Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)
улица Курашова, дом 28, бокс 8, Якутск, 980 , www.yakutsk.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
Город Якутск | Дело № А58-3083/2015 |
08 октября 2015 года
Резолютивная часть решения объявлена 01 октября 2015 года.
Мотивированное решение изготовлено 08 октября 2015 года.
Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Андреева В.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Ивановой Н.М., рассмотрев в судебном заседании заявление Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по делам Арктики (ИНН 1435288844, ОГРН 1141447014026) от 04.05.2015 № 1392-ГКА, заявление Правительства Республики Саха (Якутия) без даты и номера
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) (ИНН 1435137122, ОГРН 1031402052153)
с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - Республиканского сельскохозяйственного потребительского кооператива второго уровня "Сахарыбпром" (ИНН <***>, ОГРН <***>) на стороне истца, Общества с ограниченной ответственностью «Якутская рыбная компания» (ИНН <***>, ОГРН <***>), открытого акционерного общества «Туймаада-Агроснаб» (ИНН <***>, ОГРН <***>), индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, ОГРНИП <***>), Общества с ограниченной ответственностью «Альтесс» (ИНН <***>, ОГРН <***>) , СХПСК «Булун Балыксыта» (ИНН <***>, ОГРН <***>), Общества с ограниченной ответственностью «Рыбный двор» (ИНН <***>, ОГРН <***>) на стороне ответчика,
о признании незаконными решения и предписания по делу № 02-23/15А от 30.04.2015,
при участии представителей сторон: от Правительства РС(Я) : ФИО2 по доверенности, ФИО3 по доверенности, от Комитета ФИО4 по доверенности, от Управления: ФИО5 по доверенности.
установил:
16.03.2015 в целях реализации государственной программы Республики Саха (Якутия) "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2012 - 2020 годы", утвержденной Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 7 октября 2011 г. N 934, Правительство Республики Саха (Якутия) – (далее «Правительство») приняло Постановление № 73 "О Порядке предоставления в 2015 году и на плановый период 2016 - 2017 годов субсидий на развитие рыбохозяйственного комплекса из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в рамках реализации государственной программы Республики Саха (Якутия) "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2012 - 2020 годы" (вместе с "Порядком предоставления в 2015 году и на плановый период 2016 - 2017 годов субсидий на развитие рыбохозяйственного комплекса из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в котором был утвержден Порядок предоставления в 2015 году и на плановый период 2016 - 2017 годов субсидий на развитие рыбохозяйственного комплекса из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в рамках реализации государственной программы Республики Саха (Якутия) "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2012 - 2020 годы".
На основании данного Постановления Правительства Республики Саха(Якутия) Государственным комитетом Республики Саха (Якутия) по делам Арктики – (далее «Комитет») был издан Приказ от 30.03.2015 № 77-ОД « Об отборе получателей субсидии на финансовое обеспечение затрат по заготовке сырья для производства рыбной продукции» согласно которого были утверждены извещение о проведении отбора получателей субсидии, форма заявления на участие в отборе получателей субсидии, форму справки-расчета о причитающихся субсидиях на финансовое обеспечение затрат, а также форму соглашения о предоставлении субсидии.
09.04.2015 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) (далее Управление) поступила коллективная жалоба ООО «Якутская рыбная компания», ОАО «Туймаада Лгроснаб», ИП ФИО1, РПЦ «Чезаро», ООО «Альтесс», СХПСК «Булун Балыксыста», ООО «Рыбный двор» на действия Правительства Республики Саха (Якутия).
В данном заявлении было указано, что постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 16.03.2015г. №73 были установлены критерии отбора получателей, которые являются дискриминационными по отношению к заявителям жалобы.
Так в соответствии с пунктом 3.1.3. Порядка предоставления субсидий, условиями предоставления субсидии для претендента являются следующие условия:
д) наличие (или аренда) здания обшей площадью не менее 2 000 кв. м с рыбоперерабатывающим производством;
е) наличие (или аренда) холодильных помещений общей площадью не менее 600 кв.м;
ж) наличие производственно-финансового плана, согласованного с ГоскомАрктики РС(Я);
Приказом Управления от 09.04.2015г. №33 возбуждено дело №02-23/15А по признакам нарушения Правительством и Комитетом части 1 статьи 15 Федерального чакона «О защите конкуренции».
