Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)
ул. Курашова, 28, бокс 8, г. Якутск, 677980, тел.: (411-2) 34-05-80, факс: (411-2) 42-05-32, www.yakutsk.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
город Якутск
Дело №А58-2054/2013
31 июля 2013 года
резолютивная часть решения объявлена 24 июля 2013 года, мотивированное решение изготовлено 31 июля 2013 года.
Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Евсеевой Е.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Валявка В.С., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Департаменту градостроительной политики Окружной администрации города Якутска (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании отказа в согласовании размещения рекламной конструкции, установленной в витрине первого этажа жилого дома, расположенного по адресу: <...> незаконным,
с участием представителей лиц, участвующих в деле: заявителя: не явились; ответчика: ФИО2 по доверенности от 22.04.2013 № 277,
с объявлением перерыва в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с 14ч.30м. 17.07.2013 до 15ч.30м. 24.07.2013, после окончания перерыва дело рассмотрено в том же составе суда, с участием ИП ФИО1, его представителя ФИО3 по доверенности от 06.05.2013, представителя ответчика ФИО4 по доверенности от 15.03.2013.
У С Т А Н О В И Л:
Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – заявитель, предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением к Департаменту градостроительной политики Окружной администрации города Якутска (далее - Департамент) о признании отказа в согласовании размещения рекламной конструкции, установленной в витрине первого этажа жилого дома, расположенного по адресу: <...> незаконным по основаниям, изложенным в заявлении и поддержанным в судебном заседании.
Департамент не согласился с заявленными требованиями, представил отзыв с изложением доводов возражения, просит в удовлетворении заявления отказать.
Судом установлено.
ФИО1 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица, ему присвоен основной государственный регистрационный номер <***>.06.12.2012, статус действующий.
26.12.2012 предприниматель (арендатор) заключил договор аренды № 06-422 с ГУП «Комдрагмет» (арендодатель), по условиям которого с момента подписание акта приема-передачи предоставляется в аренду часть витрины для размещения рекламных щитов по внешнему фасаду здания, расположенного по адресу: <...>.
03.12.2012 ЗАО «Якутскагропромтехпроект» составлена техническая документация № 265 на рекламную конструкцию: каркас по проекту принят металлическим, сваренный из металлической трубы квадратного сечения по ГОСТ 8639-82; рекламный щит жестко крепится через анкерные болты к существующей стене; марку стали принять С255; из-за тонкостенности конструкции вес снегового покрова не учитывается; ветровая нагрузка не учитывается, т.к. устанавливаемая конструкция расположена на высоте до 5 метров от земли.
Предприниматель обратился в Департамент с заявлением от 06.12.2012 (вх.№34860-ДГП) о согласовании размещения рекламной конструкции (каркас сваренный из металлической трубы), установленной в витрине первого этажа жилого дома, расположенного по адресу: РС(Я), <...>.
Письмом от 22.02.2012 № 357-ДГП Департамент отказал в согласовании на основании ч.14.4 ст.19 ФЗ «О рекламе» (в письме опечатка: отказано по ч.15.4 ст.19 ФЗ «О рекламе»), в связи с нарушением внешнего архитектурного облика сложившейся застройки на данном участке ГО «город Якутск». При этом указав, что рекламные и информационные конструкции, размещаемые на фасадах зданий, строений, сооружений, не должны наносить ущерб композиции, стилистике здания, не должны нарушать отделку фасада, эстетику восприятия, должны быть со масштабны фасадам и архитектурно-пространственному окружению.
Не согласившись с отказом Департамента, предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из содержания приведенных правовых норм следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта, действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, незаконными необходимо соблюдение двух условий: несоответствие оспариваемого правового акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В свою очередь обязанность доказывания нарушенного права в соответствии со статьей 65 АПК РФ лежит на заявителе.
Исследовав и оценив представительные материалы дела в порядке статьи 71 АПК РФ, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующим выводам.
Исходя из части 1 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи.
В соответствии с частью 9 статьи 19 Закона о рекламе установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5 - 7 данной статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции.
По норме части 13 статьи 19 Закона о рекламе орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа самостоятельно осуществляет согласование с уполномоченными органами, необходимое для принятия решения о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче. При этом заявитель вправе самостоятельно получить от уполномоченных органов такое согласование и представить его в орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа.
Согласно части 15 статьи 19 Закона о рекламе решение об отказе в выдаче разрешения должно быть мотивировано и принято органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа исключительно по приведенным в данной статье основаниям, одним из которых является нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения или городского округа.
