ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А58-2822/11 от 07.07.2011 АС Республики Саха (Якутия)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

ул. Курашова, 28, г. Якутск, 677980, тел.: (411-2) 34-05-80, факс: (411-2) 42-05-32,  E-mail: a58-asrs@sakhanet.ru, www.yakutsk.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А58-2822/2011

город Якутск 14 июля 2011 года

Резолютивная часть решения объявлена 07 июля 2011 года. Решение в полном объеме изготовлено 14 июля 2011 года.

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Устиновой А.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Устьянцевой О.Е., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Прокурора Нижнеколымского района Республики Саха (Якутия) к Муниципальному унитарному предприятию «Аптека № 51» (ОГРН 1081448000215) о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при участии в судебном заседании представителей заявителя: Орлова А.Ю. по служебному удостоверению ТО № 086917, МУП: не явились, извещены (уведомление № 677000 39 47082 3), установил:

Информация о принятии искового заявления к производству, о времени и месте предварительного судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) в сети Интернет 13.05.2011, доказательства, подтверждающие размещение арбитражным судом на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет указанных сведений, включая дату их размещения, приобщены к материалам дела. Информация о месте и времени судебного разбирательства также размещена на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет 11.06.2011 в 08-00 часов по московскому времени.

Прокурор Нижнеколымского района – далее прокурор обратился с заявлением о привлечении Муниципального унитарного предприятия «Аптека № 51» – далее аптека к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Муниципальное унитарное предприятие «Аптека № 51» является юридическим лицом и зарегистрировано в этом качестве 03.06.2008 Межрайонной Инспекцией Федеральной налоговой службы № 8 по Республике Саха (Якутия), основной государственный регистрационный номер № 1081448000215, имеет свидетельство серии 14 № 001645103.

Аптекой отзыв на заявление не представлен.

Судом установлено.

Как следует из материалов дела, с 20.04.2011 по 22.04.2011 на основании требования от 18.04.2011 № 7-27-п зам. прокурора Нижнеколымского района Середа С.В. старшим специалистом-экспертом 1 разряда территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Саха (Якутия) в Нижнеколымском районе Лаптевой К.Н. проведена проверка на предмет соблюдения МУП «Аптека № 51» исполнения законодательства о лицензировании фармацевтической деятельности.

По результатам проверки составлена справка от 25.04.2011, согласно которой установлено, что аптека осуществляет фармацевтическую деятельность на основании лицензии № ЛО-14-02-000071 от 05.02.2009 с нарушением лицензионных требований и условий при осуществлении фармацевтической деятельности:

- из помещения, где хранятся наркотические и психотропные средства, имеются два выхода – в коридор производственного помещения (дверь обита железным листом) и в торговый зал, где соответствующая дверь отсутствует, что является нарушением п. 3.12 ОСТ 91500.05.0007-2003;

- помещение, где стоит сейф для наркотических и психотропных средств оборудовано окном, 1/3 которого не оборудована внутренней решеткой, выполненной из стального прута, что является нарушением п. 3.13 ОСТ 91500.05.0007-2003;

- в шкафу доля хранения спецодежды хранится верхняя одежда, что является нарушением п. 3.18 ОСТ 91500.05.0007-2003;

- лекарственные препараты хранятся в деревянных шкафах, стоящих на полу, без соответствующих надписей с указанием лекарственных препаратов, их сроков годности и количества, что является нарушением п. 3.20 ОСТ 91500.05.0007-2003;

- в аптеке отсутствует приточно-вытяжная вентиляция, что является нарушением п. 3.8 ОСТ 91500.05.0007-2003;

- на момент проверки у двух работников аптеки отсутствуют медицинские книжки, что является нарушением п. 8.6 ОСТ 91500.05.0007-2003;

- аптекой не обеспечен минимальный ассортимент лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи в полном объеме.

26.04.2011 прокурор Нижнеколымского района Республики Саха (Якутия) Янович О.Н., рассмотрев материалы проверки в отношении аптеки, усмотрев в действиях аптеки наличие состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынес постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, в котором установлены нарушения, указанные в справке от 25.04.2011.

Из объяснения директора аптеки Баховец И.И. от 26.04.2011 следует, что с частью выявленных нарушений согласна, не согласна с нарушениями – наличие табличек с наименованием лекарств, сроков их годности, их количества на шкафах, где хранятся лекарственные препараты (нарушение п. 3.20 приказа № 80) – очень трудоемкая работа, что не останется времени на основную работу, факт их отсутствия признает; шкафы стоят около 15 лет, раньше нареканий не было, шкафы стоят не на полу, а на подставке и высота о пола составляет около 4 см; лекарственные препараты (не соблюдение минимального перечня) отсутствовали на момент проверки, в настоящее время на реализации находятся все лекарства из минимального перечня, период отсутствия лекарственных препаратов был небольшой и исчислялся несколькими сутками.

