУП «Жилсервис» ГО «Жатай» обязалось круглосуточно с учетом технической возможности предприятия оказывать обеспечение питьевой водою (ГОСТ Р-51232-98) ОАО «Саханефтегазсбыт» согласно запрошенных лимитов, но, не превышая лимитов, утвержденных постановлением Правительства № 387 от 31.08.2006; оказать услуги по пропуску и очистке сточных вод в размере установленного лимита, а ОАО «Саханефтегазсбыт» обязалось установить на всех узлах учет получаемой воды (водомеры), и оплачивать по показаниям водомеров.
Договор от 01.01.2008 №37 был подписан с протоколом согласования разногласий (л.д.23 т.2).
В соответствии с пунктом 2.2.1 контрактов ответчик обязался с учетом своих технических возможностей круглосуточно отпускать абоненту питьевую воду (ГОСТ Р-51232-98) в пределах установленного ему лимита (нормативной потребности) водопотребления и принимать от абонента сточные воды в пределах установленного ему лимита (нормативной потребности) водоотведения при условии соблюдения абонентом своих обязательств, определенных в п.2.2.2 настоящего контракта.
За сверхлимитное водопотребление производится оплата в 5-ти кратном размере в соответствии с Постановлением Совета министров РСФСР от 25.05.1983 N 273, за сверхлимитное водоотведение - в 2-х кратном размере в соответствии с постановлением правительства Российской Федерации от 31.12.1995 № 1310 (пункт 6.11 контрактов).
Посчитав, что в период январь, февраль, март, сентябрь, ноябрь, декабрь 2008 года, и за январь, февраль, апрель 2009 года объем водопотребления (водоотведения) абонента превысил объемы, установленные контрактами, МУП «Жилсервис» ГО «Жатай» обратился в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с настоящим иском.
Ответчик с иском не согласен по основаниям изложенным в отзыве.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, доводы и возражения сторон, установив обстоятельства спора, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований на основании нижеследующего.
Между сторонами настоящего спора сложились отношения по поводу оказания услуг по водоснабжению и водоотведению.
В силу пункта 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
По правилам пункта 1 статьи 5444 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 2 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть водой, применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547), если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию; договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
Фактический объем полученной от истца питьевой воды ответчик не оспаривает.
Стороны не оспаривают, наличие фактического присоединения сетей истца к сетям ответчика, и что услуги по водопотреблению и водоотведению фактически были оказаны.
Стороны не оспаривают, что ответчик является промышленным предприятием, в оспариваемый период осуществлял по ставку горячей воды населению и бюджетным учреждениям, а также истцу.
Отношения сторон в сфере пользования централизованными системами водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов также регламентированы Правилами N 167 утвержденными Постановлением Правительства РФ № 167 от 12.02.1999г. (далее правила № 167), подлежащие обязательному применению к спорным правоотношениям в соответствии с пунктом 3 вышеуказанной статьи.
Согласно пункту 1 Правил лимит водопотребления- это установленный абоненту органом местного самоуправления предельный объем отпущенной (полученной) питьевой воды.
Пунктом 58 Правил N 167 установлено, что лимиты водопотребления и водоотведения абонентам устанавливаются органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом: фактических мощностей систем водоснабжения и канализации; необходимости первоочередного удовлетворения нужд населения в питьевой воде и отведении бытовых сточных вод; соблюдения лимитов забора питьевой воды и сброса сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, установленных организации водопроводно-канализационного хозяйства водохозяйственными и природоохранными органами; проведения абонентом мероприятий по рациональному использованию питьевой воды, сокращению сброса сточных вод и загрязняющих веществ; баланса водопотребления и водоотведения абонента.
Инструкция по лимитированию и регулированию отпуска питьевой воды промышленным предприятиям утверждена приказом Министерства жилищно- коммунального хозяйства РСФСР от 03.02.1984 №65 (далее Инструкция №65 от 03.02.1984). Пунктом 26 данной инструкции предусмотрено, что лимит отпуска питьевой воды промышленному предприятию устанавливается в кубических метрах в месяц.
