Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)
677000, г. Якутск, ул. Курашова, 28, Арбитражный суд РС(Я)
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Дело № А58-2542/09
29.05.2009
Резолютивная часть решения объявлена 26.05.2009
Мотивированное решение изготовлено 29.05.2009
Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)
в составе: судьи Эверстовой Р. И.
при ведении протокола судебного заседания судьей,
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению ФГУП «Ростехинвентаризация»
к Администрации Муниципального района «Нюрбинского района»
о признании распоряжения № 879 от 01.04.2009г. «Об архиве организаций технической инвентаризации на территории Нюрбинского района РС (Я)» недействительным и незаконным с 01.04.2009 г.
с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика - ГУП «Республиканский центр технического учета и технической инвентаризации»,
при участии представителей:
от заявителя – ФИО1 – по доверенности,
от ответчика – извещен, не явился,
от третьего лица – ФИО2 – по доверенности.
ФГУП "Ростехинвентаризация" (далее – заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Администрации Муниципального района «Нюрбинский район» (далее – Администрация) о признании распоряжения № 879 от 01.04.2009г. «Об архиве организаций технической инвентаризации на территории Нюрбинского района РС (Я)» недействительным и незаконным с 01.04.2009 г.
Определением Арбитражного суда РС (Я) от 10.04.2009г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета требований, на стороне ответчика было привлечено Государственное унитарное предприятие «Республиканский центр технического учета и технической инвентаризации», которое представило отзыв от 27.04.2009г. о том, что оспариваемое распоряжение не нарушает установленных норм действующего законодательства, а лишь фактически дублирует их, конкретизируя для Нюрбинского района, заявитель не представил доказательств того, что оспариваемый акт каким либо образом нарушает их права и законные интересы.
Администрация представила отзыв от 27.04.2009г. о том, что создание ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» не является безусловным фактом того, что архивы организаций технической инвентаризации должны храниться в ее фондах. Законом РС (Я) «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по комплектованию, хранению, учету и использованию документов архивного фонда РС (Я)» муниципальным районам Республики Саха (Якутия) были переданы полномочия по управлению государственными архивами Республики Саха (Якутия), включая по полномочия по использованию архивных фондов и архивных документов, находящихся на территории муниципальных образований и являющихся государственной собственностью Республики Саха (Якутия). Пункт 2 оспариваемого акта лишь уточняет Постановление Правительства РС (Я) №416-р от 12.04.2006г. «Об утверждении порядка доступа и выдачи информации из архива организаций технической инвентаризации на территории РС (Я)» путем конкретизации – указан Нюрбинский филиал ГУП «Республиканский центр технического учета и технической инвентаризации».
Суд, выслушав представителя заявителя и третьего лица, исследовав материалы дела, установил следующие обстоятельства.
Пунктом 4 Приказа ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» - филиал по РС (Я) от 15.01.2009г №02 «Об укрупнении и расширении зоны обслуживания структурными подразделениями филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по РС (Я)» зоной обслуживания Мирнинского отделения филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по РС (Я) определены Мирнинский, Нюрбинский и Оленекский улусы.
Администрацией Муниципального района «Нюрбинский район» вынесено распоряжение №879 от 01.04.2009г. «Об архиве организаций технической инвентаризации на территории Нюрбинского района РС (Я)» (далее – оспариваемый акт), которое было подписано первым заместителем главы Администрации. Пунктом 1 оспариваемого акта местом хранения учетно-технической и правоустанавливающей документации на объекты градостроительной деятельности, расположенных на территории Нюрбинского района, установлен город Нюрба. Пунктом 2 оспариваемого акта в обязанности Нюрбинского филиала ГУП «Республиканский центр технической инвентаризации» вменено формирование, хранение, учет государственного архива на объекты градостроительной деятельности, расположенные на территории Нюрбинского района.
Письмом от 01.04.2009г. Администрация Муниципального района «Нюрбинский улус» ходатайствует перед заявителем о передаче архивного фонда БТИ Нюрбинского района ГУП РЦТИ (Нюрбинскому филиалу). В письме Администрация считает действия заявителя по распоряжению государственным имуществом без соответствующего решения Правительства РС (Я) ущемляющими интересы населения, а Администрация обязана не допустить вывоза архивных фондов БТИ Нюрбинского района.
