Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)
ул. Курашова, 28, бокс 8, г. Якутск, 677980, тел.: (411-2) 34-05-80, факс: (411-2) 42-05-32, E-mail: info@yakutsk.arbitr.ru, www.yakutsk.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
город Якутск
Дело №А58-3077/2012
13 июля 2012 года
Резолютивная часть решения объявлена 09 июля 2011 года, полный текст решения изготовлен 13 июля 2012 года.
Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Устиновой А.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Анисимовой В.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления государственного строительного надзора Республики Саха (Якутия) от 23.05.2012 № 02/03-957 к обществу с ограниченной ответственностью "Норд-Вест-Строй" (идентификационный номер налогоплательщика <***>, основной государственный регистрационный номер <***>) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с участием представителя: УГСН – ФИО1 по доверенности от 10.01.2012 № 02/03-6, от общества – не явились, извещены (уведомление № 67700051301396), установил:
Управление государственного строительного надзора Республики Саха (Якутия) – административный орган обратился с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Норд-Вест-Строй" – далее общество, к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном параграфом 1 главы 25 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Судом установлено.
Общество с ограниченной ответственностью "Норд-Вест-Строй" зарегистрировано в качестве юридического лица 11.08.2006, имеет основной государственный регистрационный номер 1061435051897, место нахождения: <...>.
В период с 05.03.2012 по 19.03.2012 первым заместителем руководителя УГСН РС(Я) ФИО2 на основании приказа от 27.02.2012 № 01/12-С-98 проведена проверка объекта капитального строительства «Два многоквартирных жилых дома с соцкультбытом (№ 1, № 2) в квартале 37 г. Якутска. Жилой дом № 2», расположенного по адресу: <...>, застройщик ООО «Норд-Вест-Строй», о чем составлен акт проверки от 19.03.2012 № 136-12 (л.д. 14-16), в котором зафиксированы выявленные в ходе проверки нарушения и выдано предписание от 19.03.2012 № 136-12 об устранении нарушений при строительстве объекта капитального строительства (л.д. 17-18).
Указанным предписанием ООО «Норд-Вест-Строй» предписано в срок до 25.04.2012:
заделать места прохода коммуникаций через стены и перекрытия негорючим материалам – нарушение частей 1, 4 статьи 137 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности № 123-ФЗ;
обеспечить выход влаги через конденсатные отверстия на оконный отлив – нарушение части 1 статьи 25 Технического регламента о безопасности зданий и сооружений № 384-ФЗ;
предоставить проектное решение на крепление конструкций ограждения лоджий – нарушение статьи 7 Технического регламента о безопасности зданий и сооружений № 384-ФЗ;
выполнить систему отопления в соответствии с проектом – стояк 33 вынести в теплое помещение – нарушение л. 3 0.194-11-ОВ проекта;
выполнить отмостку вокруг котельной – нарушение л. 5 0.194-11-АС проекта;
выполнить звукоизоляционные прокладки в полах согласно проекту – л. 11 0.194-11-АС;
предоставить исполнительную документацию, акты испытаний, монтажа оборудования и противопожарных систем на выполненный объем работ по котельной - нарушение частей 1, 4 статьи 39 Технического регламента о безопасности зданий и сооружений № 384-ФЗ, части 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Предписание получено представителем ООО «Норд-Вест-Строй» ФИО3 19.03.2012, о чем свидетельствует соответствующая подпись на копии предписания (л.д. 17-18).
25.04.2012 руководителем УГСН издан приказ № 01/12-С-304 о проведении внеплановой выездной проверки ООО «Норд-Вест-Строй» на предмет выполнения предписания УГСН РС(Я) от 19.03.2012 № 136-12 (л.д. 19).
28.04.2012 уведомлением № 01/25-453 (вх. № 49) о проведении проверки при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства «Два многоквартирных жилых дома с соцкультбытом (№ 1, № 2) в квартале 37 г. Якутска. Жилой дом № 2» ООО «Норд-Вест-Строй» уведомлено о дате проведения проверки в период с 04.05.2012 по 15.05.2012, сбор на объекте 04.05.2012 в 14-30 часов (л.д. 21).
В период с 04.05.-14.05.2012 первым заместителем руководителя УГСН РС(Я) проведена проверка в присутствии представителей начальника ПТО ООО «Норд-Вест-Строй».
По результатам проверки составлены:
акт проверки при строительстве объекта капитального строительства от 14.05.2012 № 316-12, в соответствии которым установлено частичное выполнение пунктов предписания от 19.03.2012 № 136-12 – выполнен только один пункт из семи (л.д. 24-26).
протокол об административном правонарушении в строительства от 15.05.2012 № 126-12, в котором зафиксированы выявленные нарушения в ходе проверки, а именно не выполнение пунктов 2-7 предписания от 19.03.2012 № 136-12; протокол составлен в отсутствие представителя лица, в отношении которого возбуждено производство по делу административном правонарушении.
