АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
город Якутск Дело №А58-2599/2007
30 мая 2007 года
Резолютивная часть решения оглашена 28.05.2007г., решение изготовлено в полном объеме 30.05.2007г.
Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Бадлуевой Е.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании дело
по заявлению Государственного учреждения – Управление пенсионного фонда Российской федерации в Чурапчинском улусе (районе) Республики Саха (Якутия) от 28.04.2007г. без номера
к Милиции общественной безопасности Отдела внутренних дел по Чурапчинскому району (улусу)
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении №51 от 23.04.2007г.,
составив протокол судебного заседания в соответствии с частью 3 статьи 155 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
с участием представителя ГУ – УПФ в Чурапчинском улусе (районе) РС(Я) – Ткачева В.Г. по доверенности от 26.04.2007г., Милиция общественной безопасности Отдела внутренних дел по Чурапчинскому району (улусу) своих представителей в судебное заседание не направила, извещены 21.05.2007г. (уведомление №39312),
усановил:
Государственного учреждения – Управление пенсионного фонда Российской федерации в Чурапчинском улусе (районе) Республики Саха (Якутия) (далее заявитель) обратилось с заявлением от 28.04.2007г. без номера о признании незаконным и отмене постановления Милиции общественной безопасности Отдела внутренних дел по Чурапчинскому району (улусу) (далее заинтересованное лицо) по делу об административном правонарушении №51 от 23.04.2007г.
В обоснование своего требования заявитель указывает следующее.
Дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возбуждено Милицией общественной безопасности Отдела внутренних дел по Чурапчинскому району (улусу) в отношении физического лица – Христофоровой В.С., являющейся начальником ГУ – УПФ в Чурапчинском улусе (районе) РС(Я), поскольку протокол от 19.04.2007г. №51 составлен Милицией общественной безопасности Отдела внутренних дел по Чурапчинскому району (улусу) в отношении Христофоровой В.С. Дело в отношении заявителя – ГУ УПФ в Чурапчинском улусе (районе) РС(Я) не возбуждалось, соответственно у заинтересованного лица не было оснований для рассмотрения административного дела и вынесения оспариваемого постановления в отношении заявителя.
Оспариваемое постановление отсутствует мотивировочная часть, не указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, не указан срок и порядок обжалования решения.
В оспариваемом постановлении правонарушение квалифицированно по статье 20.16 КоАП РФ без указания конкретной части статьи.
У заинтересованного лица не было оснований для привлечения заявителя к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.16 КоАП РФ, поскольку заявителем не осуществлялась частная охранная деятельность.
Заинтересованным лицом при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении не выяснено имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
Заинтересованное лицо отзыв на заявление не представило. Представитель заинтересованного лица на судебное заседание не явился, заинтересованное лицо о времени и месте судебного заседания извещено по почтовому уведомлению № 39312.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном параграфом 2 главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, суд установил.
19 апреля 2007 года лейтенантом милиции Чурапчинского УОВД Андросоввм Г.П. во время проведения операции «Щит-2007» выявлено, что начальником ГУ – УПФ в Чурапчинском улусе (районе) РС(Я) в здании УПФ организованна незаконная охранная деятельность, то есть приняты на работу по договору трое граждан на должность «сторож-охранник».
Тем же должностным лицом Чурапчинского УОВД 19.04.2007г. составлен протокол №51 административном правонарушении в отношении начальника ГУ – УПФ в Чурапчинском улусе (районе) РС(Я) – Христофоровой Варвары Спартаковны.
В проколе от 19.04.2007г. №51 об административном правонарушении указано, что Христофоровой В.С. совершено административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 20.16 КоАП РФ.
Согласно объяснению к протоколу, вахтеры-охранники 1 разряда приняты на работу на основании трудовых договоров согласно штатному расписанию.
23 апреля 2007 года начальником Милиции общественной безопасности Отдела внутренних дел по Чурапчинскому району Борисовым В.С. вынесено постановление № 51 о привлечении Государственного учреждения – Управление пенсионного фонда Российской федерации в Чурапчинском улусе (районе) Республики Саха (Якутия) к административной ответственности, предусмотренной 20.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде наложения штрафа в размере 200 Минимальных размеров оплаты труда.
В соответствии с частями 6,7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Согласно статье 23.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях органы внутренних дел (милиция) рассматривает об административных правонарушениях, предусмотренных 20.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе начальники территориальных управлений (отделов) внутренних дел и приравненных к ним органов внутренних дел, их заместители, начальники территориальных отделов (отделений) милиции, их заместители.
В соответствии с частью 1 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.
