АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
город Якутск Дело №А58-2567\2008
26 мая 2008 года
Резолютивная часть решения оглашена 22.05.2008г. решение в полном объеме изготовлено 26.05.2008года
Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)
в составе: судьи Бадлуевой Е.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело
по заявлению Открытого акционерного общества «Центрснаб»
к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Дальневосточном федеральном округе
о признании незаконным и отмене постановления ,
при ведении протокола судебного заседания судьей ,
при участии представителей: ОАО ФИО1 по доверенности от 22.12..2007г. №34, РО – ФИО2 по доверенности от 4.12.2007г. №01-1-7-1511,
установил:
Открытое акционерное общество «Центрснаб» , далее ОАО «Центрснаб», обратилось с заявлением к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Дальневосточном федеральном округе, далее административный орган, о признании незаконным постановления от 11.04.2008г. №А\32501-F8-66 о назначении административного наказания.
В обоснование заявления ОАО «Центрснаб» ссылается на нарушение порядка привлечения к административной ответственности, выразившегося в том, что нарушен порядок составления протокола об административном правонарушении. В судебном заседании ОАО «Центрснаб» заявило об отсутствии возражений по существу вменяемого правонарушения, подтверждает представление списка аффилированных лиц в административный орган с нарушением срока.
Административный орган с заявлением ОАО «Центрснаб» не согласен, представило материалы административного дела, которыми подтверждается соблюдение порядка привлечения к административной ответственности.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном параграфом 2 главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В судебном заседании в порядке, предусмотренном статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлен перерыв по ходатайству заинтересованного лица с 15.05.2008г. до 16 часов 22.05.2008г.
Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд установил.
В соответствии с частями 6,7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Из материалов дела следует.
4.03.2008года административным органом направлено генеральному директору ОАО «Центрснаб» уведомление о составлении протокола об административном правонарушении в срок 24.032008 года , в уведомлении указано: в случае направления представителя юридического лица необходимо наличие надлежаще оформленной доверенности, подтверждающей его право действия от имени общества.
Уведомление направлено заказным письмом 67683 от 4.03.2008года с уведомлением в адрес ОАО «Центрснаб» , генеральному директору, законному представителю привлекаемого к ответственности юридического лица, уведомление вручено ОАО «Центрснаб» 12.03.2008года ФИО3. Согласно объяснению представителя заявителя в судебном заседании ФИО3 является работником ОАО «Центрснаб» по договору для принятия почты. Обществом представлена копия полученного уведомления от 4.03.2008года с резолюцией от 12.03.2008года. Согласно объяснению представителя заявителя в судебном заседании на уведомлении , полученном обществом 12.03.2008года резолюция сделана руководителем ОАО «Центрснаб» ФИО4 и содержит указание Творун Е.Н. быть представителем по доверенности и представить документы.
Должностным лицом регионального отделения - ведущим специалистом представительства регионального отделения в Республике Саха (Якутия) ФИО5 по результатам проверка 24.03.2008г. составлен протокол об административном правонарушении в области рынка ценных бумаг, которым зафиксировано нарушение ОАО "Центрснаб" статьи 30 Федерального закона "О рынке ценных бумаг", пункта 1.1 раздела 1, раздела 5 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 16.03.2005 N 05-5/пз-н.
В протоколе в разделе 2 протокола «Сведения о законном представителе лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении» зафиксировано: Е.Н.Творун , по доверенности №2 от 17.03.2008года , копия доверенности приложена в административный материал.
В разделе 6 протокола « Объяснение законного представителя юридического лица в отношении которого возбуждено дело» зафиксировано объяснение следующего содержания: ОАО Центрснаб» в связи с нахождением ответственного лица в отпуске направило список аффилированных лиц .. 19 марта 2008года. Правонарушение совершено впервые».
