ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А58-2193/09 от 03.06.2009 АС Республики Саха (Якутия)

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)

000 , г. Якутск, ул. Курашова, 28, Арбитражный суд РС(Я)

Именем Российской Федерации

Р  Е  Ш  Е  Н  И  Е

Дело № А58-2193/09

г.Якутск                                                                                                                       08.06.2009 г.

Резолютивная часть решения объявлена 03 июня 2009 года

Полный текст решения изготовлен 08 июня 2009 года

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе: судьи Эверстовой Р.И.,

при ведении протокола судебного заседания судьей,

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению ООО «Альфа Голд»

к Управлению по недропользованию по РС (Я) (Якутнедра)

о признании незаконным действий Территориального агентства по недропользованию по РС (Я) (Якутнедра), выраженное в отказе ООО «Альфа Голд» участвовать в аукционе 31.10.2006 по месторождению Спартак с притоками согласно извещению исх. №01-21/03-1152,

при участии представителей:

от заявителя: Антипин В.Е. – директор, Переверзев Ю.А. – по доверенности,

от ответчика: Петухов Н.П. – по доверенности

Общество с ограниченной ответственностью «Альфа Голд» (далее – заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением о признании незаконным действий Территориального агентства по недропользованию по РС (Я) (далее - Якутнедра), выраженное в отказе ООО «Альфа Голд» участвовать в аукционе 31.10.2006 по месторождению Спартак с притоками согласно извещению исх. №01-21/03-1152.

В обоснование своих требований заявитель ссылается на то, что нарушены его права и законные интересы по доступу на участие в аукционе на право пользования недрами, поскольку Гуров С.Д., как исполняющий обязанности руководителя Территориального агентства по недропользованию по РС(Я), не имел служебного контракта с органом исполнительной власти, соответственно не имел прав и обязанностей государственного служащего.

Якутнедра в отзыве не согласно с заявленными требованиями, ссылаясь на то, что заявитель не представил подтверждающих документов о наличии собственных и привлеченных финансовых, технических и технологических возможностях для освоения месторождения россыпного золота, заявка не соответствует требованиям условий аукциона, ООО «Альфа Голд» принесло письмо от 31.10.2006 аукционной комиссии, что подтверждает получение заявителем письма и извещения о не допуске к участию в аукционе.

Изучив материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

21.08.2006 Якутнедра издано распоряжение №27-р «О проведении аукционов на предоставление права пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи золота, мрамора и доломита на территории Республики Саха (Якутия)». 

Данным распоряжением принято решение о проведении 19.10.2006 в г.Якутске аукциона на предоставление права пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи золота, мрамора и доломита на территории РС(Я), утверждены Условия и порядок проведения аукционов, утвержден состав аукционной комиссии. Распоряжение подписано и.о. Руководителя Гуровым С.Д.

26.10.2006 Якутнедра издано распоряжение №34-р «О принятии заявок на участие в аукционах на предоставление права пользования недрами».

Пунктом 2 распоряжения признаны несоответствующими условиям и порядку проведения аукционов заявочные материалы и отказано в приеме заявок и допуске к аукциону ООО «Альфа Голд».

Полагая, что действия Якутнедра, выраженные в отказе участвовать в аукционе, незаконны и нарушают права заявителя по доступу к участию в аукционе, заявитель обратился в суд с заявлением об оспаривании  действий.

Дело рассматривается в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Обязательным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании ненормативных правовых актов, действий (решений) государственных органов, недействительными (незаконными) является установление судом совокупности юридических фактов: несоответствия данных актов, действий закону и нарушения ими законных прав и интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Заявитель в заявлении полагает, что положение Гурова С.Д., как и.о. руководителя должно быть в соответствии с нормами пункта 6 статьи 21 ФЗ «Об основах государственной службы в Российской Федерации», действовавшего до 2005, так как с января 2005 этот закон утратил силу. После января 2005 положение Гурова С.Д., как и.о. руководителя должно быть в соответствии с нормами согласно Указу Президента РФ от 16.02.2005 №159. С Гуровым С.Д. не заключался служебный контракт на замещение государственной должности (исполнение обязанностей) руководителя Территориального агентства по недропользованию по РС (Я).

