Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)
677980, г. Якутск, ул. Курашова, 28
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Дело № А58-2959/10
г.Якутск 31.05.2010 г.
Резолютивная часть решения объявлена 25.05.2010 г.
Полный текст решения изготовлен 31.05.2010 г.
Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе: судьи Терских В. С.,
при ведении протокола судебного заседания судьей,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному федеральному округу
к открытому акционерному обществу Финансовая агропромышленная корпорация «Якутия»
о привлечении к административной ответственности на основании части 4 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явились, извещены,
от лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении: ФИО1 – по доверенности, ФИО2 – по доверенности,
установил:
Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному федеральному округу (далее – МРУ Росалкогольрегулирования по ДФО) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением о привлечении открытого акционерного общества Финансовая агропромышленная корпорация «Якутия» к административной ответственности на основании части 4 статьи 14.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
ОАО Финансовая агропромышленная корпорация «Якутия» (далее – ОАО ФАПК «Якутия) просит учесть смягчающие обстоятельства и малозначительность правонарушения и освободить от административной ответственности, ограничившись устным замечанием.
В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлен перерыв до 16 час. 00 мин. 25 мая 2010 г. для представления представителем ОАО ФАПК «Якутия» доверенности, подтверждающей его полномочия на подписание отзыва на заявление.
Объявление о перерыве размещено на сайте суда, на стенде объявлений суда.
После окончания перерыва судебное заседание продолжено при участии представителей ОАО ФАПК «Якутия» - ФИО1 по доверенности, ФИО2 по доверенности.
Суд, исследовав материалы дела, установил следующие обстоятельства.
ОАО ФАПК «Якутия» имеет лицензии Б 068812 от 10.07.2009 г. на осуществление деятельности, связанной с производством, хранением и поставкой произведенного питьевого этилового спирта и Б 068809 от 08.07.2009 г.. на производство, хранение и поставки произведенных спиртных напитков (водки, ликероводочных изделий, коньяков из обработанных коньяков), выданные Федеральной налоговой службой, сроком действия до 10.07.2014 и 10.08.2011 г.
В период с 06.04.2010 г. по 13.04.2010 г. на основании приказа МРУ Росалкогольрегулирования по ДФО от 01.04.2010 г. №63 «Об осуществлении процедур по пломбированию (опечатыванию) и распломбированию автоматических средств измерения и учета, концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции на ОАО ФАПК «Якутия» проведена проверка. По результатам проверки составлены акты от 07.04.2010 г. №06-16/2-8/1, №06-16/2-8/2, от 10.04.2010 г. №06-16/2-10 проверки готовности к пломбированию автоматических средств измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции.
13.04.2010 г. определением №6 о возбуждении дела об административном правонарушении и о проведении административного расследования возбуждено дело об административном правонарушении в отношении ОАО ФАПК «Якутия» по признакам административного правонарушения, предусмотренного пунктом 4 статьи 14.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
19.04.2010 г. должностным лицом МРУ Росалкогольрегулирования по ДФО составлен протокол об административном правонарушении №06-6 в отношении ОАО ФАПК «Якутия».
В протоколе об административном правонарушении событие административного правонарушения зафиксировано следующим образом.
В ходе проверки установлено, что работниками организации за период с 09.11.2009 г. по 09.03.2010 г. самовольно сняты 96 голографических наклеек (пломб), установленных лицензирующим органом при опломбировании основного технологического оборудования: линий розлива №1, 2 и 3, оснащенных автоматическими средствами измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции (далее – средства измерения).
Места опломбирования оборудования были определены на схемах оснащения основного технологического оборудования автоматическими средствами измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции (далее – схемы оснащения), утвержденных УФНС России по Республике Саха (Якутия) и согласованных с руководителем ОАО ФАПК «Якутия»: линии розлива №1 – от 11.03.2008 г.; линии розлива 32 – 24.11.2008 г.; линии розлива №3 – 30.06.2009 г. Опломбирование произведено сотрудниками территориального органа налоговой инспекции в присутствии представителей организации в соответствии с утвержденной схемой оснащения.
