АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Якутск Дело № А58-207\2010
25.02.2010г.
Резолютивная часть решения объявлена 24.02.2010, решение в полном объеме изготовлено 25.02.2010.
Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Бадлуевой Е.Б,, рассмотрев исковое заявление истца Государственного учреждения «Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Якутске Республики Саха (Якутия) к ответчику Сибирскому отделению Российской академии наук, к ответчику Управлению Федерального казначейства по Республике Саха (Якутия) о взыскании 2 717 289,18 руб., при участии третьего лица без самостоятельных требований на предмет спора «Государственного учреждения «Энергоснабжающая организация Якутского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук», далее организация,
с участием представителей заявителя – ФИО1 по доверенности от 23.06.2009г., от Управления Федерального казначейства по РС(Я) – ФИО2 по доверенности от 12.01.2010 №14-28\65,
установил:
Государственное учреждение «Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Якутске Республики Саха (Якутия)», далее УПФ в г.Якутске, обратилось с заявлением к Сибирскому отделению Российской академии наук, к Управлению Федерального казначейства по Республике Саха (Якутия) о взыскании недоимки и пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 2 171 289,18 руб., из них страховых взносов 1 912 995, 0 руб., пени 258294,18 руб.
В основание заявление УПФ ссылается на п.п.12.1 п.1 статьи 158 Бюджетного кодекса РФ, согласно которому распорядитель бюджетных средств несет ответственность от имени Российской Федерации субсидиарную ответственность по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств (бюджетных учреждений); на п.п.1 п.3 статьи 158 Бюджетного кодекса РФ, согласно которому главный распорядитель средств федерального бюджета выступает в суде в качестве ответчика по искам к Российской Федерации в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных бюджетных учреждений.
В судебном заседании представитель УПФ в г.Якутске заявил отказ от требования к Управлению Федерального казначейства по Республике Саха (Якутия), ссылаясь на отсутствие у третьего лица лицевых счетов; поддержал требование о взыскании к Сибирскому отделению Российской академии наук.
Сибирское отделение Российской академии наук с заявлением не согласно по основаниям, указанным в отзыве, в том числе, - организация не является бюджетополучателем, в реестре главного распорядителя бюджетных средств – Сибирского отделения РАН отсутствует; организация осуществляет деятельность на принципах самоокупаемости, осуществляет функции коммерческого характера; организацией не внесены изменения в устав по требованию Сибирского отделения РАН.
Управление Федерального казначейства по Республике Саха (Якутия) с заявлением не согласно по основаниям, указанным в отзыве.
Третье лицо ЭСО ЯНЦ отзыв на заявление не представило.
Судом рассмотрено ходатайство УПФ об отказе от требования к Управлению федерального казначейства и установлено.
В соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе
Суд принимает отказ от иска
Исходя из обстоятельств дела, суд считает возможным принять отказ от требования к Управлению федерального казначейства, поскольку отказ от иска не противоречит Бюджетному кодексу Российской Федерации, Гражданскому кодексу Российской Федерации, не нарушает права и законные интересы других лиц.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
При таких обстоятельствах производство по делу в отношении Управления федерального казначейства подлежит прекращению.
Судом установлены обстоятельства дела.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 14.08. 2009г. по делу № А58-4253\2009 по делу по заявлению Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Якутске Республике Саха (Якутия) к Государственному учреждению «Энергоснабжающая организация Якутского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук» взысканы с Государственного учреждения «Энергоснабжающая организация Якутского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук» в доход бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации 2 171 289 руб.18 коп., в том числе недоимка по страховым взносам в размере рублей, из них на страховую часть трудовой пенсии в размере 1645778 руб., на накопительную часть трудовой пенсии в размере 267217руб., пени по страховым взносам в размере рублей, в том числе на страховую часть трудовой пенсии в размере 235832 руб., на накопительную часть трудовой пенсии в размере 22461, 90 руб. и в доход федерального бюджета государственная пошлина в размере 22356,44 руб.
Решение вступило в законную силу 14.09.2009, Арбитражным судом Республики Саха (Якутия) выданы исполнительные листы № 680455 на взыскание рублей недоимки и пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и №680456 на взыскание государственной пошлины.
Определением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 01.2010 по делу А58-4253\2009 третьему лицу Государственному учреждению «Энергоснабжающая организация Якутского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук» предоставлена отсрочка исполнения решения Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 2009г. по делу № А58-4253/200 о взыскании 2 171 289, 18 руб. сроком до 1 декабря 2010г.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от 4.12.2009 отказано в возбуждении исполнительного производства на основании исполнительного документа исполнительного листа АС №000680455 от 14.08.2009, выданным Арбитражным судом Республики Саха (Якутия) по делу А58-4253.09, в основание отказа судебным приставом-исполнителем указаны п.1, 7 статьи 242.4 Бюджетного кодекса РФ, предусматривающем обращение взыскания средства бюджета субъекта Российской Федерации по денежным обязательствам его бюджетного учреждения-должника за счет средств бюджета Министерством финансов РФ (соответствующим финансовым органом) в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного листа.