На основании Положения о Федеральном агентстве по недропользованию, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. №293, и в соответствии с Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 11.10.2006 №240 «О внесении изменений в Схему размещения территориальных органов Федерального агентства по недропользованию», утвержденную Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 08.11.2005 №301, с 1 февраля 2007 года Территориальные агентства по недропользованию по субъектам Российской Федерации переименованы в Управления по недропользованию по субъектам Российской Федерации (приказ Федерального агентства по недропользованию от 19.01.2007 г. №58).

В силу пункта 4 Положения о Федеральном агентстве по недропользованию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 № 293, Федеральное агентство по недропользованию осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

Координацию и контроль деятельности Федерального агентства по недропользованию осуществляет Министерство природных ресурсов Российской Федерации, преобразованное  с 24.07.2008 в Министерство природных ресурсов и экологии РФ.

В соответствии с п.10.13 Положения о Министерстве природных ресурсов РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 22.07.2004 г. №370, действовавшего в момент совершения оспариваемых действий, назначение на должность и освобождение от должности руководителей территориальных органов федеральной службы и федеральных агентств входит в полномочия Министерства природных ресурсов РФ.

Как следует из приказа Министерства природных ресурсов РФ от 07.09.2004 №1768-к исполнение обязанностей руководителя территориального органа в Территориальном агентстве по недропользованию по Республике Саха (Якутия) возложено на Гурова Сергея Дмитриевича.

Таким образом, суд считает необоснованным довод заявителя об отсутствии у Гурова С.Д. правомочий по совершению оспариваемых действий.

Заявитель ссылается на то, что поскольку с Гуровым С.Д. не заключался служебный контракт на замещение государственной должности, соответственно действия Гурова С.Д. нарушили права заявителя по доступу к участию в аукционе на право пользования недрами.

Согласно частям 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в предмет доказывания по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления, государственных органов, входит их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа на их принятие (совершение), а также наличие нарушений ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказывания указанных обстоятельств и обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, совершения действия (бездействия) лежит на органе, принявшем решение.

Вместе с тем, в соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Таким образом, бремя доказывания наличия факта нарушенных оспариваемым актом законных прав лежит на лице, оспаривающем акт.

Заявитель в нарушение части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил доказательств нарушения отказом в допуске к участию в аукционе своих прав в сфере предпринимательской деятельности.

Распоряжением №27-р от 21.08.2006 г. принято решение о проведении аукционов на право пользования участками недр, расположенных на территории Республики Саха (Якутия).

Согласно пунктам 2, 3 статьи 6 Закона РФ «О недрах» недра предоставляются в пользование для геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых; разведки и добычи полезных ископаемых.

Территориальным агентством по недропользованию по РС(Я), правопреемником которого является Управление по недропользованию по РС(Я), на основании статьи 13.1 Закона РФ «О недрах» было принято решение о проведении аукциона и определены порядок и условия проведения аукционов на предоставление права пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых.

Статья 13.1 Закона РФ «О недрах» устанавливает, что принятие решений о проведении аукционов на право пользования участками недр, расположенных на территории Российской Федерации о составе и порядке работы аукционной комиссии, а также определение порядка и условий проведения такого аукциона в отношении каждого участка недр, расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, осуществляется органом управления государственным фондом недр.

Пунктами 5.2.4, 5.3.7 Положения о Федеральном агентстве по недропользованию,  утвержденного постановлением Правительства РФ от 17.06.2004 №293, агентство осуществляет проведение в установленном порядке конкурсов и аукционов на право пользования недрами, а также принятие решений об утверждении итогов конкурсов или аукционов на право пользования участками недр в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Статьей 14 ФЗ «О недрах» предусмотрен отказ в приеме заявки на участие в конкурсе или аукционе либо заявки на получение права пользования недрами без проведения конкурса или аукциона может последовать в случае, если заявка на предоставление лицензии подана с нарушением установленных требований, в том числе если ее содержание не соответствует объявленным условиям конкурса или аукциона.

