ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А58-280/15 от 08.06.2015 АС Республики Саха (Якутия)

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)

улица Курашова, дом 28, бокс 8, Якутск, 677980, www.yakutsk.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

город Якутск

29 июня 2015года

Дело № А58-280/2015

Резолютивная часть решения объявлена 08.06.2015.

Мотивированное решение изготовлено 29.06.2015.

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи
Устиновой А.Н., при ведении протокола секретарем судебного заседания Кононовой Т.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлениям государственного казенного учреждения "Служба государственного заказчика Республики Саха (Якутия)"  (ИНН <***>, ОГРН <***>), Министерства спорта Республики Саха (Якутия) (ИНН <***>, ОГРН <***>), открытого акционерного общества Республиканский проектно-изыскательский институт «Якутпроект» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании недействительным решения, с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне антимонопольного органа – Прокуратуры Республики Саха (Якутия), с участием представителей: ГКУ – ФИО1 по доверенности от 12.01.2015 № 1865, Минспорта – ФИО2 по доверенности от 10.03.2015 № 911-01, Общества – ФИО3 по доверенности от 27.02.2015, УФАС – ФИО4 по доверенности от 10.12.2014 № 02/6967, третьего лица Прокуратуры – ФИО5 по доверенности от 13.05.2015, установил:

Государственное казенное учреждение "Служба государственного заказчика Республики Саха (Якутия)" – далее ГКУ обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) – далее УФАС о признании недействительным решения по делу № 02-84/14А от 16.01.2015 о нарушении антимонопольного законодательства в части признания ГКУ нарушившим статью 16 Федерального закона «О защите конкуренции».

Определением суда от 02.02.2015 к участию в деле привлечены в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ГКУ Министерство спорта Республики Саха (Якутия) – далее Минспорта и открытое акционерное общество Республиканский проектно-изыскательский институт «Якутпроект» - далее Общество.

Определением суда от 02.03.2015 к участию в деле привлечена в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне УФАС Прокуратура Республики Саха (Якутия) – далее Прокуратура.

Определениями суда от 02.03.2015 в удовлетворение ходатайств Минспорта и Общества о вступлении в дело в качестве соистцов указанные лица привлечены к участию в деле в качестве соистцов и исключены из состава третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ГКУ.

Минспорта и Общество просят признать решение УФАС делу № 02-84/14А от 16.01.2015 о нарушении антимонопольного законодательства недействительным в части признания соответственно Минспорта и Общества нарушившими статью 16 Федерального закона «О защите конкуренции».

В обоснование заявленных требований ГКУ ссылается на то, что антимонопольный орган должен доказать не только наличие обстоятельств, свидетельствующих о совершении ГКУ, Минспорта и Обществом самостоятельных действий, но и их совокупность, которая бы свидетельствовала о согласованности этих действий, направленности на достижение единого результата, которые могли привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а также тот факт, что результат таких действий соответствует интересам каждого из указанных субъектов; решение не содержит анализа действий каждого субъекта ни в отдельности, ни в совокупности, в нем только перечислены действия каждого субъекта, в решении не указано почему действия подлежат оценке как согласованные, имеющие направленность на вход Общества на рынок поставки готовой проектной документации за счет совершения действий, изложенных в решении; из решения не следует, каким образом УФАС определен единый результат скоординированных и направленных действий субъектов, а также тот факт, что данный результат соответствует интересам каждой из сторон; факт обращения ГКУ в орган местного самоуправления за утверждением акта выбора земельного участка не находится в причинно-следственной связи с действиями Минспорта по информированию о рассмотренных наиболее перспективных вариантах земельных участков для размещения спорных объектов и с действиями Общества по заключению договора с ГАУ «Управление госэкспертизы РС (Я)» на проведение государственной экспертизы проектных документаций и не может свидетельствовать о нарушении ГКУ положений статьи 16 Закона о защите конкуренции; ГКУ, размещая документации о закупках на поставку готовых проектных документаций, действовал в рамках исполнения распоряжений Правительства РС (Я).

