ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А58-286/2021 от 21.04.2021 АС Республики Саха (Якутия)

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)

улица Курашова, дом 28, бокс 8, г. Якутск, 677980, www.yakutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город Якутск

21 апреля 2021 года

Дело № А58-286/2021

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Клишиной Ю.Ю.рассмотрел в порядке упрощённого производства дело по заявлению Муниципального казенного учреждения «Томпонское управление сельского хозяйства» (ИНН <***>, ОГРН <***>) от 20.01.2021 № 129.10/6 к Министерству финансов Республики Саха (Якутия) (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании незаконным и отмене постановления об административном правонарушении от 11.11.2020 № 1/15-14-2020/289,

без вызова лиц, участвующих в деле,

УСТАНОВИЛ:

Муниципальное казенное учреждение «Томпонское управление сельского хозяйства» (далее – заявитель, учреждение) обратилось 20.01.2021 посредством электронного сервиса «Мой арбитр» в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с жалобой к Министерству финансов Республики Саха (Якутия) об отмене постановления об административном правонарушении от 11.11.2020 № 1/15-14-2020/289.

Определением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 28.01.2021 заявление оставлено без движения в связи с несоответствием требованиям процессуального законодательства. Заявителю предложено устранить обстоятельства, послужившие основанием оставления заявления без движения в срок не позднее 24.02.2021.

До истечения установленного судом срока заявителем устранены обстоятельства, послужившие основанием оставления заявления без движения.

Определением арбитражного суда от 10.02.2021 заявление принято к производству, дело назначено к рассмотрению в порядке упрощённого производства без вызова лиц, участвующих в деле в соответствии со статьёй 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Лицам, участвующим в деле, предложено в срок не позднее 05.03.2021 представить доказательства, на которых они основывают свои требования, административному органу – представить отзыв на заявленные требования. Лицам, участвующим в деле, установлен срок для обмена дополнительными документами, содержащими объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции, и представления их в суд в срок не позднее 30.03.2021.

Копии определения суда направлены лицам, участвующим в деле, почтовой связью, получены сторонами.

Кроме того, определение от 10.02.2021 и материалы дела размещены на официальном сайте Арбитражного суда Республики Саха (Якутия), а также в общедоступном информационном сервисе «Картотека арбитражных дел» (http://kad.arbitr.ru) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В пределах установленных судом сроков и срока, установленного частью 2 статьи 226 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации административным органом представлен отзыв и дополнительные пояснения.

Поступившие документы приобщены к материалам дела в порядке статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и размещены в установленном законом порядке.

В соответствии с частью 5 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судья рассматривает дело в порядке упрощенного производства без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов в соответствии с частью 3 настоящей статьи.

Предварительное судебное заседание по делам, рассматриваемым в порядке упрощенного производства, не проводится.

Суд исследует изложенные в представленных сторонами документах объяснения, возражения и (или) доводы лиц, участвующих в деле, и принимает решение на основании доказательств, представленных в течение указанных сроков.

Принятая по результатам рассмотрения настоящего дела резолютивная часть решения от 12.04.2021 размещена судом по правилам статьи 229 АПК РФ на официальном сайте http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 13.04.2021.

14.04.2021 в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) поступило заявление административного органа о составлении мотивированного решения.

Учитывая поступление заявление административного органа о составлении мотивированного решения, на основании части 2 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает необходимым изготовить мотивированное решение по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства.

При рассмотрении настоящего дела судом установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.

Министерством финансов Республики Саха (Якутия) (далее - Министерство) на основанииприказа от 07.09.2020 № 01-04/1345 «О назначении камеральной проверки в Муниципальном образовании «Томпонский район» Республики Саха (Якутия) за период 2018-2019 годы» была проведенакамеральная проверка соблюдения бюджетного законодательства, целей, порядка и условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, бюджетных кредитов, предоставленных из государственного бюджета РС(Я) (в том числе при реализации национальных проектов - при наличии) в Муниципальном образовании «Томпонский район» Республики Саха (Якутия).

В ходе встречной проверки, проведенной в рамках указанной камеральной проверки соблюдения бюджетного законодательства, за период 2018-2019 годы в муниципальном казенном учреждении «Томпонское управление сельского хозяйства», проведенной с «11» сентября по «30» сентября 2020 года Министерством был установлен факт нецелевого использования средств субвенции на выполнение отдельных государственных полномочий по поддержке сельскохозяйственного производства в 2019 году.

