Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)
улица Курашова, дом 28, бокс 8, г. Якутск, 677980, www.yakutsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
город Якутск
21 июля 2022 года | Дело № А58-2378/2022 |
Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Клишиной Ю.Ю., рассмотрел в порядке упрощённого производства дело по заявлению Акционерного общества «Финансово-агропромышленный концерн «Сахабулт» (ИНН 1435178584, ОГРН 1061435055637) к Территориальному органу Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия) (ИНН 1435034776, ОГРН 1021401062990) о признании незаконным и отмене постановления от 18.02.2022 № 22 по делу об административном правонарушении,
без вызова сторон.
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество «Финансово-агропромышленный концерн «Сахабулт» (заявитель, общество, АО «ФАПК «Сахабулт») обратилось 27.03.2022 через онлайн-сервис подачи документов «Мой арбитр» в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением от 25.03.2022 № 143 к Территориальному органу Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия) (административный орган) об отмене решения от 14.03.2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), вынесении решения об отмене постановления по делу об административном правонарушении от 18.02.2022 № 22 и прекращении производства по делу.
Определением от 04.04.2022 заявление оставлено без движения, заявителю предложено устранить обстоятельства, послужившие основанием для оставления заявления без движения в срок не позднее 28.04.2022.
До установленного судом срока заявителем устранены обстоятельства, послужившие основанием оставления искового заявления (заявления) без движения.
Общество уточнило требование и просит признать незаконным и отменить постановление от 18.02.2022 № 22 по делу об административном правонарушении, предусмотренного ч. 1 ст. 13.19 КоАП РФ.
Определением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 05.05.2022 заявление принято к производству, дело назначено к рассмотрению в порядке упрощённого производства без вызова лиц, участвующих в деле в соответствии со статьёй 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лицам, участвующим в деле, предложено в срок не позднее 31.05.2022 представить доказательства, на которых они основывают свои требования, административному органу – представить отзыв на заявленные требования. Лицам, участвующим в деле, установлен срок для обмена дополнительными документами, содержащими объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции, и представления их в суд в срок не позднее 23.06.2022.
Копии определения суда направлены лицам, участвующим в деле, почтовой связью, получены сторонами.
Кроме того, определение от 05.05.2022 и материалы дела размещены на официальном сайте Арбитражного суда Республики Саха (Якутия), а также в общедоступном информационном сервисе «Картотека арбитражных дел» (http://kad.arbitr.ru) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В пределах установленных судом сроков и срока, установленного частью 2 статьи 226 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации административным органом представлен отзыв и материалы административного дела.
Поступившие документы приобщены к материалам дела в порядке статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и размещены в установленном законом порядке.
В соответствии с частью 5 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судья рассматривает дело в порядке упрощенного производства без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Предварительное судебное заседание по делам, рассматриваемым в порядке упрощенного производства, не проводится.
Суд исследует изложенные в представленных сторонами документах объяснения, возражения и (или) доводы лиц, участвующих в деле, и принимает решение на основании доказательств, представленных в течение указанных сроков.
Принятая по результатам рассмотрения настоящего дела резолютивная часть решения от 04.07.2022 размещена судом по правилам статьи 229 АПК РФ на официальном сайте http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
14.07.2022 в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) поступила апелляционная жалоба от административного органа.
Учитывая поступление апелляционной жалобы административного органа, на основании части 2 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает необходимым изготовить мотивированное решение по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства.
При рассмотрении настоящего дела судом установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.
Из материалов дела следует, что в нарушение действующего законодательства Обществом не представлена в установленный срок первичная статистическая информация по форме федерального статистического наблюдения № П-4 (НЗ) «Сведения о неполной занятости и движении работников» за 4 квартал 2021 года.
Отчет представлен 08.02.2022 (срок представления – 10.01.2022).
По результатам проверки административным органом составлен протокол об административных правонарушениях от 09.02.2022.
Рассмотрев материалы проверки, административный орган вынес постановление от 18.02.2022 №22, в котором Общество было привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Общество не согласилось с указанным постановлением административного органа, что послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Проверив процедуру привлечения общества к административной ответственности, судом установлено, что протокол об административном правонарушении составлен, дело об административном правонарушении рассмотрено уполномоченными должностными лицами компетентного органа, процедура привлечения к административной ответственности не нарушена.
При рассмотрении заявленных требований суд руководствовался следующим.
Согласно части 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных в установленном порядке или несвоевременное предоставление этих данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до семидесяти тысяч рублей.
Субъектами ответственности являются лица, предоставляющие статистические данные.
Объектом посягательства являются правоотношения в области статистического учета первичных статистических данных.
В силу пункта 5 статьи 5 Федерального закона от 29.11.2007 № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» официальный статистический учет осуществляется в соответствии с федеральным планом статистических работ, который разрабатывается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти совместно с субъектами официального статистического учета и утверждается Правительством Российской Федерации.
Решение об актуализации (о корректировке) федерального плана статистических работ принимается Правительством Российской Федерации по представлению уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти.
В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 6 указанного закона сбор первичных статистических данных осуществляется по формам федерального статистического наблюдения.
