ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А58-2177/16 от 27.06.2016 АС Республики Саха (Якутия)

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)

                               ул. Курашова, 28, г. Якутск, 677980, www.yakutsk.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р  Е  Ш  Е  Н  И  Е

город Якутск                                                                                           Дело №А58-2177/16

04 июля 2016 года

Резолютивная часть решения оглашена 27 июня 2016 года.

Мотивированное решение изготовлено 04 июля 2016 года.

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)  в составе судьи Евсеевой Е. А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Рудых В.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Государственного унитарного предприятия "Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)" (ИНН 1435133520, ОГРН 1031402044145) от 19.04.2016 № 213

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) (ИНН 1435137122, ОГРН 1031402052153)

с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – Общества с ограниченной ответственностью «РАВИАЛ» (ИНН 2724045056, ОГРН 1022701288884)

о признании недействительными решения и предписания по результатам рассмотрения жалобы № 02-63/18.1-16 от 04.04.2016 от 04.04.2016

при участии представителей лиц, участвующих в деле: от заявителя: Мекюрдянова А.И. по доверенности № 406 от 02.06.2016, Булгаров А.Б. по доверенности № 89 от 21.12.2015; от антимонопольного органа: Мандарова А.Е. по доверенности от 09.03.2016 №02/1052; от третьего лица: не явились, извещены,

у с т а н о в и л:

Государственное унитарное предприятие "Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)  (далее – заявитель, предприятие) обратилось в суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) (далее – антимонопольный орган, УФАС РС(Я)) о признании недействительными решения и предписания по результатам рассмотрения жалобы № 02-63/18.1-16 от 04.04.2016 от 04.04.2016,  по основаниям указанным в заявлении и поддержанным в суде.

Антимонопольный орган не согласился с заявленными требованиями, представил отзыв с изложением доводов возражения (л.д.107 т.1).

Третье лицо ООО «Равиал» представило отзыв, в котором оспариваемое решение антимонопольного органа считает законным и обоснованным (л.д.101 т.1)

Судом установлены следующие обстоятельства по делу.

15 февраля 2016 года извещением №31603315876 (на сайте www.zaknpki.gov.ru) объявлено о проведении запроса предложений с наименованием закупки: «Поставка специальной одежды, специальной обуви и СИЗ для нужд ГУП «ЖКХ PC (Я)».

Начальная (максимальной) цена договора - 27 ООО 000,00 (двадцать семь миллионов) рублей с учетом НДС 18%.

Срок подачи заявок согласно Извещению на официальном сайте wvvw.zakupki.gov.ru с 16.02.2016 г. по 01.03.16 г.

Основанием для закупа является Коллективный договор ГУП «ЖКХ PC (Я)» 2015-2018 гг., ст. 09.03 «Охрана труда».

Согласно Протоколу №1357 заседания постоянно действующей Единой комиссии по закупкам ГУП «ЖКХ PC (Я)», рассмотрение, оценка и сопоставления заявок Участников запроса предложений на поставку специальной одежды, специальной обуви и СИЗ для работников ГУП «ЖКХ PC (Я)» на 2016 год, осуществлялось 01 марта 2016 г.

В соответствии с протоколом №1357 от 01.03.2016 г. постоянно действующей Единой комиссии по закупкам ГУП «ЖКХ PC (Я)», в адрес Заказчика поступило 4 (четыре) заявки:

-           ООО «РАВИАЛ» (г. Хабаровск);

-           АО «ТД «Тракт» (г. Иркутск);

-           ООО «Славянка Текстиль» (г. Владимир);

-           ООО «Техноавиа-Саха» (г. Якутск).

Заявки представлены без опоздания, рассмотрены по содержанию и по существу.

В соответствии с вышеуказанным Протоколом рассмотрения, оценки и сопоставления заявок, постоянно действующая Единая комиссия Заказчика отклонила 2 (две заявки) участников, а именно:

-           ООО «РАВИАЛ» отклонить заявку участника, как несоответствующую требованиям п. 14 Технического задания запроса предложений, а именно представленные копии документов, подтверждающие наличие опыта аналогичных поставок не подписаны и не скреплены печатью Заказчика;

-           АО «ТД «Тракт» отклонить заявку участника, как не соответствующую требованиям п. 14 Технического задания запроса предложений, а именно не предоставлены копии документов, подтверждающие наличие опыта аналогичных поставок (копии договоров и товарные накладные).