По итогам проверки составлен акт от 20.10.2020 года.

Уведомлением от 03.11.2020 № 17/16-1¬33/25-1773 Министерство известило Учреждение о составлении протокола об административном правонарушении 05.11.2020.

Как следует из заявления руководителя муниципального казенного учреждения «Томпонское управление сельского хозяйства» от 05.11.2020 ФИО1, Учреждение ходатайствовало о составлении протокола об административном правонарушении без его присутствия в связи со сложной эпидемиологической обстановкой и отсутствием стабильного транспортного сообщения с г. Якутском.

05.11.2020 должностным лицом Министерства в отсутствие представителя управления составлен протокол №1/15.14-2020/289 по признакам административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ.

Постановлением Министерства от 11.11.2020 № 1/15-14-2020/289 Учреждение привлечено к административной ответственности по статье 15.14 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 24 691 руб.

Посчитав привлечение к административной ответственности незаконным, МКУ «Томпонское управление сельского хозяйства»  обратилось с вышеуказанным заявлением в арбитражный суд.

Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Проверив процедуру привлечения управления к административной ответственности, судом установлено, что протокол об административном правонарушении составлен, дело об административном правонарушении рассмотрено уполномоченными должностными лицами компетентного органа, процедура привлечения к административной ответственности не нарушена. Процедура проведения проверки соблюдена. Доводы заявителя о том, что копия постановления направлена с нарушением установленного статьей 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срока, является обоснованным, вместе с тем указанное нарушение не является существенным, в связи с чем, не может служить основанием для отмены оспоренного постановления. Таким образом, существенного нарушения процессуальных требований по делу об административном правонарушении административным органом не допущено.

Статьей 15.14 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.

Объектом рассматриваемого административного правонарушения являются общественные отношения в сфере бюджетного финансирования.

Объективная сторона правонарушения выражается в использовании бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным в утвержденном бюджете, бюджетной росписи, уведомлении о бюджетных ассигнованиях, смете доходов и расходов либо в ином документе, являющемся основанием для получения бюджетных средств. Любые действия, приводящие к направлению предусмотренных бюджетом средств на цели, не обозначенные при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.

Субъектом правонарушения могут быть как должностные лица организаций - получателей бюджетных средств, так и сами организации-получатели.

Заявителю вменяется неправомерное направление денежных средств на цели, не соответствующие условиям их получения.

В соответствии со статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

В соответствии со статьей 289 БК РФ нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, а также при наличии состава преступления уголовные наказания, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации.

Пункт 1 статьи 306.4 БК РФ и статья 15.14 КоАП РФ об административных правонарушениях имеют общий характер и распространяют свое действие на любых лиц, получивших средства бюджета бюджетной системы Российской Федерации, в том числе на заявителя.

Из материалов следует, чтоЗаконом Республики Саха (Якутия) от 15.12.2010 881-3 № 639-1У «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями по поддержке сельскохозяйственного производства» (далее - Закон Республики Саха (Якутия) № 639-1У) органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) переданы отдельные государственные полномочия по поддержке сельскохозяйственного производства.

В соответствии с частью 2 статьи 4 Закона Республики Саха (Якутия) № 639-ГУ органы местного самоуправления при осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий обязаны:

1)         осуществлять указанные полномочия в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Саха (Якутия);

2)         обеспечивать эффективное, целевое и рациональное использование финансовых средств, переданных органам местного самоуправления для осуществления указанных полномочий.

Согласно части 2 статьи 5 Закона Республики Саха (Якутия) № 639-ГУ органы государственной власти Республики Саха (Якутия) при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий обязаны:

1)         обеспечивать передачу органам местного самоуправления финансовых средств, необходимых для осуществления указанных полномочий;

2)         осуществлять контроль за целевым использованием финансовых средств, переданных органам местного самоуправления для осуществления указанных полномочий;

3)         взыскивать в установленном порядке использованные не по целевому назначению финансовые средства, переданные органам местного самоуправления для осуществления указанных полномочий.

В целях реализации Закона Республики Саха (Якутия) № 639-1У и ст. 33 Закона Республики Саха (Якутия) от 15.02.2014 1280-3 № И 1-У «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республики Саха (Якутия)» постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 30.12.2011 № 678 утвержден Порядок расходования и учета субвенций, предоставляемых из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий по поддержке сельскохозяйственного производства (далее по тексту - Порядок № 678).