Проверкой установлено, что отсутствие голографических наклеек (пломб) на резьбовых соединениях трубопроводов к автоматам розлива, крышках автоматов розлива, свидетельствует о возможности несанкционированного доступа организации к автоматам розлива алкогольной продукции и производстве неучтенной алкогольной продукции:
- линия розлива №1 – резьбовые соединения трубопровода к автомату розлива (места размещения на схеме оснащения №64 и №76);
- линия розлива №2 – крышка автомата розлива (места размещения на схеме оснащения №№81, 64, 76, 79);
- линия розлива №3 – резьбовые соединения трубопровода к автомату розлива (место размещения на схеме оснащения №54), шкаф УСПД (устройства сбора, обработки и передачи данных) измерительной системы «Бакус-2006» (места размещения на схеме оснащения №57 и №58), крышка автомата розлива (место размещения на схеме оснащения №55).
Обращений от организации по вопросу распломбирования основного технологического оборудования, оснащенного средствами измерения, в Росалкогольрегулирование не поступало.
Согласно данным Журналов учета объемов производства и оборота (за исключением розничной продажи) и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при отсутствии пломб (голографических наклеек) организацией осуществлялось производство алкогольной продукции: линия розлива №1 – 40139,65 декалитров; линия розлива №2 – 20 279,73 декалитров; линия розлива №3 – 7007,8 декалитров.
Административным органом сделан вывод о нарушении пункта 3 статьи 20 Федерального закона от 22.11.1995 №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», пункта 8 Порядка оснащения основного технологического оборудования для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции автоматическими средствами измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции, утвержденного приказом Минфина России от 06.12.2006 г. №162н.
Действия ОАО ФАПК «Якутия» квалифицированы административным органом как правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Руководствуясь частью 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации МРУ Росалкогольрегулирование по ДФО обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении ОАО ФАПК «Якутия» к административной ответственности.
Дело рассматривается в порядке, установленном параграфом 1 главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Пунктом 64 части 2 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) установлено, что должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, частями 1 и 2 статьи 14.16, частями 1, 3 и 4 статьи 14.17 Кодекса.
Согласно пункту 1 Положения о Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 г. № 154, Росалкогольрегулирование является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, по надзору и оказанию услуг в этой сфере.
Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 24.07.2009 г. №27 утвержден перечень должностных лиц Росалкогольрегулирования, уполномоченных на составление протоколов об административных правонарушениях.
В соответствии с подпунктом «в» пункта 2 указанного перечня, начальники отделов в территориальных органах Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка уполномочены на составление протоколов об административных правонарушениях.
Таким образом, протокол №06-6 от 19.04.2010 г. составлен уполномоченным лицом.
Статья 28.2 КоАП Российской Федерации содержит обязательные требования к составлению протокола об административном правонарушении, призванные обеспечить соблюдение гарантий защиты прав лиц, привлекаемых к административной ответственности.
Протокол об административном правонарушении составлен в отсутствие законного представителя ОАО ФАПК «Якутия».
В силу части 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие, если они извещены в установленном порядке о совершении данного процессуального действия.
О месте и времени составления протокола законный представитель ОАО ФАПК «Якутия» - генеральный директор общества ФИО3 извещен, что подтверждается его подписью в определении от 13.04.2010 г. (л.д.23-24), своим правом на участие в данном процессуальном действии не воспользовался. Ходатайств от ОАО ФАПК «Якутия» административному органу не поступало.
Таким образом, нарушений при производстве по делу об административном правонарушении суд не усматривает.
Часть 4 статьи 14.17 КоАП РФ предусматривает ответственность за промышленное производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии, а равно с нарушением условий, предусмотренных лицензией.