По результатам рассмотрения жалобы Управление пришло к выводу о том, что Порядок предоставления субсидий па развитие рыбохозяйетвенного комплекса. утвержденный Постановлением правительства №73 от 16.03.2015 финансируется из бюджета Республики Саха (Якутия) по подпрограмме «Развитие рыбохозяйетвенного комплекса», следовательно, определение категории получателей субсидии, сельскохозяйственные кооперативы второго уровня не соответствует нормативно-правовым актам Российской Федерации и Республики Саха (Якутия). Данное обстоятельство послужило для вывода о создании со стороны Правительства дискриминационных условий участия в отборе на получение субсидии, поскольку переработкой рыбы могут заниматься и иные физические, юридические лица независимо от организационно-правовой формы.
Управление пришло к выводу, что условия предоставления субсидии в указанные пунктах д), е), ж) Постановления Правительства №73 от 16.03.20 15г. являются необоснованными поскольку ставят в зависимость возможность прохождения отбора, от наличия определенного количества производственных мощностей хозяйствующего субъекта. Указание на конкретные количественные показатели не позволяют претендовать на получение субсидии иным хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность на рынке рыбопереработки у которых менее 2000 кв.м. помещений и холодильных помещений общей площадью менее 600 кв.м.
Установив критерий о представлении конин производственного-финансового плана согласованного с ГоскомАрктики РС(Я) Правительство ограничило выбор хозяйствующих субъектов, поскольку при отсутствии данного согласования претендент лишается права на участие в отборе.
30.04.2015 Управление приняло решение по делу № 02-23/15А согласно которого Правительство было признано нарушившим пункт 8 части 1 статьи 15 федерального закона «О защите конкуренции» в части принятия п.3.1.2 пп.д),е) и ж) п 3.1.3 Постановления правительства № 73 от 16.03.2015.
Также данным решением Управление признало Комитет нарушившим пункт 8 части 1 статьи 15 федерального закона « О защите конкуренции», утвердившего Приказ № 77-ОД от 30.03.2015.
Данным решением Правительству и Комитету были выданы предписания об устранении нарушений закона. В частности, Правительству было указано привести в соответствие редакцию Постановления Правительства № 73 от 16.03.2015, а Комитету отменить Приказ № 77-ОД от 30.03.2015.
Не согласившись с данным решением и предписанием Управления Правительство обратилось в Арбитражный суд с требованием о признании их незаконными.
Комитет также не согласился с данным решением и предписанием и обратился в Арбитражный суд с соответствующим требованием об их отмене (дело № А58-3083/15).
Определением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 07.08.2015 по заявлению Комитета производство по делу № А58-3083/15 было объединено в настоящее производство для совместного рассмотрения требований.
В судебном заседании Представитель Правительства заявил письменный отказ от своих требований, указав. 13.07.2015 в Постановление № 73 "О Порядке предоставления в 2015 году и на плановый период 2016 - 2017 годов субсидий на развитие рыбохозяйственного комплекса из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в рамках реализации государственной программы Республики Саха (Якутия) "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2012 - 2020 годы" были внесены соответствующие изменения.. В связи с тем, что данный отказ от требований не нарушает прав и законных интересов других лиц участвующих в деле суд в порядке статьи 41 АПК РФ принимает данный отказ и прекращает производство по данному требованию
В судебном заседании объявлялся судебный перерыв с 11 часов 46 минут 28.09.2015 до 15 часов 40 минут 01.10.2015. После судебного перерыва судебное разбирательство продолжено с участием представителя Комитета, который поддержал свои требования о незаконности пунктов 2 и 4 оспариваемого решения Управления, а также признании незаконным предписания Управления № 2 от 30.04.2015 выданного в отношении Комитета.
Изучив материалы дела, доводы заявителя и возражения Управления, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными решений государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
Согласно статье 22 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства органами местного самоуправления, хозяйствующими субъектами, физическими лицами; выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по их прекращению и привлекает к ответственности за такие нарушения.
В соответствии со статьей 23 Закона о защите конкуренции к полномочиям антимонопольного органа отнесены возбуждение и рассмотрение дела о нарушениях антимонопольного законодательства.
Частью 1 статьи 40 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что для рассмотрения каждого дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган создает в порядке, предусмотренном названным законом, комиссию по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства. Комиссия выступает от имени антимонопольного органа. Состав комиссии и ее председатель утверждаются антимонопольным органом.
В силу частей 2 и 4 статьи 41 Закона о защите конкуренции по окончании рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства комиссия на своем заседании принимает решение.