Согласно вышеуказанному Протоколу рассмотрения, оценки и сопоставления заявок, Единая комиссия Заказчика приняла следующее решение - допустила к участию в закупке 2 (две) заявки участников ООО «Техноавиа-Саха» и ООО «Славянка-Текстиль».

В соответствии с вышеуказанным Протоколом рассмотрения, оценки и сопоставления заявок - по результатам оценки допущенных заявок участники запроса предложений получили следующие баллы из 100 возможных:

-           ООО «Техноавиа-Саха» - 98, 14 баллов;

-           ООО «Славянка-Текстиль» - 86,91 балл.

Запрос предложений на право заключения договора поставки специальной одежды, специальной обуви и СИЗ для нужд ГУП «ЖКХ PC (Я)» признан состоявшимся.

По результатам оценки Победителем признан участник ООО «Техноавиа-Саха» и его заявке присвоен первый номер. Второй номер присвоен заявке участника ООО «Славянка-Текстиль».

18.03.2016 в антимонопольный орган поступила жалоба ООО «Равиал» на действия заказчика по необоснованному отклонению заявки к участию в запросе предложений.

По результатам рассмотрения жалобы №02-63/18.1-16 антимонопольным органом принято решение от 04.04.2016 о признании жалобы ООО «Равиал» обоснованной, о признании ГУП «ЖКХ РС(Я)» нарушившим часть 12 статьи 4 ФЗ от 18.07.2011 №223-ФЗ, о выдаче ГУП «ЖКХ РС(Я)» предписания о внесении изменений в Положение о закупках товаров, работ, услуг, о передаче материалов для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.

Данное обстоятельство послужило поводом для обращения заявителя в арбитражный суд с вышеназванным заявлением с соблюдением установленных сроков. 

Дело рассматривается в порядке 24 главы Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания оспариваемого ненормативного правового акта, действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, незаконными необходимо соблюдение двух условий: несоответствие оспариваемого правового акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В соответствии с пунктами 1 и 4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства.

Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

В соответствии с Положением Федеральная антимонопольная служба осуществляет контроль за соблюдением коммерческими и некоммерческими организациями, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства, законодательства о естественных монополиях, законодательства о рекламе (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа); выдает (направляет) предписания, обязательные для исполнения юридическими и физическими лицами, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством, законодательством о рекламе и законодательством о естественных монополиях.

Нарушений процедуры рассмотрения дела при вынесении оспариваемого решения судом не установлено, об их наличии не заявлено.

Оценив представленные доказательства по делу в порядке статьи 71 АПК РФ, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующим выводам.

Порядок проведения закупок товаров, работ, услуг субъектами естественных монополий урегулирован Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон № 223-ФЗ).

Согласно ст. 2 Закона № 223-ФЗ документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения, является Положение о закупках.

Указанное положение разрабатывается лицом, производящим закупки, и утверждается органом управления этого лица, учредителями (участниками) и другими лицами, указанными в ч. 3 ст. 2 Закона № 223-ФЗ.

На официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о заказах www.zakupki.gov.ru было размещено Положение о закупках ГУП «ЖКХ PC (Я)» (далее по тексту - Положение), утвержденное приказом №1404-п от 14.12.2015 г., которое определяет порядок выбора поставщиков (подрядчиков, исполнителей), условия и порядок осуществления закупок товаров, работ, услуг для собственных нужд.

Целями предприятия при проведении закупочных процедур является выбор надежного поставщика, способного обеспечить поставку закупаемой продукции (работ, услуг) на наилучших для Заказчика условиях, а именно, поставку продукции (работ, услуг) необходимого качества, в необходимом количестве (объеме), в необходимое время, в необходимое место, на наилучших коммерческих условиях с учетом цены продукции, сроков и условий поставки и оплаты, иных выгод и издержек (в т.ч. эксплуатационных).

В положении ГУП «ЖКХ PC (Я)» установлено п. 2.9.1. ч. 2.9. - Запрос предложений - это способ закупки, который может проводиться при закупке продукции на сумму, не превышающую 35 000 000 (тридцать миллионов) рублей.