Выдача разрешений на установку рекламных конструкций на территории городского округа отнесена к вопросам местного значения городского округа (п. 26.1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
В развитие вышеуказанных положений закона постановлением Окружной администрации города Якутска от 10.08.2012 №145п утвержден Административный регламент по выдаче разрешений на установку рекламных конструкций, аннулирование таких разрешений на территории ГО «город Якутск» (далее – Регламент).
В соответствии с Регламентом для получения муниципальной услуги «выдача разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции» заявители должны представить в уполномоченный орган:
- заявление о предоставлении разрешения на установку рекламной конструкции (приложение № 2 регламента);
- лист согласования установленной формы (приложение № 3 регламента) с уполномоченными органами с фотографией места размещения рекламной конструкции и схемой места размещения;
- согласие собственника имущества (иного уполномоченного органа) на которое устанавливается рекламная конструкция;
Согласно п.2.3.1 Регламента одним из должностных лиц, участвующих в предоставлении муниципальной услуги, обращение в которые необходимо для предоставления муниципальной услуги является Главный архитектор города Якутска – в части согласования проекта рекламной конструкции.
Решением Якутской городской Думы от 14.06.2012 N РЯГД-46-9 "О внесении изменений в решение Якутской городской Думы от 21.03.2012 N РЯГД-43-1 "Вопросы структуры Окружной администрации города Якутска" утверждено Положение Департамента градостроительной политики Окружной администрации города Якутска, в соответствии с которым Департамент является отраслевым (функциональным) органом местной администрации, входящим в структуру Окружной администрации города Якутска, осуществляющим функции в сфере градостроительной деятельности, в рамках осуществления органами местного самоуправления городского округа "город Якутск" полномочий по решению вопросов местного значения.
Департамент в целях реализации возложенных на него задач осуществляет определенные функции, в том числе подготовку и выдачу разрешений на установку рекламных конструкций на территории городского округа "город Якутск", аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций (п.2.2.60), согласование проектов внешнего благоустройства города, размещения и устройства малых архитектурных форм, монументов и памятных знаков (2.2.19).
При этом Департамент осуществляет свою деятельность непосредственно и через подведомственные ему организации во взаимодействии с другими органами и структурными подразделениями Окружной администрации города Якутска, муниципальными учреждениями городского округа "город Якутск", федеральными и республиканскими органами исполнительной власти, их территориальными органами и учреждениями, другими государственными органами, общественными объединениями и иными организациями.
Согласно приложению № 3 к распоряжению ОА города Якутска от 29.12.2012 № 3760р Управление архитектуры и градостроительства, в том числе и должность начальника Управления - главного архитектора, состоят в структуре Департамента.
Таким образом, полномочия по оценке соответствия рекламных конструкций внешнему архитектурному облику сложившейся застройки города возложены на Департамент, в связи с чем оспариваемый отказ правомерно принят и подписан соответствующим должностным лицом – начальником Управления архитектуры и градостроительства Департамента - Главным архитектором г.Якутска ФИО5 на фирменном бланке Департамента градостроительной политики Окружной администрации города Якутска.
В рассматриваемой ситуации, Главным архитектором начальником Управления архитектуры и градостроительства Департамента градостроительной политики Окружной администрации города Якутска отказано предпринимателю в согласовании размещения рекламной конструкции на основании ч.15.4 ст.19 Закона о рекламе.
Согласно ч. 15 ст. 19 Закона о рекламе, решение об отказе в выдаче разрешения должно быть мотивировано и принято органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, исключительно по приведенным в данной статье основаниям. Одним из таких оснований является нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения или городского округа (подп. 4 ч. 15 ст. 19 Закона о рекламе).
Отказ в согласовании предпринимателю в согласовании размещения рекламной конструкции Департамент мотивировал тем, что рекламная конструкция в испрашиваемом месте нарушает внешний архитектурный облик сложившейся застройки на данной территории города Якутска, что соответствует подп. 4 п. 15 ст. 19 Закона о рекламе, а также п.п. 1 п.2.10.1 Регламента.
В обоснование отказа Департаментом приведены следующие доводы: рекламные и информационные конструкции, размещаемые на фасадах зданий, строений, сооружений, не должны наносить ущерб композиции, стилистике здания, не должны нарушать отделку фасада, эстетику восприятия, должны быть сомасштабны фасадам и архитектурно-пространственному окружению.
Применительно к представленному эскизу (надпись: «здесь могла быть ваша реклама») размещения рекламной конструкции (л.д.9) Департамент указывает также на отсутствие сведений об информации, планируемой к размещению на рекламной конструкции, что влечет за собой, по его мнению, риск размещения рекламы, не соответствующей п.2 ст.19 Закона о рекламе.