Общество не согласно с решением УФАС по следующим основаниям – в решении отсутствуют доказательства наличия обстоятельств, свидетельствующих о совершении Минспорта, ГКУ и Обществом действий, которые свидетельствовали бы о их согласованности и направленности на достижение единого результата, которые могли бы привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а также тот факт, что результат таких действий соответствует интересам каждого из них; решение не содержит анализа действий каждого субъекта ни в отдельности, ни в совокупности, в нем только перечислены действия каждого субъекта, и соответственно не подлежат оценке как согласованные, и имеющие направленность на участие Общества в поставке готовой проектной документации за счет совершения действий, изложенных в решении; из решения не следует, каким образом УФАС определен единый результат действий субъектов, соответствующий интересам каждой из сторон; заключение договора между Обществом и ГАУ «Управление госэкспертизы РС (Я)» на проведение государственной экспертизы проектной документации не является доказательством, не может свидетельствовать о нарушении статьи 16 Закона о защите конкуренции; Общество является добросовестным участником аукционов, Обществом совершены действия, направленные на реализацию своих коммерческих интересов в качестве исполнителя с целью выполнения работ, услуг и извлечения прибыли; доводы о заведомо невыполнимом сроке для поставки готовой проектной продукции не являются доказательством сговора участников спора; Общество имеет полное право и возможности приступить к подготовке готовой проектной продукции с целью участия в подобных аукционах; Общество как разработчик генерального плана города Якутска производит рекомендации Минспорта по выбору площадок для строительства спортивных объектов республики; в аукционе на поставку готовой проектной документации по объекту «Универсальный спортивный тир в г. Якутске» участвовало кроме Общества ООО ТП «Хонко» (г. Москва).

Минспорта не согласно с решением УФАС по основаниям – в решении отсутствуют доказательства признания действий согласованными, а именно о совершении действий синхронно, единообразно при отсутствии на то объективных причин, которые привели к достижению единого результата, недопущению, ограничению, устранению конкуренции; действия Минспорта по обращению к Обществу в целях ориентировочного расчета стоимости объектов были обусловлены необходимостью изучения рыночной стоимости предоставления услуг, Минспорта обращалось с такими же письмами в ОАО «Якутагропромпроект», ООО «ТП Хонко», действия Минспорта не могли привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке, а наоборот способствовали ее развитию; данные полученные в результате изучения рыночных цен впоследствии были отражены в проекте распоряжения Правительства РС (Я); объективной причиной собственного поведения Минспорта обусловлено отсутствием в соответствии с положением о Минспорта полномочий по выполнению проектно-изыскательских работ; определение наиболее перспективных земельных участков совместно с администрацией ГО «город Якутск» не приводит в конечном итоге к недопущению, ограничению либо устранению конкуренции; УФАС не приведены доказательства о заведомой осведомленности, согласованности действий, доказательств скоординированности действий и определения момента, с которого субъекты начали координировать свои действия.

УФАС не согласен с требованиями заявителей по основаниям, изложенным в отзыве от 26.02.2015 (том 1, л.д. 126 – 128), пояснениях (том 4, л.д. 31 – 32).

Третье лицо – Прокуратура РС (Я) не согласно с заявленными требованиями ГКУ, Минспорта и Общества по основаниям, изложенным в отзыве от 20.04.2015 № 71-3/16-15 (том 3, л.д. 144 – 149), дополнении к отзыву от 20.05.2015 № 71-3/13-15 (том 4, л.д. 33 – 39).

Судом установлены обстоятельства дела.

13.01.2014 письмом № 08-А1 (том 2, л.д. 17 – 21) к министру спорта Российской Федерации ФИО6 обратился президент Республики Саха (Якутия) ФИО7 с обоснованием о строительстве спортивных объектов к VI Международным спортивным играм «Дети ФИО8», в котором указано, что ориентировочная стоимость строительства по объекту «Универсальный спортивный тир в г. Якутске» по расчетам ОАО РПИИ «Якутпроект» проектно-изыскательские работы - 44,00 млн. руб., строительно-монтажные работы -880,00 млн. руб.; по объекту «Центр адаптивной физической культуры и спорта в г. Якутске» ориентировочная стоимость строительства по расчетам ОАО РПИИ «Якутпроект» проектно-изыскательские работы – 44,20 млн. руб., строительно-монтажные работы - 884,00 млн. руб.

