ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А58-3136/07 от 25.06.2007 АС Республики Саха (Якутия)

J

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

город Якутск Дело №А58-3136\2007

29.06.2007г.

Резолютивная часть решения оглашена 25.06.2007г., решение в полном объеме изготовлено 29.06.2007г.

Арбитражный Суд Республики Саха (Якутия)

в составе судьи Бадлуевой Е.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело

по заявлению Открытого акционерного общества «Сахателеком»

к Управлению Роснедвижимости по Республике Саха (Якутия)

опризнаниинезаконнымпредписаний

составив протокол судебного заседания в соответствии с частью 3 статьи 155 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с участием представителей от ОАО -ФИО1 по доверенности от , от Управления - ФИО2, по доверенности от

установил:

ОАО «Сахателеком» обратилось с заявлением Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) по Республике Саха (Якутия) о признании незаконными и отмене постановления от 3.04.2007г. о назначении административного наказания и предписания об устранении нарушения земельного законодательства от 9.04.2007г. №01\07-ГЗК, о признании незаконными и отмене постановления от 3.04.2007г. о назначении административного наказания и предписания об устранении нарушения земельного законодательства от 9.04.2007г. №02\07-ГЗК.

Определениями Арбитражного суда от 17 мая 2007 года производство по делу в части признания незаконным предписания об устранении нарушения земельного законодательства от 9.04.2007г. №01 \07-ГЗК, от 9.04.2007г. №02\07-ГЗК выделены в отдельные производства и объединены в силу части 2 статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в одно производство А58-3136\2007.

Общество в обоснование заявления ссылается на следующее: линейно-кабельные сооружения (ЛКС) Амга-Оннес, Амга-Сулгача не относятся к объектам недвижимого имущества , для их использования не требуется оформления права на земельный участок; законодательство устанавливает обязанность отвода земли для строительства ЛКС, не предусматривает оформление прав на землю под ЛКС по окончании строительства ; постановление Правительства РФ от 11.08.2003г. №486 не подлежит применению в данном случае, так как предметом регулирования данного постановления не является оформление земельных участков под ЛКС , при условии, что заявитель не осуществляет деятельность в области электроэнергетики.

Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) по Республике Саха (Якутия) с заявлением не согласно по основаниям: использование земельного участка без оформленных правоустанавливающих документов квалифицируется согласно статьи 7.1 КоАП РФ; согласно статье 8 Федерального закона «О связи» к сооружениям связи, которые прочно связаны с земельным участком, относятся ЛКС; пользование земельными участками до установления землеустроительными органами

границ этого участка в натуре и выдачи документов, удостоверяющего право пользования землей, запрещается;; площади отвода под каждой опорой ЛКС точно определяется при межевании, заявитель вел хозяйственную деятельность и не проводил мероприятия по межеванию, не выполнены требования ст. 19 ФЗ «О государственном земельном кадастре»; в силу п.4.3 приказа Роснедвижимости №П\123 от 31.12.2004г. одновременно с постановлением о назначении административного штрафа выносится предписание об устранении нарушения земельного законодательства, привлечение лица к ответственности не освобождает его от обязанности устранить нарушения земельного законодательства, предписание может быть выдано без административного наказания, при невыполнении предписания применяется административное наказание

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании объявлялся перерыв с 22.06.2007г. до 16 час.40 мин. 25.06.2007г.

Изучив доводы сторон, материалы дела, суд установил.

Как следует из материалов дела, 14 марта 2007гсда заместителем главного государственного инспектора по использованию и охране земель Заречного межрайонного отдела по Амгинскому району проведена проверка соблюдения земельного законодательства на земельном участке, расположенном по адресу: Амгинский улус, линейно-кабельные сооружения связи сельской телефонной сети (СТС) по направлении Амга-Сулгаччы, Амга-Оннес.

По результатам проверки составлены: акт от 14.03.2007 года, которым установлено, что линейно-кабельные сооружения связи сельской телефонной сети по направлении Амга-Сулгаччы , протяженностью 99 км установлены 1984 опоры-столбов, которые занимают земельный участок площадью 3968 кв.м., правоустанавливающий документ на использование земельного участка на момент проведения проверки не представлен, выявлено самовольное занятие земельного участка; акт 14.03.2007года, которым установлено, что линейно-кабельные сооружения связи сельской телефонной сети по направлении Амга-Оннес , протяженностью 79,7 км, установлены 1323 опоры-столбов, которые занимают земельный участок площадью 2646 кв.м., правоустанавливающий документ на использование земельного участка на момент проведения проверки не представлен, выявлено самовольное занятие земельного участка.

