Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)
улица Курашова, дом 28, бокс 8, Якутск, 980 , www.yakutsk.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
город Якутск
06 августа 2015 года | Дело № А58-3060/2015 |
Резолютивная часть решения объявлена 30.07.2015
Решение в полном объеме изготовлено 06.08.2015
Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе: судьи
Терских В. С. , при ведении протокола секретарем судебного заседания Барашковой Т.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Макарова Николая Константиновича (ИНН 143000045140, ОГРНИП 306143006500013) без даты и номера
к Департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о признании незаконным решения, изложенного в письме от 12.05.2015 № 344-АЗО/15, об отказе в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 14:35:106004:653, общей площадью 108,09 га, по адресу: РС(Я), г. Якутск, ст. Кислицино, разрешенное использование – для ведения сельскохозяйственного производства,
об обязании в месячный срок со дня вступления решения в законную силу принять решение о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 14:35:106004:653, общей площадью 108,09 га, по адресу: РС(Я), г. Якутск, ст. Кислицино, разрешенное использование – для ведения сельскохозяйственного производства,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО3 – по доверенности от 01.06.2015;
от ответчика: ФИО4 – по доверенности от 13.04.2015,
УСТАНОВИЛ:
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО5 (ИНН <***>, ОГРНИП <***>) (далее – ГКФ ФИО5, заявитель) обратился в суд с заявлением без даты и номера к Департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании незаконным решения, изложенного в письме от 12.05.2015 № 344-АЗО/15, об отказе в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 14:35:106004:653, общей площадью 108,09 га, по адресу: РС(Я), г. Якутск, ст. Кислицино, разрешенное использование – для ведения сельскохозяйственного производства, об обязании в месячный срок со дня вступления решения в законную силу принять решение о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 14:35:106004:653, общей площадью 108,09 га, по адресу: РС(Я), г. Якутск, ст. Кислицино, разрешенное использование – для ведения сельскохозяйственного производства.
В обоснование заявленных требований ГКФ ФИО5 указывает, что оспариваемый отказ не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя с учетом того, что заявитель обратился с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка 31.10.2014, к правоотношениям сторон подлежал применению Федеральный закон от 24.07.2002 № 101 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» в редакции от 28.12.2013. Кроме того, заявитель также полагает, что в порядке пункта 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации договор аренды по истечении срока договора при отсутствии возражений со стороны арендатора считается действующим в связи с возобновлением его на тех же условиях на неопределенный срок.
Ответчик не согласен с заявленными требованиями, представил отзыв, с изложением доводов возражения. В частности указывает, что заявитель должен доказать надлежащее использование земельного участка в течение трех лет.
Суд, исследовав материалы дела, установил следующие обстоятельства.
ФИО5 зарегистрирован в качестве Главы крестьянского хозяйства 06.03.2006 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 4 по Республике Саха (Якутия) (Территориально обособленные рабочие места в Чурапчинском улусе). Согласно выписке из ЕГРИП, основным видом деятельности является разведение крупного рогатого скота, одним из дополнительных видов деятельности является овощеводство, декоративное садоводство и производство продукции питомников; выращивание картофеля, столовых корнеплодных и клубнеплодных культур с высоким содержанием крахмала или инулина; разведение свиней, производство мяса; выращивание зерновых, технических и прочих сельскохозяйственных культур, не включенных в другие группировки; разведение овец, коз, лошадей, ослов, мулов и лошаков.
Распоряжением Министерства имущественных отношений Республики Саха (Якутия) от 02.11.2011 № Р-1675 КФХ «Уэкуйэ», главой которого является ФИО5, предоставлен на праве аренды сроком до 02.11.2014 земельный участки из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 14:35:106004:653, расположенные по адресу: РС(Я), г. Якутск, ур.Кислицыно, общей площадью 108,09 га, с видом разрешенного использования для ведения сельскохозяйственного производства.
07.11.2011 между Министерством имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) (арендодатель) и КФХ «Уэкуйэ» в лице Главы ФИО5 (арендатор) заключен Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности № 15 (далее – договор).