П. 2.9.2. ч. 2.9. Заказчик вправе осуществлять путем запроса предложений закупку продукции в пределах суммы, не превышающей десяти процентов от общего годового объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Процедура запроса предложений не является торгами по законодательству Российской Федерации, и ее проведение не регулируется статьями 447-449 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации. Процедура запроса предложений также не является публичным конкурсом и не регулируется статьями 1057-1067 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации.

Таким образом, данная процедура запроса предложений не накладывает на организатора закупки соответствующего объема гражданско-правовых обязательств, в том числе, по обязательному заключению договора с победителем конкурентных переговоров или иным его участником.

Из п. 9 и п. 12 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках следует, что в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, а также критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Согласно п. 1.5.1 раздела 1.5 Положения о закупках ГУП «ЖКХ PC (Я)» - управление закупками на основании Положения о закупке осуществляется единоличным исполнительным органом (генеральным директором) и Единой закупочной комиссией.

Единая комиссия должна состоять из постоянных и приглашенных членов Постоянными членами Единой комиссии могут быть только сотрудники Заказчика, а приглашенными членами могут быть как сотрудники Заказчика, так и сторонние лица.

В соответствии с п. 1.5.7 раздела 1.5 Положения о закупках - решения Единой комиссии правомочны, если на заседании присутствует половина от общего числа постоянных ее членов.

Как следует из Протокола заседания постоянно действующей Единой комиссии по закупкам ГУП «ЖКХ PC (Я)» по процедуре рассмотрения, оценки и сопоставления заявок участников запроса предложений на поставку специальной одежды, специальной обуви и СИЗ для работников ГУП «ЖКХ PC (Я)» на 2016 год от 01.03.2016 года в составе Единой комиссии присутствовали больше половины от общего числа постоянных ее членов.

Таким образом, единая комиссия была правомочна была осуществлять вскрытие, рассмотрение и оценку заявок участников в запросе предложений.

Согласно п. 13 Технического задания на запрос предложений - участниками размещения заказа могут быть любые юридические лица независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, соответствующий требованиям указанных в Техническом задании.

В пункте 14 Технического задания по запросу предложений установлены дополнительные требования к участникам закупки, а именно, наличие профессиональных знаний (квалификаций), опыта и ресурсных возможностей (материально-технические, производственно-трудовые), управленческой компетентностью, которые должен подтвердить копиями договоров поставки, являющихся предметом настоящего запроса, при этом учитываются только выполненные участником договором (приложение товарных накладных).

Согласно Протоколу №1357 заседания постоянно действующей Единой комиссии по закупкам ГУП «ЖКХ PC (Я)», рассмотрение, оценка и сопоставления заявок участников запроса предложений на поставку специальной одежды, специальной обуви и СИЗ для работников ГУП «ЖКХ PC (Я)» на 2016 год, осуществлялось 01.03.2016 г.

В соответствии с протоколом №1357 от 01.03.2016 г. постоянно действующей Единой комиссии по закупкам ГУП «ЖКХ PC (Я)», в адрес Заказчика поступило 4 (четыре) заявки:

-           ООО «РАВИАЛ» (г. Хабаровск);

-           АО «ТД «Тракт» (г. Иркутск);

-           ООО «Славянка Текстиль» (г. Владимир);

-           ООО «Техноавиа-Саха» (г. Якутск).

Заявки представлены без опоздания, рассмотрены по содержанию и по существу.

В соответствии с вышеуказанным Протоколом рассмотрения, оценки и сопоставления заявок, постоянно действующая Единая комиссия Заказчика отклонила 2 (две заявки) участников, а именно:

-           ООО «РАВИАЛ» отклонить заявку участника, как несоответствующую требованиям п. 14 Технического задания запроса предложений, а именно представленные копии документов, подтверждающие наличие опыта аналогичных поставок не подписаны и не скреплены печатью Заказчика;

-           АО «ТД «Тракт» отклонить заявку участника, как не соответствующую требованиям п. 14 Технического задания запроса предложений, а именно не предоставлены копии документов, подтверждающие наличие опыта аналогичных поставок (копии договоров и товарные накладные).

Единая комиссия Заказчика приняла решение о допуске к участию в закупке 2 заявок участников ООО «Техноавиа-Саха» и ООО «Славянка-Текстиль».

