АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ул. Курашова, 28, бокс 8, г. Якутск, 677980, тел.: (411-2) 34-05-80, факс: (411-2) 42-05-32, www.yakutsk.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
город Якутск
Дело №А58-2637/2013
10 сентября 2013 года
Резолютивная часть решения объявлена 03.09.2013, полный текст решения изготовлен 10.09.2013.
Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Эверстовой Р.И., судей Андреева В.А., Столбова В.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Васильевой Л.Э., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, ОГРН <***>) от 07.05.2013 к Администрации муниципального образования "Нерюнгринский район" (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании не соответствующим Уставу муниципального образования «Нерюнгринский район», Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Конституции Российской Федерации Постановления муниципального образования «Нерюнгринский район» № 04 от 30.06.2010 «Об утверждении условий приема сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации, эксплуатируемую ОАО «Нерюнгринский городской водоканал» и признании недействующим с момента его вынесения,
при участии в заседании:
от заявителя: ФИО2 – по доверенности от 01.03.2013,
от ответчика: не явились, извещены, имеется ходатайство о проведении судебного заседания в отсутствие представителя.
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением от 07.05.2013 к Администрации муниципального образования "Нерюнгринский район" с требованием, уточненным 01.07.2013, о признании не соответствующим Уставу муниципального образования «Нерюнгринский район», Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Конституции Российской Федерации Постановления муниципального образования «Нерюнгринский район» № 04 от 30.06.2010 «Об утверждении условий приема сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации, эксплуатируемую ОАО «Нерюнгринский городской водоканал» и признании недействующим с момента его вынесения.
От Нерюнгринской районной администрации поступили отзыв от 30.05.2013 № 4-01-29/1302 и возражение на уточнение заявленных требований от 22.07.2013 № 1-01-29-1772, в которых просит отказать заявителю в удовлетворении заявленных требований.
ФИО1 зарегистрирован 11.11.1999 в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица, что подтверждается свидетельством Якутского городского представительства Министерства юстиции Республики Саха (Якутия) № 1455, свидетельством Инспекции МНС России по городу Якутску РС (Я) серии 14 № 000237392 от 10.02.2004 о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об индивидуальном предпринимателе, зарегистрированном до 01.01.2004, Выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 07.05.2013.
Определениями Арбитражного суда Республики Саха (Якутия от 06.06.2013, в удовлетворении ходатайств ОАО «Нерюнгринская птицефабрика» от 31.05.2013, от 17.07.2013 о привлечении его к участию в деле в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования, относительно предмета спора, отказано.
Постановлением Муниципального образования Нерюнгринский район» от 30.06.2010 № 04 «Об утверждении условий приема сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации, эксплуатируемую ОАО Нерюнгринский городской водоканал» утверждены условия приема сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации ОАО «Нерюнгринский городской водоканал» и согласован допустимый сброс загрязняющих веществ с производственными сточными водами абонентов в систему городской канализации на 2010-2012 годы.
По правилам главы 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматриваются дела об оспаривании актов, принятых органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, содержание которых составляют правовые нормы (правила поведения), рассчитанные на неоднократное применение и влекущие юридические последствия для неопределенного круга лиц, либо нормы, которыми вводятся в действие, изменяются или отменяются действующие правовые нормы.
Положения нормативного характера могут быть включены в утвержденные нормативным правовым актом приложения.
В соответствии со статьей 78 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.
На основании указанного положения арбитражный суд рассматривает заявления о признании недействующими правовых актов, принятых органами местного самоуправления, в том числе и нормативных правовых актов, если такое заявление подано организацией или гражданином, которые полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частями 1, 6 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.
Довод Администрации Муниципального образования «Нерюнгринский район» о том, что оспариваемое не носит нормативный характер, является ошибочным, поскольку указанным постановлением утверждены условия приема сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации и согласован допустимый сброс загрязняющих веществ с производственными сточными водами абонентов в систему городской канализации на 2010-2012 годы для неопределенного круга лиц.
