ул. Курашова, 28, г. Якутск, 677980, www.yakutsk.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
город Якутск Дело № А58-3139/2014
11 августа 2014 года
Резолютивная часть решения объявлена 04 августа 2014 года.
Мотивированное решение изготовлено 11 августа 2014 года.
Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Евсеевой Е.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Валявка В.С., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Государственного бюджетного учреждения «Академия наук Республики Саха (Якутия)» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Счетной палате Республики Саха (Якутия) (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании недействительным представления от 11.06.2014 № 01/1-07/09 в части, устанавливающей нарушения в виде нецелевого использования бюджетных средств на общую сумму 902,6 тыс.руб., в том числе путем нарушения требования закона при присуждении и выплате стипендий молодым научным сотрудникам и аспирантам, достигшим возраста 33 лет на сумму 660 000 руб. (пункт 6.1 мотивировочной части представления), а также в части, устанавливающей обязанность принять меры по возврату в бюджет Республики Саха (Якутия) суммы нецелевого расходования бюджетных средств в размере 902,6 тыс.руб. (пункт 2 резолютивной части представления),
с участием в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле: от заявителя: ФИО1 по доверенности б/н от 22.05.2014; от заинтересованного лица: ФИО2 по доверенности от 01.07.2014 №09-50, ФИО3 по доверенности от01.07.2014 № 09-50,
с объявлением перерыва в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с 15ч.30м. 30.07.2014 до 16ч.00м. 04.08.2014, после окончания перерыва дело рассмотрено в том же составе суда, с теми же представителями лиц, участвующих в деле,
у с т а н о в и л:
Государственное бюджетное учреждение «Академия наук Республики Саха (Якутия)» (далее – заявитель, Академия наук РС(Я)) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Счетной палате Республики Саха (Якутия) (далее – заинтересованное лицо, Счетная палата РС(Я)) о признании недействительным представления от 11.06.2014 № 01/1-07/09 в части, устанавливающей нарушения в виде нецелевого использования бюджетных средств на общую сумму 902,6 тыс.руб., в том числе путем нарушения требования закона при присуждении и выплате стипендий молодым научным сотрудникам и аспирантам, достигшим возраста 33 лет на сумму 660 000 руб. (пункт 6.1 мотивировочной части представления), а также в части, устанавливающей обязанность принять меры по возврату в бюджет Республики Саха (Якутия) суммы нецелевого расходования бюджетных средств в размере 902,6 тыс.руб., касающейся суммы 660 000руб. (пункт 2 резолютивной части представления).
В обоснование заявленных требований Академия наук РС(Я) указывает, что выплаты стипендий молодым научным сотрудникам произведены на основании Указа Президента Республики Саха (Якутия) от 22.11.1995 № 921, которым не предусмотрены возрастные ограничения для выплаты стипендий.
Счетная палата РС (Я) с заявленными требованиями не согласна, представила отзыв от 01.07.2014 № 09-50/988 с изложением доводов возражения. В частности полагает, что оспариваемое представление не подлежит обжалованию как ненормативный правовой акт в порядке статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Считает, что Академией наук РС (Я) стипендии молодым научным сотрудникам выплачены в нарушение действующего Положения о порядке присуждения и выплаты государственной стипендии Республики Саха (Якутия), утвержденного распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 21.12.1994 № 1364.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, полностью поддержали свои доводы.
Исследовав представленные материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
Академия наук Республики Саха (Якутия) является научной организацией, объединяющей членов Академии наук РС (Я) - действительных членов (академиков), почетных членов, а также сотрудников ее структурных подразделений, финансируется за счет средств государственного бюджета РС(Я) и иных источников в соответствии с законодательством и Уставом (ч.1 ст.9 Закона РС(Я) от 18.06.2009 697-З № 323- IV).
Академия наук РС (Я) создана в соответствии с Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 20.12.1993 № 652 «Об учреждении Академии наук Республики Саха (Якутия)».
Государственное бюджетное учреждение «Академия наук Республики Саха (Якутия)» создано путем изменения типа существующего государственного учреждения «Академия наук Республики Саха (Якутия)» в соответствии с распоряжением Президента Республики Саха (Якутия) от 21.12.2011 № 364-РП, зарегистрировано в качестве юридического лица Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Саха (Якутия) 15.10.2002. Основным видом экономической деятельности является научные исследования и разработки в области естественных и технических наук.
Счетная палата Республики Саха (Якутия) зарегистрирована в качестве юридического лица Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Саха (Якутия) 23.12.2011, является постоянно действующим органом внешнего государственного финансового контроля Республики Саха (Якутия), образуется Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия). Осуществляет свою деятельность на основе Конституций Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) , Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований», Закона Республики Саха (Якутия) «О счетной палате Республики Саха (Якутия)» от 10.11.2011 № 976-3 № 837-IV.
На основании Плана работы Счетной палаты Республики Саха (Якутия) на 2013год, утвержденного постановлением Коллегии Счетной палаты Республики Саха (Якутия) от 29.12.2012 № 16 и распоряжения Председателя Счетной палаты Республики Саха (Якутия) от 18.07.2013 № 01-03/67, Счетной палатой РС (Я) проведена проверка ГБУ «Академия наук Республики Саха (Якутия)» на предмет процесса формирования и использования средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия), направленных на осуществление мероприятий по научно-техническому и инновационному развитию Республики Саха (Якутия) за период деятельности Учреждения - 2010, 2011, 2012 гг.
