Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)
улица Курашова, дом 28, бокс 8, г. Якутск, 677980, www.yakutsk.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
город Якутск
07 декабря 2020 года | Дело № А58-2063/2020 |
Резолютивная часть решения объявлена 30 ноября 2020 года.
В полном объеме решение изготовлено07 декабря 2020 года.
Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Пихтовой А.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Антипиной Ф.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению акционерного общества «Теплоэнергосервис» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Министерству жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) (ИНН <***>, ОГРН <***>) о взыскании 92 048 658,25 руб.,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика Государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) «Агентство субсидий» (ИНН <***>, ОГРН <***>), Министерства финансов Республики Саха (Якутия) (ИНН <***>, ОГРН <***>),
при участии:
от истца: ФИО1 по доверенности №78 от 24.03.2020 сроком действия по 31.12.2020 года (паспорт, диплом), ФИО2 по доверенности №130 от 17.08.2020 сроком действия по 31.12.2020 (паспорт),
от ответчика: ФИО3 по доверенности №080 от 27.02.2020 сроком действия на два года (паспорт, диплом),
от третьего лица Государственное казенное учреждение Республики Саха (Якутия) «Агентство субсидий»: ФИО4 по доверенности №432 от 28.02.2020 сроком действия до 31.12.2020 (паспорт, диплом),
от третьего лица Министерство финансов Республики Саха (Якутия): не явились, надлежаще извещены,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество «Теплоэнергосервис» (далее – АО «Теплоэнергосервис», Общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с исковым заявлением к Министерству жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) (далее – Министерство ЖКХ и энергетики РС (Я), ответчик) о взыскании незаконно удержанной суммы субсидии в размере 92 048 658,25 руб.
Определением арбитражного суда от 22.05.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Государственное казенное учреждение Республики Саха (Якутия) «Агентство субсидий» (далее – ГКУ РС (Я) «Агентство субсидий», Агентство).
Определением арбитражного суда от 25.08.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора,привлечено Министерство финансов Республики Саха (Якутия) (далее – Министерство финансов РС (Я)).
В обоснование иска истец ссылается на нормы статей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьи 15, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации. Исковые требования мотивированы тем, что ГКУ РС (Я) «Агентство субсидий» необоснованно удержана с Общества сумма в размере 92 048 658,25 руб., которая возникла в результате применения Агентством не сравниваемых величин распределения тепловой энергии, принято наименьшее значение между планом субсидии и фактически произведенными расчетами.
Ответчиком представлен отзыв на исковое заявление, просит суд отказать в удовлетворении требований, ссылаясь на то, что приказ, которым ГКУ РС (Я) «Агентство субсидий» удержана спорная сумма с истца, является действующим, не был оспорен истцом в судебном порядке (л.д. 47).
Третье лицо – ГКУ РС (Я) «Агентство субсидий» не согласно с заявленными исковыми требованиями, в отзыве ссылается на то, что Агентством правомерно, на основании законных приказов Министерства ЖКХ и энергетики РС (Я) удержана спорная сумма, данные приказы не были предметом рассмотрения в судебном порядке (л.д. 25).
Третье лицо – Министерство финансов РС (Я) считает исковые требования необоснованными в виду отсутствия в материалах дела доказательств неправомерных действий сторон по делу, которые повлекли убытки истца (л.д. 80).
При рассмотрении настоящего дела судом установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.
Истец, как ресурсоснабжающая организация, осуществляющая производство, передачу и распределение тепловой энергии, в 2016-2017 году оказывал населению на территории Республики Саха (Якутия) услуги по обеспечению тепловой энергией.
Истец является получателем субсидии на возмещение недополученных доходов в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги (отопление, горячее водоснабжение из закрытой системы теплоснабжения, холодное водоснабжение, водоотведение).
Как следует из материалов дела в период с 27.02.2018 по 03.03.2018 Министерством финансов Республики Саха (Якутия) проведена выездная проверка по вопросам обоснованности предоставления истцу субсидии из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) за период 2016-2017 годы.