ОАО ФАПК «Якутия» имеет лицензии на осуществление деятельности, связанной с производством, хранением и поставкой произведенного питьевого этилового спирта и на производство, хранение и поставки произведенных спиртных напитков (водки, ликероводочных изделий, коньяков из обработанных коньяков), выданные Федеральной налоговой службой.
Условием осуществления лицензируемого вида деятельности является соответствие действующему законодательству Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Федерального закона от 22.11.1995 г. №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» основное технологическое оборудование для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением оборудования для производства газируемых спиртных напитков с содержанием этилового спирта не более 9 процентов объема готовой продукции, вина, виноматериалов и для производства в соответствии с перечнем, устанавливаемым Правительством Российской Федерации, спиртосодержащей непищевой продукции, должно быть оснащено автоматическими средствами измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции.
В соответствии с пунктом 8 приказа Минфина России от 06.12.2006 №162н «Об утверждении порядка оснащения основного технологического оборудования для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции соматическими средствами измерения и учета концентрации и объема безводного этилового спирта в готовой продукции, объема готовой продукции» после оснащения средствами измерения основного технологического оборудования средства измерения пломбируются должностным лицом территориального налогового органа в присутствии представителя организации, о чем делается запись должностным лицом территориального налогового органа на схеме оснащения с указанием описания (номеров) пломб (печатей), использованных при опломбировании (опечатывании), и мест их размещения.
Пунктом 2 постановления Правительства РФ №154 «О Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка» установлено, что правопреемником, в том числе Федеральной налоговой службы в отношении обязательств в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции является Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка.
Согласно пункту 5.3.1 (вступившего в силу с 19.10.2009 г.) Положения о Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 г. №154, пломбирование автоматических средств измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции; пломбирование технических средств фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; пломбирование оборудования и коммуникаций в целях исключения производства и реализации этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляет Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка.
В соответствии с пунктом 3 статьи 20 Федерального закона от 22.11.1995 г. №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» запрещена эксплуатация основного технологического оборудования при отсутствии или повреждении пломб на коммуникациях либо автоматических средствах измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции и технических средствах фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему.
Как подтверждается материалами дела, и не отрицается ОАО ФАПК «Якутия», в период с 09.11.2009 г. по 09.03.2010 г., работниками организации были самовольно сняты 96 голографических наклеек (пломб), установленных лицензирующим органом при опломбировании основного технологического оборудования: линий розлива №1, 2 и 3, оснащенных автоматическими средствами измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции.
При этом, из материалов дела следует, что голографические наклейки (пломбы) отсутствуют: линия №1 – резьбовые соединения трубопровода к автомату розлива (места размещения на схеме оснащения №64 и №76); линия розлива №2 – крышка автомата розлива (место размещения на схеме оснащения №82), резьбовые соединения трубопровода к автомату розлива (места размещения на схеме оснащения №№81, 64, 76, 79); линия розлива №3 – резьбовые соединения трубопровода к автомату розлива (место размещения на схеме оснащения №54), шкаф УСПД (устройства сбора, обработки и передачи данных) измерительной системы «Бакус-2006» (места размещения на схеме оснащения №57 и №58), крышка автомата розлива (место размещения на схеме оснащения №55).
Также подтверждается материалами дела, и не опровергается ОАО ФАПК «Якутия», что при отсутствии пломб (голографических наклеек) обществом осуществлялось производство алкогольной продукции.
Следовательно, в нарушение пункта 3 статьи 20 Федерального закона от 22.11.1995 г. №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», пункта 8 Порядка оснащения основного технологического оборудования для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции соматическими средствами измерения и учета концентрации и объема безводного этилового спирта в готовой продукции, объема готовой продукции, утвержденного приказом Минфина России от 06.12.2006 г. №162н, ОАО ФАПК «Якутия» эксплуатировало основное технологическое оборудование при отсутствии пломб на резьбовых соединениях трубопроводов к автоматам розлива, крышках автоматов розлива.
