Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)
улица Курашова, дом 28, бокс 8, Якутск, 980 , www.yakutsk.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
город Якутск
09 сентября 2016 года | Дело № А58-3081/2016 |
Резолютивная часть оглашена 05 сентября 2016 года
Полный текст изготовлен 09 сентября 2016 года
Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьиСобардаховой В.Э
при участии в деле акционерного общества «Сахаэнерго» (ОГРН <***>, ИНН<***>), Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) (ИНН <***>, ОГРН <***>), Ленского управления Ростехнадзора, общества с ограниченной ответственностью «Региональный научно-технический центр охраны труда», общества с ограниченной ответственностью ООО НИЦ «ФАПРОКС», общества с ограниченной ответственностью «Охрана. Безопасность», общества с ограниченной ответственностью ИК «Экопромпроект»,
в присутствии представителя акционерного общества «Сахаэнерго» ФИО1, представителей общества с ограниченной ответственностью Инвестиционная компания «Экопромпроект» ФИО2, ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании при ведении протокола секретарем Жирковой Л.В. дело по заявлению о признании недействительным решения от 04.03.2016 по делу №03-36/18.1-16,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество «Сахаэнерго» (далее – заявитель, заказчик) обратилось с требованием к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) (далее – Управление, антимонопольный орган) с требованиями о признании недействительным решения от 29.03.2016 по делу №03-36/18.1-16 в связи с тем, что Управлением при вынесении решения не учтено следующее:
требования заказчика о наличии соответствующей группы по электробезопасности обоснованно в соответствии с Правилами по охране труда при эксплуатации электроустановок;
ООО ИК «Экопромпроект» аккредитовано на такой вид измерения как оценка эффективности средств индивидуальной защиты, специальной одежды, специальной обуви на рабочем месте;
антимонопольный орган не доказал, что действия заявителя при проведении торгов создали конкретному участнику или нескольким участникам торгов преимущественные условия.
Управление заявленного требования не признает по основаниям, изложенным в отзыве.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора, общество с ограниченной ответственностью Инвестиционная компания «Экопромпроект» (далее – ООО ИК «Экопромпроект») считает заявленное Обществом требование подлежащим удовлетворению, представило отзыв.
О принятии заявления Общества к производству суда, о времени и месте судебного заседанияантимонопольный орган, Ленское управление Ростехнадзора, общество с ограниченной ответственностью «Региональный научно-технический центр охраны труда», общество с ограниченной ответственностью ООО НИЦ «ФАПРОКС», общество с ограниченной ответственностью «Охрана. Безопасность» извещены, представителей не направили, в связи с чем дело рассматривается в их отсутствие.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив доводы сторон, исследовав доказательства, выслушав объяснения явившихся в заседание представителя заявителя и третьего лица, суд приходит к выводу об частичном удовлетворении заявленного требования в связи с нижеследующим:
17 декабря 2015 года заявителем на официальном сайте www.zakupki.gov.ru опубликовано извещение № 315031105901 о проведении процедуры открытого запроса предложений на право заключения договора оказания услуг по проведению специальной оценки условий труда для нужд заказчика. Дата и время подведения итогов – 25.01.2016, 16 часов 00 минут. Согласно уведомлению о внесении изменений от 25.12.2015 дата и время подведения итогов закупки были изменены на 27.01.2016, 16 часов 00 минут.
14 января 2016 года приказом генерального директора организации- заявителя открытый запрос предложений на право заключения договора оказания услуг по проведению специальной оценки условий труда для нужд заказчика (извещение № 315031105901) был отменен.
15 января 2016 года заявителем на официальном сайте www.zakupki.gov.ru опубликовано извещение № 31603205869 о проведении процедуры открытого запроса предложений на право заключения договора оказания услуг по проведению специальной оценки условий труда для нужд заказчика по лотам №№ 12.1-12.18. Дата и время окончания подачи заявок – 25.01.2016 в 15:00. Дата и время вскрытия конвертов с заявками – 25.01.2016 в 15:00. Дата и время рассмотрения заявок – 01.02.2016 в 16:00. Дата и время подведения итогов – 08.02.2016 в 16:00. Уведомлением от 04.02.2016 №12.1-18-ОРГ-1 дата и время рассмотрения заявок изменены на 10.02.2016 в 10:00, дата и время подведения итогов - 17.02.2016 в 10:00.