07.03.2014 Минспорта обратилось с письмом № 766 (том 2, л.д. 22) к президенту Республики Саха (Якутия) №766 об исполнении поручения № А1-1124 от 13.02.2014 о предоставлении в адрес Министерства спорта РФ информации о степени готовности проектно-сметной документации спортивных объектов к VI Международным спортивным играм «Дети ФИО8».

Из письма следует, что по расчетам ОАО РПИИ «Якутпроект» предварительная стоимость строительства по объекту «Универсальный стрелковый комплекс в г. Якутске» составляет 880,0 млн. рублей, проектно-изыскательские работы - 44,0 млн. рублей, по объекту «Центр адаптивной физической культуры и спорта с гостиницей на 100 мест» - 884,0 млн. рублей, проектно-изыскательские работы - 44,0 млн. рублей.

Кроме того, в письме указано, что Минспорта совместно с Администрацией ГО «Город Якутск» и ОАО РПИИ «Якутпроект» рассмотрены и определены наиболее перспективные варианты земельных участков для размещения рассматриваемых объектов - размещение на одном участке за территорией комплекса «Дохсун» в городе Якутске, предложено утвердить участки размещения объектов и предусмотреть средства на проектно-изыскательские работы, а также продлить исполнение поручения до 01.06.2014.

26.03.2014 ГКУ обратилось в Окружную администрацию ГО «город Якутск» с письменным заявлением № 1438 (том 3, л.д. 47) о предоставлении топографической съемки и акта выбора земельного участка под проектирование и строительство объектов VI Международных спортивных игр «Дети ФИО8»: «Универсальный спортивный тир в г. Якутске» и «Центр адаптивной физической культуры и спорта в г. Якутске», с приложением примерной посадки объектов на территории спортивного центра «Дохсун».

19.05.2014 заявление рассмотрено и принято решение (том 3, л.д. 48) согласовать вопрос о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, расположенного по адресу: <...> под проектирование и строительство объекта «Объекты VI Международных спортивных игр «Дети ФИО8» («Универсальный спортивный тир в г. Якутске» и «Центр адаптивной физической культуры и спорта в г. Якутске»).

На основании протокола от 19.05.2014 Департаментом имущественных и земельных отношений Окружной администрации ГО «Город Якутск» ГКУ выдан акт выбора земельного участка от 20.05.2014 № 234/14 в квартале 152 города Якутска под проектирование и строительство объекта «Объекты VI Международных спортивных игр «Дети ФИО8» («Универсальный спортивный тир в г. Якутске» и «Центр адаптивной физической культуры и спорта в г. Якутске»).

30.04.2014 Министерством экономики РС (Я) направлено министру спорта РС (Я) заключение № И-04-2803 (том 2, л.д. 41), в котором согласованы технические задания на выполнение проектных работ объектов: «Центр адаптивной физической культуры и спорта в г. Якутске», «Универсальный спортивный тир в г. Якутске» с замечаниями.

05.05.2014 министром спорта РС (Я) в адрес и.о. министра экономики РС (Я) направлено письмо № 1548 (том 3, л.д. 25 – 29) с обоснованием, в том числе необходимости строительства рассматриваемых объектов за территорией Спортивного комплекса «Дохсун».

15.05.2014 принято распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия) № 475-р «Об утверждении Перечня проектной документации, финансируемой в рамках Инвестиционной программы Республики Саха (Якутия) на 2014 год за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия)» (том 2, л.д. 24 – 33), в пункте 5 которого указано заказчикам - государственному казенному учреждению «Служба государственного заказчика Республики Саха (Якутия)» Министерству архитектуры и строительного комплекса Республики Саха (Якутия) осуществить подготовку документаций о закупках по объектам.

