ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А58-285/14 от 27.02.2014 АС Республики Саха (Якутия)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

  ул. Курашова, 28, бокс 8, г. Якутск, 677980, тел.: (411-2) 34-05-80, факс: (411-2) 42-05-32, www.yakutsk.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Якутск

Дело № А58-285/2014

27 февраля 2014 года

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)  в составе судьи Собардаховой В.Э., при ведении протокола судебного заседания секретарем Жирковой Л.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению от 22.01.2014 № 08-12-10 Управления государственного автодорожного надзора по Республике Саха (Якутия) (ИНН 1435032881, ОГРН 1021401061307) к обществу с ограниченной ответственностью «Нерюнгринская автотранспортная компания» (ИНН 1435264890, ОГРН 1131447004820) о  привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

в отсутствие административного органа и представителя общества, извещенных о времени и месте судебного заседания,

УСТАНОВИЛ:

Управление государственного автодорожного надзора по Республике Саха (Якутия) (далее - административный орган) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Нерюнгринская автотранспортная компания» (далее - Общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1. Кодекса об административных правонарушениях в виде наложения штрафа в размере 40 000 руб., в связи с установлением в ходе проверки грубых нарушений лицензионных условий.

Обществом отзыв на заявление не представлен. В связи с непредставлением отзыва дело рассматривается по имеющимся в деле доказательствам.

Административный орган и Общество, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, что подтверждается распиской о вручении 05.02.2014 административному органу копии определения суда, факсограммой, направленной Обществу по факсимильной связи, в судебное заседание не явились, возражения относительно рассмотрения дела в их отсутствие не направили, о возможности перехода к рассмотрению дела по существу предупреждены (п.6 определения от 04.02.2014).

При таких обстоятельствах суд завершает предварительное судебное заседание и переходит к рассмотрению дела по существу в порядке части 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что отражено в протоколе судебного заседания.

На основании части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено без участия лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Судом установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства по делу.

Общество с ограниченной ответственностью «Нерюнгринская автотранспортная компания» является юридическим лицом, зарегистрированным в этом качестве 28.02.2013 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Саха (Якутия), ИНН 1435264890, ОГРН 1131447004820.

Общество имеет лицензию рег. № АСС-14-032391 от 05.07.2013 на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек», вид работ: регулярные перевозки пассажиров в городском и пригородном сообщении.

В ходе проведения рейдовых мероприятий по проверке транспортных средств должностным лицом административного органа выявлены автобусы, осуществляющие перевозку пассажиров на коммерческой основе по регулярным городским маршрутам, с нарушением условий, предусмотренных лицензией. Должностным лицом административного органа составлены акты проверки транспортных средств от 22.01.2014 автобусов: ПАЗ 320302-08, гос.рег.№ В016КС, 2013 г.в., маршрут № 5, ПАЗ 320302-08, гос.рег.№ В015КС, 2013 г.в., маршрут № 3, ПАЗ 320302-08, гос.рег.№ В041КС, 2013 г.в., маршрут № 3, ПАЗ 320302-08, гос.рег.№ В046КС, 2013 г.в., маршрут № 10.

22.01.2014 составлен протокол № 4 об административном правонарушении по признакам состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Согласно указанному протоколу установлены факты нарушения Обществом, осуществляющим перевозки пассажиров транспортным средством, оборудованным для перевозок более 8 человек, условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), а именно:

на правой стороне кузова по ходу транспортного средства ПАЗ 320302-08, гос.рег.№ В016КС, 2013 г.в., маршрут № 5, отсутствует наименование основных промежуточных остановочных пунктов;

в салоне автобуса ПАЗ 320302-08, гос.рег.№ В016КС, 2013 г.в., маршрут № 5, над дверьми с внутренней стороны отсутствует надпись «ВЫХОД»;

в салоне автобуса ПАЗ 320302-08, гос.рег.№ В016КС, 2013 г.в., маршрут № 5, над каждой дверью автобуса с наружной стороны отсутствует табличка с надписью «ВХОД»;

на заднем окне автобуса ПАЗ 320302-08, гос.рег.№ В016КС, 2013 г.в., маршрут № 5, отсутствует указатель маршрута регулярных перевозок;

в автобусе ПАЗ 320302-08, гос.рег.№ В016КС, 2013 г.в., маршрут № 5, не работает одометр;

на правой стороне кузова по ходу транспортного средства, на указателе маршрута, размещаемом над лобовым стеклом ПАЗ 320302-08, гос.рег.№ В046КС, 2013 г.в., маршрут № 10, указан маршрут № 3, тогда как перевозка пассажиров осуществляется по маршруту № 10;

