ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А58-2332/10 от 26.04.2010 АС Республики Саха (Якутия)

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)

677980, г. Якутск, ул. Курашова, 28

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А58-2332/10

Город Якутск 28.04.2010

Резолютивная часть решения объявлена 26.04.2010

Полный текст решения изготовлен 28.04.2010г.

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе: судьи Терских В. С.

при ведении протокола судебного заседания судьей,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Федерального казенного предприятия «Аэропорты Севера»

к Ленскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору

о признании незаконным и отмене постановления № 05/07с о привлечении к административной ответственности,

при участии

от заявителя: ФИО1 – по доверенности,

от ответчика: ФИО2 – по доверенности,

установил:

В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлен перерыв. После окончания перерыва судебное заседание продолжено в назначенное время при участии представителя заявителя.

Федеральное казенное предприятие «Аэропорты Севера» (далее – ФКП «Аэропорты Севера», заявитель) обратился в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Ленскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – административный орган, ответчик) о признании незаконным и отмене постановления № 05/07с о привлечении к административной ответственности

В обоснование своего требования заявитель ссылается на то, что протокол об административном правонарушении и оспариваемое постановление вынесены в отсутствие законного представителя заявителя, не извещенного о времени и месте составлении прокола об административном правонарушении и рассмотрении дела об административном правонарушении.

В дополнении к заявлению ФКП «Аэропорты Севера» указывает, что указанные в протоколе об административном правонарушении №05/07с от 10.03.2010г. и постановлении №05/07с от 11.03.2010г. обстоятельства не являются нарушениями, ответственность за которые установлена частью 1 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ). Заявитель также указывает, что с 01 по 12 февраля 2010 года генеральный директор ФКП «Аэропорты Севера» ФИО3 находился в командировке в г. Москве и не мог участвовать при проверке, проведенной 05.02.2010г.

Административным органом представлен отзыв на заявление, в котором ответчик, ссылаясь на то, что 14 января 2010 года начальником ОКС получен один экземпляр программы проведения проверки и 10 марта 2010 года в связи с неисполнение предписания генеральный директор ФКП «Аэропорты Севера» факсом уведомлен о вызове для рассмотрения дела об административном правонарушении, просит суд отказать в удовлетворении требований заявителя.

Суд, исследовав материалы дела, установил следующие обстоятельства.

05.02.2010г. государственным инспектором отдела энергетического и строительного надзора ФИО4 на основании распоряжения и.о. руководителя Ленского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 14.01.2010г. №5р проведена плановая проверка объекта капитального строительства «Арочный гараж на 12 единиц автотехники» в г. Олекминск на предмет соответствия выполняемых работ техническим регламентам и других нормативных документов в области строительства, требованиям Охраны труда и техники безопасности, соответствие лиц, выполняющих (выполнивших) работы предъявляемым законом требованиям.

По результатам проверки составлен акт №2/07с от 05.02.2010г., в котором указано, что ФКП «Аэропорты Севера» осуществляет строительство объекта капитального строительства с нарушениями установленного порядка строительства объекта капитального строительства.

05.02.2010г. ФКП «Аэропорты Севра» выдано предписание №2/07с об устранении нарушений при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства.

10.03.2010г. составлен протокол об административном правонарушении №05/07с предусмотренном частью 1 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ФКП «Аэропорты Севера».

В протоколе зафиксировано следующее:

- не представлен приказ об утверждении проектной документации в нарушение ч.2 п.5 ст. 52 Градостроительного кодека Российской Федерации;

- не представлен документ о вынесении на местность линий отступа от красных линий вновь строящихся объектов в нарушение ч.3 п.5 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации;

- в нарушение ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации общие журналы работ, специальные журналы работ не зарегистрированы в органах государственного строительного надзора;

- в нарушение статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации отсутствуют сведения об аттестации технологии сварочных работ у лиц, осуществляющих работ;

- в нарушение статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации не представлен приказ об ответственных лицах за строительство, контроль со стороны лиц, осуществляющих строительство, заказчика-застройщика;

- в нарушение статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации монтаж м/к выполнен с нарушением проектной документации;

- в нарушение статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации отсутствует система вентиляции в гараже;

- в нарушение статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации отсутствует государственная экспертиза проекта;

- в нарушение статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации общестроительные работы выполнены в ненадлежащим качеством (теплоизоляция ограждающих конструкции);

- в нарушение статьи 52 Градостроительного кодекса отсутствует утвержденный ППР;

- в нарушение статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительный контроль со стороны заказчика и лиц, осуществляющих строительство, не осуществлялся.