Таким образом, оспариваемое решение и предписание вынесено Управлением в пределах предоставленных полномочий.
Управление по результатам рассмотрения дела № 02-23/15А пришло к выводу о нарушении Комитетом пункта 8 части 1статьи 15 Закона о защите конкуренции в связи с принятием Комитетом Приказа от 30.03.2015 № 77-ОД « Об отборе получателей субсидии на финансовое обеспечение затрат по заготовке сырья для производства рыбной продукции».
Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
В этой связи суд с учетом установленного частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правила распределения бремени доказывания определил, что Управление обязано доказать, что Приказ Комитета приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе и в форме создания дискриминационных условий для других хозяйствующих субъектов осуществляющим деятельность на рынке рыбопереработки
Данный вывод соответствует разъяснениям, изложенным в пункте 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства".
Из содержания оспариваемого решения Управления следует, что Комитет во исполнение требований, установленных Постановлением Правительства № 73 от 16.03.2015 приняло Приказ №77-ОД «Об отборе получателей субсидии на финансовое обеспечение затрат но заготовке сырья для производства рыбной продукции» в целях финансового обеспечения затрат по заготовке сырья для производства рыбной продукции.
Данным Приказом Комитета были утверждены формы извещения о проведении отбора получателей субсидии, заявления на участие в отборе получателей субсидии, справки-расчета о причитающихся субсидиях на финансовое обеспечение затрат, а также форма соглашения о предоставлении субсидии.
Поскольку согласно Положения о Государственном комитете Республика Саха Якутия) по делам Арктики, утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 24 ноября 2014 года №420 Комитет является исполнительным органом государственной власти Республики Саха (Якутия), осуществляющим межотраслевую координацию в сфере традиционных отраслей Севера, организации и регулировании рыболовства, развития арктических и северных территорий Республики Саха (Якутия), также функциональное регулирование в определенной сфере деятельности, суд пришел к выводу о том, что при наличии действия нормативного правового акта Правительства, определяющего критерии отбора получателей субсидии, Комитет при издании данного приказа действовал в пределах своей компетенции.
В оспариваемом решении Управление не указало каким образом утверждение соответствующих форм извещения о проведении отбора получателей субсидии, заявления на участие в отборе получателей субсидии, справки-расчета о причитающихся субсидиях на финансовое обеспечение затрат, а также форма соглашения о предоставлении субсидии привело к недопущению, ограничению и устранению конкуренции.
Довод комиссии Управления о том, что в результате принятия Приказа Комитета были преимущественные условия участия в отборе СХПК «Сахарыбпром» и созданы дискриминационные условия участия в отборе иных субъектов занимающихся рыбопереработкой не может быть признан судом обоснованным, поскольку сам по себе Приказ не устанавливает таких условий, а его содержание находится в рамках правового поля, действующего на тот момент нормативного акта исполнительного органа государственной власти Республики Саха(Якутия) .
На основании надлежащей правовой оценки доводов и доказательств сторон в соответствии с положениями главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд установил, что Управление не доказало, что принятие Приказа привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе и в форме создания дискриминационных условий для других хозяйствующих субъектов осуществляющим деятельность на рынке рыбопереработки.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что обжалуемое решение Управления в части признания Комитета, утвердившего Приказ № 77-ОД от 30.03.2015, нарушившим пункт 8 части 1 статьи 15 федерального закона «О защите конкуренции», а также выдаче Предписания Управления № 2 от 30.04.2015 об отмене данного Приказа не соответствует требованиям закона и нарушает права заявителя. В связи с этим, заявление Комитета подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 150, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
отказ Правительства Республики Саха (Якутия) от заявления без даты и номера принять, производство по заявлению Правительства Республики Саха (Якутия) прекратить.
Признать недействительными пункты 2 и 4 решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) (ИНН <***>, ОГРН <***>) от 30.04.2015 по делу № 02-23/15А о нарушении антимонопольного законодательства вынесенного в отношении Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по делам Арктики (ИНН <***>, ОГРН <***>).
Признать недействительным предписание № 2 Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) (ИНН <***>, ОГРН <***>) от 30.04.2015 по делу № 02-23/15А о нарушении антимонопольного законодательства выданное Государственному комитету Республики Саха (Якутия) по делам Арктики (ИНН <***>, ОГРН <***>).
Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по делам Арктики.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно – телекоммуникационной сети Интернет http://yakutsk.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда – http://4aas.arbitr.ru.
Судья В.А. Андреев