Распоряжением Правительства РС (Я) от 21.08.2014 № 938-р (том 3, л.д. 34 – 37) внесены изменения в приложение № 3 к распоряжению Правительства РС (Я) от 15.05.2014 № 475-р – Центр адаптивной физической культуры и спорта в г. Якутске: выкуп ПСД на стадии «Проект», выкуп ПСД на стадии «Рабочая документация» всего 44 220, 00000 тыс. рублей (начальная (максимальная) цена контракта; Универсальный спортивный тир в г. Якутске: выкуп ПСД на стадии «Проект», выкуп ПСД на стадии «Рабочая документация» всего 44 000, 00000 тыс. рублей.

23.09.2014 распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) № 1105-р (том 3, л.д. 38 – 40) внесены изменения в лимиты финансирования по вышеуказанным объектам.

30.06.2014 технические задания на выполнение проектных работ по объектам «Центр адаптивной физической культуры и спорта в городе Якутске» и «Универсальный спортивный тир в городе Якутске» (том 3, л.д. 2 – 16) утверждены Минспорта Республики Саха (Якутия), т.е. Минспорта является государственным органом, для нужд которого ведется проектирование, государственным заказчиком.

31.10.2014 ГКУ опубликовано извещение № 0116200007914011581 о проведении электронного аукциона на поставку готовой проектной документации по объекту «Центр адаптивной физической культуры и спорта в г. Якутске» начальная (максимальная) цена контракта 44 220 000, 00 рублей (том 2, л.д. 42 – 58).

В требованиях указано, что требуется наличие земельного участка; наличие положительного заключения Государственной экспертизы; дизайн проект 3D формате с наружной и внутренней отделкой основных помещений холл, коридор, столовая, спортивный зал, бассейн; альбом цветной расколеровки фасадов в 2-х вариантах в формате A3 по 7 экз.; должно быть согласовано с Министерством архитектуры и строительного комплекса РС (Я); мебель и оборудование должно быть согласовано с Минспорта.

19.11.2014 протоколом Единой комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для нужд ГКУ электронный аукцион признан несостоявшимся, поскольку заявку на участие подал единственный участник соответствующий всем требованиям ОАО РПИИ «Якутпроект».

17.11.2014 в УФАС поступила жалоба ООО «ГарантЭнергоПроект» на действия Государственного комитета по размещению заказов, государственного заказчика ГКУ «СГЗ РС (Я)» при проведении электронного аукциона на поставку готовой проектной документации «Центр адаптивной физической культуры и спорта в г. Якутске». Жалоба рассмотрена антимонопольным органом в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

По результатам рассмотрения жалобы на основании решения от 27.11.2014 по делу № 06-920/14т о нарушении законодательства в сфере закупок выдано предписание о внесении изменений в аукционную документацию.

08.12.2014 на основании предписания УФАС включены изменения в описательную часть аукционной документации и вышеуказанные условия исключены, отменен протокол от 19.11.2014 (том 3, л.д. 61 – 75).

Аукцион на поставку готовой продукции по объекту «Центр адаптивной физической культуры и спорта в г. Якутске» признан несостоявшимся, ОАО РПИИ «Якутпроект» в соответствии с протоколом от 25.12.2014 признан единственным участником.

05.11.2014 ГКУ размещено извещение на электронный аукцион № 0116200007914011719 на поставку готовой проектной документации «Универсальный спортивный тир в г. Якутске», начальная (максимальная) цена контракта 45 400 000,00 рублей (том 2, л.д. 78 – 103).

В требованиях также указано, что требуется наличие земельного участка; наличие положительного заключения Государственной экспертизы; дизайн проект 3D в формате с наружной и внутренней отделкой основных помещений холл, коридор, столовая, спортивный зал, бассейн; альбом цветной расколеровки фасадов в 2-х вариантах в формате A3 по 7 экз.; должно быть согласовано с Министерством архитектуры и строительного комплекса РС (Я); мебель и оборудование должно быть согласовано с Минспорта Республики Саха (Якутия).

