АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
город Якутск Дело № А58-2249/2008-0324
резолютивная часть оглашена 30 мая 2008 года
решение в полном объёме изготовлено 30 мая 2008 года
Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Шевелева В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества Акционерная компания «Якутскэнерго» от 17.04.2008 года № 119/2269 к Управлению по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Республике Саха (Якутия) о признании незаконным и отмене постановления от 09.04.2008 года о наложении административного штрафа, составив протокол судебного заседания в соответствии с частью 3 статьи 155 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество Акционерная компания «Якутскэнерго» просит признать незаконным постановление Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Республике Саха (Якутия) от 09.04.2008 года о наложении административного штрафа.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном параграфом 2 главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На судебное заседание явились представители: заявителя – Соловьева Е.Т. по доверенности от 09.01.2008 года № 23, Концевенко Л.С. по доверенности от 09.01.2008 года № 22, заинтересованного лица – Шефер Е.А. по доверенности от 26.05.2008 года.
В судебном заседании от 28 мая 2008 года объявлен перерыв на 30 мая 2008 года в 10 часов 00 минут. После перерыва судебное заседание продолжено с участием представителей: заявителя – Концевенко Л.С. по доверенности от 09.01.2008 года № 22, заинтересованного лица – Шефер Е.А. по доверенности от 26.05.2008 года.
Заявитель обосновывает свои требования тем, что Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Республике Саха (Якутия) не доказало факт нарушения Открытым акционерным обществом Акционерная компания «Якутскэнерго» правил эксплуатации электроустановок.
Заинтересованное лицо представило отзыв и дополнение к отзыву, просит в удовлетворении требования заявителя отказать, ссылаясь на то, что: за период с 25.02.2008 года по 05.03.2008 года согласно требованию прокуратуры Республики Саха (Якутия) № 7-9/25-08 от 12.03.2008 года произошло 6 технологических нарушений, повлекших перерывы в энергоснабжении потребителей и снижение качества энергоснабжения; Открытое акционерное общество Акционерная компания «Якутскэнерго» обоснованно и законно признано виновным, так как при надлежащей эксплуатации технологические нарушения исключаются, вина Открытого акционерного общества Акционерная компания «Якутскэнерго» состоит в бездействии или недостаточных действиях по обеспечению надежности в подаче электрической энергией потребителям.
Как следует из материалов дела, за период с 25 февраля 2008 года по 05 марта 2008 года произошло шесть технологических нарушений объектов энергоснабжения:
- 25.02.2008 года в 22:35 ч. произошло аварийное отключение МВ-10 от действия МТЗ и от действия ТО МВ-10 Т-2 на ПС 35/10 Мукучу,
- 01.03.2008 года в 13:56 ч. на ПС «Мирный» отключился МВ ВЛ-110 кВ Л-104 «Мирный-Сунтар»,
- 01.03.2008 года в 15:53 ч. на ПС «Чурапча» отключился ГТ, ДЗТ, 6 МВт,
- 03.03.2008 года в 16:10 ч. поступило сообщение от потребителей об отсутствии напряжения по Л «Туоро-Кюель» с ПС «Лампырья»,
- 03.03.2008 года в 15:19 ч. на ПС «Усть-Татта» от МТЗ отключилась Л «Хаара-Алдан»,
- 05.03.2008 года в 13:58 ч. с ЯГРЭС от Т.О.ДЗ1 отключилась ВЛ-110кВ Л-109 ЯГРЭС-Восточная.
В связи с указанными технологическими нарушениями Прокуратура Республики Саха (Якутия) направила Руководителю Управления по технологическому и экологическому надзору по Республике Саха (Якутия) Хохлову О.И. требование от 12.03.2008 года № 7-9/25-08 о представлении информации о результатах расследования указанных технологических нарушений работы объектов энергоснабжения.
19 марта 2008 года по результатам расследования указанных технологических нарушений объектов энергоснабжения начальником отдела по надзору за электрическими станциями и сетями Управления Ростехнадзора по Республике Саха (Якутия) Елисеевым Семеном Иннокентьевичем составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, № 07-20/09 в отношении Открытого акционерного общества Акционерная компания «Якутскэнерго».
09 апреля 2008 года заместитель руководителя Управления Ростехнадзора по Республике Саха (Якутия) Козлов Александр Алексеевич, рассмотрев протокол об административном правонарушении № 07/20-09, вынес постановление о назначении административного наказания № 06-06/49, которым признал Открытое акционерное общество Акционерная компания «Якутскэнерго» виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьёй 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначил ему наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
В соответствии с частями 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Согласно части 1 статьи 23.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях органы государственного энергетического надзора рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьёй 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 6.4 Положения об Управлении по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Республике Саха (Якутия), утверждённого приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 22.11.2004 года № 252, государственный надзор и контроль в сфере безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей) относится к задачам Управления по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Республике Саха (Якутия).
Согласно части 1 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах компетенции соответствующего органа.
В соответствии с пунктом 2.2 Перечня должностных лиц федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утверждённого приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29.11.2004 года № 278, начальники отделов в составе территориальных органов и их заместители, главные государственные инспекторы, государственные инспекторы и другие должностные лица, осуществляющие функции надзора и контроля, в пределах своей компетенции уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьёй 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что протокол об административном правонарушении от 19 марта 2008 года № 07/20-09 составлен уполномоченным должностным лицом.
Частью 2 статьи 23.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов государственного энергетического надзора вправе главный государственный инспектор Российской Федерации по энергетическому надзору, его заместители; старшие государственные инспектора по энергетическому надзору; государственные инспектора по энергетическому надзору.
