ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А58-2153/14 от 28.08.2014 АС Республики Саха (Якутия)

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)

улица Курашова, дом 28, бокс 8, Якутск , 980 , www.yakutsk.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

город Якутск

04 сентября 2014 года

      Дело № А58-2153/2014

Резолютивная часть решения объявлена 28 августа 2014 года.

Решение в полном объеме изготовлено 04 сентября 2014 года.

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи
Устиновой А.Н., при ведении протокола секретарем судебного заседания Кононовой Т.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Маршрут № 14"
(ИНН 1435168699, ОГРН 1061435013254) к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ИНН 2721170387, ОГРН 1092721005717) о признании недействительным предписания, о признании незаконным и отмене постановления, с участием представителей: Общества – Лялиной-Зориной А.А. по доверенности от 15.04.2014, Ространснадзора – Донского А.В. по доверенности от 26.12.2013 № 87/2013, Огневой Е.В. по доверенности от 11.07.2014 № 37/2014, установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Маршрут № 14" – далее Общество, заявитель обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта – далее Управление, Ространснадзор о признании недействительным предписания от 08.04.2014 № ТБ-АТ-08/04/2014/321-р, незаконным и отмене постановления от 15.04.2014 серии ТБ-АТ-15/04/2014/321-р № 26ЯКТ о назначении административного наказания.

В обоснование заявленных требований заявитель указывает, что Общество не является субъектом транспортной инфраструктуры, к которым относятся собственники объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании, т.к. Общество не имеет на своем балансе имущества – объектов транспортной инфраструктуры, транспорта; при проведении проверки Общество представило Управлению приказ о назначении ответственных за транспортную безопасность с приложением собственников автотранспорта, осуществляющего пассажирские перевозки, остальные требования, предусмотренные нормативными актами РФ касаются только собственников объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; в протоколе об административном правонарушении пункты нарушений указаны в неправильной интерпретации, не в соответствии с пунктами приказа Минтранса России от 08.02.2011 № 42 – никаких приписок в тексте приказа «и (или) ТС» нет, пункты приказа касаются только в отношении объектов транспортной инфраструктуры; нет сведений о включении ОТИ и/или ТС в Реестр категорированных ОТИ и ТС.

            Управление с заявленными требованиями не согласно по основаниям, изложенным в отзыве (том 3, л.д. 81 – 85).

Судом установлены обстоятельства дела.

            Общество с ограниченной ответственностью «Маршрут № 14» зарегистрировано в качестве юридического лица 22.02.2006 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Саха (Якутия) за основным государственным регистрационным номером 1061435013254.

            В соответствии с Уставом Общества основным видом деятельности Общества является деятельность автомобильного (автобусного) пассажирского транспорта, подчиняющего расписанию.

            Общество имеет лицензию на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек от 06.04.2011 № АСС-14-032136, лицензия предоставлена в срок по 05.04.2016 (том 1, л.д. 38 – 40).   

03.01.2014 между Обществом (Перевозчик) и Окружной администрацией города Якутска (Заказчик) на основании Решения Якутской городской Думы от 27.02.2013 № РЯГД-53-9 «О порядке проведения конкурса среди перевозчиков на право осуществления транспортного обслуживания населения по регулярным перевозкам в городском округе «город Якутск»» заключен договор по ЛОТУ № 9 на осуществление пассажирских перевозок на городских регулярных автобусных маршрутах (том 2, л.д. 8 – 23).  

В соответствии с договором по ЛОТУ № 9 в целях удовлетворения населения города в пассажирских перевозках заказчик поручает, а перевозчик принимает на себя обязательства по организации и выполнению перевозок пассажиров и багажа пассажирскими автобусами по маршрутам регулярных перевозок, проходящим по территории ГО «город Якутск», перечень которых содержится в приложении № 1 к договору.

Согласно приложению № 1 к договору по ЛОТУ № 9 маршрут регулярных перевозок составляют 37 остановок по территории ГО «город Якутск», согласно приложению № 3 к договору по ЛОТУ № 9 в реестре транспортных средств работающих на маршруте имеется 45 единиц транспортных средств (ПАЗ), в том числе ПАЗ 32054 с регистрационным номером У972ЕХ 14, собственником которого указано ООО «Маршрут № 14» . График движения коммерческого автобуса по регулярному маршруту № 14 согласован с ООО «ЦДС» и утвержден Администрацией города Якутска. 