3.04.2007г. составлен протокол об административном правонарушении. Протоколом установлен факт использования земельного участка под линейно-кабельными сооружениями связи по направлению Амга-Сулгаччы площадью 3968 кв.м. протяженностью 99 км., на котором установлены 1984 опоры-столбов, без правоустанавливающих документов. Действия ОАО «Сахателеком» квалифицированы как самовольное занятие земельного участка в силу статьи 7.1 КоАП РФ.

3.04.2007года составлен протокол об административном правонарушении . Протоколом установлен факт использования земельного участка по направлении Амга-Оннес площадью 2646 кв.м., протяженностью 79,7 км, на котором установлены 1323 опоры-столбов, без правоустанавливающих документов. Действия ОАО «Сахателеком» квалифицированы как самовольное занятие земельного участка в силу статьи 7.1 КоАП РФ.

Постановлением от 3.04.2007г.№01\07-ГЗК.7 ОАО «Сахателеком» привлечено к административной ответственности на основании статьи 7.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации в виде штрафа в размере 10000 руб.

Постановление от 3.04.2007г.№02\07-ГЗК.7 ОАО «Сахателеком» привлечено к административной ответственности на основании статьи 7.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации в виде штрафа в размере 10000 руб.

Судебными актами по делу А58-2271\2007 от 22.05.2007г. , по делу А58-2270\2007 от
22.05.2007г. постановление от 3.04.2007г.№01\07-ГЗК.7, постановление от

3.04.2007г.№02\07-ГЗК.7 признаны незаконными и отменены. Судебные акты вступили в законную силу.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 9 Положения о государственном земельном контроле , утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2006 г. N 689 , государственные инспекторы по использованию и охране земель, указанные в пункте 6 настоящего Положения, имеют право: давать обязательные для исполнения предписания по вопросам соблюдения земельного законодательства, а также предписания об устранении выявленных в ходе проверок нарушений земельного законодательства и их последствий.

В соответствии со 10 статьей Федерального закона «О связи» в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации к землям связи относятся земельные участки, предоставленные для нужд связи в постоянное (бессрочное) или безвозмездное срочное пользование, аренду либо передаваемые на праве ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут) для строительства и эксплуатации сооружений связи.

Предоставление земельных участков организациям связи, порядок (режим) пользования ими, в том числе установления охранных зон сетей связи и сооружений связи и создания просек для размещения сетей связи, основания, условия и порядок изъятия этих земельных участков устанавливаются земельным законодательством Российской Федерации. Размеры таких земельных участков, в том числе земельных участков, предоставляемых для установления охранных зон и просек, определяются в соответствии с нормами отвода земель для осуществления соответствующих видов деятельности, градостроительной и проектной документацией (пункт 2 статьи 10 Закона).

Согласно статье 2 Федерального закона определены понятия линейно-кабельные сооружения связи, к которым относятся сооружения электросвязи и иные объекты инженерной инфраструктуры, созданные или приспособленные для размещения кабелей связи, и линии связи - линии передачи, физические цепи и линейно-кабельные сооружения связи.

Согласно линейным паспортам Амга-Оннес, Амга-Сулгача , итоговой карточки составных частей линейных устройств воздушной линии связи СТС на участке Амга - Оннес установлено 1323 опоры из твердых пород - лиственных, итоговой карточки составных частей линейных устройств воздушной линии связи СТС на участке Амга-Сулгача установлено 1984 опоры из твердых пород - лиственных.

Исходя из анализа линейных паспортов Амга-Оннес, Амга - Сулгача, суд считает, что указанные воздушные линии связи относятся к понятию линии связи (линии передачи, физические цепи и линейно-кабельные сооружения связи).

В соответствии со статьей 87 Земельного кодекса Российской Федерации землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - земли промышленности и иного специального назначения.

Особенности правового режима этих земель устанавливаются статьями 88 - 93 настоящего Кодекса и учитываются при проведении зонирования территорий.

Земли промышленности и иного специального назначения в соответствии со статьей 24 настоящего Кодекса могут предоставляться в безвозмездное срочное пользование для сельскохозяйственного производства и иного использования.