Пунктом 3 Инструкции №65 от 03.02.1984 установлено, что настоящая Инструкция регламентирует порядок разработки, согласования и утверждения лимитов на отпуск питьевой воды промышленным предприятиям, а также регулирование режима их водопотребления в течение суток. Инструкция призвана активно способствовать обеспечению наиболее эффективного, научно обоснованного использования питьевой воды, потребляемой промышленными предприятиями из систем коммунального водоснабжения. Согласно пункту 4 Инструкции №65 от 03.02.1984 цель лимитирования - упорядочение на основе нормирования и контроля всех видов расходования питьевой воды промышленными предприятиями путем сокращения и исключения ее нерационального использования и потерь с тем, чтобы, в конечном итоге, довести объем отпуска воды промышленным предприятиям до уровня рациональной потребности в ней на хозяйственно - питьевые и коммунально - бытовые нужды рабочих и служащих, занятых на производстве, а также на технологические процессы, в которых необходимо использование воды питьевого качества.В соответствии с пунктом 5 Инструкции №65 от 03.02.1984 задачами лимитирования отпуска воды промышленным предприятиям являются: сокращение отпуска питьевой воды на технические нужды промышленных предприятий и организаций; обоснование и расчет предельного количества воды, необходимого для обеспечения работоспособности технологического водопотребляющего оборудования в заданном заводом - изготовителем режиме; выявление технологического оборудования или технологических процессов, где возможно исключение или сокращение использования воды питьевого качества за счет применения повторно - оборотных схем водоснабжения, использования воды технического качества или перехода на безводные технологические процессы; разработка организационно - технических мероприятий, направленных на устранение утечек и сокращение нерационального использования воды; организация объективного инструментального учета водопотребления для предприятия в целом, отдельных цехов или отдельных технологических процессов или оборудования.Пунктом 6 Инструкции №65 от 03.02.1984 установлено, что руководствуясь настоящей Инструкцией, а также утвержденными Минжилкомхозом РСФСР «Правилами технической эксплуатации систем водоснабжения и водоотведения населенных мест» и Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации, утвержденными министром жилищно - коммунального хозяйства РСФСР, предприятия ВКХ устанавливают промышленным предприятиям лимиты и режимы отпуска воды, осуществляют контроль за их соблюдением, выявляют промышленные предприятия, не соблюдающие установленные им лимиты и режимы отпуска воды, контролируют разработку и выполнение промышленными предприятиями мероприятий по сокращению нерационального использования и потерь воды. Согласно пункту 7 Инструкции №65 от 03.02.1984 лимитирование отпуска воды промышленным предприятиям производится на основе решения исполкома местного Совета народных депутатов. Решение должно определять юридические взаимоотношения заинтересованных сторон (предприятий ВКХ, с одной стороны, и промышленных предприятий - с другой), категории промышленных предприятий, подлежащих лимитированию, и порядок лимитирования. Решение должно обязывать администрацию промышленных предприятий по согласованию с предприятием ВКХ разрабатывать и осуществлять меры, обеспечивающие рациональное использование воды.В соответствии с пунктом 8 Инструкции №65 от 03.02.1984 предприятие ВКХ в соответствии с решением исполкома местного Совета народных депутатов определяет перечень промышленных предприятий, подлежащих лимитированию, а также сроки их установления. Перечень промышленных предприятий должен составляться исходя из общего объема водопотребления каждого из них и расхода воды на технические цели, долю которой этот объем составляет в суммарном объеме подачи воды в город и с учетом местных условий (территориальное расположение конкретного промышленного предприятия по отношению к общей схеме водоснабжения, условия водообеспечения прилегающих районов, режима работы промышленных предприятий и режима расходования ими воды и др.).Пунктом 9 Инструкции №65 от 03.02.1984 установлено, что при установлении лимитов следует учитывать производственную мощность системы водоснабжения, необходимость первоочередного обеспечения водой населения и коммунально - бытовых предприятий, а также рациональную потребность в воде каждого конкретного промышленного предприятия.Согласно пункту 10 Инструкции №65 от 03.02.1984 отпуск воды промышленным предприятиям из систем коммунального водоснабжения производится соответствующим предприятием ВХК только при наличии договора, заключаемого между ними. Договор заключается в соответствии с Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации.