ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А58-2153/09 от 11.06.2009 АС Республики Саха (Якутия)

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)

  677000 ул.Курашова, 28, г.Якутск, Арбитражный суд РС (Я)

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Якутск Дело №А58-2153/2009

18 июня 2009 г.

Резолютивная часть решения объявлена 11 июня 2009 г.

Мотивированное решение изготовлено 18 июня 2009 г.

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Аринчёхиной А.Ю.

при ведении протокола судебного заседания судьей Аринчёхиной А.Ю.

рассмотрев исковое заявление прокуратуры Республики Саха (Якутия)

к администрации муниципального района Эвено-Бытантайский улус (район)

к кредитному потребительскому кооперативу граждан "Опора"

о признании сделки недействительной (ничтожной) и применении последствий недействительности ничтожной сделки

при участии:

прокуратура РС (Я): старший помощник прокурора Немытышева Н.Д.

ответчики: не явились, извещены

Прокуратура Республики Саха (Якутия) обратилась в порядке статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса РФ в арбитражный суд с иском к администрации муниципального района Эвено-Бытантайский улус (район), кредитному потребительскому кооперативу граждан "Опора" о признании недействительным договора займа от 15.02.07 г. №1, применении последствий недействительности ничтожной сделки: взыскать с кредитного потребительского кооператива граждан "Опора" в пользу муниципального образования "Эвено-Бытантайский национальный улус" 100 000 руб.

Прокуратурой РС (Я) заявлено уточнение исковых требований в части применения последствий, просит о взыскании с кредитного потребительского кооператива граждан "Опора" в пользу муниципального образования "Эвено-Бытантайский национальный улус" 88 750 руб.

Судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ принято уточнение исковых требований.

Прокуратура РС (Я) представила копию определения Арбитражного суда РС (Я) от 15.05.09 г. по делу №А58-2153/2009 с отметкой об ознакомлении ответчиками с определением.

Ответчики не явились, надлежаще извещены о времени и месте судебного разбирательства, отзывы не представили, заявили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.

В силу части 1 и части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ суд рассматривает дело по существу в отсутствии надлежаще извещенных ответчиков, по имеющимся в деле доказательствам.

Заслушав представителя прокуратуры РС (Я), изучив материалы дела, суд

УСТАНОВИЛ:

Протоколом от 14.02.07 г. №1 совещания Совета по вопросам предпринимательства при администрации МО «Эвено-Бытантайский национальный улус» вынесено решение о выдаче кредита в сумме 200 000 руб. под 5% годовых директору КПКГ «Опора» ФИО1 по Программе развития и поддержки предпринимательства.

15.02.07 г. между администрацией муниципального района "Эвено-Бытантайский национальный улус" (администрация МО) и кредитным потребительским кооперативом граждан "Опора" (заемщик) заключен договор займа №1.

По условиям договора №1 администрация МО выдает заемщику на срок до 01.03.08 г. под 5% годовых заем в сумме 100 000 руб. за счет средств, предусмотренных на финансирование Улусной программы поддержки предпринимательства. Датой возврата займа является день поступления суммы займа на счет администрации МО согласно графику возврата (пункты 1.1, 1.2, 2.1, 2.2 договора №1).

Согласно пункту 6.1 договора №1 сумма займа, предоставленная по договору, обеспечивается средствами фонда взаимопомощи и резервного фонда КПКГ «Опора».

Пунктом 4.1 договора №1 предусмотрена ответственность заемщика за нарушение срока возврата займа, указанного в пункте 2.1 договора, в виде уплаты администрации МО пени из расчета 0,2% от суммы договора за каждый день просрочки.

К договору №1 подписан график погашения заемщиком кредита с 15.11.07 г. по 15.02.08 г.

Распоряжением главы муниципального образования "Эвено-Бытантайский национальный улус (район)" РС (Я) ФИО2 от 14.02.07 г. №76 на основании протокола №1 Совета по вопросам предпринимательства от 14.02.07 г. выделены кредитному потребительскому кооперативу граждан "Опора" для предоставления потребительского кредита населению 200 000 руб. под 5% годовых, выделенных на финансирование улусной Программы предпринимательства на возвратной основе. Пунктом 4 распоряжения Финансово-казначейскому управлению поручено профинансировать кредитному потребительскому кооперативу граждан "Опора" 100 000 руб. за счет улусной Программы поддержки предпринимательства.