Постановление вынесено на основании Постановления Правительства РС (Я) от 17.04.1998 № 158 «О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов» (вместе с Порядком взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов РС (Я)»), «Порядком корректировки размера платы за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов», «Перечнем водоохранных мероприятий»), Постановления Правительства РФ от 28.08.1992 № 632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия», Водного кодекса РФ, Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей природной среды», Постановления Правительства РФ от 31.12.1995 № 1310 «О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов», Постановления Правительства РФ от 12.02.1999 № 167 «Об утверждении Правил пользования системами коммунального снабжения и канализации», в целях обеспечения безаварийной работы сооружений и систем канализации ОАО «Нерюнгринский городской водоканал», а так же их защиты от вредного воздействия загрязняющих веществ, содержащихся в сточных водах, обеспечения безопасной эксплуатации сетей и сооружений канализации, охраны жизни и здоровья населения. Данным постановление утверждены условия приема сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации ОАО «Нерюнгринский городской водоканал» и сброса загрязняющих веществ с производственными сточными водами абонентов в систему городской канализации на 2010-2012г.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального района относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды. Аналогичное положение закреплено в пункте 2 статьи 7 Закона об охране окружающей среды, следовательно, муниципальный район отнесен к субъекту природоохранной деятельности, на который возложена обязанность по охране окружающей среды.
В соответствии с Положением о Нерюнгринской районной администрации, утвержденным решением Нерюнгринского районного Совета № 13-23 от 27.12.2010, Нерюнгринская районная администрация является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования «Нерюнгринский район», наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения. На основании пункту 3.3.4 указанного Положения, к полномочиям Администрации района относятся организация проведения на территории муниципального района мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый нормативный акт издан в пределах предоставленных полномочий.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Согласно части 4 статьи 7 Закона № 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 47 Закона № 131-ФЗ муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Из части 3 статьи 47 названного Закона следует, что порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.
Официальным опубликованием нормативного правового акта считается публикация его полного текста на государственном языке Российской Федерации (то есть на русском языке) в том средстве массовой информации, которое определено в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию нормативных правовых актов, принятых данным органом или должностным лицом.
В соответствии со статьей 44 Закона № 131-ФЗ уставом муниципального образования должны определяться виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 49 устава Муниципального образования «Нерюнгринский район» муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина вступают в силу после их официального опубликования.
В соответствии со статьей 51 устава Муниципального образования «Нерюнгринский район» установлен обязательный порядок опубликования муниципальных правовых актов в течение 5 рабочих дней после его подписания в периодическом печатном издании «Бюллетень органов местного самоуправления Нерюнгринского района».
Из письма главы Нерюнгринского района № 1-01-11/709 от 20.03.2013 следует, что указанное постановление не подлежало опубликованию, так как в тексте постановления не указано официальное опубликование в периодическом печатном издании «Бюллетень органов местного самоуправления, и размещения в сети Интернет. Данное постановление вступило в силу со дня его подписания.
Из письма главы Нерюнгринского района № 04-01-11/1322 от 31.05.2013 следует, что опубликование указанного постановления не представляется возможным, в связи с истечением его срока действия, срок действия прекращен с 01.01.2013.
В случае, когда с учетом положений пункта 1 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 58 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов" оспариваемый акт содержит положения нормативного характера, установление арбитражным судом нарушений требований к форме нормативного правового акта, порядку его принятия и (или) введения в действие не является основанием для прекращения производства по делу, поскольку такой акт может применяться заинтересованными лицами, в результате чего могут быть нарушены права и законные интересы заявителя, а также иных лиц.
При этом акты, не прошедшие государственную регистрацию (если такая регистрация является обязательной) и (или) не опубликованные в предусмотренном порядке, не влекут правовых последствий как не имеющие юридической силы и не могут регулировать соответствующие правоотношения независимо от выявления указанных нарушений в судебном порядке. Установив такие нарушения, арбитражный суд принимает решение о признании оспариваемого акта не действующим полностью (в том числе и при оспаривании в арбитражный суд его отдельных положений) как не имеющего юридической силы с момента его принятия, вывод о чем должен содержаться в резолютивной части судебного акта.
Также исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", и учитывая правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от 02.03.2006 № 58-О, нормативный правовой акт муниципального органа, не зарегистрированный и не опубликованный в установленном порядке, не должен влечь правовые последствия, как не вступивший в силу, и не подлежит применению. Такой нормативный акт является недействующим.
Довод ответчика о том, что дело не подлежит рассмотрению, производство подлежит прекращению, постановление не подлежало опубликованию, так как постановление прекратило действие 01.01.2013, то есть до момента обращения заявителя в суд, является необоснованным, поскольку в силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации (Определение от 12.07.2006 № 182-О) и Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (Постановление от 19.01.2010 № 12939/09) утрата юридической силы оспариваемого по делу нормативного правового акта не снимает обязанности с суда проверить, не нарушают ли положения оспариваемого акта права и охраняемые законом интересы организаций и предпринимателей.