Согласно части 3 статьи 23.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях размер административного штрафа, налагаемого государственными инспекторами по энергетическому надзору на граждан, не может превышать пятьсот рублей; на должностных лиц - одну тысячу рублей; на юридических лиц - десять тысяч рублей.
Штраф на Открытое акционерное общество Акционерная компания «Якутскэнерго» наложен в размере 20 000 рублей. Между тем, заинтересованным лицом не представлены документы, подтверждающие, что заместитель руководителя Управления Ростехнадзора по Республике Саха (Якутия) Козлов Александр Алексеевич является главным государственным инспектором Российской Федерации по энергетическому надзору, его заместителем или старшим государственным инспектором по энергетическому надзору.
В соответствии со статьёй 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правил устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок, топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В протоколе об административном правонарушении от 19 марта 2008 года и в постановлении о назначении административного наказания от 09 апреля 2008 года указано, что в соответствии с требованиями пункта 1.5.7 Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утверждённых Минэнерго России № 229 от 19.06.03, АК «Якутскэнерго» как энергосистема должна осуществлять систематический контроль за организацией эксплуатации энергообъектов, а также осуществлять контроль за разработкой и проведением мероприятий по предупреждению пожаров и аварий на энергообъектах и обеспечению готовности энергообъектов к их ликвидации.
Между тем, в протоколе об административном правонарушении от 19 марта 2008 года и в постановлении о назначении административного наказания от 09 апреля 2008 года не зафиксировано, что Открытое акционерное общество Акционерная компания «Якутскэнерго» не осуществляло систематический контроль за организацией эксплуатации энергообъектов или контроль за разработкой и проведением мероприятий по предупреждению пожаров и аварий на энергообъектах и обеспечению готовности энергообъектов к их ликвидации.
Другие правила эксплуатации электроустановок в протоколе об административном правонарушении от 19 марта 2008 года и в постановлении о назначении административного наказания от 09 апреля 2008 года не указаны.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что Управлением по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Республике Саха (Якутия) не установлено совершение Открытым акционерным обществом Акционерная компания «Якутскэнерго» правонарушения, предусмотренного статьёй 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со статьёй 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в протоколе отражается объяснение физического лица или законного представителя юридического лица по поводу вменяемого правонарушения; при составлении протокола названным лицам разъясняются их права и обязанности, о чем надлежит сделать запись в протоколе; указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые к этому протоколу прилагаются.
Согласно части 2 статьи 25.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица.
В пункте 24 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 года № 10 (в ред. от 26.07.2007 года) «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснено, что указанный перечень законных представителей юридического лица является закрытым. В связи с этим судам необходимо учитывать, что представитель юридического лица, действующий на основании доверенности, в том числе руководитель его филиала или подразделения, законным представителем не является.
Суду при рассмотрении дел об административных правонарушениях следует учитывать, что доказательством надлежащего извещения законного представителя юридического лица о составлении протокола может служить выданная им доверенность на участие в конкретном административном деле. Наличие общей доверенности на представление интересов лица без указания на полномочия по участию в конкретном административном деле само по себе доказательством надлежащего извещения не является.
В соответствии с частью 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Протокол об административном правонарушении составлен и дело об административном правонарушении рассмотрено в присутствии 1 заместителя генерального директора – главного инженера Открытого акционерного общества Акционерная компания «Якутскэнерго» Гаврилова С.Ю.
Согласно пунктам 21.1, 23.1 устава Открытого акционерного общества Акционерной компании «Якутскэнерго» генеральный директор осуществляет руководство текущей деятельностью Общества, без доверенности действует от имени Общества.
Таким образом, 1 заместитель генерального директора – главный инженер Открытого акционерного общества Акционерная компания «Якутскэнерго» Гаврилов С.Ю. не является законным представителем Открытого акционерного общества Акционерная компания «Якутскэнерго».
В доверенности № 3 от 10.01.2008 года, выданной Открытым акционерным обществом Акционерная компания «Якутскэнерго» Гаврилову Сергею Юрьевичу, не указаны полномочия по участию в конкретном административном деле.
Заинтересованное лицо в качестве доказательства извещения Открытого акционерного общества Акционерная компания «Якутскэнерго» о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении представило определение об административном расследовании от 09.04.2008 года, которое было отправлено факсом по телефонам канцелярии, приемной Открытого акционерного общества Акционерная компания «Якутскэнерго».
Определение об административном расследовании от 09.04.2008 года не может быть доказательством извещения Открытого акционерного общества Акционерная компания «Якутскэнерго» о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, поскольку в указанном определении указано, что лицо вызывается для получения дополнительных материалов по делу, а не для рассмотрения дела об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что протокол об административном правонарушении составлен и дело об административном правонарушении рассмотрено в отсутствие законного представителя Открытого акционерного общества Акционерная компания «Якутскэнерго» и без доказательств надлежащего извещения Открытого акционерного общества Акционерная компания «Якутскэнерго» о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения дела об административном правонарушении, что является существенным нарушением процедуры привлечения к административной ответственности.
Существенное нарушение процедуры административного взыскания свидетельствует о том, что взыскание применено незаконно, независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к административной ответственности, административное правонарушение.
В соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
На основании изложенного суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Республике Саха (Якутия) от 09.04.2008 года о наложении административного штрафа, принятое в городе Якутск, в отношении Открытого акционерного общества Акционерная компания «Якутскэнерго» (место нахождения: г. Якутск, ул. Ф. Попова, д. 14/2; зарегистрировано в качестве юридического лица 25 июля 1996 года Министерством юстиции Республики Саха (Якутия), регистрационный номер 831).
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия.
Судья: В.В. Шевелев