Согласно статье 91 Земельного кодекса Российской Федерации землями связи, радиовещания, телевидения, информатики признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) объектов связи, радиовещания, телевидения, информатики и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Пунктом 2 статьи 91 Кодекса предусмотрено, что в целях обеспечения связи (кроме космической связи), радиовещания, телевидения, информатики могут предоставляться земельные участки для размещения объектов соответствующих инфраструктур, включая:

1) эксплуатационные предприятия связи, на балансе которых находятся радиорелейные,
воздушные, кабельные линии связи и соответствующие полосы отчуждения; 2) кабельные,
радиорелейные и воздушные линии связи и линии радиофикации на трассах кабельных и
воздушных линий связи и радиофикации и соответствующие охранные зоны линий связи; 3)
Ъ» подземные кабельные и воздушные линии связи и радиофикации и соответствующие

охранные зоны линий связи; 4) наземные и подземные необслуживаемые усилительные пункты на кабельных линиях связи и соответствующие охранные зоны; 5) наземные сооружения и инфраструктуру спутниковой связи.

Указанной нормой к самостоятельным объектам соответствующей инфраструктуры линейно-кабельные сооружения связи сельской телефонной сети не отнесены. Суд считает, что линейно-кабельные сооружения телефонной связи, поскольку относятся к линиям связи, подлежат включению на баланс соответствующего предприятия связи, являющегося, в свою очередь, объектом соответствующей инфраструктуры, для размещения которого предоставляется земельный участок.

В силу пункта 2 Положения об особенностях государственной регистрации права собственности и других вещных прав на линейно-кабельные сооружения связи, утвержденного постановлением Правительства РФ №68 от 11.02.2005г. к линейно-кабельным сооружениям связи, являющимися объектами недвижимости , относятся прочно связанные с землей сооружения связи, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно.

Пунктом 5 названного Положения предусмотрены линейно-кабельные сооружения связи, являющиеся объектами недвижимости, в том числе кабельные канализации, наземные и подземные сооружения специализированных необслуживаемых регенерационных и усилительных пунктов, кабельные переходы через водные преграды, закрытые подземные переходы (проколы, микротоннели, коллекторы и т.п.).

Линейно-кабельные сооружения связи сельской телефонной сети не относятся к объектам недвижимости, и для их использования не требуется оформления права на земельный участок.

Согласно Правилам охраны линий и сооружений связи Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 1995 г. N 578, предприятия, учреждения и организации (далее именуются - предприятия), владельцы ведомственных и иных сетей связи, входящих во взаимоувязанную сеть связи Российской Федерации, на основании настоящих Правил, норм и правил технической эксплуатации, действующих на сетях связи общего пользования, разрабатывают порядок эксплуатации, охраны, ремонта линий и сооружений связи на своих сетях.

В силу пункта 4 Правил на трассах кабельных и воздушных линий связи и линий радиофикации: а) устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования: для подземных кабельных и для воздушных линий связи и линий радиофикации, расположенных вне населенных пунктов на безлесных участках, - в виде участков земли вдоль этих линий,

определяемых параллельными прямыми, отстоящими от трассы подземного кабеля связи или от крайних проводов воздушных линий связи и линий радиофикации не менее чем на 2 метра с каждой стороны;

Согласно пункту 16 Правил при предоставлении земель, расположенных в охранных зонах сооружений связи и радиофикации, под сельскохозяйственные угодья, огородные и садовые участки и в других сельскохозяйственных целях органами местного самоуправления при наличии согласия предприятий, в ведении которых находятся сооружения связи и радиофикации, в выдаваемых документах о правах на земельные участки в обязательном порядке делается отметка о наличии на участках зон с особыми условиями использования.

Предприятие, эксплуатирующее сооружения связи и радиофикации, письменно информирует собственника земли (землевладельца, землепользователя, арендатора) о настоящих Правилах и определяет компенсационные мероприятия по возмещению ущерба в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 17 Правил предусмотрено, что переустройство и перенос сооружений связи и
радиофикации, связанные с новым строительством, расширением или реконструкцией
(модернизацией) населенных пунктов и отдельных зданий, переустройством дорог и мостов,
^ освоением новых земель, переустройством систем мелиорации, производятся заказчиком

(застройщиком) в соответствии с государственными стандартами и техническими условиями, устанавливаемыми владельцами сетей и средств связи.