25.03.2008года административным органом вынесено определение о назначении времени и места рассмотрении дела об административном правонарушении, вызове лиц, участвующих в деле, которым назначено рассмотрение дела на 11.04.2008года Гг.Владивосток), определение направлено в ОАО «Центрснаб» с уведомлением 25.93.2008года заказным письмом, которое получено ОАО «Центрснаб» 7.04.2008года, что подтверждается почтовым уведомлением с отметкой о получении ФИО3.
11.04.2008года руководителем административного органа ФИО6 вынесено постановление о назначении административного наказания по делу №а\32501-F\08-66, которым ОАО «Центрснаб» привлечено к административной ответственности на основании части 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с учетом смягчающих ответственность обстоятельств в виде административного штрафа 30 000 рублей.
В соответствии со статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол об административном правонарушении. В протоколе указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Таким образом, протокол об административном правонарушении составляется при непосредственном участии в его составлении лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
В отсутствие указанного лица протокол может быть составлен лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени составления протокола об административном правонарушении.
Пунктом 17 постановления Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации «О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ, СВЯЗАННЫХ С ВВЕДЕНИЕМ В ДЕЙСТВИЕ КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ» разъяснил, что суду при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности или дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности необходимо проверять соблюдение положений статьи 28.2 Кодекса, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, имея в виду, что их нарушение может являться основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности в силу части 2 статьи 206 АПК РФ либо для признания незаконным и отмены оспариваемого решения административного органа (ч. 2 ст. 211 АПК РФ).
Постановлением от 26 июля 2007 г. N 46 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации « О ВНЕСЕНИИ ДОПОЛНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЛЕНУМА ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 02.06.2004 N 10 "О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ, ВОЗНИКШИХ В СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ ПРИ РАССМОТРЕНИИ ДЕЛ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ" определено, что при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ.
В целях КоАП РФ законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица (часть 2 статьи 25.4 КоАП РФ).
Указанный перечень законных представителей юридического лица является закрытым. В связи с этим судам необходимо учитывать, что представитель юридического лица, действующий на основании доверенности, законным представителем не является.
По настоящему административным органом приняты все меры для уведомления законного представителя лица, в отношении которого составлен протокол од административном правонарушении. Доказательства уведомления законного представителя ОАО «Центрснаб» о составлении протокола об административном правонарушении, о рассмотрении дела об административном правонарушении административным органом имеются в материалах административного дела и представлены в суд.
Судом изучен довод заявителя о том, что протокол от юридического лица подписан неуполномоченным лицом и установлено.
Протокол об административном правонарушении подписан представителем ОАО «Центрснаб» Творун Е.Н., действовавшей на тот момент на основе доверенности от 17.03.2008года №2. Доверенность выдана генеральным директором ОАО «Центрснаб» 17.03.2008года после получения письменного уведомления о составлении протокола в отношении ОАО «Центрснаб» на право совершать от имени предприятия следующие действия : представлять интересы Предприятия в Территориальном отделе Регионального отделения ФСФР в ДВФО при составлении протокола и рассмотрении дела об административном правонарушении, имеет право подписывать, давать объяснения и другие.
Суд, исходя из содержания доверенности считает, что доверенность от 17.03.2008года №2 выдана Творун Е.Н. как представителю ОАО «Центрснаб». При этом, суд считает, что названная доверенность от 17.03.2008года №2, не может быть принята в качестве доверенности, выданной законным представителем ОАО «Центрснаб», на право представления от имени законного представителя при составлении протокола об административном правонарушении.
В соответствии со статьей 25.5 КоАП РФ для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник, а для оказания юридической помощи потерпевшему - представитель.
В качестве защитника или представителя к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо.
Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием. Полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии с законом.
Защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протокола об административном правонарушении.
Материалами дела подтверждается исполнение Творун Е.Н. обязанностей представителя ОАО «Центрснаб» в качестве защитника, в том числе на дачу объяснения . Подписание защитником Творун Е.Н. протокола об административном правонарушении не влечет правовых последствий, как-то несоответствие протокола закону.