17 февраля 2016 года закупочной комиссией заявителя проведены процедуры предварительной ранжировки предложений, итоговой ранжировки и выбора победителя запроса предложений. Согласно протоколу победителем запроса предложений был признан ООО ИК «Экопромпроект» (100 баллов). Заявке участника размещения заказа ООО «РНТЦ охраны труда» присвоен второй номер (98,19 баллов).
18 и 25 февраля 2016 года в Управление поступили жалобы ООО «РНТЦ охраны труда», ООО «Охрана. Безопасность» на действия заказчика, закупочной комиссии заявителя при проведении запроса предложений (извещение № 31603205869).
04 марта 2016 года по итогам рассмотрения дела №03-36/18.1-16 Управлением вынесено решение (резолютивная часть оглашена 01 марта 2016 года):
признать жалобу ООО «РНТЦ охраны труда» на действия закупочной комиссии заявителя обоснованной;
признать жалобу ООО НИЦ «ФАПРОКС» на действия закупочной комиссии заявителя необоснованной;
признать жалобу ООО «Охрана. Безопасность» на действия закупочной комиссии заявителя обоснованной;
в действиях заказчика, закупочной комиссии заявителя признать нарушения части 1 статьи 1, пунктов 2,3,4 части 1 статьи 3, части 6 статьи 3, пункта 13 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон № 223-ФЗ);
предписание заказчику, закупочной комиссии заявителя не выдавать.
Не согласившись с законностью и обоснованностью решения, заказчик обратился в арбитражный суд.
Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров работ, услуг государственными корпорациями, государственными компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов установлены Федеральным законом от 18 июля 2011 года №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее Закон №223-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона №223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения в соответствии с пунктом 2 статьи 2 Закона №223-ФЗ является положение о закупке.
Извещение о закупке, в том числе извещение о проведении открытого конкурса или открытого аукциона, является неотъемлемой частью документации о закупке. Сведения, содержащиеся в извещении о закупке, должны соответствовать сведениям, содержащимся в документации о закупке (пункт 8 статьи 4 статьи 223-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона №223-ФЗ целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона №223-ФЗ установлен принцип равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, пунктом 4 части 1 статьи 3 Закона №223-ФЗ - отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Заявитель признан нарушившим часть 1 статьи 1, пункты 2,4 части 1 статьи 3 Закона №223-ФЗ в связи с установлением неправомерного требования о наличии у персонала исполнителя, привлекаемого в ходе исполнения обязательств по договору, соответствующей группы по электробезопасности.
Специальная оценка условий труда - единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (пункт 1 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»).
В соответствии с подпунктом 9 пункта 10 статьи 4 Закона №223-ФЗ документацией о закупке могут быть предусмотрены требования к участникам закупки. Разделом 6.3. положения о закупке продукции для нужд Общества также предусмотрено, что документацией о закупке могут быть установлены требования к участникам закупки.
Согласно пунктам 8 технических заданий по проведению специальной оценки условий труда, являющихся неотъемлемой частью документации о закупке, персонал исполнителя, привлекаемый в ходе исполнения обязательств по договору, должен иметь соответствующую группу по электробезопасности согласно Правилам по охране труда при эксплуатации электроустановок, утвержденным приказом Минтруда России от 24.07.2013 №328н. В соответствии с пунктом 1.1. данные правила распространяются на работников из числа электротехнического, электротехнологического и неэлектротехнического персонала, а также на работодателей (физических и юридических лиц, независимо от форм собственности и организационно-правовых форм), занятых техническим обслуживанием электроустановок, проводящих в них оперативные переключения, организующих и выполняющих строительные, монтажные, наладочные, ремонтные работы, испытания и измерения. Согласно пункту 2.5. правил работник обязан соблюдать требования Правил, инструкций по охране труда, указания, полученные при целевом инструктаже.