В соответствии с пунктом 11 Инструкции №65 от 03.02.1984 к договору, заключенному предприятием ВКХ с промышленным предприятием, на отпуск воды должны быть приложены: расчет водохозяйственного баланса, обосновывающий количество и качество потребной предприятию воды; структурная схема водоснабжения предприятия; план организационно - технических мероприятий, направленных на сокращение объемов водопотребления, с указанием срока реализации мероприятий и должностных лиц, ответственных за их выполнение.Пунктом 12 Инструкции №65 от 03.02.1984 установлено, что предприятие ВКХ обязано: контролировать правильность расчетов водохозяйственных балансов, представленных промышленными предприятиями, а при необходимости - проводить дополнительное обследование промышленных предприятий; устанавливать лимиты и режимы отпуска воды промышленным предприятиям и представлять их на утверждение в местные Советы народных депутатов; контролировать соответствие фактического водопотребления промышленными предприятиями установленным лимитам и при сверхлимитном потреблении взимать с них в установленном порядке повышенную плату; контролировать выполнение промышленными предприятиями плана организационно - технических мероприятий и при необходимости информировать местные Советы народных депутатов о ходе их выполнения; требовать при необходимости организации учета расхода воды внутри промышленного предприятия; осуществлять методическую и консультативную помощь промышленным предприятиям по технологии обработки оборотных и повторно используемых вод, организации учета воды, проведению лабораторного контроля и анализов воды, по совершенствованию схем использования питьевой воды на технические нужды и др.; вносить в местные Советы народных депутатов предложения о переводе промышленных предприятий на снабжение водой технического качества, повторное использование воды от близлежащих предприятий, кооперации систем водоснабжения нескольких промышленных предприятий; информировать исполкомы местных Советов народных депутатов, вышестоящие органы жилищно - коммунального хозяйства, а также органы по регулированию использования и охране вод о всех нарушениях промышленными предприятиями установленных им лимитов на отпуск питьевой воды, несоблюдение сроков осуществления планов организационно - технических мероприятий, направленных на сокращение использования питьевой воды на технические цели.Согласно пункту 16 Инструкции №65 от 03.02.1984 под лимитом следует понимать предельное количество воды, необходимое промышленному предприятию для ведения производственных процессов, связанных с использованием воды, а также рациональный расход воды на хозяйственно - питьевые нужды рабочих и служащих, коммунально - бытовые и иные цели, определяемые на нормативной основе с учетом сложившейся на момент разработки лимита схемы водоснабжения промышленного предприятия, фактически действующего технологического водопотребляющего (водоиспользующего) оборудования и процессов, а также состава и вида коммунально - бытовых служб и численности работающих. В соответствии с пунктом 17 Инструкции №65 от 03.02.1984 расчеты, необходимые для установления лимитов, должны производиться индивидуально для каждого промышленного предприятия. Согласно пункту 18 Инструкции №65 от 03.02.1984 лимит промышленному предприятию устанавливается на уровне расчетной рациональной потребности в питьевой воде с учетом возможности использования воды из других источников, а также требований, предъявляемых к качеству воды, используемых в тех или иных технологических процессах. Пунктом 19 Инструкции №65 от 03.02.1984 установлено, что для разработки лимита на отпуск воды промышленное предприятие представляет предприятию ВКХ следующие документы: структурную схему водоснабжения, расчет водохозяйственного баланса и план организационно - технических мероприятий по рационализации использования воды.Исходя из изложенного, судом включен в предмет судебного исследования вопрос о наличии в спорный период лимитов водопотребления и водоотведения, установленных органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
Распоряжением Окружной Администрации ГО «Жатай» № 811-г от 29.12.2007 «Об определении уполномоченного по установлению лимитов водопотребления и водоотведения с 01.01.2008 для абонентов, расположенных на территории Муниципального образования ГО «Жатай» и подключенных к централизованным системам водопотребленияи водоотведения МУП «ЖилСервис» МУП «ЖилСервис» определен уполномоченной организацией ВКХ по установлению лимитов водопотребления и водоотведения для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица и других видов абонентов, установленных постановлением Правительства № 167 от 12.02.1999.