Платежным поручением от 20.02.07 г. №90 перечислены со счета №40204810700000000429 на счет №40703810276000140527 кредитного потребительского кооператива граждан "Опора" денежные средства в сумме 100 000 руб. Основанием платежа в платежном документе указаны распоряжение от 14.02.07 г. №76, договор займа от 15.02.07 г. №1.

Из изложенного следует, что администрацией муниципального района "Эвено-Бытантайский национальный улус" обязательство по предоставлению кредитному потребительскому кооперативу граждан "Опора" займа в сумме 100 000 рублей исполнено.

Прокуратура РС (Я), полагая, что договор займа от 15.02.07 г. №1 заключен с нарушением требований бюджетного законодательства, обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.

Отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов, регулируются Бюджетным кодексом РФ, следовательно, к оспариваемому договору, в котором заемщиком выступает муниципальное образование, наряду с нормами гражданского законодательства применяются нормы бюджетного законодательства.

Согласно статье 6 Бюджетного кодекса РФ бюджетным кредитом являются денежные средства, предоставляемые бюджетом другому бюджету бюджетной системы РФ, юридическому лицу (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), иностранному государству, иностранному юридическому лицу на возвратной и возмездной основах.

В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 93.2 Бюджетного кодекса РФ бюджетный кредит может быть предоставлен РФ, субъекту РФ, муниципальному образованию или юридическому лицу на основании договора, заключенного в соответствии с гражданским законодательством РФ, с учетом особенностей, установленных настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами бюджетного законодательства РФ, на условиях и в пределах бюджетных ассигнований, которые предусмотрены соответствующими законами (решениями) о бюджете. К правоотношениям сторон, вытекающим из договора о предоставлении бюджетного кредита, применяется гражданское законодательство РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Бюджетный кредит предоставляется на условиях возмездности, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или соответствующими законами (решениями) о бюджете, и возвратности. Заемщики обязаны вернуть бюджетный кредит и уплатить проценты за пользование им в порядке и сроки, установленные условиями предоставления кредита и (или) договором.

Бюджетный кредит предоставляется только при условии предоставления заемщиком обеспечения исполнения своего обязательства по возврату указанного кредита, уплате процентных и иных платежей, предусмотренных соответствующим договором (соглашением), за исключением случаев, когда заемщиком является РФ или субъект РФ.

Способами обеспечения исполнения обязательств юридического лица, муниципального образования по возврату бюджетного кредита, уплате процентных и иных платежей, предусмотренных законом и (или) договором, могут быть только банковские гарантии, поручительства, государственные или муниципальные гарантии, залог имущества в размере не менее 100 процентов предоставляемого кредита. Обеспечение исполнения обязательств должно иметь высокую степень ликвидности.

Оценка имущества, предоставляемого в залог, осуществляется в соответствии с законодательством РФ.

Оценка надежности (ликвидности) банковской гарантии, поручительства осуществляется соответственно Министерством финансов РФ, финансовым органом субъекта РФ, финансовым органом муниципального образования в установленном ими порядке.

13.02.09 г. главным контролером-ревизором первого отдела ревизий бюджетных учреждений и муниципальных образований Департамента бюджетно-финансового контроля Министерства финансов РС (Я) ФИО3 проведена ревизия составления и исполнения сметы доходов и расходов администрации муниципального образования "Эвено-Бытантайский национальный улус" РС (Я) за 2007-2008 годы, по результатам которой составлен акт документальной ревизии.

Актом документальной ревизии от 13.02.09 г. установлено, что в 2007 г. по распоряжениям главы МО выданы кредиты в сумме 300 тыс. руб., в том числе КПКГ "Опора" 200 тыс. руб. согласно распоряжению главы МО от 14.02.07 г. №76, договорам займа от 15.02.07 г. №1, 3 сроком возврата 6 месяцев под 5% годовых, итого сумма возврата 205,4 тыс. руб., в течение года возврат составил 83,6 тыс. руб., так просроченная задолженность на конец года 121,8 тыс. руб., предоставление бюджетных кредитов произведено с нарушениями бюджетного законодательства, в том числе пунктов 1, 6 статьи 76, пункта 3 статьи 77 Бюджетного кодекса РФ.

