ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А58-3112/2012 от 22.08.2012 АС Республики Саха (Якутия)

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)

  ул. Курашова, 28, бокс 8, г. Якутск, 677980, тел.: (411-2) 34-05-80, факс: (411-2) 42-05-32, E-mail: info@yakutsk.arbitr.ru, www.yakutsk.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

город Якутск

Дело №А58-3112/2012

29.08.2012

Резолютивная часть решения объявлена 22.08.2012, полный текст решения изготовлен 29.08.2012.

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе: судьи Эверстовой Р.И. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Васильевой Л.Э., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества Акционерная фирма "Якутстрой" к Ленскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ленское управление Ростехнадзора)об отмене постановления от 18.05.2012 № 04-22/506 о назначении административного наказания, с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – Открытого акционерного общества Акционерная компания «Якутскэнерго»,

при участии представителей:

от заявителя – ФИО1 по доверенности,

от ответчика – ФИО2 по доверенности,

от третьего лица, не заявившего самостоятельного требования – ФИО3, по доверенности, ФИО4 - по доверенности.

Открытое акционерное общество Акционерная фирма "Якутстрой" (далее – заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Ленскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ленское управление Ростехнадзора) (далее – управление) об отмене постановления от 18.05.2012 № 04-22/506 о назначении административного наказания.

Определением суда к участию в деле привлечено Открытое акционерное общество Акционерная компания «Якутскэнерго» (далее – третье лицо).

Управление представило отзыв, с требованиями не согласно.

Третье лицо устно изложило свои доводы, письменный отзыв не представило.

Суд, исследовав материалы дела, установил следующие обстоятельства.

23.04.2012 в 21:01 на ПС «Центральная» произошло отключение Л-72 квартал-2.

Третьи лицом, как собственником КЛ, было проведено расследование причин аварии.

Государственный инспектор отдела энергетического надзора управления ФИО5 принимал участие в расследовании причин аварии в качестве члена комиссии на основании п. 5.1 Инструкции по расследованию и учету технологических нарушений в работе энергосистем, электростанций, котельных, электрических и тепловых сетей (утв. Минэнерго РФ, РАО "ЕЭС России" 29.12.2000 РД 153-34.0-20.801-2000) (далее – Инструкция).

По результатам расследования аварии составлен акт от 28.04.2012 № 51 (далее – акт от 28.04.2012), в котором установлено следующее:

организационной причиной аварии является воздействие посторонних лиц и организаций, не участвующих в технологическом процессе (п. 3.4.8 Акта от 28.04.2012);

технической причиной повреждения является внешнее механическое воздействие (п. 4.4 Акта от 28.04.2012).

Описание причины – ПС «Центральная»  действием Т.О.  отключена Л-72 квартал-2. Причина – повреждение кабеля КЛ-6 кВ при производстве несанкционированных земляных работ «Якутстрой» (п. 2.4 акта от 28.04.2012). Дата и время ликвидации аварийного режима 23.04.2012 в 21:56 (п. 1.6 акта от 28.04.2012).

повреждение было совершено гидромолотом (п.2.5. акта от 28.04.2012).

В ходе расследования причины аварии государственным инспектором Управления были выявлены нарушения Порядка установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 N 160 (далее – Порядок), а именно:

- п.п. «ж», п.1, которым установлено, что в пределах охранных зон без письменного решения о согласовании сетевых организаций юридическим и физическим лицам запрещаются земляные работы на глубине более 0,3 метра (на вспахиваемых землях на глубине более 0,45 метра), а также планировка грунта (в охранных зонах подземных кабельных линий электропередачи).

Управление уведомило заявителя о необходимости явиться законному представителю или его представителю 14.05.2012 в 15 час.00 мин. в Управление для составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 9.7 КоАП РФ, уведомлением от 12.05.2012 № 04-16/2089. Уведомление получено заявителем (вх.№ 01/7-265 от 12.05.2012).