И.о. руководителя Ленского управления Ростехнадзора, рассмотрев материалы проверки в отношении ответчика, вынес постановление от 11 марта 2010 года о привлечении ФКП «Аэропорты Севера» к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей. В постановлении указано, что дело рассмотрено в отсутствие законного представителя ФКП «Аэропорты Севера», надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.

Не согласившись с указанным постановлением, ФКП «Аэропорты Севера» обратилось в суд с заявлением об его оспаривании.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном параграфом 2 главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Согласно части 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется такое дело. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

В соответствии с частью 1 статьи 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол. Перечень сведений, которые должны быть указаны в протоколе, предусмотрен в части 2 названной статьи. При составлении протокола законному представителю юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в протоколе (часть 3); предоставляется возможность ознакомиться с протоколом, представить объяснения и замечания по его содержанию (часть 4), после чего протокол им подписывается, а в случае отказа - делается соответствующая запись (часть 5); по просьбе законного представителя юридического лица ему вручается под расписку копия протокола (часть 6).

Выполнение указанных требований при составлении протокола об административном правонарушении направлено на соблюдение гарантий защиты прав лица, привлекаемого к ответственности.

Из указанного следует, что лицо, в отношении которого возбуждено административное производство, должно присутствовать при составлении протокола. Протокол может быть составлен в отсутствие этого лица лишь при условии надлежащего извещения о совершении данного процессуального действия. Выполнение этих требований направлено на соблюдение гарантий защиты прав лица, привлекаемого к ответственности.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 10 постановления от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Установленный законом порядок применения административного взыскания является обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении и применяющих взыскание. Несоблюдение этого порядка свидетельствует о том, что взыскание применено незаконно независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, протокол об административном правонарушении от 10.03.2010 № 05/07с составлен административным органом в отсутствие законного представителя ФКП «Аэропорты Севера».

В материалах дела отсутствуют доказательства извещения заявителя о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.

Доводы ответчика о том, что заявитель был уведомлен о времени и месте составления протокола об административном правонарушении не находят правовых оснований, поскольку уведомлением, направленным факсимильной связью 10.03.2010г., заявитель вызывался для рассмотрения дела об административном правонарушении, а не для составления протокола об административном правонарушении.

Иных доказательств извещения заявителя о времени и месте составления протокола об административном правонарушении ответчиком в материалы дела не представлено.

Таким образом, протокол об административном правонарушении составлен в отсутствие законного представителя юридического лица и в отсутствие доказательств извещения ФКП «Аэропорты Севера» о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о несоблюдении административным органом порядка привлечения ФКП «Аэропорты Севера» к административной ответственности и расценивает допущенное административным органом процессуальное нарушение как существенное, что не позволило административному органу всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении

Существенное нарушение процедуры наложения административного взыскания свидетельствует о том, что взыскание применено незаконно, независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.

Согласно части 1 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований проектной документации, технических регламентов, обязательных требований стандартов, строительных норм и правил, других нормативных документов в области строительства при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, включая применение строительных материалов (изделий) влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объективная сторона правонарушений, предусмотренных данной статьей, состоит в несоблюдении требований проектной документации, технических регламентов, обязательных требований стандартов, строительных норм и правил, других нормативных документов в области строительства при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, включая применение строительных материалов (изделий).

Между тем, в протоколе об административном правонарушении от 10.03.2010г. №05/07с и в оспариваемом постановлении от 11.03.2010г. №05/07с не описана объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, у административного органа отсутствовала основания для привлечения заявителя к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным и отменить полностью постановление Ленского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору о назначении административного наказания №05/07с от 11.03.2010г., вынесенное в г.Якутске, о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, Федерального казенного предприятия «Аэропорты Севера» (Республика Саха (Якутия), г.Якутск, с.Маган, ул.40 лет Победы, 1).

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня его принятия в Четвертый арбитражный апелляционный суд.

Судья В.С.Терских