АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
город Якутск Дело №А58-2561/2008-0324
резолютивная часть оглашена 05 июня 2008 года
решение в полном объёме изготовлено 05 июня 2008 года
Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Шевелева В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Федерального государственного учреждения «Якутское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» от 30.04.2008 года № 10/4-14-174 к Центральному межрайонному отделу Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Саха (Якутия) в Олекминском улусе о признании незаконным и отмене постановления от 24.04.2008 года, составив протокол судебного заседания в соответствии с частью 3 статьи 155 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное учреждение «Якутское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» просит признать недействительным постановление Центрального межрайонного отдела Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Саха (Якутия) в Олекминском улусе от 24.04.2008 года о назначении административного наказания.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном параграфом 2 главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На судебное заседание явились представители: заявителя – Местникова Т.И. по доверенности от 19.02.2008 года № 10/3-11-99, заинтересованного лица – Тарабукин П.П. по доверенности от 01.10.2007 года.
Заявитель обосновывает свои требования тем, что: Федеральное государственное учреждение «Якутское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» привлечено к ответственности при отсутствии вины; протокол об административном правонарушении и постановление о назначении административного правонарушения не содержат дату совершения административного правонарушения; доверенность, выданная Федеральным государственным учреждением «Якутское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» своему представителю, не содержит полномочий на участие при составлении протокола об административном правонарушении по конкретному делу, а также предоставление пояснений (дачу объяснений), в связи с этим протокол об административном правонарушении и постановление о назначении административного правонарушения оформлены в отсутствие законного представителя юридического лица.
Заинтересованное лицо представило отзыв, не согласно с заявленными требованиями, ссылаясь на то, что выданные доверенности Федеральным государственным учреждением «Якутское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» своим сотрудникам дают законные полномочия действовать от имени Федерального государственного учреждения «Якутское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды», допускается возможность участия в рассмотрении дела об административном правонарушении лица, действующего на основании доверенности, выданной надлежаще извещенным законным представителем, в качестве защитника.
Заинтересованное лицо представило объяснение, в котором указало, что в материалах дела отсутствует уведомление о времени и месте составления протокола, так как указанный процессуальный документ не был составлен государственным земельным инспектором.
Как следует из материалов дела, 16 апреля 2008 года главным государственным земельным инспектором Центрального межрайонного отдела Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республики Саха (Якутия) Семеновой И.Н. проведена проверка соблюдения земельного законодательства на земельном участке, расположенном по адресу: Олекминский район, Мальжагарский наслег, правый берег р. Малая Черепаниха, гидропост «Тюбе», используемого Федеральным государственным учреждением «Якутское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды». В ходе проверки установлено, что земельный участок под гидропост используется без оформления в установленном порядке правоустанавливающего документа. По результатам проверки составлен акт проверки соблюдения земельного законодательства от 16 апреля 2008 года.
18 апреля 2008 года главный государственный земельный инспектор Центрального межрайонного отдела Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республики Саха (Якутия) Семенова И.Н. на основании материалов проверки составила протокол об административном правонарушении в отношении Федерального государственного учреждения «Якутское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» в соответствии со статьёй 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
24 апреля 2008 года главный государственный земельный инспектор Центрального межрайонного отдела Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республики Саха (Якутия) Семенова И.Н., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, вынесла постановление о назначении административного наказания по делу № 12, которым признала Федеральное государственное учреждение «Якутское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьёй 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначила административное наказание в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
В соответствии с частями 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Согласно статье 23.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях органы, осуществляющие государственный контроль за использованием и охраной земель, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 7.1, частью 1 статьи 7.2, статьей 7.10 (в части самовольной переуступки права пользования землей), статьей 8.5 (в части информации о состоянии земель), статьями 8.6 - 8.8 настоящего Кодекса. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе: главный государственный инспектор Российской Федерации по использованию и охране земель, его заместители; главные государственные инспектора субъектов Российской Федерации по использованию и охране земель, их заместители; главные государственные инспектора городов и районов по использованию и охране земель, их заместители.
В соответствии с частью 1 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах компетенции соответствующего органа.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что протокол об административном правонарушении от 18 апреля 2008 года составлен уполномоченным должностным лицом, постановление о назначении административного наказания по делу № 12 от 24 апреля 2008 года вынесено уполномоченным должностным лицом.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьёй 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не пропущен.
Согласно статье 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Использование заявителем земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов подтверждается материалами дела и не опровергается заявителем.
В соответствии с частями 3, 4, 5 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу. Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.
Согласно части 2 статьи 25.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях законными представителями юридического лица в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица.
В пункте 24 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 года № 10 (в ред. от 26.07.2007 года) «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснено, что указанный перечень законных представителей юридического лица является закрытым. В связи с этим судам необходимо учитывать, что представитель юридического лица, действующий на основании доверенности, в том числе руководитель его филиала или подразделения, законным представителем не является. Поэтому его извещение не может рассматриваться как извещение законного представителя.
Суду при рассмотрении дел об административных правонарушениях следует учитывать, что доказательством надлежащего извещения законного представителя юридического лица о составлении протокола может служить выданная им доверенность на участие в конкретном административном деле. Наличие общей доверенности на представление интересов лица без указания на полномочия по участию в конкретном административном деле само по себе доказательством надлежащего извещения не является.
Согласно части 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Протокол об административном правонарушении от 18 апреля 2008 года составлен и дело об административном правонарушении рассмотрено в присутствии начальника объединённой гидрометеорологической станции Федерального государственного учреждения «Якутское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» Сурова А.М. Суровым А.М. получено определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении от 18 апреля 2008 года.
В соответствии с пунктом 5.5.1 Устава Государственного учреждения «Якутское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» начальник Государственного учреждения «Якутское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» представляет Государственное учреждение «Якутское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» без доверенности во всех организациях.
Таким образом, законным представителем Государственного учреждения «Якутское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» является начальник Государственного учреждения «Якутское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды». Начальник объединённой гидрометеорологической станции Федерального государственного учреждения «Якутское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» Суров А.М. не является законным представителем Государственного учреждения «Якутское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды».
В доверенности от 04 марта 2008 года № 10/4-09-088, выданной Сурову А.М., отсутствуют полномочия по участию в конкретном административном деле.
Заинтересованным лицом не представлено доказательство извещения Федерального государственного учреждения «Якутское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
Определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении от 18 апреля 2008 года, полученное Суровым А.М., не является доказательством извещения Федерального государственного учреждения «Якутское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, так как Суров А.М. не является законным представителем Федерального государственного учреждения «Якутское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» либо лицом, уполномоченным получать корреспонденцию от имени Федерального государственного учреждения «Якутское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды».
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что протокол об административном правонарушении и дело об административном правонарушении рассмотрено составлен в отсутствие законного представителя Федерального государственного учреждения «Якутское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» без доказательств извещения Федерального государственного учреждения «Якутское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, а также о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении. Указанные нарушения являются существенным нарушением процедуры привлечения к административной ответственности.
Существенное нарушение процедуры привлечения к административной ответственности свидетельствует о том, что привлечение к административной ответственности незаконно независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к административной ответственности, административное правонарушение.
В соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
На основании изложенного суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление Центрального межрайонного отдела Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Саха (Якутия) в Олекминском улусе, принятое в городе Олекминск, от 24 апреля 2008 года по делу № 12 о назначении административного наказания в отношении Федерального государственного учреждения «Якутское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» (находится по адресу: г. Якутск, ул. Якова Потапова, 8; зарегистрировано в качестве юридического лица Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Саха (Якутия) 24 июля 2007 года).
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия.
Судья: В.В. Шевелев