14.05.2012 в присутствии представителя заявителя по доверенности от 01.02.2012 № б/н был составлен протокол № 04-22/506 об административном правонарушении.

Представитель заявителя в объяснениях в протоколе об административном правонарушении указал, что акт расследования от 28.04.2012 был составлен в отсутствии представителя ОАО АФ «Якутстрой» и у общества имелось разрешение на ведение земляных работ.

Уведомлением от 14.05.2012 №04-16/2127 Управлением было назначено время и место рассмотрения дела об административном правонарушении – 18.05.2012 в 11:00. Подтверждением о получении уведомления Заявителем, является входящий № 01/7274 от 15.05.2012.

18.05.2012 административное дело было рассмотрено в присутствии представителя заявителя по доверенности от 01.05.2012 № б/н. Постановлением № 04-22/506 заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 9.7 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 (тридцать тысяч) рублей 00 копеек.

В соответствии с пунктом 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзора), утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 401, установлено, что Ростехнадзор осуществляет контроль и надзор за соблюдением безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей) и является органом федерального государственного энергетического надзора.

Ленское управление Ростехнадзора является территориальным органом регионального уровня, осуществляющим функции Ростехнадзора в установленной сфере деятельности на территории Республики Саха (Якутия) (Положение Ленского управления Ростехнадзора от 20.12.2010 № 1148).

Согласно ч. 1, ч. 4 ст. 28.3, ч. 2 ст. 23.30 КоАП РФ и Приказа Ростехнадзора от 30.06.2009 № 588, государственный инспектор Управления вправе составлять протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.7 КоАП РФ. ФИО5 был назначен на государственную должность федеральной государственной гражданской службы – государственным инспектором отдела энергетического надзора Управления (должностной регламент).

В соответствии со ст. 23.30 КоАП РФ, рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 9.7 КоАП РФ, вправе государственный инспектор Ростехнадзора.

Следовательно, протокол об административном правонарушении составлен, оспариваемое постановление о привлечении к административной ответственности вынесено уполномоченным должностным лицом административного органа.

Доводы Заявителя о том, что акт от 28.04.2012 составлен с существенными нарушениями КоАП РФ, а именно без участия представителя заявителя, суд считает необоснованными по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 5 Правил расследования причин аварий в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28.10.2009 № 846 собственник, иной законный владелец объекта электроэнергетики и (или) энергопринимающей установки либо эксплуатирующая их организация выясняют причины возникновения аварий. ОАО АК «Якутскэнерго» в данном случае является собственником КЛ.

По результатам расследования составляется Акт расследования в 2 экземплярах и подписывается всеми членами комиссии. При несогласии отдельных членов комиссии их особое мнение прилагается к акту расследования (п.24 Правил).

Согласно п. 5.1 Инструкции по расследованию и учету технологических нарушений в работе энергосистем, электростанций, котельных, электрических и тепловых сетей, утвержденной Минэнерго РФ, РАО "ЕЭС России" 29.12.2000 РД 153-34.0-20.801-2000) (далее – Инструкция) участие представителя органа Ростехнадзора при расследовании аварии обязательно.

Государственный инспектор отдела энергетического надзора Управления ФИО5 принимал участие в расследовании причин аварии в качестве члена комиссии.

Согласно Правил, выяснение причин возникновения аварий, в результате которых произошли отключения (повреждения), указанные в п.п. а)-и) п.5 Правил, осуществляет собственник, иной законный владелец объекта электроэнергетики и (или) энергопринимающей установки либо эксплуатирующая их организация - комиссией, сформированной в установленном Правилами порядке.

Согласно п.13 Правил, комиссия вправе также привлекать к расследованию представителей научных и экспертных организаций, заводов-изготовителей, а также организаций, выполнявших подрядные, проектные и конструкторские работы в отношении объектов электроэнергетики и (или) энергопринимающих установок, на которых произошла авария или на которых произошли отклонения от установленных технологических режимов работы вследствие произошедшей аварии.