Из докладной начальника Мирнинского отделения ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральной БТИ» по РС (Я) от 01.04.2009г. своему руководителю следует, что при отправке архива из Нюрбы в г.Мирный был приглашен в КИО МО «Нюрбинский район», где был предупрежден о запрете вывоза архива за пределы района, требовали о передаче архива ГУП «РЦТИ», предупредили о привлечении правоохранительных органов при попытке вывоза архива.
Прокуратурой Нюрбинского района проведена проверка на предмет соответствия требованиям федерального законодательства распоряжения администрации МР «Нюрбинский район» от 01.04.2009г. №879, по результатам которой 04.05.2009г. принесен протест на указанное распоряжение.
Не согласившись с оспариваемым актом, заявитель обратился в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением об его оспаривании.
Свои требования заявитель обосновывает тем, что оспариваемый акт не соответствует Градостроительному кодексу РФ, ФЗ «Об архивном деле в РФ», ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ФЗ «О защите конкуренции», постановлениям Правительства РФ от 04.12.2000г. №921 «О государственном техническом учете и технической инвентаризации в РФ объектов капитального строительства», от 13.10.1997г. №1301 «О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации», Закону РС (Я) «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по комплектованию, хранению, учету и использованию документов архивного фонда РС (Я)» и нарушает право на осуществление деятельности по формированию (комплектованию), хранению, учету государственного архива учетно-технической документации, находящегося в пользовании РС(Я) на объекты градостроительной деятельности, расположенных на территории Нюрбинского района, нарушает законные интересы заявителя, как хозяйствующего субъекта, на принятие и исполнение организационно-управленческих решений, направленных на оптимизацию расходов обособленных подразделений филиал, возлагает обязанность на заявителя, как на организацию технической инвентаризации, содержать архив на объекты градостроительной деятельности, расположенных на территории Нюрбинского района в г.Нюрба, создает заявителю препятствия для осуществления уставной деятельности на территории Нюрбинского района, в установленном порядке.
В соответствии с пунктами 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с пунктом 2 приказа Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 08.12.2000г №278 «О назначении Федерального государственного унитарного предприятия «Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости» ведение сводного единого реестра объектов градостроительной деятельности и объединенного архивного фонда технической инвентаризации возложено на ГУП «Ростехинвентаризация».
В соответствии с пунктом 2.2 устава Федерального государственного унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения «Российский государственный центр инвентаризации и учета объекта недвижимости» заявитель осуществляет деятельность по технической инвентаризации и учету объектов капитального строительства, деятельность по обеспечению хранения и систематизации источников формирования баз данных единого государственного реестра объектов недвижимости – архивных фондов учетно-технической документации организаций технического учета и инвентаризации(включая технические паспорта, оценочную и иную учетно-техническую документацию по объектам учета, в том числе регистрационные книги, реестры, копии зарегистрированных документов), относящихся к государственной части Архивного фонда Российской Федерации и являющихся федеральной собственностью.
В соответствии с пунктом 14 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.10.1997г. №1301 «О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации», учетно-техническая, оценочная и правоустанавливающая документация жилищного фонда, включая технические паспорта, регистрационные книги, копии зарегистрированных документов, сформированные в инвентарные дела, и иные инвентаризационные документы, хранятся в архиве БТИ, а также в объединенном архиве Государственного комитета Российской Федерации по жилищной и строительной политике. Архивы БТИ относятся к государственному архивному фонду Российской Федерации и являются федеральной собственностью, находящейся в пользовании субъектов Российской Федерации. Отчуждение архивов БТИ не допускается.
В соответствии с пунктом 13 Положения о государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства», утвержденного Постановления Правительства РФ от 04.12.2007г. №921,ехнические паспорта, оценочная и иная учетно-техническая документация по объектам учета, включая регистрационные книги, реестры, копии зарегистрированных документов, сформированные в инвентарные дела, образуют архивные фонды, которые относятся к государственной части Архивного фонда Российской Федерации и являются федеральной собственностью.