Кроме этого, в соответствии с пунктом 10 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 58 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов" если оспариваемый нормативный правовой акт до вынесения арбитражным судом решения в установленном порядке отменен, а также если действие его прекратилось, производство по делу не может быть прекращено, если в период действия такого акта были нарушены (могли быть нарушены) права и законные интересы заявителя, публичные интересы или права и (или) законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
По мнению заявителя, оспариваемое постановление нарушает права заявителя в сфере предпринимательской деятельности, так как на основании указанного постановления ОАО «Нерюнгринский городской водоканал» составляет в отношении заявителя расчеты платы за сверхлимитный сброс загрязняющих веществ сточными водами в системы городской канализации. В настоящее время ОАО «Нерюнгринский городской водоканал» подало исковое заявление от 20.02.2013 № 3-02-59 о взыскании с заявителя задолженности за сверхлимитный сброс загрязняющих веществ за 3 квартал 2012 года в размере 1 050 726,46 руб., на основании которого арбитражным судом принято исковое заявление к производству, что подтверждается исковым заявлением ОАО «Нерюнгринский городской водоканал» и определением арбитражного суда от 01.03.2013 по делу №А58-1135/2013.
Суд приходит к выводу о том, что заявителем доказано наличие фактического применения оспариваемого постановления, и, как следствие, нарушение прав конкретного лица оспариваемым актом в сфере предпринимательской деятельности.
Заявитель правомерно поясняет, что данное постановление не подлежит государственной регистрации, поскольку подобное не предусмотрено уставом Муниципального образования Нерюнгринского района.
Правило, установленное частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к спорным отношениям не применяется.
В силу пункта 2 части 2 статьи 195 АПК РФ суд признает оспариваемый нормативный акт не действующим полностью или в части, установив его несоответствие иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
На основании изложенного, требования заявителя о признании недействующим с момента принятия постановление муниципального образования «Нерюнгринский район» № 04 от 30.06.2010 «Об утверждении условий приема сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации, эксплуатируемую ОАО «Нерюнгринский городской водоканал» как несоответствующее Уставу муниципального образования «Нерюнгринский район», Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Конституции Российской Федерации, подлежат удовлетворению.
На основании статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации с учетом пункта 15 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.05.2005 № 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" (в редакции информационного письма от 11.05.2010 № 139) при подаче таких заявлений неимущественного характера, как заявление о признании нормативного правового акта недействующим, размер государственной пошлины составляет 200 рублей для физических лиц.
Заявителем при подаче заявления уплачена государственная пошлина в размере 2 000 рублей по чеку-ордеру от 06.05.2013.
Согласно статье 112 Арбитражного процессуального кодекса вопросы распределения судебных расходов, отнесения судебных расходов на лицо, злоупотребляющее своими процессуальными правами, и другие вопросы о судебных расходах разрешаются арбитражным судом, рассматривающим дело, в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, или в определении.
Правила распределения судебных расходов между лицами, участвующими в деле, установлены статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса. В силу части 1 данной статьи кодекса судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Таким образом, отношения по возмещению судебных расходов возникают между сторонами состоявшегося судебного спора. Иными словами, после прекращения отношений истца с государством по поводу уплаты государственной пошлины и рассмотрения судом дела, возникают отношения между сторонами судебного спора (истцом и ответчиком) по поводу возмещения судебных расходов, в состав которых законодателем включена уплаченная сумма государственной пошлины (часть 1 статьи 101 Арбитражного процессуального кодекса).
При этом суд, взыскивая с ответчика уплаченную истцом в бюджет государственную пошлину, возлагает на ответчика обязанность не по уплате государственной пошлины в бюджет, а по компенсации истцу денежных сумм, равных понесенным им судебным расходам.
Учитывая вышеизложенное, суд считает необходимым взыскать с Администрации муниципального образования «Нерюнгринский район» судебные расходы, понесенные индивидуальным предпринимателем при рассмотрении заявления, по уплате государственной пошлины в размере 200 рублей в пользу заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Признать недействующим с момента принятия постановление муниципального образования «Нерюнгринский район» № 04 от 30.06.2010 «Об утверждении условий приема сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации, эксплуатируемую ОАО «Нерюнгринский городской водоканал» как несоответствующее Уставу муниципального образования «Нерюнгринский район», Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Конституции Российской Федерации.
Взыскать с Администрации муниципального образования "Нерюнгринский район" (ИНН <***>, ОГРН <***>) в пользу индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, ОГРН <***>) судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 рублей.
Решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение месяца со дня вступления в законную силу.
Председательствующий Р.И.Эверстова
Судья В.В.Столбов
В.А.Андреев