ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А58-2181/16 от 20.06.2016 АС Республики Саха (Якутия)


Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)

улица Курашова, дом 28, бокс 8, Якутск, 980 , www.yakutsk.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

город Якутск

20 июня 2016 года

Дело № А58-2181/2016

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Эверстовой Р.И., рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Якутске Республики Саха (Якутия) (ИНН 1435117091, ОГРН 1021401059261) от 14.04.2016 № 22/7655 к Департаменту по лесным отношениям Республики Саха (Якутия) (ИНН 1435183129, ОГРН 1071435001461) о взыскании 159,99 рублей пени,

УСТАНОВИЛ:

19.04.2016 в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) поступило заявление Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Якутске Республики Саха (Якутия) (далее - заявитель, управление) от 14.04.2016 № 22/7655 к Департаменту по лесным отношениям Республики Саха (Якутия) (далее – ответчик, департамент) о взыскании 159,99 рублей пени.

Определением от 26.04.2016 заявление Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Якутске Республики Саха (Якутия) принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, определение размещено арбитражным судом в «Картотеке арбитражных дел» в сети Интернет.

Как следует из материалов дела, определение от 26.04.2016 получены: заявителем 28.04.2016, ответчиком 28.04.2016, о чем свидетельствуют уведомление о вручении заказного письма № 67700097229906, сведения об отслеживании регистрируемых почтовых отправлений из сайта Почты России по идентификатору № 67700097229890 соответственно.

23.05.2016 от ответчика поступил отзыв от 20.05.2016 № 09.10/284 о несогласии с заявлением. В обоснование возражения указано, что требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов департаментом не получено, что свидетельствует о несоблюдении претензионного порядка, который установлен законом. Также указано, что им не получено исковое заявление.  Просит оставить иск без рассмотрения.

10.06.2016 от управления поступило возражение на отзыв от 24.05.2016 № 22/11129, в котором указано, что требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 09.11.2015 № 016S01150031571 направлено ответчику заказным письмом 16.11.2015, в качестве доказательства направления требования к заявлению от 14.04.2016 № 22/7655 приложен список внутренних почтовых отправлений от 16.11.2015 № 1105. Считает, что требования к досудебному порядку урегулирования спора соблюдены, в силу закона требование считается полученным, требование плательщиком не исполнено.

Представленные в суд документы приобщены к материалам дела в порядке статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 5 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судья рассматривает дело в порядке упрощенного производства без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов в соответствии с частью 3 настоящей статьи.

Предварительное судебное заседание по делам, рассматриваемым в порядке упрощенного производства, не проводится.

Суд исследует изложенные в представленных сторонами документах объяснения, возражения и (или) доводы лиц, участвующих в деле, и принимает решение на основании доказательств, представленных в течение указанных сроков.

На основании указанных норм Кодекса, суд рассматривает дело по имеющимся в деле доказательствам.

Судом установлены обстоятельства дела.

Департамент по лесным отношениям Республике Саха (Якутия) является юридическим лицом, зарегистрированным в этом качестве 02.02.2007 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Саха (Якутия), ОГРН 1071435001461, статус юридического лица действующий.

Согласно расчету по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам департаментом начислено страховых взносов:

за 3 квартал 2015 года: за периоды, начиная с 2014 г. – 1 753 273,50 руб. (за 1 месяц – 610 226,30 руб., за 2 месяц – 645897,70 руб., за 3 месяц – 497 149,50 руб.), на ОМС – 406 440,68 руб. (за 1 месяц – 141 461,57 руб., за 2 месяц – 149 730,82 руб., за 3 месяц – 115 248,29 руб.).

В связи с несвоевременной уплатой страховых взносов управлением начислены пени и в установленный срок в адрес ответчика направлено требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов:

от 09.11.2015 № 016S01150031571 на сумму 159,99 руб., в том числе пени на недоимку по страховым взносам на ОПС на страховую часть трудовой пенсии – 82,44 руб., пени на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование – 77,55 руб.

Соответствующие таблицы начисления пени к требованию прилагаются.

Требование направлено в адрес департамента по почте 16.11.2015, что подтверждается реестром заказных писем со штампом почтовой организации.