В отношении Общества на основании распоряжения начальника УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора № 321-р от 11.03.2014 (том 1, л.д. 122 – 127) в соответствии с Планом проведения плановых проверок на 2014 год, утвержденным руководителем Ространснадзора и размещенным на сайтах Генеральной прокуратуры РФ и Ространснадзора, в период с 02.04.2014 по 08.04.2014 с участием законного представителя Общества проведена плановая документарная проверка на предмет соблюдения  обязательных требований.  Копия распоряжения о проведении проверки вручена директору Общества 18.03.2014, что подтверждается почтовым уведомлением (том 1, л.д. 121).

По результатам проверки составлен акт № ТБ-АТ-08/04/2014/321-р от 08.04.2014 (том 1, л.д. 128 – 133), где зафиксированы выявленные Управлением нарушения, копия акта вручена директору Общества 08.04.2014.

            Обществу выдано предписание № ТБ-АТ-08/04/2014/321-р от 08.04.2014 об устранении нарушений, указанных в пунктах 1 – 9 и 11, в срок до 09.07.2014, нарушения, указанного в пункте 10, в срок до 09.09.2014, предписание получено директором Общества 08.04.2014 (том 1, л.д. 134 – 137).

            Извещение от 08.04.2014 (том 1, л.д. 138 – 139) о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ, на 15.04.2014 в 14 час. 00 мин получено директором Общества 08.04.2014. 

            15.04.2014 главным государственным инспектором отдела по надзору за обеспечением безопасности Управления Замотаевым В.А. в присутствии законного представителя Общества – директора Залова З.Я., с разъяснением ему процессуальных прав, предусмотренных статьями 25.1, 25.4, 25.5 КоАП РФ, составлен протокол серия ТБ-АТ-15/04/2014/321-р № 26ЯКТ об административном правонарушении (том 1, л.д. 140 – 145) в отношении Общества о наличии признаков административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ, где зафиксировано:

            - в нарушение пункта 4 части 2 статьи 12 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» не предоставлена полная и достоверная информация для проведения категорирования в компетентный орган в области обеспечения транспортной безопасности;

- в нарушение требования пункта 5.6.2 части 2 приказа Минтранса России от 08.02.2011 № 42 «Об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта и дорожного хозяйства»  (далее – Приказ № 42) не разработана, не принята и не исполнена организационно-штатная структура управления в субъекте транспортной инфраструктуры;

- в нарушение требования пункта 5.6.3 части 2 Приказа № 42 отсутствует Номенклатура (перечень) должностей работников субъекта транспортной инфраструктуры (далее – персонал), осуществляющих деятельность в  зоне транспортной безопасности и на критических элементах ОТИ и ТС;

- в нарушение требования пункта 5.6.4 части 2 Приказа № 42 отсутствует Номенклатура (перечень) должностей персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности ОТИ или ТС;

- в нарушение требования пункта 5.6.5 части 2 Приказа № 42 отсутствует Номенклатура (перечень) должностей персонала юридических лиц, осуществляющих на законных основаниях деятельность в зоне транспортной безопасности или на критических элементах ОТИ или ТС;

- в нарушение требования пункта 5.6.8 части 2 Приказа № 42 отсутствует порядок проверки документов, наблюдения, собеседования с физическими лицами и оценки данных инженерно-технических систем и средств обеспечения транспортной безопасности, осуществляемых для выявления подготовки к совершению АНВ или совершения АНВ в отношении ОТИ или ТС;

- в нарушение требования пункта 5.6.10 части 2 Приказа № 42 отсутствует порядок информирования компетентного органа в области обеспечения транспортной безопасности и уполномоченных подразделений федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляемого функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, а также территориального управления федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта о непосредственных, прямых угрозах и фактах совершения АНВ в деятельность ОТИ или ТС;

- в нарушение требования пункта 5.9 части 2 Приказа № 42 не разработан, не утвержден и не реализован порядок взаимодействия между силами обеспечения транспортной безопасности ОТИ (ТС) и силами обеспечения транспортной безопасности других ОТИ и/или ТС, с которыми имеется технологическое взаимодействие;

- в нарушение требования пункта 5.10 части 2 Приказа № 42 не проверены сотрудники сил обеспечения транспортной безопасности, с целью выявления оснований, предусмотренных частью 1 статьи 10 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» для прекращения трудовых отношений или отказа в приеме на работу;