Отказ в возбуждении исполнительного производства с учетом сведений об отсутствии открытых лицевых счетов истцом не оспорен.
Судом изучен довод истца о субсидиарной ответственности главного распорядителя средств бюджета и установлено.
Государственное учреждение «Энергоснабжающая организация Якутского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук» учреждено на основании постановления Президиума СО РАН от 27.09.1996 №233 на базе имущественного комплекса Предприятия тепловых и электрических сетей ЯНЦ СО РАН (пункт 1 устава); согласно уставу, раздел 2, предметом деятельности организации является выработка тепловой энергии и передача потребителям, подключенным к тепловым сетям организации, для нужд отопления, горячего водоснабжения, вентиляции, обеспечение работы трансформаторных станций, котельных, тепловых и электросетей, находящихся на балансе, проведение капремонта и текущего ремонта оборудования котельных и другие виды хозяйственной деятельности; имущество за организацией закреплено на праве оперативного управления ( пункт 4.1 устава), источником финансирования организации являются средства бюджетов разных уровней, доходы, полученные от услуг теплоснабжения, доходы от хоздоговорной деятельности, средства от реализации платных услуг (пункт 4.2 устава).
Пунктом 1.4 устава предусмотрено, что организация отвечает по обязательствам своими денежными средствами, при их недостаточности субсидиарную ответственность несет Сибирское отделение РАН.
В соответствии со статьей 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы.
Согласно статье 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ) бюджетное учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые ему в соответствии с положениями настоящего Кодекса.
Бюджетное учреждение осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой, ведущейся в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно представленной в материалы дела (л.д.12) справке, выданной Межрайонной инспекцией России №5 по Республике Саха (Якутия) от 16.10.2009 у Государственного учреждения «Энергоснабжающая организация Якутского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук» отсутствуют открытые лицевые счета в казначействе, открыты расчетные счета в банках, в том числе в ФМКБ «МАК-банк» открыты 15.12.2003 и 18.07.2006, в ФКБ ОАО «Далькомбанк» открыт 18.05.2007, в Филиале АТБ (ОАО) открыт 28.07.2008, в Якутском филиале ОАО «Банк Москвы» открыт 20.07.2009, в Филиале НБ «Траст» открыт 07.09.2009, АБ «Сир» (ОАО) открыт 1.12.2008, в АБ «Таатта» открыт 5.03.2009.
Исходя из указанного, суд, принимая во внимание довод ответчика о том, что организация не является бюджетополучателем, отсутствует в реестре главного распорядителя бюджетных средств СО РАН, считает, что государственное учреждение «Энергоснабжающая организация Якутского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук» не может быть отнесено к бюджетным учреждениям в том смысле, как предусмотрено нормами закона, поскольку, как усматривается из устава, организация осуществляет хозяйственную коммерческую деятельность с целью получения дохода, в материалах дела отсутствуют доказательства того, что финансовое обеспечение выполнения функций учреждения, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы.
Правоотношения по субсидиарной ответственности регулируются статьей 399 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" №167-ФЗ контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов. Следовательно, к данным правоотношениям применяются положения Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога.
В силу положений пунктов 1, 2, 3 статьи 49 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации, в том числе полученных от реализации ее имущества.
Если денежных средств ликвидируемой организации, в том числе полученных от реализации ее имущества, недостаточно для исполнения в полном объеме обязанности по уплате налогов и сборов, причитающихся пеней и штрафов, остающаяся задолженность должна быть погашена учредителями (участниками) указанной организации в пределах и порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Таким образом, законодательством о налогах и сборах предусмотрено применение субсидиарной ответственности учредителя при ликвидации предприятия. Иных случаев применения субсидиарной ответственности учредителя, а также главного распорядителя бюджетных средств законодательство о налогах и сборах не предусмотрено.
Исходя из установленных обстоятельств дела, указанных норм закона, суд приходит к выводу о том, что обязанность по уплате страховых взносов и пеней за просрочку уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в порядке субсидиарной ответственности не может быть возложена на главного распорядителя средств федерального бюджета, указанная обязанность подлежит исполнению организацией самостоятельно в порядке, предусмотренном законодательством о налогах и сборах; исковое требование УПФ подлежит отклонению.
Руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 150, статьями 167-170, 176 Арбитражного Процессуального Кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявления о взыскании отказать.
Принять отказ от требования к Управлению Федерального казначейства по Республике Саха (Якутия). Производство по делу в отношении Управления Федерального казначейства по Республике Саха (Якутия) прекратить.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня принятия,
в Федеральный Арбитражный Суд Восточно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемых решения, постановления арбитражного суда.
Судья: Е.Б.Бадлуева