В соответствии с п. 1.1 Порядка № 678 Порядок определяет правила расходования, учета и отчетности субвенций, предоставляемых из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий по поддержке сельскохозяйственного производства.

Согласно п. 2.9 Порядка № 678 средства из местного бюджета предоставляются в порядке, предусмотренном решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемом на основании данного решения муниципальными правовыми актами местных администраций, разрабатываемыми в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

В соответствии с частью 3 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств.

Между Министерством и Администрацией МО «Томпонский район» РС (Я) заключено соглашение от 29.01.2019 № С-27/04 о предоставлении в 2019 году субвенций из государственного бюджета РС (Я) местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий по поддержке сельскохозяйственного производства.

В соответствии с п. 1.1 Соглашения предметом соглашения является предоставление в 2019 году субвенций из государственного бюджета РС (Я) бюджету муниципального образования на осуществление органом местного самоуправления отдельных государственных полномочий по поддержке сельскохозяйственного производства по следующим направлениям:

-           развитие животноводства (скотоводства, свиноводства);

-           обеспечение производства и переработки продукции животноводства;

-           развитие растениеводства (овощеводства, картофелеводства);

-           развитие табунного коневодства.

Согласно п. 1.2.3 Соглашения одним из условий предоставления субсидии является наличие нормативного правового акта органа местного самоуправления Муниципального района, устанавливающего порядок и условия предоставления субсидий из местного бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям на поддержку сельскохозяйственного производства, разработанного в соответствии с постановлениями Правительства РФ от 06.09.2016 № 887 «Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг» и 07.05.2016 № 541 «Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями».

Согласно п. 3.1 Устава, утвержденного главой МР «Томпонский район» от 17.11.2011, Учреждение создано для реализации органом местного самоуправления переданных отдельных государственных полномочий по поддержке сельскохозяйственного производства.

Пунктом 2.2.11 Соглашения МР «Томпонский район» РС (Я) (в лице уполномоченного органа - МКУ «Томпонское УСХ») обязуется обеспечить целевое использование субвенций.

Из оспариваемого постановления следует, что в ходе проверки Министерством установлено следующее.

Согласно расчету ФОТ с 01 января 2019 года, утвержденному главой администрации МР «Томпонский район» РС (Я) и согласованному Министром сельского хозяйства РС (Я), фонд оплаты труда директора Управления составлял 862 576,21 руб., премиальный фонд руководителя 3%.

В связи с внесением изменений в Порядок от 30.12.2011 № 678 п. 2.7.1 «Выполнение отдельных государственных полномочий по поддержке сельскохозяйственного производства муниципальными служащими» утратил силу согласно постановлению Правительства РС(Я) от 30.05.2019 № 146, расходы на содержание директора Управления были отнесены на выполнение п. 2.7.2 «Расходы на оплату труда и материально-техническое обеспечение деятельности работников муниципальных учреждений, осуществляющих отдельные государственные полномочия по поддержке сельскохозяйственного производства».

Так проверке был представлен расчет ФОТ Управления, осуществляющего отдельные государственные полномочия с 01.07.2019, с ФОТом всех работников - 6 943 688,64 руб., премиальный фонд работников не менее 13% - 1 665 159,00 руб.

С июля 2019 года сокращена должность муниципального служащего - директора МКУ «Томпонское УСХ», по целевой статье 2510163240 «Выполнение отдельных государственных полномочий по поддержке сельскохозяйственного производства муниципальными служащими», соответственно, все расходы должны производиться за счет целевой статьи 2510163250 «Выполнение отдельных государственных полномочий на другие расходы, связанные с обеспечением осуществления отдельных государственных полномочий по поддержке сельскохозяйственного производства».

В ходе выборочной проверки установлено, что выплата заработной платы, налога на доходы физических лиц ФИО1 - директору Управления в 2019 году выплачена согласно лицевой карточке на общую сумму 937 892,67 руб., из них:

-           448 539,42 руб., в том числе 431 288,10 руб. с января по июнь 2019 года, 17 251,32 руб. за декабрь 2019 года по целевой статье 0405.2510063240.111129;

-           489 353,25 руб. с июля по декабрь 2019 года по целевой статье 0405.2510063250.111117.