Согласно договору арендодатель передал, а арендатор принял в аренду земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером 14:35:106004:653, находящийся по адресу: Республика Саха (Якутия), г. Якутск, урочище Кислицыно, площадью 108,09 га., для сельскохозяйственного производства на срок с 02.11.2011 до 02.11.2014.
Договор зарегистрирован в установленном законе порядке, земельный участок передан по акту приема-передачи.
31.10.2014 вх.№2393-АЗО/14 ГКХ ФИО5 обратился с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка.
12.05.2015 Департамент письмом № 344-АЗО/15 отказал ГКХ ФИО5 в предоставлении земельного участка в собственность, в связи с отсутствием доказательств, подтверждающих надлежащее использование запрашиваемого в собственность земельного участка, а также истечением срока аренды земельного участка.
Данное обстоятельство послужило поводом для обращения заявителя в суд с вышеназванным заявлением.
Дело рассматривается в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В свою очередь обязанность доказывания нарушенного права в соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лежит на заявителе.
Статьей 264 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством.
В соответствии с абзацем 3 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) установлено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В соответствии с Федеральным законом от 23.06.2014 № 171-ФЗ с 01.03.2015 пункт 10 статьи 3 Закона № 137-ФЗ утратил силу, а в Закон № 137-ФЗ введена статья 3.3, согласно которой распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется: органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом; органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, входящего в состав этого муниципального района, при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, а также в отношении земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района.
Между тем, учитывая, что Глава КХ ФИО5 обратился в Департамент 31.10.2014, то есть до вступления в силу изменений в земельное законодательство, применению подлежат те нормы, которые действовали на момент обращения в Департамент с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка.
В силу пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в редакции, действовавшей в спорный период) до разграничения государственной собственности на землю, государственная регистрация права государственной собственности на землю для осуществления распоряжения землями, находящимися в государственной собственности не требуется.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Следовательно, полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе «город Якутск» определяются в соответствии с Земельным кодексом Республики Саха (Якутия).
Так, согласно пункту 12 статьи 12 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия) (в редакции Закона РС (Я) от 08.06.2012 1082-З № 1049-IV) (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) к полномочиям Правительства Республики Саха (Якутия) в области земельных отношений относится предоставление на территории городского округа «город Якутск» земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в собственность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, за исключением земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.
В рассматриваемом случае, установлено, что спорный земельный участок относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена. Оспариваемый отказ в предоставлении спорного земельного участка в собственность заявителя принят Департаментом имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска, в рамках предоставленных полномочий, с учетом того, что Глава КХ ФИО5 обратился с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность до внесения изменений в земельное законодательство.
Таким образом, оспариваемый отказ принят органом, имеющим соответствующие полномочия, требование заявлено к надлежащему заинтересованному лицу.
Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей (пункт 1 статьи 77 ЗК РФ). Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей (пункт 1 статьи 78 ЗК РФ).
По общему правилу не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд (пункт 4 статьи 28 ЗК РФ).
Оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (пункт 6 статьи 27 ЗК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее - Закон № 101-ФЗ) (в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений) земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах). Правило настоящего пункта не распространяется на случаи, предусмотренные пунктом 4 настоящей статьи.
В силу части 4 статьи 10 Закона № 101-ФЗ в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений) земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, находящийся в государственной или муниципальной собственности, переданный в аренду гражданину или юридическому лицу, может быть приобретен арендатором в собственность по рыночной стоимости по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка.
В связи с чем, обязанность уполномоченного органа по предоставлению в собственность арендатора земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения возникает только при условии наличия у данного арендатора права на приобретение таких участков в собственность и отсутствия установленных законодательством препятствий для их приватизации.
Таким образом, право арендатора на приобретение в собственность земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения возникает при одновременном выполнении следующих условий:
1) арендатор пользуется соответствующим участком на основании договора аренды не менее трех лет;
2) пользование данным участком осуществлялось надлежащим образом.
Решение о предоставлении земельного участка в собственность или об отказе в его предоставлении в собственность должно быть принято в течение тридцати дней со дня подачи таким арендатором заявления в письменной форме в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающие правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Перечень документов, которые могут подтверждать надлежащее использование земельного участка, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), по государственному мониторингу таких земель (абзац 2 пункта 4 статьи 10 Закона №101-ФЗ).