Из изложенного следует, что администрацией муниципального района "Эвено-Бытантайский национальный улус" предоставлен заем кредитному потребительскому кооперативу граждан "Опора" с нарушением бюджетного законодательства.

Обеспечение займа, предусмотренное пунктом 6.1 договора №1, не проведено. Так, отсутствуют доказательства предоставление кредитным потребительским кооперативом граждан "Опора" в счет обеспечения займа банковской гарантии, поручительства, государственной или муниципальной гарантии, залога имущества в размере не менее 100% предоставляемого кредита. Из изложенного следует, что кредитным потребительским кооперативом граждан "Опора" фактически не предоставлено обеспечение по договору займа №1.

Бюджетное законодательство РФ не предусматривает предоставление бюджетного кредита на условиях отсутствия обеспечения исполнения своего обязательства по возврату бюджетного кредита, уплате процентных и иных платежей.

В соответствии со статьей 168 Гражданского кодекса РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

В силу пункту 1 статьи 167 Гражданского кодекса РФ сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Так как в нарушение бюджетного законодательства администрация муниципального района "Эвено-Бытантайский национальный улус" предоставила кредитному потребительскому кооперативу граждан "Опора" денежные средства из бюджетных средств и заключила с кооперативом гражданско-правовую сделку – договор займа от 15.02.07 г. №1, названная сделка на основании статьи 168 Гражданского кодекса РФ должна быть признана недействительной как не соответствующая другому законодательству, в данном случае - бюджетному.

Суд требование о признании договора займа от 15.02.07 г. №1 недействительным удовлетворяет.

Кредитным потребительским кооперативом граждан "Опора" по договору займа №1 осуществлен возврат заемных средств в сумме 11 250 руб., что подтверждается прокуратурой РС (Я), возврат денежных средств в сумме 88 750 руб. не произведен.

Заключение договора займа от 15.02.07 г. №1 повлекло на собой предоставление денежных средств кредитному потребительскому кооперативу граждан "Опора". Следовательно, при признании этого договора недействительным требование прокурора о применении последствий недействительности сделки – возврата денежных средств администрации муниципального района "Эвено-Бытантайский национальный улус" - также подлежит удовлетворению.

В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ в случае, судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. Государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если ответчик не освобожден от уплаты государственной пошлины.

Прокуратура РС (Я) освобождена в силу статьи 105 Арбитражного процессуального кодекса РФ от уплаты государственной пошлины.

Ответчик администрация муниципального района Эвено-Бытантайский улус (район) является органом местного самоуправления и в силу статьи 105 Арбитражного процессуального кодекса РФ освобождается от уплаты государственной пошлины.

С учетом результатов рассмотрения дела, государственная пошлина в размере 4 000 руб. взыскивается с кредитного потребительского кооператива граждан "Опора" в доход федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 110, 180-182 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Принять уточнение прокуратурой Республики Саха (Якутия) исковых требований в части применения последствий: взыскать с кредитного потребительского кооператива граждан "Опора" в пользу муниципального образования "Эвено-Бытантайский национальный улус" 88 750 руб.

Договор займа №1 от 15 февраля 2007 г., заключенный между администрацией муниципального района "Эвено-Бытантайский национальный улус" и кредитным потребительским кооперативом граждан "Опора", признать недействительным.

Взыскать с кредитного потребительского кооператива граждан "Опора", ОГРН <***>, в доход федерального бюджета 4 000 руб. государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в месячный срок в Четвертый апелляционный арбитражный суд г.Чита.

Решение может быть обжаловано в кассационную инстанцию Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в двухмесячный срок со дня вступления в законную силу обжалуемого решения.

Решение может быть пересмотрено в порядке надзора в Высшем Арбитражном суде Российской Федерации в трехмесячный срок со дня вступления в законную силу последнего судебного акта, принятого по данному делу, если исчерпаны другие имеющиеся возможности для проверки в судебном порядке законности указанного акта.

Судья Аринчёхина А.Ю.