МКУ «Томпонское УСХ» произведены расходы на отчисления страховых взносов во внебюджетные фонды по целевой статье 0405.2510063240.129.213.111129 на сумму 4 709,62 руб., из них:

-3 795,29 руб. - п/п № 770 от 23.12.2019 - Межрайонная ИФНС России №9 по РС(Я);

-879,82 руб. - п/п № 769 от 23.12.2019 - Межрайонная ИФНС России №9 по РС(Я);

-34,51 руб. - п/п № 768 от 23.12.2019 - ГУ-Региональное отделение ФСС РФ по РС(Я).

Перечисление бюджетных средств за перерасчет заработной платы руководителя Учреждения за январь-июнь 2019 года должно было быть произведено с целевой статьи 2510163250 «Выполнение отдельных государственных полномочий на другие расходы, связанные с обеспечением осуществления отдельных государственных полномочий по поддержке сельскохозяйственного производства», в связи с утратой силы действия целевой статьи 2510163240 «Выполнение отдельных государственных полномочий по поддержке сельскохозяйственного производства муниципальными служащими».

Таким образом, МКУ «Томпонское УСХ», направив средства субвенции, предусмотренные на выполнение отдельных государственных полномочий по поддержке сельскохозяйственного производства муниципальными служащими, на оплату труда и страховых взносов директора Управления ФИО1, который с 01.07.2019 не является муниципальным служащим, непредусмотренных нормативным документами, допустило нецелевое использование бюджетных средств в размере 21 960,94 руб., а значит не соблюдены требованияст. 38 Бюджетного кодекса РФ, п. 2.7. Порядка расходования и учета субвенций, предоставляемых из государственного бюджета РС (Я) местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий по поддержке сельскохозяйственного производства, утвержденного постановлением Правительства РС (Я) от 30.12.2011 №678, п. 2.2.11 Соглашения от 29.01.2019 № С-27/04.

В части проверки выполнение отдельных государственных полномочий по обеспечению производства и переработки продукции скотоводства Министерством в ходе проверки установлено следующее.

Методика расчета размера субвенции, предоставляемой местному бюджету из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) для осуществления органом местного самоуправления переданных ему отдельных государственных полномочий за 2018-2019 годы, содержалась в приложении 3 к Закону Республики Саха (Якутия) № 639-1У.

Расчет размера субвенции предоставляемой местному бюджету из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) для осуществления органом местного самоуправления переданных ему отдельных государственных полномочий на обеспечение производства и переработки продукции скотоводства производилась путем умножения прогноза объема производства цельномолочной продукции и масла сливочного в пересчете на сырье (сырое молоко) на норматив формирования размера субвенции на развитие производства и переработки продукции скотоводства.

Норматив формирования размера субвенции на развитие производства и переработки продукции скотоводства определялся путем деления размера средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия), предусмотренных в государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Саха (Якутия) для муниципальных районов (городских округов) на прогноз объема производства цельномолочной продукции и масла сливочного в пересчете на сырье (сырое молоко) в муниципальных районах (городских округах).

В соответствии с п. 1.1 Порядка № 678 Порядок определяет правила расходования, учета и отчетности субвенций, предоставляемых из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий по поддержке сельскохозяйственного производства.

Согласно п. 2.7.3.3 Порядка № 678 в редакции от 10.02.2017 возможность возмещения затрат по производству и переработке продукции скотоводства за декабрь предыдущего года предусматривается в 2017 году и не распространяется на 2019 год.

Так, муниципальные образования осуществляют расходы на предоставление субсидий на финансовое обеспечение (возмещение) затрат текущего характера (за исключением затрат капитального характера) по направлению «Обеспечение производства и переработки продукции животноводства» юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, определенным заготовителем сельскохозяйственной продукции в муниципальном районе (городском округе) на основании решения органа местного самоуправления по итогам конкурсного отбора, - на финансовое обеспечение (возмещение) затрат по производству и переработке продукции скотоводства.

Установлено, что между Министерством сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) и Администрацией МО «Томпонский район» PC (Я) заключено соглашение от 29.01.2019 № С-27/04 о предоставлении в 2019 году субвенций из государственного бюджета PC (Я) местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий по поддержке сельскохозяйственного производства, в том числе на выполнение отдельных государственных полномочий на обеспечение производства и переработки продукции скотоводства объем бюджетных ассигнований предусмотрен в размере 35 446 480,00 руб., с доведением показателя эффективности использования субвенции на обеспечение производства и переработки продукции животноводства - производство цельномолочной продукции и масла сливочного в пересчете на сырое молоко (заготовка молока) на конец отчетного года - 1 000 000,00 кг.