Из материалов дела следует, что Глава КХ ФИО5 более трех лет (с 2011 года по настоящее время) является арендатором земель сельскохозяйственного назначения, а именно испрашиваемого земельного участка.
Судом установлено, что в основу оспариваемого отказа в выкупе испрашиваемого заявителем земельного участка положен вывод об отсутствии доказательств надлежащего использования земельного участка, а также истечение срока аренды земельного участка.
По смыслу положений части 4 статьи 10 Закона № 101-ФЗ обязанность по подтверждению соответствия использования арендуемых земельных участков их назначению, а именно для нужд сельского хозяйства, возлагается на лицо, которое обращается в соответствующий компетентный орган публичной власти с заявлением о приватизации данных участков.
Перечень документов, которые могут подтверждать надлежащее использование земельных участков уполномоченным федеральным органом исполнительной власти - Министерством сельского хозяйства Российской Федерации в соответствии с абзацем 2 части 4 статьи 10 Закона № 101-ФЗ до настоящего времени не утвержден. Вместе с тем данное обстоятельство не освобождает лицо, претендующее на приобретение в собственность арендуемых им земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, от исполнения названной выше обязанности.
Согласно Перечню признаков неиспользования земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной, связанной с сельскохозяйственным производством деятельности, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2012 № 369, использование (неиспользование) земельного участка для ведения сельскохозяйственного производства подтверждается проведением на этом участке соответствующих сельскохозяйственных работ (обработка почвы, сенокошение, выпас скота, уход за почвой, уборка урожая и т.п.).
Как следует из материалов дела, в ходе рассмотрения ответчиком заявления о предоставлении в собственность земельного участка, заявитель самостоятельно обращался в адрес Управления муниципального контроля ОА г. Якутска с просьбой дать заключение по представленным документам и по фактическому использованию испрашиваемого земельного участка в соответствии с целевым назначением. На указанное обращение Управление муниципального контроля Окружной администрации города Якутска направило письмо от 24.04.2015, из которого следует, что испрашиваемый земельный участок используется по целевому назначению.
Согласно письму Заместителя Главы Городского округа «город Якутск» от 03.03.2015, направленному в адрес руководителя МКУ «Агентство земельных отношений» следует, что Окружная администрация города Якутска в ответ на запрос от 23.01.2015 № Сз 2192 согласовывает обращение ФИО5 (вз.№ 2393АЗО/14 от 31.10.2014) о предоставлении в собственность земельного участка. При этом также сообщает, что в 2014 году поголовье КРС в КХ «Уокуйэ» соствляет 72 головы, в том числе коров – 48 голов, валовое производство молока составляет 122 тн, в том числе сдано государству – 12 тн, посевная площадь картофеля – 3 га, налоговый сбор 10 тн, овощи открытого грунта – 6 га, валовый сбор – 41 тн, овощи закрытого грунта – 5 940 кв.м., валовый сбор – 15 тн.
Из распоряжения Министерства имущественных отношений Республики Саха (Якутия) от 02.11.2011 № Р-1675, договора аренды земельного участка от 07.11.2011 № 15, кадастрового паспорта земельного участка следует, что разрешенный вид использования - ведение сельскохозяйственного производства.
Представленными заявителем и приложенными к заявлению: сведениями о производстве продукции животноводства и поголовье скота за 2012 год, декабрь 2013 года, 4 квартал 2014 года, 1 апреля 2015 года, сведений о ссборе урожая сельскохозяйственных культур по состоянию на 1 октября, 1 декабря (1 ноября) 2012 года, 2013 года, 2014 года установлено надлежащее использование спорного земельного участка, нарушений земельного законодательства не выявлено.
Таким образом, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии с положениями статей 65, 68, 71 АПК РФ в отдельности и их взаимосвязи, суд приходит к выводу, что факт надлежащего использования заявителем спорного земельного участка в соответствии с его целевым назначением и видом использования подтверждается материалами дела.
Обратное, а именно, факт не использования спорного земельного участка в соответствии с его целевым назначением Департаментом в соответствии со статьей 65 АПК РФ не доказано и не следует из материалов дела, не опровергнуто допустимыми и относимыми доказательствами.