Руководствуясь частью 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прокурор обратился в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением о привлечении МУП «Аптека № 51» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Из статьи 22 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» следует, что прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона. Прокурор и его заместитель наделены полномочиями требовать проведение проверок и ревизий должностными лицами органов, указанных в пункте 1 статьи 21 названного Закона.

Согласно статье 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прокурор при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, вправе возбудить дело о любом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации. О возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 настоящего Кодекса.

Таким образом, прокурор вправе вынести протокол (постановление) по любому делу об административном правонарушении.

В соответствии с пунктом 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, только на основании специального разрешения (лицензии).

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» под лицензируемым видом деятельности понимается вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно пункту 1 статьи 7 вышеуказанного Федерального закона на каждый вид деятельности, указанный в пункте 1 статьи 17 Федерального закона, предоставляется лицензия. Вид деятельности, на осуществление которого предоставлена лицензия, может выполняться только получившим лицензию юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

Пунктом 2 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2006 № 416, установлено, что лицензирование фармацевтической деятельности осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития - в части деятельности, осуществляемой организациями оптовой торговли лекарственными средствами для медицинского применения и аптечными организациями федеральных медицинских организаций; Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору - в части деятельности, осуществляемой в сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения; органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (за исключением деятельности, осуществляемой организациями оптовой торговли лекарственными средствами для медицинского применения и аптечными организациями федеральных медицинских организаций, а также деятельности, осуществляемой в сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения).

МУП «Аптека № 51» имеет лицензию на осуществление фармацевтической деятельности № ЛО-14-02-000071 от 05.02.2009 сроком действия до 05.02.2014 с адресом осуществления деятельности: 678830, Республика Саха (Якутия), Нижнеколымский район, поселок Черский, ул. Октябрьская, дом 19.

При вынесении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 26.04.2011 присутствовал законный представитель аптеки, ей разъяснены права и обязанности, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, в постановлении дано объяснение о том, что с выявленными нарушениями согласна частично, с материалами проверки ознакомлена и других замечаний и дополнений нет, кроме того, объяснение директора аптеки приложено к постановлению, копия постановления вручена директору аптеки Баховец И.И., согласно ее личной подписи на постановлении (л.д. 12).

В соответствии с подпунктом «в» пункта 4 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утверждённого постановлением Правительства от 06.07.2006 № 416, соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными средствами, требований статьи 32 Федерального закона «О лекарственных средствах» и Правил продажи лекарственных средств, утверждаемых в соответствии со статьей 26 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», относится к лицензионным требованиям и условиям при осуществлении фармацевтической деятельности.

Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 04.03.2003 № 80 утвержден Отраслевой стандарт «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения. ОСТ 91500.05.0007-2003» (далее - Правила).

Пунктом 1.2 Правил установлено, что настоящий ОСТ является обязательным для всех аптечных организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющих розничную торговлю лекарственными средствами.

Пунктом 3.8. Правил предусмотрено, что аптечные организации должны иметь приточно-вытяжную вентиляцию.

Пунктом 3.11. Правил предусмотрено, что помещения для хранения наркотических средств, психотропных веществ, ядовитых и сильнодействующих веществ в обязательном порядке должны оборудоваться многорубежными системами охранной сигнализации с подключением каждого рубежа на отдельные номера пультов централизованного наблюдения, при этом дополнительными рубежами сигнализации защищаются внутренние объемы и площади помещений, сейфы (металлические шкафы), используемые для хранения наркотических средств, психотропных, ядовитых и сильнодействующих веществ.

Пунктом 3.12. Правил предусмотрено, что входная дверь в помещения для хранения наркотических средств, психотропных веществ, ядовитых и сильнодействующих веществ должна быть металлической или деревянной, обитой железом с обеих сторон с загибом листа на торец двери внахлест или на внутреннюю поверхность двери, толщиной не менее 40 мм; обрамление дверного проема должно быть выполнено из стального профиля, внутри - решетчатая металлическая дверь.