Пунктом 11.4 Положения «О порядке лицензирования пользования недрами», утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.92 № 3314-1, установлено, что предприятие, претендующее на получение лицензии, должно в установленный срок подать в Геолком России или его территориальное подразделение заявку, которая должна содержать данные о предприятии-заявителе, включая место его основной деятельности, его хозяйственные взаимоотношения с финансовыми и производственными партнерами; данные о руководителях или владельцах предприятия-заявителя и лицах, которые представляют это предприятие при получении лицензии; данные о финансовых возможностях предприятия-заявителя, необходимых для выполнения работ, связанных с намечаемым пользованием недрами; данные о технических и технологических возможностях предприятия-заявителя, а также других предприятиях, привлекаемых им в качестве подрядчиков; информацию о предыдущей деятельности предприятия-заявителя, включая список государств, в которых оно осуществляло свою деятельность в последние 5 лет; предложения предприятия-заявителя по условиям пользования недрами.

Таким образом, указанной нормой определено, что принять участие в аукционе может не каждое желающее юридическое лицо, а только обладающее определенными возможностями (кадровыми, техническими, финансовыми) и способное обеспечить эффективное и безопасное проведение работ по разведке и добыче россыпного золота на лицензионном участке.

Таким образом, отказ в допуске заявителя на участие в аукционе осуществлено в пределах полномочий Территориального агентства по недропользованию по РС(Я) и в соответствии с Законом РФ «О недрах», Законом Республики Саха (Якутия) «О недрах», Положением о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденным постановлением Верховного совета РФ от 15.07.1992 г. №3314-1.

Заявитель в дополнении и уточнении к исковому заявлению просит восстановить пропущенный срок подачи заявления в Арбитражный суд РС (Я), в котором ссылается на то, что о нарушении его прав стало известно лишь после получения письма Прокуратуры РС (Я) от 11.02.2009 №71-3/176-08 и на основании полученной 28.05.2009 выписки из Бюллетеня «Недропользование» №№17, 21, извещающей о признании аукциона не состоявшимся.

В соответствии с частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Как следует из определения Конституционного Суда Российской Федерации от 18.11.2004 № 367-О, установленный в части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срок определен законодателем в соответствии с его исключительной компетенцией; само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлением о признании ненормативных актов недействительными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, - вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.

Согласно частям 1 и 2 статьи 117 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации процессуальный срок подлежит восстановлению по ходатайству лица, участвующего в деле, если иное не предусмотрено данным Кодексом. Арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными.

При этом нормы Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не содержат перечня уважительных причин, при наличии которых суд может восстановить срок, установленный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Поэтому право установления наличия этих причин и их оценки принадлежит суду.

Отказ в допуске к участию в аукционе согласно извещению №01-21/03-1152 от 30.10.2006 был получен заявителем, что подтверждается его письмом в адрес Якутскнедра  от 31.10.2006, а заявитель обратился в суд с заявлением об оспаривании действий 30.03.2009, то есть по истечении трехмесячного срока, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Указанные в ходатайстве о восстановлении пропуска срока подачи заявления в суд причины не могут быть признаны судом уважительными, поскольку о нарушении прав и законных интересов заявитель узнал 30.10.2006.

На основании изложенного, в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного срока подачи заявления арбитражный суд отказывает.

Пропуск срока подачи заявления является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований заявителя.

При таких обстоятельствах, правовые основания для удовлетворения требований заявителя отсутствуют.

В связи с отказом в удовлетворении требования суд отказывает и в требовании об обязании Якутнедра восстановить нарушенное право восстановления положения, существовавшего до нарушения права путем возврата суммы сбора за участие в аукционе в размере 48 525 рублей.

Государственная пошлина в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ подлежит отнесению на заявителя.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленного требования о признании незаконным действий отказать полностью.

Решение может быть обжаловано.

Судья                                                                                                                      Эверстова Р. И.