При уточненном плане - 35 466 480,00 руб., кассовое исполнение составило 35 466 480,00 руб. или 100,00%.

Приказом Управления от 30.01.2019 № 01 утверждено извещение о проведении отбора по определению заготовительных организаций по заготовке сырого молока Томпонского района на 2019 год.

На основании протокола заседания Комиссии от 15.02.2019 № 1 по определению заготовительных организаций по заготовке сырого молока в Томпонском районе СХПК по переработке и сбыту «Илгэ» признан прошедшим отбор.

Приказом Управления от 22.02.2019 № 03 объявлен отбор получателей субсидий на финансовое обеспечение (возмещение) затрат по производству и переработке продукции скотоводства из бюджета МР «Томпонский район».

На основании протокола заседания Комиссии от 05.03.2019 № 2 по рассмотрению и отбору получателей субсидии из бюджета МО «Томпонский район» РС(Я) на поддержку сельскохозяйственного производства на 2019 год признан прошедшим отбор и утвержден постановлением главы МР от 20.02.2019 № 144 СХПК по переработке и сбыту «Илгэ».

Согласно постановлению Главы МР «Томпонский район» PC (Я) от 12.03.2019 № 227 ставка субсидии на финансовое обеспечение (возмещение) части затрат по производству и переработке сырого молока, в части стоимости сырого молока, направляемого на переработку, утверждена ставка субсидии в размере 35,00 руб. за 1 кг. Объем причитающейся субсидии равен 35 000 000,00 руб.

Между администрацией МР «Томпонский район» PC (Я) и СХПК по переработке и сбыту «Илгэ» заключено Соглашение от 22.02.2019 № 3 на сумму 35 466 480,00 руб. по организации работ по заготовке сырого молока на 2019 год в объеме 1000 тн. молока.

Управлением перечислена субсидия по производству и переработке продукции скотоводства за счет средств государственного бюджета PC (Я) СХПК по переработке и сбыту «Илгэ» на общую сумму 35 466 480,00 руб., платежными поручениями, в том числе:

-от 18.03.2019 № 109 на сумму 651 000,00 руб.;

-от 15.03.2019 № 110 на сумму 15 167 618,07 руб.;

-от 02.04.2019 № 173 на сумму 3 615 700,00 руб.;

-от 30.04.2019 № 248 на сумму 5 100 200,00 руб.;

-от 22.07.2019 № 398 на сумму 1 931 946,00 руб.;

-от 16.08.2019 № 460 на сумму 4 996 228,00 руб.;

-от 24.10.2019 № 608 на сумму 3 249 194,20 руб.;

-от 05.11.2019 № 614 на сумму 288 113,73 руб.;

-от 18.12.2019 № 737 на сумму 466 480,00 руб.

Согласно представленным приемным квитанциям и товарно-транспортным накладным в 2019 году СХПК по переработке и сбыту «Илгэ» всего было сдано сырого молока в количестве 1000 тн. на общую сумму 44 815 480,00 руб. (1000 тн.*35,00 руб. за 1 кг.), из них:

-35 000 000,00 руб. - за счет средств государственного бюджета PC (Я);

-9 815 480,00 руб. - за счет собственных средств.

Согласно представленному отчету о достижении значений показателей результативности СХПК по переработке и сбыту «Илгэ» по состоянию на 20.12.2019 заготовлены следующие показатели:

-заготовка сырого молока - 1000 тн.;

-цельномолочная продукция в пересчете на молоко - 349,04 тн.;

-масло сливочное - 24,72 тн.

Так же, согласно отчету Территориального органа федеральной службы государственной статистики по PC (Я) по направлению «Закуплено молока заготовительными и прочими организациями включая продажу по прямым связям по категориям хозяйств за январь-декабрь 2019 года (в пересчете на базисную жирность)», принятых от крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей по Томпонскому району, объем составил 1000000 кг.

В соответствии с частью 3 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств.

В 2017-2018 годах Администрация МР «Томпонский район», являясь уполномоченным органом по установлению ставок субсидий, при доведенных лимитах, утвердила ставку субсидии на обеспечение производства и переработки продукции скотоводства в размере 35,00 руб. за 1 килограмм молока.