Руководствуясь частью 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях УГСН РС (Я) обратился в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением о привлечении ООО «Норд-Вест-Строй» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обществом отзыв на заявление не представлен.
В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии с пунктом 3.4.1 Положения об Управлении государственного строительного надзора Республики Саха (Якутия), утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 26.12.2007 № 535, Управление для выполнения возложенных на него задач и функций имеет право проводить проверки для осуществления государственного строительного надзора и осуществление контроля за соблюдением законодательства о градостроительной деятельности в порядке, установленном законодательством, в том числе проводить внеплановые проверки по обращениям физических и юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления по вопросам, относящимся к осуществлению государственного строительного надзора.
Пунктом 3.4.12 вышеназванного Положения установлено, что составлять протоколы по результатам проведенных проверок акты и на их основании выдавать предписания об устранении выявленных нарушений и устанавливать сроки устранения таких нарушений.
Согласно пункту 70 части 2 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации - об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.4, частью 6 статьи 19.5, статьями 19.6 и 19.7 настоящего Кодекса.
Кроме этого, пунктом 3.1 Положения об Управлении государственного строительного надзора Республики Саха (Якутия) предусмотрено, что составлять протоколы об административных правонарушениях имеют право должностные лица Управления: руководитель, его заместитель, руководители структурных подразделений, главные и ведущие специалисты структурных подразделений, осуществляющие проведение проверок (инспекции).
Протокол об административном правонарушении от 15.05.2012 № 126-12 составлен должностным лицом – первым заместителем руководителя Управления государственного строительного надзора Республики Саха (Якутия), таким образом, суд приходит к выводу о том, что протокол составлен уполномоченным должностным лицом.
В соответствии со статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 1.1 и 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса (часть 1).
При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе (часть 3).
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4).
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие (часть 4.1).
Протокол об административном правонарушении от 15.05.2012 № 126-12 составлен в отсутствии законного представителя юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, вместе с тем уведомлением от 14.05.2012 № 01/25 общество извещено о дате, времени и месте составления протокола, зарегистрированным за вх. № от 14.05.2012 (л.д. 23), между тем законный представитель ООО «Норд-Вест-Строй» своим правом на участие при составлении протокола об административном правонарушении не воспользовался, ходатайств от ООО «Норд-Вест-Строй» не поступало.
С учетом изложенного, суд считает, что процедура проверки и составления протокола об административном правонарушении административным органом не нарушена.
Из материалов дела следует, что по результатам проведенной проверки в период с 05-19.03.2012 административным органом обществу выдано предписание от 19.03.2012 № 136-12 об устранении нарушений при строительстве объекта капитального строительства, в предписании разъяснено, что за неисполнение или не исполнение в срок настоящего предписания, застройщик или заказчик либо лицо, осуществляющее строительство несет административную ответственность, предусмотренную статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; кроме того, в предписании содержится информация со ссылкой на пункт 16 и Приложения 9 РД 11-04-2006 о необходимости после устранения выявленных проверкой нарушений направить в УГСН извещение об устранении выявленных нарушений до 25.04.2012.
Экземпляр предписания получен представителем ООО «НВС» ФИО3 по доверенности от 05.03.2012, о чем свидетельствует ее подпись на предписании, из указанной доверенности следует, что представитель ФИО3 полномочна, в том числе на получение предписания по проверке от имени ООО «Норд-Вест-Строй», таким образом, факт получения предписания от 19.03.2012 № 136-12 подтверждается материалами дела.
Между тем, проверкой, проведенной органом в период с 04-14.05.2012 установлен факт невыполнения, выданного предписания от 19.03.2012 № 136-12 УГСН РС (Я) в полном объеме, что подтверждается актом проверки от 14.05.2012 № 316-12, протоколом от 19.03.2012 № 136-12 об административном правонарушении в строительстве.
Объективная сторона части 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях состоит в невыполнении в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Частью 4 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено осуществление государственного строительного надзора органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Статьей 7 Градостроительного кодекса Российской Федерации также отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области градостроительной деятельности осуществление государственного строительного надзора в случаях, предусмотренных данным Кодексом.
Согласно части 4 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации государственный строительный надзор осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора за строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом иных, кроме указанных в части 3 настоящей статьи, объектов капитального строительства, если при их строительстве, реконструкции, капитальном ремонте предусмотрено осуществление государственного строительного надзора.
В силу части 6 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации по результатам проведенной проверки органом государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи лицу, осуществляющему строительство, предписания об устранении выявленных нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на нормативный правовой акт, технический регламент, проектную документацию, требования, которых нарушены, а также устанавливается срок устранения выявленных нарушений.