Таким образом, протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом, дело об административном правонарушении также рассмотрено уполномоченным должностным лицом.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В соответствии с частями 1, 2, 3 статьи 25.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или юридического лица, являющегося потерпевшим, осуществляют его законные представители. Законными представителями юридического лица в соответствии с настоящим Кодексом являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение. Дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Из пунктов 3 и 4 статьи 25.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что представители юридического лица допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении, на основании оформленной в соответствии с законом доверенности, с момента составления протокола об административном правонарушении, подписанного в силу пункта 5 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях законным представителем юридического лица.
Следовательно, на стадии составления протокола об административном правонарушении единственным надлежащим законным представителем юридического лица является его руководитель.
В соответствии с частями 3, 4, 5 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу. Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.
Протокол от 19.04.2007г. составлен в присутствии законного представителя заявителя.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат в том числе и наличие события административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Между тем, в протоколе от 19.04.2007г. №51 фактические данные, на основании которых должностное лицо, составившее протокол, установило наличие события административного правонарушения, не отражены.
В соответствии со статьей 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняют следующие вопросы: имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу;
В соответствии со статьей 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении: объявляется, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности; устанавливается факт явки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела; проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя; выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела; разъясняются лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности; рассматриваются заявленные отводы и ходатайства. При продолжении рассмотрения дела об административном правонарушении оглашается протокол об административном правонарушении, а при необходимости и иные материалы дела. Заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, показания других лиц, участвующих в производстве по делу, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, а в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение. В случае необходимости осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с настоящим Кодексом.
Заинтересованным лицом материалы дела об административном правонарушении суду не представлены.
В материалах дела отсутствуют доказательства извещения заявителя в установленном порядке о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении.
В оспариваемом постановлении не отражено сведений в присутствии заявителя или отсутствии рассмотрено дело об административном правонарушении, отсутствуют сведения об извещении заявителя, не указано выяснялись ли причины неявки участников производства по делу.
В соответствии со статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны: должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление; дата и место рассмотрения дела; сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело; обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу; мотивированное решение по делу; срок и порядок обжалования постановления. В случае наложения административного штрафа в постановлении по делу об административном правонарушении, помимо указанных в части 1 настоящей статьи сведений, должна быть указана информация о получателе штрафа, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа.
В оспариваемом Постановлении не указано место рассмотрения дела; сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело; обстоятельства, установленные при рассмотрении дела.
В оспариваемом Постановлении не указана часть статьи 20.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения заявителем, то есть заинтересованным лицом не квалифицировано административное правонарушение вменяемое заявителю.
Между тем, статья 20.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях состоит из четырех частей, каждая из которых предусматривает ответственность за различные административные правонарушения: часть первая - за осуществление частной детективной или охранной деятельности без специального разрешения (лицензии), часть вторая - за создание в организации службы безопасности без специального разрешения (лицензии), часть третья - за осуществление негосударственными образовательными учреждениями деятельности по подготовке или переподготовке кадров для осуществления частной детективной или охранной деятельности без специального разрешения (лицензии), часть четвертая - за оказание частных детективных или охранных услуг, либо не предусмотренных законом, либо с нарушением установленных законом требований.
В соответствии с частью 1 статьи 20.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление частной детективной или охранной деятельности без специального разрешения (лицензии) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда.
Статьей 1 Закона РФ от 11.03.199 №2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» частная детективная и охранная деятельность определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам предприятиями, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел, в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов.
Материалами дела: протоколом от 19.04.2007г. №51, срочными трудовыми договорами заявителя от 01.01.2003г. с работником Жирковым В.В., от 01.01.2003г. с работником Филипповым Ю.А., трудовым договором от 27.03.2006г. с работником Егоровым М.А. не подтверждается, что заявитель осуществлял частную детективную или охранную деятельность.
Следовательно, факт совершения заявителем административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не подтверждается материалами дела.
В оспариваемом Постановлении не указана информация о получателе штрафа, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа.
В соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
На основании изложенных обстоятельств дела суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.
Доводы заинтересованного лица подлежат отклонению по основаниям изложенным выше.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Заявленные требования удовлетворить.
Постановление Милиции общественной безопасности Отдела внутренних дел по Чурапчинскому району (улусу) от 24 апреля 2007 года по делу об административном правонарушении №51 о назначении административного наказания, предусмотренного статьей 20.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 200 минимальных размеров труда, Государственному учреждению – Управлению пенсионного фонда Российской федерации в Чурапчинском улусе (районе) Республики Саха (Якутия) (местонахождение: Республика Саха (Якутия), село Чурапча, улица Ленина, дом 28 «а») признать незаконным и отменить полностью
На решение может быть подана апелляционная жалоба в апелляционную инстанцию в течение 10 дней со дня принятия.
Судья: Е.Б. Бадлуева