Пунктами соглашений о предоставлении субвенции, заключенных в 2017-2019 годах, между Министерством сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия) и МР «Томпонский район» установлено, что в случаях превышения нормативов, используемых в методиках расчета соответствующей субвенции, муниципальный район направляет для дополнительного финансового обеспечения средства за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита местного бюджета в объеме, необходимом для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий.

В соответствии со статьей 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации             расходные обязательства муниципального образования возникают в результате:

-принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам;

-принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий;

-заключения от имени муниципального образования договоров (соглашений) муниципальными казенными учреждениями (пункт 1);

Таким образом, расходные обязательства муниципального образования, указанные в абзаце третьем пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами (законами субъекта Российской Федерации), исполняются за счет и в пределах субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации, предоставляемых местным бюджетам в порядке, предусмотренном статьей 140 настоящего Кодекса.

В случае, если в муниципальном образовании превышены нормативы, используемые в методиках расчета соответствующих субвенций, финансовое обеспечение дополнительных расходов, необходимых для полного исполнения указанных расходных обязательств муниципального образования, осуществляется за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита местного бюджета (пункт 3).

При этом, МР «Томпонский район» за предыдущие годы не направлены дополнительные средства из местного бюджета для осуществления переданных отдельных государственных полномочий в связи с установлением ставок субсидии в большем размере, чем норматив формирования размера субвенции. В результате, в бюджете МР «Томпонский район» не хватило средств на покрытие обязательств, и перед заготовительной организацией СХПК «Илгэ» образована кредиторская задолженность, которая в 2019 году оплачена из средств, предоставленных на покрытие расходных обязательств на текущий год на обеспечение производства и переработки продукции скотоводства.

Таким образом, Министерством сельского хозяйства РС(Я) за 2017-2018 годы обязательства по доведению лимитов бюджетных ассигнований до МР «Томпонский район» по заключенным Соглашениям полностью исполнены. Средства субвенции доведены по ставке 35,00 руб. за 1 кг в полном объеме.

Следовательно, выплатив субсидии за счет средств субвенции из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на исполнение переданных полномочий по поддержке сельскохозяйственного производства в размере, превышающем норматив, установленный Законом Республики Саха (Якутия) № 639-1У, МКУ «Томпонское УСХ» нарушило требования пункта 3 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации, что привело к избыточному расходованию средств государственного бюджета.

Отклонение между перечисленной СХПК по переработке и сбыту «Илгэ» субсидией и фактически сданным молоком составило 13,3 тн. (1013,3 тн - 1000,0 тн.), то есть на сумму 466 480,00 руб.

Так, отклонение субсидии по производству и переработке продукции скотоводства связано с оплатой кредиторской задолженности Учреждения.

В Соглашениях о предоставлении субвенций из государственного бюджета РС (Я) местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий по поддержке сельскохозяйственного производства прописывается, что в случаях превышения нормативов, используемых в методиках расчета соответствующих субвенций, МР направляет для дополнительного финансового обеспечения средства за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита местного бюджета в объеме, необходимом для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий.

То есть, в случае, если в предыдущих годах МР ставка субсидии была утверждена на 1 кг в размере 35,00 руб., при доведенных средствах меньше чем 35,00 руб. на 1 кг, то разница ставок должна оплачиваться за счет средств местного бюджета.

При таких обстоятельствах является правильным вывод административного органа о том, что заявитель, направив средства государственного бюджета на оплату кредиторской задолженности, которая не относилась к расходным обязательствам государственного бюджета Республики Саха (Якутия), а также на фактически не заготовленное молоко в 2019 году, допустило нецелевое использование бюджетных средств в размере 466 480,00 руб., допустив нарушениест. 38 Бюджетного кодекса РФ, п. 2.7.3.3 Порядка расходования и учета субвенций, предоставляемых из государственного бюджета PC (Я) местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий по поддержке сельскохозяйственного производства, утвержденного постановлением Правительства PC (Я) от 30.12.2011 № 678, Соглашения от 29.01.2019 № С-27/04.

При проверки выполнения заявителем государственных полномочий по поддержке табунного коневодства установлено следующее.

Соглашением от 29.01.2019 № С-27/04 о предоставлении в 2019 году субвенций из государственного бюджета РС (Я) местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий по поддержке сельскохозяйственного производства на развитие табунного коневодства с изменениями, предусмотренными дополнительным соглашением объем бюджетных ассигнований предусмотрен в размере 1 521 742,34 руб., в том числе 121 739,39 руб. за счет средств государственного бюджета РС(Я) (8,0%).