05.12.2014 внесены изменения в аукционную документацию, исключены вышеуказанные требования (том 3, л.д. 105 – 120).

На аукцион на поставку готовой продукции по объекту «Универсальный спортивный тир в г. Якутске» допущено 2 участника – Общество и ООО ТП «Хонко» (г. Москва), победителем в соответствии с протоколом от 30.12.2014 определено ОАО РПИИ «Якутпроект».

28.04.2015 ГАУ «Управление госэкспертизы по РС (Я)» выдало ГКУ положительное заключение государственной экспертизы по объекту «Универсальный спортивный три в г. Якутске» (том 4, л.д. 70 – 88), из которого следует, что к проектированию объекта в качестве субпроектировщика привлекалось ООО ТП «Хонко» (участник аукциона по данному объекту); научно-исследовательская работа по объекту выполнена Якутским филиалом Геофизической службы СО РАН в августе 2014 года на основании договора от 08.08.2014 № 16/14 с ОАО РПИИ «Якутпроект».

04.09.2014 и 05.09.2014 зам. директора ГКУ ФИО9 в адрес генерального директора Общества ФИО10 направлены ответы № 4186 и № 4206 по запросу проектной организации № 1100 от 03.09.2014 по вопросам технологического присоединения проектируемых спортивных объектов к электрическим и газораспределительным сетям (том 4, л.д. 48 – 49, 65).

22.09.2014 и 23.09.2014 зам. директора ГКУ ФИО9 в адрес технического директора Общества ФИО11 направлены письма № 4482, № 4514 по вопросу уточнения расчета стоимости технологического присоединения объектов к электрическим сетям ОАО АК «Якутскэнерго» (том 4, л.д. 46 – 47, 66).

09.10.2014 Общество обратилось в ГАУ «Управление государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий в строительстве Республики Саха (Якутия)» с заявлением о проведении государственной экспертизы проектно-сметной документации на объект «Центр адаптивной физической культуры в городе Якутске», в заявлении указан адрес размещения объекта: <...> располагается за спортивным комплексом «Дохсун»), площадь земельного участка в границах отвода 25 580 кв.м., площадь застройки 6 314 кв.м., источник финансирования – государственный бюджет Республики Саха (Якутия) (том 3, л.д. 31 – 32).

10.10.2014 Общество обратилось с заявлением по объекту «Универсальный спортивный тир в городе Якутске», адрес размещения объекта: <...> площадь земельного участка в границах отвода 22 834 кв.м., площадь затройки 5 579, 8 кв.м., источник финансирования строительства - Инвестиционная программа РС (Я) на 2014 год за счет государственного бюджета РС (Я) (том 3, л.д. 38).

21.10.2014 Общество заключило договор № 14-0160-14 с ГАУ «Управление государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий в строительстве Республики Саха (Якутия)», предметом которого является проведение государственной экспертизы проекта по объекту: «Центр адаптивной физической культуры и спорта в г. Якутске», цена договора - 1 212 034, 64 рублей, в том числе НДС (том 3, л.д. 33 – 37).

21.10.2014 между Обществом и ГАУ «Управление государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий в строительстве Республики Саха (Якутия)» заключен договор № 14-0161-14 на объект: «Универсальный спортивный тир в г. Якутске» на № 14-0161-14, цена договора - 1 155 406, 61 рублей, в том числе НДС (том 3, л.д. 39 – 43).

23.10.2014 Общество письмом № 1309 обратилось в МКУ «Агентство земельных отношений» с заявлением о предоставлении земельного участка по следующим объектам: «Универсальный спортивный тир в г. Якутске»; «Центр адаптивной физической культуры и спорта в г. Якутске» (том 2, л.д. 23).