на заднем окне автобуса ПАЗ 320302-08, гос.рег.№ В046КС, 2013 г.в., маршрут № 10, указан маршрут № 3, тогда как перевозка осуществляется по маршруту № 10;

в салоне автобуса ПАЗ 320302-08, гос.рег.№ В046КС, 2013 г.в., маршрут № 10, не оборудован один аварийный выход (отсутствует молоток);

в автобусе ПАЗ 320302-08, гос.рег.№ В046КС, 2013 г.в., маршрут № 10, не работает одометр;

в автобусе ПАЗ 320302-08, гос.рег.№ В015КС, 2013 г.в., маршрут № 3, не работает сигнал требования остановки;

в автобусе ПАЗ 320302-08, гос.рег.№ В015КС, 2013 г.в., маршрут № 3, отсутствуют билеты.

Согласно протоколу Общество с выявленными нарушениями согласно.

28.01.2014 административный орган обратился в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с требованием о привлечении Общества к административной ответственности.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Исследовав представленные доказательства, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

На основании части 3 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Федеральный закон № 99-ФЗ), пункта 2 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2012 № 280, суд считает, что протокол об административном правонарушении от 22.01.2014 № 4 составлен уполномоченным должностным лицом Управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Республике Саха (Якутия) – государственного органа, выдавшего предпринимателю лицензию, в пределах его компетенции.

Протокол от 22.01.2014 № 4 соответствует требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составлен при участии законного представителя Общества, которому права, предусмотренные статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, разъяснены, копия протокола вручена, что подтверждается соответствующей подписью в протоколе.

На основании изложенного суд приходит к выводу об отсутствии нарушений процессуального порядка составления протокола об административном правонарушении.

Согласно части 4 статьи 14.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, выражается в осуществлении (ведении) предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

В соответствии с подпунктом 24 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» перевозка пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) подлежит лицензированию.

В силу статьи 3 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензионные требования - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.

Согласно подпункту «б» пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2012 № 280, далее - Положение о лицензировании, лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом являются соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров.

Согласно пункту 4 Положения о лицензировании лицензионными требованиями при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров являются, в том числе: з) соблюдение лицензиатом требований, установленных статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения"; и) соблюдение лицензиатом требований, предъявляемых к перевозчику в соответствии с Федеральным законом "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", в том числе Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.

Согласно подпункту "а" пункта 29 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.09 № 112 транспортные средства, используемые для регулярных перевозок пассажиров и багажа, оборудуются указателями маршрута регулярных перевозок, которые размещаются над лобовым стеклом транспортного средства и (или) в верхней части лобового стекла.

В соответствии с пунктом 30 Правил на указателе маршрута регулярных перевозок, размещаемом над лобовым стеклом транспортного средства и (или) в верхней части лобового стекла, проставляются наименования начального и конечного остановочных пунктов и номер маршрута регулярных перевозок.

В соответствии с пунктом 32 данных Правил на указателе маршрута регулярных перевозок, размещаемом на правой стороне кузова по ходу транспортного средства, проставляются номер маршрута регулярных перевозок, а также наименования начального, конечного и основных промежуточных остановочных пунктов.

В соответствии с пунктом 33 Правил на указателе маршрута регулярных перевозок, размещаемом на заднем окне транспортного средства, проставляется номер маршрута регулярных перевозок.

На основании пункта 35 Правил перевозок пассажиров и багажа в транспортном средстве с 2 и более дверьми, через которые осуществляется вход пассажиров, над каждой дверью с наружной стороны укрепляется табличка с надписью "Вход" или наносится надпись "Вход".

Из пункта 38 Правил перевозок пассажиров и багажа следует, что в транспортном средстве с 2 и более дверьми, через которые осуществляется выход пассажиров, над каждой дверью с внутренней стороны укрепляется табличка с надписью "Выход" или наносится надпись "Выход".

Проверкой установлено отсутствие соответствующей информации, что подтверждается протоколом и актами проверки транспортных средств.

В соответствии с пунктом 2 статьи 786 Гражданского кодекса Российской Федерации и частью 1 статьи 20 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом.

Проверкой установлено, что в автобусе ПАЗ 320302-08, гос.рег.№ В015КС, 2013 г.в., маршрут № 3, заключение договора перевозки пассажира не удостоверяется билетом.

В силу пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей, поскольку это непосредственно влияет на безопасность дорожного движения.