Фактическое поступление субвенции на развитие табунного коневодства составило 1 399 238,00 руб., из них 111 939,21 руб. за счет средств государственного бюджета РС (Я) (8,0%).

Кассовое исполнение Управлением составило 1 399 238,00 руб. или 100,0%, из них 111 939,21 руб. за счет средств государственного бюджета РС (Я) (8,0%).

Согласно п. 2.2.9 Соглашения МР «Томпонский район» РС (Я) обеспечивает целевое использование субвенций.

Согласно п. 3.1 Устава, утвержденного главой МР «Томпонский район» от 17.11.2011, Учреждение создано для реализации органом местного самоуправления переданных отдельных государственных полномочий по поддержке сельскохозяйственного производства.

Постановлением главы МР «Томпонский район» РС(Я) от 09.02.2016 № 47 «О правилах предоставления в 2016 и на плановый 2017-2018 годов субсидий на поддержку сельскохозяйственного производства из средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия)» (в редакции от 07.02.2018 № 96) муниципальное казенное учреждение «Томпонское управление сельского хозяйства» определено уполномоченным органом МР «Томпонский район» по вопросам поддержки и развития сельскохозяйственного производства Томпонского района.

Таким образом, условие, указанное в п. 2.2.9 Соглашения по обеспечению целевого использования субвенций, относится к полномочиям МКУ «Томпонское УСХ».

В соответствии с п. 2.7.3 Порядка № 678 муниципальные образования осуществляют расходы на предоставление субсидий на финансовое обеспечение (возмещение) затрат текущего характера (за исключением затрат капитального характера) по направлениям, в частности на «Развитие табунного коневодства».

В соответствии с Современным экономическим словарем - 6-е изд., перераб. и доп. - М. (ИНФРА-М, 2011) капитальные затраты - средства, вкладываемые в основной капитал и в прирост запасов.

В соответствии с п. 4 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденного приказом Министерства финансов РФ от 30.03.2001 № 26н, актив принимается организацией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если одновременно выполняются следующие условия:

а)         объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;

б)         объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

в)         организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;

г)         объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

Протоколами заседаний Комиссии МР «Томпонский район» от 26.03.2019 № 4, от 12.11.2019 № 15, от 13.12.2019 № 18 произведен отбор по предоставлению и утверждению ставок субсидии на возмещение части затрат на поддержку табунного коневодства, так по итогам заседания признаны прошедшими отбор 18 получателей.

Согласно постановлениям главы МР «Томпонский район» PC (Я) от 29.03.2019 № 317, от 29.05.2019 № 603, от 15.11.2019 № 1178, от 19.12.2019 № 1319 утверждена ставка субсидии на 1 голову в размере 1 450,66 руб. и 18 получателей субсидии на возмещение части затрат на поддержку табунного коневодства из средств государственного бюджета РС(Я) и федерального бюджета РФ.

Между МКУ «Томпонское УСХ» и КФХ ФИО2 было заключено Соглашение о предоставлении субсидии от 29.05.2019 № 25. Предметом соглашения является предоставление субсидий из средств государственного бюджета PC (Я) и федерального бюджета РФ на возмещение части затрат на содержание кобыл.

Согласно п. 3.1 Соглашения от 29.05.2019 № 25, субсидия предоставляется в соответствии с Порядком предоставления субсидии.

Согласно п. 4.1.1 Учреждение обеспечивает предоставление субсидии в соответствии с разделом 3 Соглашения, п. 4.1.5 осуществляет контроль соблюдения Получателем порядка, целей и условий предоставления субсидий, установленных Порядком предоставления субсидии и настоящим Соглашением, путем проведения плановых и внеплановых проверок.

КФХ ФИО3 при распределении субсидий предоставил документы, подтверждающие расходы на 618 016,89 руб., в том числе на приобретенное оборудование на общую сумму 265 000,00 руб.:

-120 000,00 руб. - мини-сеялки зерновой СЗ-8 в количестве 1 шт. согласно договору поставки от 15.01.2018 №15, платежному поручению от 25.01.2018 № 1;

-145 000,00 руб. - грабли ГВВ-6М со средним колесом в количестве 1 шт. согласно расходной накладной от 03.08.2018 № 000-15612, квитанции к ПКО от 03.08.2018 № 54.