Неуплата ответчиком пени в размере 159,99 рублей явилось основанием для обращения управления в арбитражный суд.

Дело рассматривается в порядке, установленном главой 26 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» полномочия по контролю за полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляет Пенсионный фонд Российской Федерации.

Основным документом, регулирующим порядок исчисления и уплаты страховых взносов, является Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее – Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ).

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся: 1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: а) организации; б) индивидуальные предприниматели; в) физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями.

В силу статьи 10 указанного Закона расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.

Частью 2 статьи 12 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ установлены следующие тарифы страховых взносов: Пенсионный фонд Российской Федерации - 26 процентов; Фонд социального страхования Российской Федерации - 2,9 процента; Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - с 1 января 2011 года - 3,1 процента, с 1 января 2012 года - 5,1 процента.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд.

В течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для плательщиков страховых взносов - физических лиц) с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно (пункт 3 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ).

Ежемесячный обязательный платеж подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж. Если указанный срок уплаты ежемесячного обязательного платежа приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (пункт 5 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ).

Уплата страховых взносов осуществляется отдельными расчетными документами, направляемыми в Пенсионный фонд Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на соответствующие счета Федерального казначейства.

Порядок начисления пеней предусмотрен статьей 25 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, порядок взыскания пеней - статьями 19, 20, 21 названного Закона.

В соответствии с частью 1 статьи 25 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки.

В соответствии с частью 3 статьи 25  Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов.

В отличие от недоимки по страховым взносам, для которой определены конкретные сроки уплаты, пени начисляются за каждый день просрочки до даты фактической уплаты задолженности. Поэтому Управление вправе предъявлять к взысканию пени как совместно с недоимкой, так и по отдельным периодам просрочки уплаты до прекращения (погашения) основного обязательства по уплате страховых взносов.

Проверка соблюдения управлением срока давности взыскания пеней осуществляется судом в отношении каждого дня просрочки.

Проверив расчет пени, суд находит его правильным и соответствующим нормам статьи 25 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ взыскание недоимки по страховым взносам с организации, которой открыт лицевой счет, производится в судебном порядке.

Как следует из материалов дела, у департамента имеется открытый лицевой счет.

Доводы департамента о несоблюдении управлением досудебного порядка урегулирования спора подлежат отклонению, поскольку согласно части 7 статьи 22 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ пенсионный фонд вправе направить требование по почте, в таком случае требование считается полученным на шестой день. Таким образом, законом установлена презумпция получения требования. Как следует из материалов дела (л.д. 15), требование было направлено департаменту по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц. Следовательно, департамент обязан был обеспечить получение корреспонденции по данному адресу. Риск неполучения юридически значимых документов в данном случае относится на департамент.

Довод о неполучении копии искового заявления является также необоснованным, поскольку согласно списку внутренних почтовых отправлений от 15.04.2016 заявление управления было направлено по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц. Более того, заявление с приложениями размещено арбитражным судом в «Картотеке арбитражных дел» в сети Интернет 28.04.2016.

Таким образом, доводы департамента, изложенные в отзыве от 20.05.2016 № 09.10/284, являются не обоснованными.

При таких обстоятельствах и с учетом приведенных норм права суд приходит к выводу о том, что требование Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Якутске Республики Саха (Якутия) следует признать обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Департамент освобожден от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ.

Руководствуясь 167-170, 216 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

заявленное требование удовлетворить.

Взыскать с Департамента по лесным отношениям Республики Саха (Якутия) (677000, Республика Саха (Якутия), город Якутск, проспект Ленина, дом 22, офис 610, зарегистрированного в качестве юридического лица 02.02.2007 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Саха (Якутия), ИНН 1435183129, ОГРН 1071435001461) в доход бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации 159,99 рублей, в том числе пени на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии в размере 82,44 рублей, пени на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 77,55 рублей.

Решение подлежит немедленному исполнению.

Исполнительный лист выдать после вступления решения суда в законную силу. До вступления решения суда в законную силу исполнительный лист выдается по заявлению взыскателя.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 настоящего Кодекса.

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно –  телекоммуникационной сети Интернет http://yakutsk.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда – http://4aas.arbitr.ru.

Судья                                                                                               Р.И. Эверстова