Согласно пункту 1 статьи 20 ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны, в том числе:

организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения;

создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения;

организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей, мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;

обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения.

Пунктом 2 статьи 16 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» обязанность по поддержанию транспортных средств, участвующих в дорожном движении, в технически исправном состоянии возлагается на владельцев транспортных средств либо на лиц, эксплуатирующих транспортные средства.

Пунктом 7.4 Перечня неисправностей запрещена эксплуатация транспортных средств, у которых не работают сигнал требования остановки, аварийные выходы и устройства приведения их в действие.

Аналогичные требования, предусмотрены пунктом 4.7.4. стандарта «Автотранспортные средства, Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки (ГОСТ Р 51709-2001)», согласно которому сигнал требования остановки, аварийные выходы автобуса и устройства приведения их в действие должны быть в работоспособном состоянии.

Согласно пункта 4.7.6 ГОСТ Р 51709-2001 "Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки", утвержденного Постановлением Госстандарта России от 01.02.2001 года N 47-ст, средства измерения скорости (спидометры) должны быть работоспособны.

Согласно протоколу и актам проверки транспортного средства в автобусах ПАЗ 320302-08, гос.рег.№ В016КС, 2013 г.в., маршрут № 5, ПАЗ 320302-08, гос.рег.№ В046КС, 2013 г.в., маршрут № 10, не работают одометры; в салоне автобуса ПАЗ 320302-08, гос.рег.№ В046КС, 2013 г.в., маршрут № 10, не оборудован один аварийный выход (отсутствует молоток); в автобусе ПАЗ 320302-08, гос.рег.№ В015КС, 2013 г.в., маршрут № 3, не работает сигнал требования остановки.

Согласно пункту 5 Положения о лицензировании под грубым нарушением понимается несоблюдение лицензиатом требований, предусмотренных подпунктами "а", "г" - "и" пункта 4 настоящего Положения, имевшее место повторно в течение года либо повлекшее за собой последствия, предусмотренные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", в том числе: з) соблюдение лицензиатом требований, установленных статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения".

Последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", заключаются в возникновении угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера (пункт 1); человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства (пункт 2).

Характер выявленных нарушений - отступление от установленных требований, которые в полной мере не устраняются лицом, осуществляющим специализированную деятельность, для осуществления которой требуется наличие лицензии, которые могут повлечь непредвиденные обстоятельства, угрожающие жизни и здоровью граждан, не могут не свидетельствовать об их грубом нарушении. В данном случае, независимо от наличия или отсутствия реального вреда здоровью, угроза его причинения была создана бездействием Общества.

Таким образом, выявленные нарушения подпадают под признаки грубых нарушений лицензионных требований, образующих событие административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно части 1 статьи 1.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

На основании части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В отличие от физических лиц в отношении юридических лиц Кодекс формы вины не выделяет. Следовательно, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.

Суд считает, что у Общества имелась реальная возможность для соблюдения нарушенных лицензионных требований и условий, однако им не были приняты все зависящие от него меры к их соблюдению.

Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, на момент вынесения решения не истек.

Общество вину признает, согласно протоколу нарушения, установленные в ходе проверки, будут устранены в течение трех дней.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении заявления о привлечении Общества к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения административного штрафа в минимальном размере.

Руководствуясь частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд:

Р Е Ш И Л :

общество с ограниченной ответственностью «Нерюнгринская автотранспортная компания» (698967, Республика Саха (Якутия), город Нерюнгри, улица Ленина, дом 10, зарегистрированного в качестве юридического лица 28.02.2013 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Саха (Якутия), ИНН 1435264890, ОГРН 1131447004820) привлечь к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения административного штрафа в размере 40 000 рублей 00 копеек (Сорок тысяч рублей копеек).

Сумма административного штрафа подлежит зачислению по следующим реквизитам: получатель платежа: УФК по Республике Саха (Якутия) (УГАДН по РС(Я)), ИНН получателя: 1435032881, КПП получателя 143501001, КБК 106 1 16 90050 05 6000 140, ОКАТО 98406550000, расчетный счет 40101810100000010002, Банк получателя: ГРКЦ НБ Республики Саха (Якутия) г.Якутск, БИК 049805001.

Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления судебного акта о наложении административного штрафа в законную силу.

При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении шестидесяти дней со дня вступления судебного акта в законную силу арбитражному суду направить судебный акт в течение трех суток с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Решение по делу о привлечении к административной ответственности вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно – телекоммуникационной сети Интернет http://yakutsk.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда – http://4aas.arbitr.ru.

Судья В. Собардахова