На текущие расходы, на которые он мог получить субсидию, КФХ ФИО3 предоставил документы на сумму 353 016,89 руб.

Протоколом комиссии ему утвердили субсидию в размере 430 846,02 руб.

Управлением КФХ ФИО3 перечислена субсидия в размере 420 242,12 руб., в том числе:

- 391 086,50 руб. платежным поручением № 245785 от 27.06.2019;

- 29 155,62 руб. платежным поручением № 235430 от 20.11.2019.

Таким образом, субсидия на сумму 67 225,23 руб. (420 242,12 руб. - 353 016,89 руб.) Управлением КФХ ФИО3 предоставлена на приобретение оборудования, которые являются основными средствами, значит, расходы носят капитальный характер, что не предусмотрено условиями Порядка № 678.

Так как финансирование за счет средств государственного бюджета РС (Я) составило 8,0%, то из общей суммы 67 225,23 руб., сумма нарушения составила 5 378,02 руб.

Таким образом, в нарушение ст. 38 Бюджетного кодекса РФ, п. 2.7.3.6 Порядка расходования и учета субвенций, предоставляемых из государственного бюджета РС (Я) местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий по поддержке сельскохозяйственного производства, утвержденного постановлением Правительства РС (Я) от 30.12.2011 №678, Управлением по КБК 441.0405.25300R5430.811.245.19-В08 в 2019 году произведено нецелевое расходование средств государственного бюджета РС (Я) в размере 5 378,02 руб., а именно субсидия на возмещение затрат по содержанию кобыл предоставлена КФХ ФИО3 на расходы капитального характера (приобретение мини-сеялки зерновой, граблей).

На основании изложенного, суд приходит к выводу о наличии в действиях Управления объективной стороны правонарушения, что подтверждается материалами дела.

В соответствии с частями 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Статья 26.1 КоАП РФ определяет, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Пунктом 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» предусмотрено, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.

Следовательно, при решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.

Основанием для освобождения заявителя от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности.

Заявитель не представил доказательств, подтверждающих своевременное принятие им необходимых мер по соблюдению вышеуказанных требований законодательства, либо наличие объективных препятствий для их соблюдения.Доводы Управления, изложенные в заявлении, не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены Министерством в ходе проверки и при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения оспариваемого постановления по существу, влияли на его обоснованность и законность, либо опровергали выводы административного органа, в связи с чем, признаются арбитражным судом несостоятельными.

Таким образом, арбитражный суд пришел к выводу о наличии в действиях заявителя вины в том, что он имел возможность для соблюдения требований действующего бюджетного законодательства, однако не предпринял всех зависящих мер. Следовательно, административным органом обоснованно установлено наличие в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ.

Установленный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности на момент вынесения постановления о привлечении к административной ответственности не истек.

Исключительные обстоятельства, свидетельствующие о наличии по настоящему делу предусмотренных статьей 2.9 КоАП РФ признаков малозначительности совершенного административного правонарушения, судом не установлены.

В соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Доказательств, подтверждающих наличие отягчающих ответственность обстоятельств, не представлено, указанные обстоятельства судом не установлены.

Оспариваемым постановлением заявителю назначено наказание в виде административного штрафа в минимальном размере санкции, установленном статьи 15.14 КоАП РФ - 5 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению. Размер административного штрафа определен административным органом с учетом всех обстоятельств дела. Арбитражный суд считает, что избранная мера наказания соответствует тяжести совершенного правонарушения и обусловлена достижением целей, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.

Основания для применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ отсутствуют.

С учетом изложенного, арбитражный суд приходит к выводу о том, что оспариваемое постановление является законным и обоснованным, в связи с чем, в силу части 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в удовлетворении заявленных требований следует отказать.

Руководствуясь статьями 170, 211, 228, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требованияМуниципального казенного учреждения «Томпонское управление сельского хозяйства» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Министерству финансов Республики Саха (Якутия) (ИНН <***>, ОГРН <***>)  о признании незаконным и отмене постановления об административном правонарушении от 11.11.2020 № 1/15-14-2020/289, отказать.

Решение подлежит немедленному исполнению.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение пятнадцати дней со дня его принятия. Апелляционная жалоба подаётся через Арбитражный суд Республики Саха (Якутия).

            Судья

            Клишина Ю. Ю.