По результатам проверки составлен акт от 03.04.2018 (далее - Акт), из содержания которого следует, что Обществом за проверяемый период были допущены нарушения бюджетного законодательства, нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения по следующим филиалам Общества: Алданскому (л. 20-26 Акта), Усть-Майскому (л. 27-36 Акта), Вилюйскому (л. 36-40 Акта), Оймяконскому (л. 42-44), Усть-Янскому (л. 44-47 Акта).
Проверкой установлено, что излишне перечисленная Обществу субсидия составила 45 595 669,45 руб. (л. 48 Акта). Указанный факт не оспаривается истцом.
На основании пункта 5.1 Порядка предоставления субсидий организациям на возмещение недополученных доходов в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги, утвержденного приказом Министерства ЖКХ и энергетики РС (Я) от 27.09.2017 № 450-п, ГКУ РС (Я) «Агентство субсидий» произвело удержание с текущего финансирования Общества излишне выплаченную субсидию (уведомление об удержании № 524/07-14/б/537 от 05.11.2019).
По данным ГКУ РС (Я) «Агентство субсидий» общая сумма субсидииАО «Теплоэнергосервис», принятая к начислению и перечислению и подтвержденная актами о начислении платы льготной категории потребителей за 2016 год, 1 полугодие 2017 года без учета Усть-Янского филиала составила 4 786 235 309,12 руб.
Согласно акту от 03.04.2018, проверкой установлены показатели по фактически начисленной субсидии АО «Теплоэнергосервис» за период 2016 год – 1 полугодие 2017 года в сумме 4 648 590 981,40 руб. (л. 48 Акта).
Таким образом, размер субсидии, излишне перечисленной из бюджета Республики Саха (Якутия) в адрес АО «Теплоэнергосервис», составил 137 644 327,72 руб. (4 786 235 309,12 руб. - 4 648 590 981,40 руб.).
05.11.2019уведомлением Агентства об удержании № 524/07-14/б/537 с истца была удержана сумма субсидии в размере 45 595 669,45 руб.
03.12.2019 уведомлением об удержании № 524/07-14/б/628 с истца была удержана сумма субсидии в размере 92 048 658,25 руб. (137 644 327,72 руб. - 45 595 669,45 руб.).
Не согласившись с суммой удержания, истец обратился в адрес ответчика с претензией от 09.12.2019 № 4984.
Претензия оставлена без исполнения; истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
При установленных обстоятельствах дела, суд приходит к следующим выводам.
Отношения, возникающие в процессе осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым Бюджетным кодексом Российской Федерации (пункт 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) в основе использования денежных средств находится принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Согласно статье 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным ассигнованиям относятся также ассигнования на предоставление субсидий юридическим лицам.
Условия и порядок предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предусмотрены в статье 78 Бюджетного кодекса.
Пунктом 1 и подпунктом 2 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) закреплено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8 статьи 78 БК РФ), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно части 14 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении) наряду со льготами, установленными федеральными законами в отношении физических лиц, льготные тарифы на тепловую энергию (мощность), теплоноситель устанавливаются при наличии соответствующего закона субъекта Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации устанавливаются лица, имеющие право на льготы, основания для предоставления льгот и порядок компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций.
Пунктом 5 статьи 23 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" предусмотрено, что допускается установление цен (тарифов) на электрическую энергию, поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии и (или) сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков для указанных категорий потребителей на уровне, отличном от уровня, на котором устанавливаются цены (тарифы) для других категорий потребителей, в том числе цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии и (или) сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков. При этом в соответствии с основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике при установлении регулируемых цен (тарифов) подлежат возмещению субъектам электроэнергетики, осуществляющим поставки электрической энергии (мощности) или оказывающим услуги по передаче электрической энергии населению и приравненным к нему категориям потребителей, экономически обоснованные затраты, связанные с осуществлением регулируемых видов деятельности, в том числе с учетом частичного или полного их возмещения за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (при предоставлении соответствующих бюджетных средств).