Протокол об административном правонарушении в отношении ОАО «Центрснаб» составлен без участия законного представителя – генерального директора ОАО «Центрснаб», надлежаще извещенного о времени и месте составления протокола, тем самым предоставленных ему, предусмотренные частью 1 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, гарантии прав защиты, возможности воспользоваться своими процессуальными правами.
Протокол об административном правонарушении от 24.03.2008г. может быть использован в качестве доказательства по делу в силу части 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Частью 1 статьи 23.47 КоАП РФ установлено, что федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.24, 15.17 - 15.24, 15.28 названного Кодекса.
Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органа, указанного в части 1 названной статьи, вправе руководитель федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков, его заместители, руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков.
Таким федеральным органом в соответствии с пунктом 5.3.11 Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам (далее - Положение), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 317, является Федеральная служба по финансовым рынкам.
В соответствии с пунктом 4 названного Положения Федеральная служба по финансовым рынкам осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 19.11.2004г. №-4-1017\пз руководителем Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в дальневосточном федеральном округе назначен ФИО6
Частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг или лицом, оказывающим услуги по публичному представлению раскрываемой информации, порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг, обязанность по раскрытию которой предусмотрена законодательством.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" в случае регистрации проспекта ценных бумаг эмитент обязан осуществлять раскрытие информации, в том числе в форме ежеквартального отчета эмитента эмиссионных ценных бумаг (ежеквартальный отчет).
Под раскрытием информации согласно указанной выше статье Федерального закона "О рынке ценных бумаг" понимается обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения данной информации по процедуре, гарантирующей ее нахождение и получение.
Согласно пункту 4 статьи 93 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" общество обязано вести учет его аффилированных лиц и представлять отчетность о них в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Порядок раскрытия информации об аффилированных лицах содержится в положении о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденном приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 10.10.2006 N 06-117/пз-н (далее - Положение).
Пунктом 8.5.1 Положения предусмотрено, что акционерные общества обязаны раскрывать информацию об аффилированных лицах в форме списка аффилированных лиц;
пунктом 8.5.3 Положения установлена обязанность акционерного общества представлять в регистрирующий орган список его аффилированных лиц, составленный на дату окончания отчетного квартала, не позднее 45 дней с даты окончания отчетного квартала. При этом в этом списке отдельным разделом должны быть указаны изменения, произошедшие в списке аффилированных лиц акционерного общества в течение отчетного квартала.
Список аффилированных лиц, представляемый акционерным обществом в регистрирующий орган, должен быть представлен в письменной форме и подписан уполномоченным лицом акционерного общества, подтверждающим тем самым достоверность всей содержащейся в нем информации.
Следовательно, за отчетный период IV квартала 2007 года Общество должно было представить список его аффилированных лиц не позднее 14 февраля 2008 года.
Постановление о привлечении Общества к административной ответственности вынесено 11.04.2007, следовательно, в пределах сроков, установленных статьей 4.5 КоАП РФ.
Материалами административного дела подтверждается, ОАО «Центрснаб» не отрицается, факт не представления ОАО «Центрснаб» в регистрирующий орган 45 дневный срок с даты окончания отчетного квартала списка аффилированных лиц общества, составленного на дату окончания 4 квартала 2007года, квалифицированного административным органом как нарушение порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг.
При таких обстоятельствах объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в действиях ОАО «Центрснаб» доказана.
Исходя из совокупности установленных обстоятельств дела, суд считает, что административным органом протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным с соблюдением требований закона, материалы административного дела рассмотрены в порядке, установленном законом, доводы ОАО «Центрснаб» находит необоснованными, в удовлетворении заявления отказывает.
Руководствуясь статьями 167-170,176, 208, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд:
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявления о признании незаконным постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Дальневосточном федеральном округе о назначении административного наказания по делу №А\32501 – F\08-66 от 11.04.2008г. , вынесенное в городе Владивосток, о привлечении Открытого акционерного общества «Центрснаб» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренное частью 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия.
Судья Е.Б.Бадлуева