Пункт 3.13. Правил предусматривает, что помещения для хранения наркотических средств, психотропных веществ, ядовитых и сильнодействующих веществ в обязательном порядке должны быть оборудованы внутренней решеткой на оконных проемах (или решеткой между рамами), выполненной из стального прута диаметром не менее 16 мм. Пруты должны быть сварены в каждом узле и образовывать ячейки не более 150 x 150 мм.

Пунктом 3.18. Правил предусмотрено, что в гардеробной верхняя одежда и обувь должны храниться отдельно от санитарной одежды и обуви.

Пунктом 3.20 Раздела III Правил «Помещения и оборудование аптечных организаций» предусмотрено, что стеллажи и шкафы для хранения лекарственных препаратов и других товаров, разрешенных к отпуску из аптечных организаций, в материальных комнатах должны быть установлены следующим образом: расстояние до наружных стен не менее 0,6 - 0,7 м; расстояние до потолка не менее 0,5 м; расстояние от пола не менее 0,25 м; проходы между стеллажами не менее 0,75 м; на всех стеллажах, шкафах, полках прикрепляется стеллажная карта с указанием наименования лекарственного препарата, серии, срока годности, количества единиц хранения.

В соответствии с пунктом 8.6. Правил с целью обеспечения санитарных требований сотрудники аптечных организаций должны проходить медицинское освидетельствование в установленном порядке.

Материалами дела подтверждаются нарушения аптекой вышеуказанных пунктов Правил отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения. ОСТ 91500.05.0007-2003, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 04.03.2003 № 80.

Согласно пункту 8 статьи 32 Федерального закона от 22.06.1998 № 86-ФЗ «О лекарственных средствах» аптечные учреждения обязаны обеспечивать установленный федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обращения лекарственных средств, минимальный ассортимент лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 15.09.2010 № 805н утвержден минимальный ассортимент лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи.

Материалами дела подтверждается отсутствие минимального ассортимента лекарственных средств, необходимого для оказания медицинской помощи, указанных в справке от 25.04.2011 и постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от 26.04.2011. .

Согласно части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

Согласно пункту 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утверждённого Постановлением Правительства от 06.07.2006 № 416, осуществление лицензируемой деятельности с грубым нарушением лицензионных требований и условий влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований и условий, предусмотренных подпунктами «а» - «и» пункта 4 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности.

К числу таких требований относятся соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения (аптечные организации, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление фармацевтической деятельности), правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности; соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными средствами, требований статьи 32 Федерального закона «О лекарственных средствах», правил продажи лекарственных средств и установленных предельных розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства.

При таких обстоятельствах с учетом приведенных нормативных актов суд считает установленным факт совершения заинтересованным лицом административного правонарушения, выразившегося в осуществлении фармацевтической деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных лицензией, который подтверждается материалами дела.

В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ (п. 16 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 (в ред. от 20.11.2008) «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях»).

При рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.

Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.

Изучив материалы административного дела, суд, считает, что у аптеки имелась возможность для соблюдения правил и норм, установленных Положением о лицензировании фармацевтической деятельности, утверждённого Постановлением Правительства от 06.07.2006 № 416, приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 04.03.2003 № 80, приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 15.09.2010 № 805н, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но аптекой не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению

Давность привлечения к административной ответственности, установленная статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не пропущена. Факт совершения административного правонарушения подтверждается материалами дела.

Обстоятельства, отягчающие административную ответственность, судом не установлены.

Таким образом, по совокупности, изложенных обстоятельств дела, суд приходит к выводу об удовлетворении требования прокурора Нижнеколымского района Республики Саха (Якутия) о привлечении МУП «Аптека № 51» к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и наложении административного штрафа в размере сорока тысяч рублей.

Руководствуясь частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьями 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Привлечь муниципальное унитарное предприятие «Аптека № 51» (ОГРН 1081448000215, ИНН 1418801463), находящееся по адресу: Республика Саха (Якутия), Нижнеколымский район, поселок Черский, улица Октябрьская, дом 19, свидетельство о государственной регистрации юридического лица серии 14 № 001645103 от 03.06.2008, к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде наложения штрафа в размере сорока тысяч рублей.

Зачислить сумму административного штрафа по следующим реквизитам: УФК по Республике Саха (Якутия) (Прокуратура Республики Саха (Якутия)), ИНН 1435058287, КПП 143501001, КБК 41511690010010000140, ОКАТО 98401000000, номер счета получателя платежа 40101810100000010002, банк получателя ГРКЦ НБ Республики Саха (Якутия) Банка России, г. Якутск; БИК 049805001.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение десяти дней со дня его принятия, решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 настоящего Кодекса.

Судья А.Н. Устинова