Пунктом 18 Правил определено, что на производство всех видов работ, связанных с вскрытием грунта в охранной зоне линии связи или линии радиофикации (за исключением вспашки на глубину не более 0,3 метра) на принадлежащем юридическому или физическому лицу земельном участке, заказчиком (застройщиком) должно быть получено письменное согласие от предприятия, в ведении которого находится эта линия связи или линия радиофикации.

Согласно пункту 38 Правил земельная площадь охранных зон на трассах линий связи и линий радиофикации используется юридическими и физическими лицами в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации с учетом ограничений, установленных настоящими Правилами и обеспечивающих сохранность линий связи и линий радиофикации.

Из анализа названных пунктом Правил следует, что законодательством допускается

владение земельными участками в пределах охранной зоны линий связи лицами, не

являющимися собственниками линейно-кабельных сооружений связи, устанавливая

обязанности этих владельцев соблюдать требования прави.; по охране линий связи,

£ принадлежащих другим лицам.

Судом изучены обстоятельства по отводу земельного участка Обществу под строительство линий связи и установлено: согласно архивной справки от 13.04.2007года заведующего архивом администрации муниципального района «Амгинский район» в фонде зарегистрированы решения: - от 23.02.1984 года №36 «О мерах по развитию радиофикации, телефонной и почтовой связи в районе на 1984-1985гг., в котором указано о строительстве новой линии связи Покровка-Болугур, подвеска проводов между Болугуром и Оннесом; - от 21.02.1990 г. №29 об утверждении акта комиссии по выбору и согласованию трассы воздушной линии связи на участке с.Михайловка-с.Сулгача.

Общество, ссылаясь на указанные в архивной справке решения, поясняет, что именно этими решениями выделены в тот период земельные участки под строительство воздушных линий связи. При этом, заявитель указывает, что отвод земельного участка для линий связи осуществлен в соответствии с Нормами отвода земель для линий связи.

Согласно Норм отвода №СН 461-74, утвержденных Госстроем СССР от 3.06.1974г., утвержденных Госстроем СССР от 3.06.1974г. устанавливаются ширина полос земли для линий связи , а также размеры земельных участков для размещения сооружений на этих линиях. Полосы земель для линий связи необходимы для временного краткосрочного

пользования на период строительства. Земельные участки для размещения на линиях связи сооружений необходимы для бессрочного (постоянного) пользования.

Исходя из смысла названных норм, суд согласен с доводами Общества о том, что для линий связи, в том числе линейно-кабельных сооружений связи, выделяются на период строительства. Судом в качестве надлежащих доказательств отвода земельного участка под временное строительство представленная архивная справка, копии решений не приняты. Однако исходя из обстоятельств дела, строительства этих линий связи в период 1984 - 1990 гг., а также принимая во внимание , что отвод земли под строительство линий связи осуществляется временно на период строительства, суд считает для отсутствие надлежащих доказательств отвода земельных участков для временного строительства не влияет на предмет настоящего спора.

Как видно из оспариваемых предписаний заинтересованным лицом предписано Обществу оформить землеустроительные документы- межевание земельного участка , обеспечить постановку на государственный кадастровый учет земельного участка под линейно-кабельными сооружениями связи по направлению Амга-Сулгаччы, Амга-Оннес.

Между тем, как установлено судом, у Общества отсутствует право на выделение земельного участка под линейно-кабельными сооружениями связи, соответственно отсутствует у него обязанность на оформление земельно-кадастрового дела.

Довод заинтересованного лица о том, что при определении размера земельного участка следует применить Правила определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи , обслуживающих электрические сети, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.08.2003г. №486, судом отклонен.

В соответствии с пунктом 3 статьи 89 Земельного кодекса РФ правила определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Названные правила приняты в порядке применения статьи 89 Земельного кодекса РФ, регулирующей правовой режим земель энергетики, и действие Правил распространяется исключительно на определение размера земельных участков цля   размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи , обслуживающих электрические сети.

При таких обстоятельствах, суд находит заявление ОАО «Сахателеком» обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Предписание Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Саха (Якутия) от 9.04.2007года по делу №92\07-ГЗК об устранении нарушения земельного законодательства,

предписание Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Саха (Якутия) от 9.04.2007года по делу №01\07-ГЗК об устранении нарушения земельного законодательства , проверенные на соответствие Земельному кодексу Российской Федерации, признать незаконными.

Судья: s'f  Е.Б.Бадлуева