12.12.2014 в УФАС поступили материалы проверки Прокуратуры о согласованных действиях Минспорта, заказчика ГКУ и Общества, указывающих на нарушение статьи 16 Федерального закона «О защите конкуренции» при организации и проведении электронных аукционов на поставку готовой проектной документации на объекты «Центр адаптивной физической культуры и спорта в городе Якутске» и «Универсальный спортивный тир в городе Якутске».

26.12.2014 приказом № 126 УФАС возбуждено дело по признакам нарушения статьи 16 Федерального закона «О защите конкуренции» Минспорта, ГКУ, Общества и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Определением от 26.12.2014 дело № 02-84/14А назначено к рассмотрению на 30.12.2014.

Решением от 16.01.2015 (резолютивная часть решения оглашена 30.12.2014) Комиссия УФАС признала государственное казенное учреждение «Служба государственного заказчика Республики Саха (Якутия)», Министерство спорта Республики Саха (Якутия), открытое акционерное общество Республиканский проектно-изыскательский институт «Якутпроект» нарушившими статью 16 Федерального закона «О защите конкуренции» (пункты 1 – 3), решила передать материалы дела уполномоченному должностному лицу антимонопольного органа для изучения вопроса о наличии оснований для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренного статьей 14.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях (пункт 4).

ГКУ, Минспорта и Общество, не согласившись с решением УФАС от 16.01.2015, обратились в арбитражный суд с настоящим заявлением о признании недействительным решения в части признания соответственно государственного казенного учреждения «Служба государственного заказчика Республики Саха (Якутия)», Министерства спорта Республики Саха (Якутия), открытого акционерного общества Республиканский проектно-изыскательский институт «Якутпроект» нарушившими статью 16 Федерального закона «О защите конкуренции».

Изучив материалы дела, заслушав доводы заявителей и возражения УФАС, третьего лица – Прокуратуры, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта (действий, бездействия) недействительным необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с пунктами 1 и 4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства.

Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Якутское УФАС России является территориальным органом Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации.

Согласно статье 22 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, хозяйствующими субъектами, физическими лицами; выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по их прекращению и привлекает к ответственности за такие нарушения.

В соответствии со статьей 23 Закона о защите конкуренции к полномочиям антимонопольного органа отнесены возбуждение и рассмотрение дела о нарушениях антимонопольного законодательства, выдача обязательных для исполнения предписаний, в том числе об отмене или изменении актов, нарушающих антимонопольное законодательство, о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

Частью 1 статьи 40 Закона о защите конкуренции для рассмотрения каждого дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган создает в порядке, предусмотренном названным законом, комиссию по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства. Комиссия выступает от имени антимонопольного органа. Состав комиссии и ее председатель утверждаются антимонопольным органом.

В силу частей 2 и 4 статьи 41 Закона о защите конкуренции по окончании рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства комиссия на своем заседании принимает решение.

С учетом приведенных правовых норм суд приходит к выводу о том, что антимонопольный орган вынес оспариваемое решение в пределах предоставленных ему полномочий.

Нарушений процедуры рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства при вынесении оспариваемого решения судом не установлено, об их наличии заявителями не заявлено.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 1 Закона о защите конкуренции данный Закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе по недопущению, ограничению, устранению конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.

Согласно части 2 данной нормы целями Федерального закона являются, в том числе, обеспечение свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Статьей 16 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к:

1) повышению, снижению или поддержанию цен (тарифов), за исключением случаев, если такие соглашения предусмотрены федеральными законами или нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;

2) экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар;

3) разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо по составу продавцов или покупателей (заказчиков);

4) ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

Согласно п. 1.5 Устава ГКУ государственное казенное учреждение «Служба государственного заказчика Республики Саха (Якутия)» является некоммерческой организацией, осуществляющей исполнение государственных функций, оказание государственных услуг, выполнение работ в целях обеспечения реализации законодательством РФ полномочий органов государственной власти Республики Саха (Якутия).

Таким образом, ГКУ подпадает под определение организации, осуществляющей функции органов государственной власти в контексте статьи 16 Закона «О защите конкуренции».