В соответствии с вышеуказанным Протоколом рассмотрения, оценки и сопоставления заявок - по результатам оценки допущенных заявок участники запроса предложений получили следующие баллы из 100 возможных:

-           ООО «Техноавиа-Саха» - 98, 14 баллов;

-           ООО «Славянка-Текстиль» - 86,91 балл.

Таким образом, запрос предложений на право заключения договора поставки специальной одежды, специальной обуви и СИЗ для нужд ГУП «ЖКХ PC (Я)» признан состоявшимся.

По результатам оценки  победителем признан участник - ООО «Техноавиа-Саха» и его заявке присвоен первый номер. Второй номер присвоен заявке участника - ООО «Славянка-Текстиль».

Изучив закупочную документацию, заявки участников и материалы дела, суд признает правомерность вывода антимонопольного органа о том, что заявка участника закупки ООО «РАВИАЛ» отклонена, не обосновано, в силу следующего.

В заявке участника ООО «РАВИАЛ» были представлены договора (контракты) заключенные с ФБУ «Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей». При этом очевидно, что все контракты заключены по итогам электронных аукционов на Единой торговой площадке и подписаны электронной подписью, что исключает обязанность участника по предоставлению каких-либо письменных пояснений.

В соответствии с ч. 1 ст. 70 Закона о контрактной системе - по результатам электронного аукциона контракт заключается с победителем такого аукциона, а в случаях, предусмотренных настоящей статьей, с иным участником такого аукциона, заявка которого на участие в таком аукционе в соответствии со статьей 69 настоящего Федерального закона признана соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе.

Согласно ч. 6 статьи 70 Закона о контрактной системе - в течение трех рабочих дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе документов, предусмотренных частью 5 настоящей статьи, победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица, или предусмотренный частью 4 настоящей статьи протокол разногласий.

В соответствии с ч. 7 ст. 70 Закона о контрактной системе - в течение трех рабочих дней с даты размещения в единой информационной системе проекта контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронного аукциона, и предоставления таким победителем обеспечения исполнения контракта заказчик обязан разместить контракт, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, в единой информационной системе.

Согласно ч. 8 ст. 8 Закона о контрактной систем - с момента размещения в единой информационной системе предусмотренного частью 7 настоящей статьи и подписанного заказчиком контракта он считается заключенным.

Кроме того, в соответствии с Техническим заданием запроса предложений, условий (оснований) по которым заявки участников будут допущены и отклонены отсутствуют, что противоречит пп.14 п. 1.4.3.1 ч. 1.4.3. Раздела 1.4 Положения о закупках ГУП «ЖКХ PC (Я)».

Согласно ч. 17 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции - при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа, организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

Также  установлено, что в соответствии с пп. 3.1.2. п. 20 Технического задания запроса предложений оценка заявок на соответствие с заявленными Заказчиком критериями, а именно, критерий - Опыт выполнения аналогичных договоров за последние 3 года оценивается максимальный балл - 100 баллов.

Данный критерий оценивается - опыт выполнения аналогичных договоров с суммой более 5 млн. рублей, с предоставлением копий договоров, товарных накладных и отзывов Заказчиков:

-           копии договоров с товарными накладными и отзывами от Заказчиков по все предоставленным договорам - 100 баллов;

-           копии договоров с товарными накладными (без отзывов) - 50 баллов;

-           копии договоров (без товарных накладных и без отзывов) - 10 баллов.

Как следует из Сводной таблицы, победителю ООО «Техноавиа-Саха» по данному критерию неправомерно выставлена оценка в виде 100 баллов за данный критерий, так как согласно проверки, в составе заявки участника ООО «Техноавиа-Саха» товарные накладные не были заверены подписью и печатью Заказчиков.

Таким образом, Единая комиссия Заказчика должны была выставить иной балл по данному критерию, что не соответствует Техническому заданию запроса предложений.

Согласно ч. 12 статьи 4 Закона о закупках - Протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов.

Согласно ст. 191 Гражданского кодекса Российской Федерации - течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

В соответствии с ч. 3 статьи 107 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации - течение процессуального срока, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после даты или наступления события, которыми определено его начало.