В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство в соответствии с заданием застройщика или заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов.
Согласно статье 7 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений
Статьей 25 Технического регламента о безопасности зданий и сооружений установлено, что в проектной документации здания и сооружения должны быть предусмотрены конструктивные решения, обеспечивающие: недопущение образования конденсата на внутренней поверхности ограждающих строительных конструкций, за исключением светопрозрачных частей окон и витражей (п. 3 ч.1).
В соответствии пунктами 4, 5 части 1 статьи 39 Обязательная оценка соответствия зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки и утилизации (сноса) осуществляется в форме: государственного строительного надзора; заявления о соответствии построенного, реконструированного или отремонтированного здания или сооружения проектной документации;
При этом частью 4 указанной статьи Технического регламента установлено, что обязательная оценка соответствия зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов строительства, монтажа, наладки в форме, предусмотренной пунктом 5 части 1 настоящей статьи, осуществляется лицом, осуществившим строительство (лицом, осуществившим строительство, и застройщиком (заказчиком) в случае осуществления строительства на основании договора), путем подписания документа, подтверждающего соответствие построенного, реконструированного или отремонтированного здания или сооружения проектной документации. Оценка соответствия зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов строительства, монтажа, наладки в указанной форме не осуществляется в отношении объектов индивидуального жилищного строительства.
Из представленного в материалы дела проектной документации объекта капитального строительства следует, что застройщиком не выполняются требования проектной документации в части л.3 0.194-11-ОВ, л.5 0.194-11-АС, л.11 0.194-11-АС.
Таким образом, требования вышеуказанных нормативных актов при строительстве на объекте капитального строительства «Два многоквартирных жилых дома с соцкультбытом (№ 1, № 2) в квартале 37 г. Якутска. Жилой дом № 2», расположенного по адресу: <...> застройщиком - ООО «Норд-Вест-Строй» не выполняются, что явилось основанием для вынесения административным органом предписания об устранении нарушений при строительстве от 19.03.2012 № 136-12 со сроком исполнения до 25.04.2012.
Пунктом 16 РД-11-04-2006 установлено, что после устранения выявленных государственным строительным надзором нарушений лицо, осуществляющее строительство, направляет в орган государственного строительного надзора извещение об устранении выявленных нарушений, составляемое по образцу, предусмотренному в Приложении N 9 к настоящему Порядку.
Доказательств представления извещения об устранении выявленных нарушений в УГСН РС(Я) материалы административного дела не содержат.
Исходя из указанного, обществом не представлено доказательств, подтверждающих своевременное принятие им необходимых мер по соблюдению вышеуказанных требований законодательства в области строительства, тем самым одновременно не исполнило выданное застройщику законное предписание органа, уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора, что образует состав правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ (п. 16 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 (в ред. от 20.11.2008) "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях").
При рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
В пункте 16.1 Постановления от 20.11.2008 N 60 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснено том, что в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
По смыслу приведенных норм, с учетом предусмотренных статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации характеристик предпринимательской деятельности (осуществляется на свой риск), отсутствие вины юридического лица, предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от юридического лица не зависящих.
Общество имело возможность соблюдения приведенных норм Градостроительного кодекса РФ, однако не приняло всех, зависящих от него, мер, с учетом изложенного судом отклоняется довод общества об отсутствии вины.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьёй 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не пропущен.
На основании изложенных обстоятельств, суд приходит к выводу о доказанности вины общества и привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
Частью 3 статьи 4.1 Кодекса установлено, что при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Обстоятельства, отягчающие административную ответственность судом не установлены.
При таких условиях, суд приходит к выводу об удовлетворении заявления о привлечении к административной ответственности ООО «Норд-Вест-Строй» за совершение правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения штрафа в минимальном размере 50 000 рублей.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
привлечь общество с ограниченной ответственностью «Норд-Вест-Строй» (ИНН <***> ОГРН <***>), находящееся по адресу: <...>, к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде наложения штрафа в размере 50 000 рублей.
Административный штраф подлежит зачислению по следующим реквизитам: наименование получателя платежа: УФК по РС (Я) (Управление государственного строительного надзора РС (Я)); лицевой счет: <***>; ИНН <***>; КПП 143501001; КБК 30311690040040000140; ОКАТО 98401000000; номер счета получателя платежа: 40101810100000010002; наименование банка: ГРКЦ НБ Республика Саха (Якутия) Банка России г. Якутск; БИК 049805001.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия.
Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления судебного акта о наложении административного штрафа в законную силу.
При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении тридцати дней со дня вступления судебного акта в законную силу арбитражному суду направить судебный акт в течение трех суток с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
Судья А.Н. Устинова