МУП «ЖилСервис» 31.12.2007г. во исполнение Распоряжения Окружной Администрации ГО «Жатай» №811-г от 29.12.2007 приняло Положение о нормативах расхода воды юридическими лицами, предпринимателями без образования юридического лица и другими видами абонентов, независимо от форм собственности, расположенных на территории Городского округа «Жатай» (далее-Положение от 31.12.2007). Введенное в действие с 01.01.2008.
Судом установлено, что Положение от 31.12.2007 фактически подписано не ФИО3 как указано в Положении, а ФИО4 исполнявшей обязанности директора ответчика, что подтверждается приказом от 19.12.2007г. №146 ДП.
К договорам от 01.01.2008, от 01.01.2009 не приложены: расчет водохозяйственного баланса, обосновывающий количество и качество потребной предприятию воды; структурная схема водоснабжения предприятия; план организационно - технических мероприятий, направленных на сокращение объемов водопотребления, с указанием срока реализации мероприятий и должностных лиц, ответственных за их выполнение.Истцом не представлен перечень промышленных предприятий, подлежащих лимитированию, а также сроки их установления, установленный уполномоченным органом в соответствии с пунктом 8 Инструкции №65 от 03.02.1984.
Распоряжением Окружной Администрации ГО «Жатай» № 811-г от 29.12.2007 «Об определении уполномоченного по установлению лимитов водопотребления и водоотведения с 01.01.2008 для абонентов, расположенных на территории Муниципального образования ГО «Жатай» и подключенных к централизованным системам водопотребленияи водоотведения МУП «ЖилСервис» истцу не представлено право установления лимитов водопотребления и водоотведения промышленным предприятиям, так как в распоряжении истцу дано право установления лимитов водопотребления и водоотведения для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица и других видов абонентов, установленных постановлением Правительства № 167 от 12.02.1999, а Инструкция №65 от 03.02.1984 в котором определен порядок установления тарифов промышленным предприятиям в нем не указан.
В нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истцом не представлено доказательств установления соответствующим органом местного самоуправления лимитов водопотребления (водоотведения) ответчику как промышленному предприятию. Также не представлено доказательств того, что данными полномочиями по установлению соответствующих лимитов принадлежат истцу.
Оценив доказательства, имеющиеся в материалах дела в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, приходит к выводу, что в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие об определении уполномоченным органом в установленном порядке лимитов водопотребления и водоотведения для абонента, суд приходит к выводу об отсутствии оснований считать доказанным факт сверхлимитного водопотребления и водоотведения.
Суд не принимает доводы ответчика о необходимости применения к спорным правоотношениям положений, закрепленных в письме Минрегиона №19197-АД/14 от 05.08.2009, поскольку оно носит рекомендательный характер касается вопроса надлежащего оказания услуг населению.
Истцом при подаче иска уплачен государственная пошлина в размере 11 952,81 руб., что подтверждается платежным поручением от 22.03.2011 № 131.
Согласно ст. 333.20 Налогового кодекса РФ за подачу иска в сумме 247 640,81 руб. подлежит уплате государственная пошлина в размере 7 952,82 руб.
Согласно ст. 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Суд, руководствуясь ст. 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, считает необходимым возвратить истцу государственную пошлину в размере 3 999 рублей 99 копеек (Три тысячи девятьсот девяносто девять рублей девяносто девять копеек), излишне уплаченную по платежному поручению от 22.03.2011 №131.
Руководствуясь статьями 104, 110, 167-170, 176, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований отказать.
Возвратить муниципальному унитарному предприятию «ЖилСервис» городского округа «Жатай» (ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес: ул.Северная, 29, п.Жатай г Якутск Республики Саха (Якутия), 677902) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 3 999 рублей 99 копеек (Три тысячи девятьсот девяносто девять рублей девяносто девять копеек) излишне уплаченную по платежному поручению от 22.03.2011 №131.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Четвертый арбитражный апелляционный суд со дня его принятия.
Решение может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа со дня вступления решения в законную силу при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Решение может быть пересмотрено в порядке надзора в Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации в трехмесячный срок со дня вступления в законную силу последнего судебного акта, принятого по данному делу, если исчерпаны другие имеющиеся возможности для проверки в судебном порядке законности указанного акта.
Судья Семенова У. Н.