Таким образом, Правилами не установлено участие сторонней организации, не участвующей в технологическом процессе. Заявитель не является участником в технологическом процессе объектов электроэнергетики им не доказана обязательность его участия в составлении акта расследования причин аварий.

Акт расследования от 28.04.2012 был составлен в соответствии с действующим законодательством и может служить документом, подтверждающим правонарушение в рамках административного дела.

В акте от 28.04.2012 в разделе «причины возникновения аварии и ее развития» указано, что ПС «Центральная» действием Т.О. отключена Л-72 квартал-2. Причина- повреждение кабеля КЛ-6кВ при производстве несанкционированных земляных работ «Якутстрой» (п.2.3 Акта от 28.04.2012).

Аббревиатура – КЛ, согласно Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 13.01.2006 №6 (далее – ПТЭЭП), означает кабельную линию электропередачи (сокращенно – КЛ) - линию для передачи электроэнергии или отдельных импульсов ее, состоящую из одного или нескольких (параллельных кабелей с соединительными, стопорными и концевыми муфтами (заделками) и крепежными деталями, а для маслонаполненных кабельных линий, кроме того, с подпитывающими аппаратами и системой сигнализации давления масла.

Вольт (русское обозначение - В) в международной системе единиц (сокращенно - СИ) - единица измеренияэлектрического потенциала, разности потенциалов, электрического напряжения и электродвижущей силы.

Кило- (русское обозначение - к) — приставка СИ и других систем измерений, означает 10? или 1000.

Таким образом, Киловольт (сокращенно – кВ) это единица электрического напряжения, равная 1 000 вольт, 6 кВ равняется 6 000 вольт.

  При составлении протокола №04-22/506 представитель заявителя в своих объяснениях указал, что разрешение на производство земляных работ у Заявителя имеется и было предоставлено решение–ордер № 4900 от 02.08.2011, согласно которому производство земляных работ под прокладку канализации сетей по ул. Пушкина квартал 72 было разрешено с 06.08.2011 по 28.12.2011 с продлением срока до 01.06.2012.

Таким образом, Заявитель сам подтвердил, что проводил земляные работы на этом участке.

Согласно п.2.4.23 Правил, раскопки кабельных трасс или земляные работы вблизи них должны производиться только после получения соответствующего разрешения руководства организации, по территории которой проходит КЛ, и организации, эксплуатирующей КЛ.   К разрешению должен быть приложен план (схема) с указанием размещения и глубины заложения КЛ. Местонахождение КЛ должно быть обозначено соответствующими знаками или надписями как на плане (схеме), так и на месте выполнения работ. При этом исполнитель должен обеспечить надзор за сохранностью кабелей на весь период работ, а вскрытые кабели укрепить для предотвращения их провисания и защиты от механических повреждений. На месте работы должны быть установлены сигнальные огни и предупреждающие плакаты.

В п.2.4.24 Правил указано, что перед началом раскопок должно быть произведено шурфление (контрольное вскрытие) кабельной линии под надзором электротехнического персонала Потребителя, эксплуатирующего КЛ, для уточнения расположения кабелей и глубины их залегания.

При обнаружении во время разрытия земляной траншеи трубопроводов, неизвестных кабелей или других коммуникаций, не указанных на схеме, необходимо приостановить работы и поставить об этом в известность ответственного за электрохозяйство.   Рыть траншеи и котлованы в местах нахождения кабелей и подземных сооружений следует с особой осторожностью, а на глубине 0,4 м и более - только лопатами.

Согласно записи в журнале учета согласований земляных работ ЯГЭС ОАО АК «Якутскэнерго» следует, что земляные работы по прокладке канализации силами заявителя в 72 квартале согласовывались с собственником КЛ только при условии получения акта–допуска на СМР в охранной зоне КЛ 6 кВ. При этом работы необходимо было проводить вручную без применения механизмов и ударных инструментов. В графе «роспись в получении» расписался заместитель генерального директора ОАО АФ «Якутстрой» ФИО6

Представителями третьего лица был подтвержден факт обращения Заявителя к ОАО АК «Якутскэнерго» по вопросу согласования работ.