В Республике Саха (Якутия) категории лиц, имеющих право на льготные тарифы на сжиженный газ, электрическую и тепловую энергию (мощность), водоснабжение и водоотведение, основания для предоставления льгот и порядок возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат исполнителям коммунальных услуг, заключившим договоры энергосбережения, и ресурсоснабжающим организациям установлены Законом Республики Саха (Якутия) от 5 декабря 2013 г. 1235-З N 25-V "О льготных тарифах на сжиженный газ, электрическую и тепловую энергию (мощность), водоснабжение и водоотведение" (далее - Закон 1235-З N 25-V).
В соответствии со статьей 5 указанного Закона возмещение недополученных доходов и (или) финансовое обеспечение (возмещение) затрат исполнителям коммунальных услуг, заключившим договоры энергосбережения, и ресурсоснабжающим организациям в виде компенсации выпадающих доходов, возникших в связи с установлением льготных тарифов, осуществляется за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в порядке, установленном уполномоченным органом.
В целях реализации статьи 5 Закона 1235-З N 25-V постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 16 апреля 2015 г. N 112 утвержден Порядок предоставления субсидий организациям на возмещение недополученных доходов в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги, действовавший до признания его утратившим силу постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 27 сентября 2017 г. N 310.
Согласно пункту 5.2.5 Порядка размер субсидии по каждому виду коммунальных ресурсов (услуг) определяется как разница между расходами организации по виду коммунального ресурса (услуги) по экономически обоснованным тарифам (Ri) и доходами от населения по виду коммунальной услуги по льготным тарифам (Di).
При этом величина расходов организации по виду коммунального ресурса (услуги) по экономически обоснованным тарифам определяется с учетом значений планового объема вида коммунального ресурса (услуги), поставляемого льготной категории потребителей, учтенного в полезном отпуске тарифа соответствующего коммунального ресурса, либо заявленного организацией объема, но не больше объема, учтенного в полезном отпуске тарифа, и экономически обоснованного тарифа поставщика на 1 единицу вида коммунального ресурса, утвержденного регулирующим органом; доходы от населения по виду коммунальной услуги по льготным тарифам - с учетом значений планового объема вида коммунального ресурса, поставляемого льготной категории потребителей, начисляемого к оплате льготной категории потребителей, и льготного тарифа вида коммунального ресурса, утвержденного регулирующим органом.
Согласно пункту 3.1 Порядка целью предоставления субсидии является возмещение недополученных доходов организациям в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги.
Предоставление субсидии на возмещение недополученных доходов в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги осуществляется в пределах бюджетных средств, предусмотренных законом Республики Саха (Якутия) о государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на текущий финансовый год в соответствии со сводной бюджетной росписью государственного бюджета Республики Саха (Якутия) (пункт 1.3 Порядка).
Срок действия установленных тарифов в сфере теплоснабжения и (или) их предельных (минимального и максимального) уровней не может быть менее чем один финансовый год, если иное не установлено федеральными законами, решениями Правительства Российской Федерации (часть 2 статьи 10 Закона о теплоснабжении).
В силу пункта 5 статьи 23 Закона об электроэнергетике срок действия утвержденных цен (тарифов) не может составлять менее чем двенадцать месяцев, если иное не установлено другими федеральными законами или решением Правительства Российской Федерации.
В силу ст. ст. 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) убытки, причиненные юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Статья 1082 Гражданского кодекса РФ предусматривает, что при удовлетворении требования о возмещении вреда лицо, ответственное за причинение вреда, обязано возместить вред в натуре или возместить причиненные убытки (п. 2 ст. 15 ГК РФ).
В соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Таким образом, убытки представляют собой негативные имущественные последствия, возникающие у лица вследствие нарушения его неимущественного или имущественного права.