Протокол рассмотрения, оценки и сопоставления было опубликовано 09.03.2016 г., а подписан 01.03.2016 г., следовательно, был пропущен срок-размещения протокола в единой информационной системе, что противоречит ч. 12 ст.4 Закона о закупках.

18.03.2016 года между ГУП «ЖКХ PC (Я)» и ООО «Техноавиа-Саха» заключен договор поставки специальной одежды, специальной обуви и СИЗ для работников ГУП «ЖКХ PC (Я)» №23203 (регистрационный номер договора №23203 от 25.03.2016 г.) с общей суммой договора 26 987 105, 16 рублей.

Положением о закупке товаров, работ, услуг ГУП «ЖКХ PC (Я)» (версия 23) п.3.2 Раздела 3 - срок подписания договора по результатам проведения торгов установлен в виде срока «не позднее 20 (двадцати) дней со дня итогового протокола». При этом в Положении не содержится указания на срок, в течение которого Договор не может быть подписан.

Между тем, системный анализ положений 2, 3 Закона о закупках и статьи 18.1 Закона о защите конкуренции позволяет сделать вывод, что сокращение Заказчиком законодательно установленного десятидневного срока на обжалование в антимонопольный орган действий организаторов торгов, аукционной или конкурсной комиссии является нарушением части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Из положений статьи 1 Закона о закупках следует, что целью регулирования данного закона является в том числе расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Для достижения названных целей участникам закупки предоставлено право в порядке, установленном антимонопольным органом, обжаловать действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг (часть 10 статьи 3 Закона о закупках).

Согласно части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном названной статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных названным законом.

Частями 18, 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что со дня направления уведомления, предусмотренного частью 11 названной статьи, торги приостанавливаются до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии по существу. В случае принятия жалобы к рассмотрению организатор торгов, которому в порядке, установленном частью 11 названной статьи, направлено уведомление, не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. Договор, заключенный с нарушением данного требования, является ничтожным.

Следовательно, установление в положении о закупках срока заключения договора по результатам закупки, не учитывающего закрепленной в Законе о закупке и Законе о защите конкуренции процедуры административного контроля со стороны антимонопольного органа, фактически исключает применение оперативных мер, предусмотренных статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, лишает обращение с жалобой какого-либо юридического смысла, а потому направлено против прав участников закупки.

Разрабатываемое участником закупки положение о закупках не должно вступать в противоречие с Законом о защите конкуренции в соответствующей части, а, напротив, призвано обеспечивать реализацию права на защиту в административном порядке путем установления соответствующего порядка заключения договоров по результатам торгов.

Сокращение либо исключение указанного срока направлено на снижение эффективности защиты гражданских прав.

В силу требований статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускается осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

Учитывая то обстоятельство, что договор между заказчиком и победителем закупки заключен 18.03.2016 г. (на девятый день после размещения протокола о результатах закупки, составленного в ходе закупки в единой информационной 09.03.2016 г.) суд приходит к выводу, что фактическое сокращение ГУП «ЖКХ PC (Я)» законодательно установленного срока, по истечению которого договор не может быть заключен, является нарушением требований статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, а Положение о закупках ГУП «ЖКХ PC (Я)», не содержащее условие о невозможности заключения договора, до истечения 10 дней со дня подведения итогов торгов (размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения), нарушает права участников гражданского оборота и не соответствует положениям части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Документация о закупке должна соответствовать Положению о закупках ГУП «ЖКХ PC (Я)», законодательству Российской Федерации, в том числе Федеральному закону от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции» и Федеральному закону от 18.07.2011 №223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Таким образом, ГУП «ЖКХ PC (Я)» при проведении закупки путем запроса предложений неправомерно отклонило заявку ООО «РАВИАЛ» к участию в закупке, что повлекло ограничение конкуренции и нарушение порядка проведения запроса предложений.

Ввиду того, что договор поставки между заказчиком и победителем закупки уже заключены, предписание об отмене протокола антимонопольный органом не выдано.

На основании изложенного, оспариваемое решение антимонопольного органа  соответствует законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно –  телекоммуникационной сети Интернет http://yakutsk.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда – http://4aas.arbitr.ru.

Судья                                                                                                Е.А. Евсеева