Согласно части 6 статьи 3 Закона №223-ФЗ не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Управлением в оспариваемом решении не указано, в суде не доказано каким образом требование о наличии группы по электробезопасности согласно утвержденным приказом Минтруда России правилам не соответствует принципам равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Заявленное требование в данной части подлежит удовлетворению.
Заявитель признан нарушившим часть 1 статьи 1, пункт 2 части 1 статьи 3, части 6 статьи 3 Закона №223-ФЗ, так как заявка определенного победителем открытого запроса предложений ООО ИК «Экопромпроект» подлежала отклонению в связи с несоответствием требованиям закупочной документации. Управление пришло к выводу, что аттестат аккредитации испытательной лаборатории (центра) ООО ИК «Экопромпроект» не содержит такого показателя как оценка эффективности средств индивидуальной защиты.
Подпунктами 5 пунктов 8 технических заданий установлено, что испытательная (измерительная) лаборатория (центр) исполнителя, осуществляющая измерительные и оценочные работы, должны быть аккредитована, в том числе, на оценку эффективности средств индивидуальной защиты специальной одежды, специальной обуви на рабочем месте.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» неотъемлемой частью аттестата аккредитации является приложение к аттестату аккредитации, содержащее наименование области аккредитации.
Пунктом 11 утвержденного Федеральной службой по аккредитации 20.07.2013 приложения к аттестату аккредитации «Область аккредитации испытательной лаборатории общества с ограниченной ответственностью Инвестиционная компания «Экопромпроект» предусмотрена оценка обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты. Что соответствовала действовавшему на момент утверждения области аккредитации Порядку проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденному Приказом Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011 г. N 342н. В частности, в соответствии с данным порядком подлежал составлению протокол оценки обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты на рабочем месте.
В апреле 2014 года вступил в силу приказ Минтруда России от 24 января 2014 года №33н, утвердивший наряду с прочим форму протокола оценки эффективности средств индивидуальной защиты на рабочем месте.
Согласно пункту 4 статьи 19 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» аттестат аккредитации является бессрочным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» аккредитованное лицо обязано проходить процедуру подтверждения компетентности в следующие сроки:
1) в течение первого года со дня аккредитации;
2) не реже чем один раз в два года начиная со дня прохождения предыдущей процедуры подтверждения компетентности;
3) каждые пять лет со дня аккредитации.
Таким образом, вывод Управления о несоответствии заявки ООО ИК «Экопромпроект» требованиям закупочной документации не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
В данной части заявленное требование подлежит удовлетворению.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона №223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика.
В соответствии с пунктом 13 части 10 статьи 4 Закона №223-ФЗ в документации о закупке должен быть указан порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Заявитель признан нарушившим пункт 3 части 1 статьи 3, пункт 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в части требования к содержанию закупочной документации, так как при проведении открытого запроса предложений не указаны сведения, определенные Законом о закупках и положением о закупке, а именно, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке по критерию «Цена договора».
В оспариваемом решении указано, что согласно пункту 9.1. приложения №4 закупочной документации закупочная комиссия Общества утвердила критерий «цена договора», однако анализ закупочной документации показал, что в пунктах 9.1. и 9.5. закупочной документации порядок оценки, порядок расчетов и присвоения баллов по критерию «цена договора» и в закупочной документации в целом не установлен.
Данный вывод Управления подтверждается материалами дела, заявителем не опровергнут.
В данной части доводы заявителя подлежат отклонению.
По совокупности изложенных обстоятельств и норм права суд приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленного требования.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
признать недействительным решение Управления ФАС России по РС(Я) от 04 марта 2016 года по делу №03-36/18.1- 16 в части признания акционерного общества «Сахаэнерго» нарушившим часть 1 статьи 1, пункты 2,4 части 1 статьи 3, часть 6 статьи 3 Федерального закона от 18 июля 2011 года №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
В удовлетворении остальной части заявленного требования отказать.
Управлению ФАС России по РС(Я) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов акционерного общества «Сахаэнерго».
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно – телекоммуникационной сети Интернет http://yakutsk.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда – http://4aas.arbitr.ru.
Судья В. Собардахова