Таким образом, суд приходит к выводу о наличии в действиях ОАО ФАПК «Якутия» состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Правонарушение относиться к категории длящихся правонарушений и срок давности привлечения к административной ответственности начинает течь с момента, когда административным органом выявлен факт противоправного деяния.
Следовательно, срок привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, не пропущен.
Вина ОАО ФАПК «Якутия» заключается в неосуществлении должного контроля за соблюдением лицензионных требований.
Доводы ОАО ФАПК «Якутия» о малозначительности правонарушения суд считает подлежащими отклонению.
Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в п.18.1 постановления от 02.06.2004 г. №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
По мнению представителей ОАО ФАПК «Якутия», о малозначительности правонарушения свидетельствует отсутствие вредных последствий совершенного правонарушения.
Согласно п. 3 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 12.11.2003 №17-П государственное регулирование в области производства и оборота такой специфической продукции, относящейся к объектам, ограниченно оборотоспособным, как этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, обусловлено необходимостью защиты как жизни и здоровья граждан, так и экономических интересов Российской Федерации, обеспечения нужд потребителей в соответствующей продукции, повышения ее качества и проведения контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.
Суд с учетом обстоятельств дела считает, что характер совершенного правонарушения, степень его общественной опасности и ущерба, причиненного охраняемым государством интересам, не позволяют сделать вывод о малозначительности совершенного обществом административного правонарушения.
Доводы ОАО ФАПК «Якутия» о том, что до марта 2010 года новая организация – Росалкогольрегулирование в Республике Саха (Якутия) фактически не приступала к своим обязанностям по регулированию оборота алкогольной продукции и общество объективно не могло куда-либо обратиться по данному вопросу, ничем не подтверждаются.
Более того, лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, представлена копия журнала входящей корреспонденции и пояснение о том, что первая корреспонденция от Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию рынка по Дальневосточному федеральному округу поступила 8 февраля 2010 г. Из краткого содержания поступившей корреспонденции, изложенного в журнале, следует, что МРУ Росалкогольрегулирования по ДФО было направлено определение о возбуждении дела об административном правонарушении, извещение о необходимости явки для составления протокола об административном правонарушении.
Таким образом, уже 08.02.2010 г. ОАО ФАПК «Якутия» было известно о существовании органа государственной власти, наделенного властными полномочиями по контролю за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Однако, из материалов дела следует, что 01.03.2010 г., 02.03.2010 г., 09.03.2010 г. обществом были самостоятельно сняты голографические наклейки (пломбы) и эксплуатировалось оборудование.
Санкция части 4 статьи 14.17 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства (оборудования), сырья, полуфабрикатов и иных предметов, использованных для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В соответствии с частью 3 статьи 4.1, частью 2 статьи 4.2 КоАП РФ суд при назначении административного наказания учитывает характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение ОАО ФАПК «Якутия», отсутствие сведений о наличии отягчающих обстоятельств, а также совершение правонарушения впервые и приходит к выводу о назначении штрафа в минимальном размере, установленном санкцией части 4 статьи 14.17 КоАП РФ. Основания для применения административного наказания в виде конфискации отсутствуют.
Руководствуясь частью 4 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьями 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Привлечь открытое акционерное общество Финансовая агропромышленная корпорация «Якутия» (<...>, основной государственный регистрационный номер 1041402037687) к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде наложения штрафа в размере 50000 рублей.
Сумма административного штрафа подлежит зачислению по следующим реквизитам: расчетный счет <***>, банк получателя: ГРКЦ ГУ Банка России по Хабаровскому краю г.Хабаровск, получатель платежа: Управление Федерального казначейства по Хабаровскому краю (Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному федеральному округу), БИК 040813001, КБК 160 11 608000010000140, ИНН получателя: 2721170838, КПП получателя: 272101001, ОКАТО: 08401375000.
Исполнительный лист на взыскание штрафа выдать по истечении тридцати дней со дня вступления решения суда в законную силу в случае отсутствия документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения.
Судья В.С.Терских