Поскольку ненадлежащее использование арендуемого земельного участка не подтверждено, отказ в выкупе земельного участка не может быть признан правомерным.
Доказательств изъятия испрашиваемого земельного участка из оборота, установления запрета на приватизацию, а также доказательств их резервирования для государственных, муниципальных нужд, заинтересованным лицом представлено не было (часть 2 статьи 9 АПК РФ).
В силу пп. 1, 3 ст. 6 Федерального закона № 101-ФЗ собственники землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
Земельным законодательством в публичных интересах с учетом того, что земля является основой жизни и деятельности проживающих на ней народов (п. 1 ст. 9 Конституции РФ), установлено, что в случае ненадлежащего использования или неиспользования в соответствии с целевым назначением в течение трех лет земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения может быть принудительно изъят у его собственника, землепользователя, арендатора в судебном порядке. Кроме того, за нарушение обязанностей по целевому использованию земельного участка установлена и возможность применения административно-правовых санкций.
В рассматриваемом случае, материалы дела не свидетельствуют, что заявитель допускал факты ненадлежащего использования или неиспользования земельным участком.
Ответчик в оспариваемом отказе также указал на истечение срока аренды земельного участка.
Согласно пункту 2.1. Договора аренды земельного участка от 07.11.2011 № 15 срок действия Договора установлен с 02.11.2011 до 02.11.2014.
Между тем, на момент обращения Главы КХ ФИО5 с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, срок действия аренды не истек (31.10.2014).
При таких обстоятельствах, суд, установив, что испрашиваемый земельный участок идентифицирован, имеет кадастровый номер, находится в аренде у Главы КХ ФИО6, доказательств ненадлежащего использования земельного участка не имеется, приходит к обоснованному выводу о том, что у заявителя возникло право выкупа спорного земельного участка, предусмотренное пунктом 4 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Соответственно, оспариваемый отказ Департамента на основании статей 198 и 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует признать недействительным как несоответствующий пункту 4 статьи 10 Закона № 101-ФЗ и нарушающий права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться, в том числе, указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.
С учетом изложенной нормы права Департамент обязан устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Кооператива путем принятия решения о предоставлении в собственность за плату испрашиваемого земельного участка.
При обращении в суд Главой КХ ФИО5 уплачена государственная пошлина в размере 3 000 руб.
Между тем, в порядке пункта 3 части 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным для физических лиц составляет 300 рублей.
При таких обстоятельствах, излишне уплаченная государственная пошлина в размере 2 700 рублей подлежит возврату заявителю.
Согласно статье 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
Статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Судебные расходы, понесенные заявителем при рассмотрении настоящего дела подлежат взысканию с Департамента имущественных и земельных отношений окружной администрации города Якутска. При этом, то обстоятельство, что ответчик как орган местного самоуправления освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении в суд, не имеет правового значения при взыскании с него судебных расходов, так как статья 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации не регулирует вопрос о распределении судебных расходов.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
признать незаконным решение Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска, изложенное в письме от 12.05.2015 № 344-АЗО/15, об отказе в предоставлении индивидуальному предпринимателю ФИО7 крестьянского (фермерского) хозяйства «Уэкуйэ» ФИО5 в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 14:35:106004:653, общей площадью 108,09 га, расположенного по адресу: РС (Я), г.Якутск. ур.Кислицино.
Обязать Департамент имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу принять решение о предоставлении индивидуальному предпринимателю ФИО7 крестьянского (фермерского) хозяйства «Уэкуйэ» ФИО5 в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 14:35:106004:653, общей площадью 108,09 га, расположенного по адресу: РС (Я), г.Якутск. ур.Кислицино.
Взыскать с Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска (ИНН <***>, ОГРН <***>) в пользу Главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО2 (ИНН <***>, ОГРНИП <***>) расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Возвратить индивидуальному предпринимателю ФИО7 крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО5 (ИНН <***>, ОГРНИП <***>) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 2700 рублей. Выдать справку на возврат.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно – телекоммуникационной сети Интернет http://yakutsk.arbitr.ru.
Судья | ФИО1 |