Форма федерального статистического наблюдения является формуляром - образцом статистического документа, предназначенным для получения в установленном порядке первичных статистических данных, содержащим вопросы программы наблюдения, место для ответов на них, а также реквизиты подписи должностного лица, ответственного за предоставление статистической информации (лица, уполномоченного предоставлять статистическую информацию от имени юридического лица или от имени гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица на территории Российской Федерации), и позволяющим осуществлять унификацию процессов сбора и автоматизированной обработки статистической информации.
Формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти по представлению субъектов официального статистического учета, если иное не установлено федеральными законами.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 29.11.2007 № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» респонденты, за исключением респондентов, указанных в частях 2 и 3 настоящей статьи, обязаны безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации, в том числе данные, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, сведения, составляющие коммерческую тайну, сведения о налогоплательщиках, о персональных данных физических лиц и другую информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами.
В соответствии с пунктом 3 Положения об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 августа 2008 года № 620 (далее - Положение), первичные статистические данные предоставляются в обязательном порядке безвозмездно субъектам официального статистического учета респондентами - созданными на территории Российской Федерации юридическими лицами, органами государственной власти и органами местного самоуправления, филиалами, представительствами и подразделениями действующих на территории Российской Федерации иностранных организаций.
Согласно пункту 4 Положения первичные статистические данные предоставляются субъектам официального статистического учета респондентами, указанными в пункте 3 настоящего Положения, по утвержденным формам федерального статистического наблюдения в соответствии с указаниями по их заполнению по адресам, в сроки и с периодичностью, которые указаны на бланках этих форм.
Приказом Федеральной службы государственной статистики от 24.07.2020 № 412 утверждена форма федерального статистического наблюдения № П-4 (НЗ) «Сведения о неполной занятости и движении работников», в соответствии с которой юридические лица, за исключением субъектов малого предпринимательства, средняя численность работников которых за предыдущий год превышает 15 человек (включая работающих по совместительству и договорам гражданско-правового характера), всех видов экономической деятельности форм собственности, представляют сведения территориальному органу Росстата в субъекте Российской Федерации по установленному им адресу ежеквартально не позднее 8 числа после отчетного квартала.
При наличии у юридического лица обособленных подразделений, расположенных на территории других субъектов Российской Федерации - настоящая форма заполняется как по каждому такому обособленному подразделению, так и по юридическому лицу в целом без этих обособленных подразделений (на территории других субъектов Российской Федерации).
В силу статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В силу пункта 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Из материалов дела следует, что в нарушение действующего законодательства обществом не представлена в срок статистическая информация по форме федерального статистического наблюдения № П-4 (НЗ) «Сведения о неполной занятости и движении работников» за 4 квартал 2021 года. Отчет представлен 08.02.2022 (срок представления – 10.01.2022).
При изложенных обстоятельствах, судом установлено и материалами дела подтверждается наличие в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, оценив материалы дела, суд пришел к выводу о том, что совершенное Обществом административное правонарушение не несет существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с пунктом 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», установив при рассмотрении дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности малозначительность правонарушения, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.
Пунктом 18 названного постановления разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Согласно пункту 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
При оценке малозначительности деяния подлежит установлению не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и вопрос о социальной опасности деяния.
Таким образом, установление содержания понятия малозначительности делегировано судьям, органам, должностным лицам, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении.
Административное правонарушение, совершенное товариществом, посягает на установленный и охраняемый государством порядок правоотношений в сфере официального статистического учета.
Как следует из материалов дела, выявленные нарушения не нанесли общественной угрозы, статистическая отчетность была предоставлена с пропуском срока на 21 рабочий день, правонарушение совершено впервые.
В материалах дела отсутствуют доказательства причинения совершенным правонарушением существенного вреда охраняемым отношениям, в том числе направленности действий общества на уклонение от исполнения обязанности либо представлению недостоверных сведений.
С учетом того, что отчетность была предоставлена с нарушением установленного срока, а также в отсутствие доказательств причинения совершенным Обществом деянием существенного вреда охраняемым отношениям, в том числе срыву сроков формирования официальной статистики, судом сделан вывод о возможности квалификации совершенного правонарушения в качестве малозначительного.
При таких обстоятельствах, суд считает постановление административного органа о привлечении заявителя к административной ответственности незаконным и подлежащим отмене.
Суд приходит к выводу, что в рассматриваемом случае возбуждением дела об административном правонарушении, его рассмотрением и установлением вины лица, его совершившего, достигнуты предупредительные (превентивные) цели административного производства, установленные пунктом 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет» по веб-адресу www.kad.arbitr.ru.
По ходатайству указанных лиц копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 170, 211, 228, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 2.9 КоАП РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным и полностью отменить постановление Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия) (ИНН 1435034776, ОГРН 1021401062990) от 18.02.2022 № 22 о привлечении Акционерного общества «Финансово-агропромышленный концерн «Сахабулт» (ИНН 1435178584, ОГРН 1061435055637) к административной ответственности по части 1 статьи 13.19 КоАП РФ.
Решение подлежит немедленному исполнению.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение пятнадцати дней со дня его принятия.
Апелляционная жалоба подаётся через Арбитражный суд Республики Саха (Якутия).
Судья Клишина Ю. Ю.