При рассмотрении административного дела заявитель сам подтвердил, что вел земляные работы на этом участке, акт-допуск при ведении работ получен не был, работы велись в нарушение п.2.4.24 Правил с применением ударных механизмов - гидромолота.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что административными материалами дела доказана вина Заявителя. Актом установлено, при каких обстоятельствах - при ведении земляных работах, каким воздействием -гидромолотом, и кем - ОАО АФ «Якутстрой» было совершено повреждение кабеля.

Доводы заявителя относительно того, что не установлена виновность лица, признаются судом несостоятельными.

В протоколе об административном правонарушении указан номер кабельной линии– Л-72 квартал-2 и указано время, когда произошла авария – 23.04.2012 21:01 местного времени, имеется ссылка на акт от 28.04.2012.

Наименование электросетевого хозяйства присваивается в зависимости от её месторасположения. Л-72 квартал -2 расположена в 72 квартале города Якутска, повреждение кабельной линии представителями ОАО АК «Якутстрой» произошло по адресу – ул. Пушкина 22.

Как установлено материалами дела, авария произошла сразу после совершения правонарушения, так как ПС «Центральная Л-72 квартал-2 отключилась сразу из-за её повреждения Заявителем. Следовательно, время события аварии будет тождественно времени совершения правонарушения.

Таким образом, довод заявителя о том, что не указано место и время совершения правонарушения в нарушение п. 2 ст. 28.2 КоАП РФ является необоснованным и не может служить основанием для признания постановления незаконным.

С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу о наличии в действиях предприятия состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.7 КоАП РФ.

Доводы Заявителя о том, что охранная зона ОАО АК «Якутскэнерго» не оформлена в установленном Правилами порядке, следовательно, административными материалами дела не определена объективная сторона административного правонарушения, Судом не принимается во внимание по следующему основанию.

Часть 2 статьи 9.7 КоАП РФ предусматривает ответственность за повреждение электрических сетей напряжением свыше 1000 вольт и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Объектом рассматриваемого правонарушения выступает безопасное функционирование электрических сетей - напряжением свыше 1000 вольт.

Объективную сторону правонарушения составляют действия, выраженные в повреждении электрических сетей с напряжением свыше 1000 вольт независимо от реального наступления негативных последствий.

Поскольку диспозиция указанной статьи не предусматривает обязательное условие повреждения электрических сетей напряжением свыше 1000 вольт в охранной зоне или вне охранной зоны, т.е. данное обстоятельство не влияет на квалификацию совершенного правонарушения. Тем не менее заявитель сам обращался за решением о согласовании производства работ.

Факт повреждения электрических сетей Обществом подтверждается материалами дела. Следовательно, объективная сторона вменяемого ему административного правонарушения управлением доказана..

Судом также проверено соблюдение административным органом процедуры привлечения лица к административной ответственности и не выявлено существенных нарушений, являющихся безусловным основанием для признания оспариваемого постановления незаконным.

В постановлении, в пояснении полномочий административного органа на рассмотрение административного материала дела (лист 2, абзац 4 Постановления), допущена опечатка: вместо «ч.2 ст.9.7 КоАП РФ» указано «ст.9.11 КоАП РФ». Указанная опечатка не затрагивает существа административного дела и является технической ошибкой.

Общество привлечено к административной ответственности в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока, размер штрафа соответствует санкции части 2 статьи 9.7 КоАП РФ.

В связи с тем, что данная авария вызвала перерыв в обеспечении потребителей электрической энергией на 55 минут, что могло повлечь угрозу жизни и здоровья людей, проживающих в обесточенном районе, признать данное правонарушение малозначительным согласно ст.2.9 КоАП РФ нельзя.

На основании вышеизложенного следует отказать в удовлетворении требования заявителя.

Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

в удовлетворении заявленного требования отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение 10 дней со дня принятия решения в Четвертый арбитражный апелляционный суд.

Судья Р.И. Эверстова