Реализация такого способа защиты, как возмещение убытков, возможна лишь при наличии общих условий гражданско-правовой ответственности: совершение причинителем вреда незаконных действий (бездействия); наличие у субъектов гражданского оборота убытков с указанием их размера; наличие причинной связи между поведением и возникшими убытками; наличие вины лица, допустившего правонарушение. В свою очередь ответчик вправе доказывать отсутствие оснований для возложения на него ответственности за причиненные контрагенту убытки, а также наличие обстоятельств, свидетельствующих, что им проявлена та степень заботливости и осмотрительности, которая требовалась в целях надлежащего исполнения своих обязательств.
Возложение гражданско-правовой ответственности в виде взыскания убытков возможно при наличии условий, предусмотренных законом.
Поэтому лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать не только противоправное поведение ответчика, причинившего истцу убытки своими виновными действиями, но также наличие и размер убытков, и причинную связь между ненадлежащим исполнением обязательства и убытками.
Доказывание указанных обстоятельств, в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, относится на истца, которому необходимо доказать факт причинения убытков, их размер, противоправность и наличие причинноследственной связи между действиями причинителя вреда и наступившими последствиями.
Требование о взыскании убытков может быть удовлетворено только при установлении в совокупности всех названных элементов деликтной ответственности.
Вопреки требованиям части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательства, подтверждающие совокупность обстоятельств, обусловливающих возмещение вреда ответчиком, истцом не представлены.
Принятие решения Агенства об удержании с АО «Теплоэнергосервис» суммы в размере 92 048 658,25 руб.обусловлено приказомМинистерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) от 25.03.2019 № 152-п «Об итогах проверок ГКУ РС (Я) «Агентство субсидий» и Министерства финансов РС (Я) в отношении АО «Теплоэнергосервис» на период 2013 – 1 полугодие 2015 года и 2016 – 1 полугодие 2017 года».
Указанным приказом определена сумма излишне выплаченной субсидии за период 2013 – 1 полугодие 2015 года и 2016 – 1 полугодие 2017 годаАО «Теплоэнергосервис» в размере 399 879 029,12 руб., в том числе:
- 92 048 658,25 руб. (излишне выплаченная субсидия за 2016 – 1 полугодие 2017 года);
- 45 595 669,45 руб. (излишне выплаченная субсидия за 2016 – 1 полугодие 2017 года согласно проверке Министерства финансов РС (Я));
- 262 234 701,40 руб. (сумма по соглашению № 2 о реструктуризации суммы долга по возврату излишне выплаченных субсидий по итогам проверок от 30.04.2019 (2013 – 1 полугодие 2015 года).
Агентству поручено удержать указанную сумму с текущего финансирования истца и направить в доход государственного бюджета Республики Саха (Якутия).
Таким образом, Агентство обоснованно удержало излишне полученную субсидию.
Сам по себе приказ Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) от 25.03.2019 № 152-п «Об итогах проверок ГКУ РС (Я) «Агентство субсидий» и Министерства финансов РС (Я) в отношении АО «Теплоэнергосервис» на период 2013 – 1 полугодие 2015 года и 2016 – 1 полугодие 2017 года» не свидетельствует о причинении убытков.
Суд отмечает, что для удовлетворения исковых требований необходимо наличие доказательств, свидетельствующих о том, что вред причинен именно тем лицом, на которое указывает истец, доказательств противоправности действий (бездействия) ответчика, наличие причинно-следственной связи между действиями (бездействием) причинителя вреда и наступившими у истца неблагоприятными последствиями, в совокупности с фактом и размером понесенного ущерба.
Между тем вопреки требованиям части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истцом не представлено доказательств наличия совокупности признаков, предусмотренных ст. 15 ГК РФ.
Приказ Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) от 25.03.2019 № 152-пв судебном порядке не оспаривался, что подтверждается истцом.
При таких обстоятельствах суд полагает, что истцом не доказан факт причинения ему убытков ответчиком, в связи с чем основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины подлежат распределению по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и относятся на истца.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
в иске отказать.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Саха (Якутия).
Судья А.В. Пихтова