 - в нарушение требования пункта 5.12 части 2 Приказа № 42 отсутствует специальная профессиональная подготовка, повышение квалификации, переподготовка сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности в соответствии с программами и документами определенными законодательством Российской Федерации;

  - в нарушение требования пункта 5.14 части 2 Приказа № 42 отсутствует информирование в наглядной и доступной форме всех физических лиц, находящихся на ОТИ или ТС, а также юридических лиц, осуществляющих на них какие-либо виды деятельности, о требованиях законодательства о транспортной безопасности и внутренних организационно-распорядительных документов, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и/или ТС, в части их касающейся, включая, запрещение, согласно пунктов 5.14.1-5.14.4;

Копия протокола об административном правонарушении вручена директору Общества Залову З.Я. 15.04.2014.

15.04.2014 главным государственным инспектором отдела надзора за обеспечением безопасности Управления в присутствии законного представителя Общества – директора Залова З.Я. вынесено постановление серия ТБ-АТ-15/04/2014/321-р № 26ЯКТ о признании Общества виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 35 000 рублей.

Копия постановления получена директором Общества Заловым З.Я. 15.04.2014.

Не согласившись с предписанием и постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частями 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно части 1 статьи 23.36 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях органы, осуществляющие функции по контролю и надзору в сфере транспорта, рассматривают дела об административных правонарушениях, в том числе по части 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ.

            В пунктах 1, 2, 3, 4 части 2 статьи 23.36 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции, действовавшей до 06.05.2014) перечислены должностные лица Ространснадзора, уполномоченные рассматривать конкретные дела об административных правонарушениях, среди которых отсутствует состав правонарушения, предусмотренный частью 1 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

            Исходя из изложенного для определения должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, следует руководствоваться общими нормами статей 22.1, 22.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Пунктом 3 частью 1 статьи 22.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что дела об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, рассматриваются в пределах компетенции, установленной главой 23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, федеральными органами исполнительной власти, их структурными подразделениями, территориальными органами и структурными подразделениями территориальных органов, а также иными государственными органами в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

            На основании пункта 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 398, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) в сфере гражданской авиации, использования, воздушного пространства Российской Федерации, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации, авиационно-космического поиска и спасания, морского (включая морские порты), внутреннего водного, железнодорожного транспорта, автомобильного и городского наземного электрического транспорта (кроме вопросов безопасности дорожного движения), промышленного транспорта и дорожного хозяйства, а также обеспечения транспортной безопасности в этой сфере и на метрополитене является Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор).

            С учетом изложенного должностные лица органа, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях считаются правомочными рассматривать дела по части 1 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Приказом Минтранса России от 30.10.2007 № ГК-938фс утвержден Перечень должностных лиц Ространснадзора, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях.

Пунктом 2 Перечня предусмотрено, что в территориальных органах Ространснадзора имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях должностные лица, на которых возложены функции по контролю и надзору в сфере воздушного, морского, речного, автомобильного и железнодорожного транспорта и дорожного хозяйства, в том числе главный государственный инспектор.

Протокол об административном правонарушении серия ТБ-АТ-15/04/2014/321-р № 26ЯКТ составлен и оспариваемое постановление вынесено главным государственным инспектором отдела по надзору за обеспечением транспортной безопасности Замотаевым В.А.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что как протокол составлен, так и постановление вынесено уполномоченным должностным лицом административного органа.  

Из материалов дела следует, что протокол об административном правонарушении серия ТБ-АТ-15/04/2014/321-р № 26ЯКТ составлен и оспариваемое постановление вынесено в один день – 15.04.2014 при участии законного представителя Общества Залова З.Я.  

Дело об административном правонарушении рассмотрено сразу после составления административного протокола в этот же день.

В соответствии с частью 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.        Согласно части 3 статьи 25.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Согласно извещению от 08.04.2014 (том 1, л.д. 138 – 139) Общество уведомлено о дате составления протокола и рассмотрения дела об административно правонарушении на 15.04.2014 в 14 час. 00 мин., извещение получено законным представителем Общества Заловым З.Я. 08.04.2014.

Учитывая изложенное, суд считает, что законный представитель юридического лица извещен о дате, времени и месте составления протокола и рассмотрения дела об административном правонарушении.

Составленный в отношении Общества протокол об административном правонарушении содержит сведения о разъяснении законному представителю Общества Залову З.Я. прав, предусмотренных статьями 25.1, 25.4, 25.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации.

Статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрены права лица, в отношении которого ведется производство по делу, в том числе право знакомиться с материалами дела, представлять доказательства,  заявлять ходатайства, а в случае необходимости пользоваться помощью защитника.

В соответствии со статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, должны быть обеспечены гарантии защиты его прав, в том числе и право ознакомления с протоколом об административном правонарушении.

Между тем, суд считает, что сам факт составления протокола об административном правонарушении и вынесения постановления о привлечении к административной ответственности в один день не могут свидетельствовать о нарушении прав и гарантий лица, привлекаемого к административной ответственности, поскольку нормы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривают и не содержат об этом запрета, при этом суд отмечает, что ни при составлении протокола, ни при рассмотрении дела законным представителем Общества какого-либо ходатайства, в том числе об отложении рассмотрения дела не заявлялось.

При таких обстоятельствах, довод представителя Общества, заявленный устно в судебном заседании, о том, что Управлением нарушена процедура привлечения Общества к административной ответственности, а именно протокол составлен и постановление вынесено в один день подлежит отклонению.

Частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ (в редакции, действовавшей до 06.05.2014) предусмотрена ответственность за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Объектом правонарушения являются отношения в области обеспечения транспортной безопасности, под которой понимается реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства (статья 1 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности").

Частью 1 статьи 2 Федерального закона N 16-ФЗ установлено, что целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.

Объекты транспортной инфраструктуры, транспортные средства определены в пункте 11 статьи 1 Федерального закона N 16-ФЗ.

Согласно статье 7 Федерального закона N 16-ФЗ в целях принятия мер по обеспечению транспортной безопасности устанавливаются различные уровни безопасности в транспортном комплексе. Перечень уровней безопасности и порядок их объявления при изменении степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 6 статьи 1 Федерального закона N 16-ФЗ оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств представляет собой определение степени защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от угрозы совершения актов незаконного вмешательства.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона N 16-ФЗ обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (далее - ОТИ и ТС) возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 9 статьи 1 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ под субъектами транспортной инфраструктуры понимаются юридические и физические лица, являющиеся собственниками ОТИ и ТС или использующие их на ином законном основании.

Статьей 8 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ предусмотрено, что требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности, для различных категорий ОТИ и ТС устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере экономического развития. Указанные требования являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры.

В силу пункта 3 статьи 12 Федерального закона N 16-ФЗ субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики несут ответственность за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Заявитель считает, что Общество не является субъектом транспортной инфраструктуры, т.к. не имеет на своем балансе имущества – объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. В доказательство указанного обстоятельства Обществом представлена копия бухгалтерского баланса за 2013 год, из данных которого следует, что у Общества отсутствуют материальные внеоборотные активы (в т.ч. основные средства).

Судом отклоняется указанный довод Общества по следующим основаниям.

Под транспортными средствами подразумеваются воздушные суда, суда, используемые в целях торгового мореплавания или судоходства, железнодорожный подвижной состав, подвижной состав автомобильного и электрического городского наземного пассажирского транспорта в значениях, устанавливаемых транспортными кодексами и уставами (пункт 11 статьи 1 Федерального закона № 16-ФЗ).

Под субъектами транспортной инфраструктуры понимаются юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании (пункт 9 статьи 1 Федерального закона № 16-ФЗ).

Из положений данного пункта статьи 1 Федерального закона № 16-ФЗ следует, что для определения статуса субъекта транспортной инфраструктуры достаточен факт наличия в собственности физического или юридического лица ОТИ и ТС или использования их на ином законном основании.

Из реестра транспортных средств работающих на маршруте (приложение № 3 к договору по лоту № 9) (том 1, л.д. 27) следует, что собственником транспортного средства ПАЗ 32054 регистрационный номер У972ЕХ 14 является Общество (лицензиат). Указанное транспортное средство указано также в приложении к лицензии № АСС-14-032136 от 06.04.2011 (том 1, л.д. 40), выданной Обществу на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек.

Обществом представлена в материалы дела копия договора аренды транспортного средства без экипажа с физическим лицом от 30.12.2010, заключенного между Обществом (Арендатор) и гражданином Заловым З.Я. (Арендодатель), в соответствии с которым Арендодатель передает во временное владение и пользование Арендатору принадлежащий ему на праве собственности автобус марки ПАЗ 32054 с номерным знаком У 972 ЕХ 14 для использования в соответствии с нуждами Арендатора. Срок действия договора с 30.12.2010 по 29.12.2015.