Для признания органов государственной власти, организаций, осуществляющих функции органов государственной власти и хозяйствующих субъектов лицами, нарушившими требования статьи 16 Федерального закона № 135-Ф3, надлежит установить факт совершения ими согласованных действий, которые не предусмотрены федеральным законодательством и привели к таким негативным последствиям как недопущение, ограничение, устранение конкуренции либо создали реальную угрозу их возникновения

Поскольку Законом "О защите конкуренции" понятие согласованных действий хозяйствующих субъектов и органов публичной власти не раскрывается, суд считает возможным применить по аналогии нормы статьи 8 Закона, определяющей согласованные действия хозяйствующих субъектов как действия, удовлетворяющие совокупности следующих условий: результат таких действий соответствует интересам каждого из указанных хозяйствующих субъектов только при условии, что их действия заранее известны каждому из них; действия каждого из указанных хозяйствующих субъектов вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке.

Суд считает, что в оспариваемом решении УФАС действия Минспорта, совершенные посредством направления писем о ходе подготовки проектно-сметной документации от 07.03.2014 (том 2, л.д. 22), письма от 05.05.2014 (том 3, л.д. 25 – 29); действия ГКУ, совершенные посредством направления письма от 26.03.2014 о предоставлении земельного участка (том 3, л.д. 47), установления неправомерных требований о наличии земельного участка, положительного заключения госэкспертизы по объекту «Центр адаптивной физической культуры и спорта в г. Якутске» (том 2 л.д. 42 – 48), по объекту «Универсальный спортивный тир в г. Якутске» (том 2, л.д. 78 – 103), путем установления срока поставки готовой ПСД в 30 дней; действия Общества, совершенные посредством направления заявлений о проведении государственной экспертизы ПСД на объекты, заключения договоров на выполнение экспертных работ (том 3, л.д. 31 – 37, 38 – 43), письма о предоставлении земельного участка (том 2, л.д. 23) обоснованно квалифицированы антимонопольным органом как согласованные, исходя из конкретных обстоятельств их совершения, установленных судом.

Суд считает, что УФАС правомерно пришел к выводу о том, что все действия совершены для достижения одного результата – заключения государственных контрактов с Обществом, что приведет к ограничению конкуренции при проведении торгов, интересов потенциальных участников, созданию неравных условий при участии в торгах путем установления необоснованных преимуществ Обществу.

При таких обстоятельствах, решение УФАС соответствует действующему закону и не нарушает права и законные интересы ГКУ, Минспорта и Общества, доводы заявителей подлежат отклонению, с учетом изложенного суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований ГКУ, Минспорта и Общества полностью.

С Общества подлежит взысканию государственная пошлина в размере 3 000 рублей за рассмотрение требования о признании недействительным решения УФАС в части признания Общества нарушившим статью 16 Федерального закона «О защите конкуренции», Минспорта освобождено от уплаты государственной пошлины в соответствии с положениями Налогового кодекса РФ.

Руководствуясь статьями 102, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

в удовлетворении заявленных требований государственного казенного учреждения «Служба государственного заказчика Республики Саха (Якутия)», Министерства спорта Республики Саха (Якутия), открытого акционерного общества Республиканский проектно-изыскательский институт «Якутпроект» к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о признании недействительным решения по делу № 02-84/14А от 16.01.2015 о нарушении антимонопольного законодательства в части признания соответственно государственного казенного учреждения «Служба государственного заказчика Республики Саха (Якутия)», Министерства спорта Республики Саха (Якутия), открытого акционерного общества Республиканский проектно-изыскательский институт «Якутпроект» нарушившими статью 16 Федерального закона «О защите конкуренции» отказать.

Взыскать с открытого акционерного общества Республиканский проектно-изыскательский институт «Якутпроект» (ИНН <***>, ОГРН <***>) 3 000 рублей государственной пошлины в доход федерального бюджета.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно – телекоммуникационной сети Интернет http://yakutsk.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда – http://4aas.arbitr.ru.

Судья А.Н. Устинова