В соответствии с пунктом 2 статьи 12 Закона РС (Я) от 14.04.2004г. 125-З №253-Ш «О техническом учете и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности в РС (Я)» архивы организаций технической инвентаризации относятся к государственной части Архивного фонда Российской Федерации, являются федеральной собственностью, находящейся в пользовании Республики Саха (Якутия), и составляют часть Единого документально-информационного фонда технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 распоряжения Правительства РС (Я) от 12.04.2006г. №416-р установлено, что государственное унитарное предприятие Республики Саха (Якутия) "Республиканский центр технического учета и технической инвентаризации" осуществляет формирование (комплектование), хранение, учет государственного архива учетно-технической документации, находящегося в пользовании Республики Саха (Якутия), в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, Республики Саха (Якутия) и Уставом предприятия.
В соответствии с частью 6 статьи 43 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации.
В соответствии с частью 2 статьи 7 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 16 статьи 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органам местного самоуправления муниципальных районов предоставлены полномочия в области формирования и содержания муниципального архива, включая хранение архивных фондов поселений.
В соответствии с частью 7 статьи 43 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» иные должностные лица местного самоуправления издают распоряжения и приказы по вопросам, отнесенным к их полномочиям уставом муниципального образования.
Частью 2 статьи 8 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области градостроительной деятельности не отнесены полномочия вынесение правового акта, регламентирующих распоряжение архивным фондом, находящимся в федеральной собственности.
В соответствии с Законом РС (Я) «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по комплектованию, хранению, учету и использованию документов архивного фонда РС (Я)» органы местного самоуправления наделяются следующими государственными полномочиями в области архивного дела по хранению архивных фондов и архивных документов постоянного срока хранения, находящихся на территории муниципальных образований и являющихся государственной собственностью Республики Саха (Якутия); по государственному учету документов, являющихся государственной собственностью Республики Саха (Якутия) и находящихся на хранении в архивных отделах муниципальных образований улусов (районов) и города республиканского значения Якутска Республики Саха (Якутия) и муниципальных архивах, в соответствии с Регламентом государственного учета документов Архивного фонда Российской Федерации; по использованию архивных фондов и архивных документов, находящихся на территории муниципальных образований и являющихся государственной собственностью Республики Саха (Якутия).
Из смысла указанных норм права следует, что Администрация не вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам архивных фондов и архивных документов, относящихся к государственному архивному фонду РФ и являющихся федеральной собственностью. Полномочия 1 заместителя главы Администрации в данном случае не основаны на указанных нормах права, его полномочия, определенные уставом, Администрацией не подтверждены.
Таким образом, оспариваемый акт об определении места хранения и субъекта хранения части Архивного фонда, являющегося федеральной собственностью и находящегося во владении обособленного подразделения федерального унитарного предприятия, как вынесенный с превышением полномочий лицом, как вынесшим оспариваемый акт, так и лицом, его подписавшим, не соответствует законодательству РФ.
Тем самым, оспариваемый акт нарушает права и законные интересы заявителя, так как создает препятствия осуществлению им уставной деятельности, что подтверждается докладной начальника Мирнинского отделения ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральной БТИ» по РС (Я) от 01.04.2009г. о требовании Администрацией передачи архива Нюрбинскому филиалу ГУП «РЦТИ», а также письмом от 01.04.2009г. Администрация Муниципального района «Нюрбинский улус» о передаче архивного фонда БТИ Нюрбинского района ГУП РЦТИ (Нюрбинскому филиалу).
Письмо Территориального управления Федерального Агентства по управлению федеральным имуществом по РС (Я) от 04.05.2009г. не может свидетельствовать о законности и правомерности оспариваемого акта, поскольку в нем указано на то, что для решения вопроса передачи архивного фонда ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» в пользование ГУП «РЦТИ» администрации Нюрбинского района необходимо обратиться в Правительство РС (Я).
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
На основании изложенного, требования заявителя следует удовлетворить полностью.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса РФ госпошлина, уплаченная платежным поручением от 03.04.2009г., подлежит возврату заявителю.
Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Требования заявителя удовлетворить.
Признать распоряжение Администрации Муниципального района «Нюрбинский район»№879 от 01.04.2009г. «Об архиве организаций технической инвентаризации на территории Нюрбинского района РС(Я) недействительным полностью.
Администрации Муниципального района «Нюрбинский район» устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Возвратить из федерального бюджета в пользу ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по РС (Я) расходы по госпошлине в сумме 2 000 рублей.
Исполнительный лист по взысканию судебных расходов выдать после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано.
Судья Эверстова Р. И.