Таким образом, суд считает, что Общество является субъектом транспортной инфраструктуры, т.к. Общество использует транспортное средство на ином законном основании (по договору аренды).  

При таких обстоятельствах Общество обязано исполнять положения Федерального закона № 16-ФЗ, Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, утвержденных приказом Минтранса РФ от 08.02.2011.

Во исполнение статьи 8 Федерального закона N 16-ФЗ принято постановление Правительства РФ от 10.12.2008 № 940 «Об уровнях безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и о порядке их объявления (установления)» (далее – Постановление № 940).

Пунктом 1 Постановления № 940 установлено 3 уровня безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, в т.ч. уровень 1 – степень защищенности транспортного комплекса от потенциальных угроз, заключающихся в наличии совокупности вероятных условий и факторов, создающих опасность совершения акта незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса.

Пунктом 2 Постановления № 940 установлено, что уровень безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств № 1 действует постоянно, если не объявлен иной уровень безопасности.

Следовательно, на всех объектах транспортной инфраструктуры постоянно действует уровень № 1, а субъекты транспортной инфраструктуры обязаны принимать меры по обеспечению указанной степени защищенности.

Присвоение категории ОТИ и ТС отнесено к государственным услугам, одним из принципов оказания которых в силу пункта 2 статьи 4 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» является заявительный порядок обращения за их предоставлением.

 В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 12 Федерального закона № 16-ФЗ (в редакции от 03.02.2014) субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики обязаны предоставлять в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности полную и достоверную информацию для проведения категорирования, предусмотренного статьей 6 настоящего закона. Таким образом, принятие мер по категорированию ОТИ и ТС путем обращения в соответствующий орган возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры.

Следовательно, Общество обязано предоставить в компетентные органы  полную и достоверную информацию для проведения категорирования, что не было исполнено Обществом.

Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08.02.2011 N 42 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, которые являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры и распространяются на всех юридических и/или физических лиц, находящихся на ОТИ и/или ТС (пункт 4).

Требования определяют систему мер, реализуемых субъектами транспортной инфраструктуры для защиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта (далее - ОТИ и ТС) от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения актов незаконного вмешательства (далее - АНВ).

В соответствии с пунктом 5 Требований субъект транспортной инфраструктуры обязан:

1. разработать, принять и исполнять внутренние организационно-распорядительные документы, направленные на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и/или ТС и являющиеся приложением к плану обеспечения транспортной безопасности ОТИ и/или ТС (пункт 5.6), в том числе:

 - организационно-штатную структуру управления в субъекте транспортной инфраструктуры (5.6.2);

- номенклатуру (перечень) должностей работников субъекта транспортной инфраструктуры (далее - персонала), осуществляющих деятельность в зоне транспортной безопасности и на критических элементах ОТИ или ТС (5.6.3);

- номенклатуру (перечень) должностей персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности ОТИ или ТС (5.6.4);

- номенклатуру (перечень) должностей персонала юридических лиц, осуществляющих на законных основаниях деятельность в зоне транспортной безопасности или на критических элементах ОТИ или ТС (5.6.5);

- порядок проверки документов, наблюдения, собеседования с физическими лицами и оценки данных инженерно-технических систем и средств обеспечения транспортной безопасности, осуществляемых для выявления подготовки к совершению АНВ или совершения АНВ в отношении ОТИ или ТС (5.6.8);

- порядок информирования компетентного органа в области обеспечения транспортной безопасности и уполномоченных подразделений федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, а также территориального управления федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта о непосредственных, прямых угрозах и фактах совершения АНВ в деятельность ОТИ и/или ТС (5.6.10);

2. разработать, утвердить и реализовать порядок взаимодействия между силами обеспечения транспортной безопасности ОТИ (ТС) и силами обеспечения транспортной безопасности других ОТИ и/или ТС, с которыми имеется технологическое взаимодействие (пункт 5.9);

3. проверить сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности, с целью выявления оснований, предусмотренных частью 1 статьи 10 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", для прекращения трудовых отношений или отказа в приеме на работу (пункт 5.10);

4. осуществлять специальную профессиональную подготовку, повышение квалификации, переподготовку сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности в соответствии с программами и документами, определенными законодательством Российской Федерации (пункт 5.12);