Оценив содержание отказа в согласовании размещения рекламной конструкции, изложенное в оспариваемом письме Департамента, суд не может согласиться с позицией заявителя, полагающего отказ необоснованным, указывая на отсутствие каких-либо исследований, опросов и экспертиз, которые могут свидетельствовать о нарушении архитектурного облика спорными рекламными конструкциями, в силу следующего.
Департамент, делая вывод о том, что установка рекламной конструкции в предложенном предпринимателем эскизе нарушит внешний архитектурный облик сложившейся застройки на участке ГО «город Якутск», а именно по адресу: проспект Ленина, дом 11, являющегося центром города, разумно исходил из того, что рекламные и информационные конструкции, размещаемые на фасадах зданий, строений, сооружений, не должны наносить ущерб композиции, стилистике здания, не должны нарушать отделку фасада, эстетику восприятия, должны быть сомасштабны фасадам и архитектурно-пространственному окружению, что свидетельствует об учете в совокупности обстоятельства размещения рекламной конструкции в предложенном варианте («здесь могла быть ваша реклама) на территории центра города, с учетом художественного восприятия, последующего размещения на определенном градостроительном фоне неопределенных реклам, панораму местности, архитектурные решения имеющихся строений и сооружений, масштаб, перспективы развития.
В отношении довода заявителя об отсутствии исследований, опросов, экспертиз в материалах дела, суд отмечает, что в силу ч. 5 ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации никакие доказательства (экспертиза и.т.п.) не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы. Не представление (не проведение) Департаментом каких-либо экспертиз, заключений не является достаточным законным основанием для признания отказа незаконным. Более того, проведение соответствующих экспертиз, заключений не является обязательным в силу закона, и ставится на усмотрение самого лица с учетом всех фактических обстоятельств разрешаемого вопроса.
Суд полагает, что такое понятие как "нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения или городскому округа" носит оценочный характер, поскольку вопрос о соответствии рекламной конструкции внешнему архитектурному облику застройки, исходя из смысла п. 4 ч. 15 ст. 19 Закона о рекламе, решается с учетом архитектурных и градостроительных особенностей конкретных зданий, территорий в испрашиваемом месте установления рекламной конструкции, с учетом установления зон повышенного рекламного контроля, ограничений, касающихся размещения наружной рекламы относительно объектов культурного и исторического значения, архитектурных стилевых ансамблей.
В данном случае соответствующая оценка дана Департаментом в лице Главного архитектора, как уполномоченным органом, имеющим соответствующее профессиональное знание.
Размещение рекламной конструкции на территории ГО «город Якутск» осуществляется в соответствии с ФЗ от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», Правилами благоустройства ГО «город Якутск», утвержденными Решением Якутской городской Думы от 17.02. №РЯГД-32-2, Правилами установки и эксплуатации рекламных конструкций на территории ГО «город Якутск», утвержденных Решением Якутской городской Думы от 24.04.2013 № РЯГД-55-3.
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В силу пункта 2 статьи 3 Закона о рекламе объектом рекламирования является товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. При этом товар определен как продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот (пункт 3 статьи 3 Закона).
Реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей (пункт 4 статьи 3 Закона о рекламе).
В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о рекламе, реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная и недостоверная реклама не допускаются.
Из положений Закона о рекламе следует, что установка и эксплуатация рекламной конструкции должны осуществляться только при наличии разрешения и с соблюдением требований технического регламента. При этом установка рекламной конструкции и ее эксплуатация неразрывны, поскольку конструкция будет являться рекламной только при наличии на ней информации рекламного характера.
Предложенный предпринимателем эскиз рекламы полностью не подпадает под определение, данное в Законе о рекламе, так как не содержит информацию, адресованную неопределенному кругу лиц и направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно положениям Правил благоустройства ГО «город Якутск» определено понятие малых архитектурных форм, к которым в том числе относятся средства наружной рекламы и информации, при этом установлено, что объекты наружной рекламы и информации не должны находиться без информационных сообщений и не должны ухудшать архитектуру.
На основании вышеизложенного, суд не усматривает нарушений закона в действиях Департамента по отказу в размещении рекламной конструкции предпринимателя.
Оспариваемый отказ в согласовании размещения рекламной конструкции не нарушают прав и законных интересов заявителя. Следует отметить, что отказ не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности еще и потому, что не лишает права предпринимателя в последующем после устранения замечаний повторно обратиться за получением разрешения.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно – телекоммуникационной сети Интернет http://yakutsk.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда – http://4aas.arbitr.ru.
Судья Евсеева Е. А.