5. информировать в наглядной и доступной форме всех физических лиц, находящихся на ОТИ или ТС, а также юридических лиц, осуществляющих на них какие-либо виды деятельности, о требованиях законодательства о транспортной безопасности и внутренних организационно-распорядительных документов, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и/или ТС, в части их касающейся, включая запрещение (пункт 5.14):

- прохода (проезда) в зоны транспортной безопасности вне КПП или без соблюдения условий допуска (5.14.1);

- перевозки по поддельным (подложным) и/или недействительным проездным, перевозочным и/или удостоверяющим личность документам (5.14.2);

- проноса (провоза) предметов и/или веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону транспортной безопасности и зону свободного доступа ОТИ или ТС, а также о предметах и веществах, которые запрещены или ограничены для перемещения (5.14.3);

- совершения АНВ в отношении ОТИ и ТС, а также иных действий, приводящих к повреждению устройств и оборудования ОТИ и ТС или использованию их не по функциональному предназначению, влекущих за собой человеческие жертвы, материальный ущерб или возможность наступления таких последствий (5.14.4).

Невыполнение Обществом указанных в оспариваемом постановлении пунктов Требования подтверждается материалами дела и указанное бездействие Общества образует объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 11.15 КоАП РФ, соответственно, событие административного правонарушения, является доказанным.

Доказательств выполнения изложенных выше требований, которые подпадают под квалификацию части 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ, не исполнение которых отражено в протоколе об административном правонарушении и оспариваемом постановлении, Общество суду не представило.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вина Общества административным органом установлена, что отражено в оспариваемом постановлении. Вина заявителя выразилась в том, что имея возможность обеспечить выполнение требований действующего законодательства Российской Федерации по транспортной безопасности в целях исполнения надлежащим образом своих публично-правовых обязанностей, Обществом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению указанных требований. Доказательств иного в материалы дела не представлено.

Таким образом, суд приходит к выводу о наличии вины Общества во вменяемом ему правонарушении, в связи с чем находит доказанным наличие состава административного правонарушения в действиях заявителя.

 Суд не установил процессуальных нарушений при производстве по административному делу, права и гарантии общества соблюдены, срок давности привлечения к ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не пропущен.

В соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Из оспариваемого постановления по делу об административном правонарушении следует, что Управлением назначено Обществу наказание в виде административного штрафа в размере 35 000 рублей.

Санкцией части 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ (в редакции до 06.05.2014) за совершение юридическим лицом действий, изложенных в диспозиции данной нормы, предусмотрено назначение наказания в виде административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Суд считает, что наложение на общество наказания в виде административного штрафа в размере 35 000 рублей с учетом конкретных обстоятельств административного дела, наличием большого количества нарушений Требований отвечает целям административного наказания, принципам соразмерности и справедливости наказания.

Суд считает, что, оценивая характер и степень общественной опасности совершенного заявителем правонарушения, в данном конкретном случае отсутствуют основания для признания совершенного правонарушения малозначительным.

С учетом изложенного, поскольку состав правонарушения в действиях Общества является доказанным, процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении административным органом не допущено, Общество правомерно привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ, в связи с чем, в удовлетворении требования о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания следует отказать.

В части требования Общества о признании недействительным предписания Управления суд с учетом вывода о правомерности привлечения Общества к административной ответственности по части 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ приходит к выводу о том, что оспариваемое предписание соответствует положениям Федерального закона № 16-ФЗ, Требованиям по обеспечению транспортной безопасности, утвержденным приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08.02.2011 N 42 и не нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности.

При таких обстоятельствах, суд приходит также к выводу об отказе в удовлетворении указанного требования Общества.   

Обществом при обращении в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным предписания, незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания уплачена государственная пошлина в размере 4 000 рублей.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.21. Налогового кодекса РФ по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными государственная пошлина для организаций уплачивается в размере 2 000 рублей.

В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.40. НК РФ уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено главой Кодекса.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о возврате Обществу государственной пошлины в размере 2 000 рублей.

Руководствуясь статьями 104, 167-170, 176, 201, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд 

                                                        Р Е Ш И Л:

в удовлетворении заявленных требований общества с ограниченной ответственностью «Маршрут № 14» отказать полностью.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Маршрут № 14»  из федерального бюджета государственную пошлину в размере 2 000 рублей, выдать справку.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно –  телекоммуникационной сети Интернет http://yakutsk.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда – http://4aas.arbitr.ru.

Судья                                                                                           А.Н. Устинова