По итогам проведенной проверки Счетной палатой РС (Я) составлен Акт №14/02 от 07.02.2014, где зафиксированы выявленные нарушения, в том числе, нарушение пункта 3 Положения о порядке присуждения и выплаты государственной стипендии Республики Саха (Якутия), утвержденного распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 21.12.1994 № 1364, а именно, присуждение и выплата научным работникам, достигшим возраста 33 года, стипендии на общую сумму 660,0 тыс.руб.:
- в 2010 году – 240,0 тыс.руб.;
- в 2011 году – 120,0 тыс.руб.;
- в 2012 году – 300,0 тыс.руб.;
11.03.2014 Счетной палатой РС (Я) вынесено Представление в адрес Академии наук РС(Я) о нарушении принципа адресности и целевого характера бюджетных средств, предусмотренный статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации, выразившееся в израсходовании средств бюджета, предусмотренных сметными назначениями на 2010-2011годы, бюджетных ассигнований на исполнение публичных обязательств на 2012 год и средств субсидии, представленных на выполнение государственного задания, на иные цели на общую сумму 902,6тыс.руб, в том числе 660,0 тыс.руб. на выплату стипендий научным работникам, достигшим возраста 33 года. (пункт 6.1 мотивировочная часть) и о принятии меры по возврату в бюджет Республики Саха (Якутия) суммы нецелевого расходования бюджетных средств в размере 902,6 тыс.руб.(пункт 2 резолютивная часть).
Не согласившись с представлением в части признания выплаты стипендии на общую сумму 660,0 тыс.руб. научным работникам, достигшим возраста 33 года, не соответствующим установленному порядку, Академия наук РС (Я) направило Счетной палате РС (Я) возражение от 23.04.2014 № 01-294/25.
Рассмотрев возражение Академии наук РС (Я), Счетная палата РС (Я) направила заключение от 29.04.2014 №07-07/690 о непринятии представленного возражения.
Данное обстоятельство послужило поводом для обращения Академии наук РС (Я) с соблюдением установленных сроков в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с указанным выше заявлением.
Дело рассматривается в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенных норм для признания ненормативного правового акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Согласно статье 8 Закона Республики Саха (Якутия) от 10.11.2011 976-3 № 837-IV «О счетной палате Республики Саха (Якутия)» (далее – Закон о Счетной палате РС(Я)), в полномочия Счетной палаты РС(Я) в том числе входит контроль за исполнением государственного бюджета Республики Саха (Якутия) (ч.1) и контроль за ходом и результатами реализации программ и планов развития Республики Саха (Якутия) (ч.11).
Счетная палата РС (Я) осуществляет свою деятельность на основе планов, которые разрабатываются и утверждаются ею самостоятельно (ч.1 ст.11).
В соответствии с частью 1 статьи 18 Закона о счетной палате РС (Я), по результатам проведения контрольных мероприятий Счетная палата РС (Я) вправе вносить представления для их рассмотрения и принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков.
В рассматриваемой ситуации, при проведении контрольного мероприятия на основании Плана работы на 2013, утвержденной постановлением Коллегии Счетной палаты РС (Я) от 29.12.2012 № 16, Счетной палатой РС (Я) составлен соответствующий акт № 07-14/02 от 07.02.2014, который доведен до сведения Академии наук РС (Я). На основании акта № 07-14/02 от 07.02.2014 составлен Отчет, одобренный постановлением Коллегии Счетной палаты РС (Я) от 25.02.2014 № 3-4. По результатам проверки выдано Представление № 01/1-07/09 от 11.03.2014, которое в части оспаривается в настоящем деле.
Таким образом, полномочие Счетной палаты РС (Я), включая проведение проверки, порядок оформления ее результатов и форму реагирования на нарушения, которая использована Счетной палатой РС (Я), полностью соответствует закону.
Согласно части 2 статьи 19 Закона о Счетной палате РС (Я), проверяемые органы и организации вправе обжаловать действия (бездействия), предписания и представления Счетной палаты РС (Я) в установленном законодательством порядке.
Академия наук РС (Я) оспорила Представление № 01/1-07/09 от 11.03.2014 в порядке статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Под ненормативным актом, подлежащим обжалованию в арбитражный суд, понимается документ, содержащий обязательные предписания, распоряжения, влекущие юридические последствия и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы конкретного лица.
Как указано выше Представления вносятся контрольно-счетными органами для их рассмотрения и принятия мер.
Названное определение характеризует Представление как акт, содержащий властное предписание, то есть создающий, порождающий и изменяющий правоотношения, кроме того, поскольку он характеризуется принудительным воздействием на действие проверяемого лица, то данный акт содержит меры государственного принуждения.
При таких обстоятельствах, вопреки доводам Счетной палаты РС (Я), суд приходит к выводу о том, что оспариваемое Представление №01/1-07/09 от 11.03.2014 является ненормативным правовым актом, который влечет за собой возникновение обязанностей Академии наук РС (Я) по возврату денежных средств и содержит властное требование об этом, обязательное к исполнению, следовательно, отвечает всем критериям ненормативного правового акта и может быть обжаловано в арбитражном суде.
Рассмотрев и оценив представленные материалы в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что проверкой расходования средств государственного бюджета установлено присуждения и выплаты Академией наук РС (Я) лицам, достигшим возраста 33 года, стипендии в 2010 году - на общую сумму 240,0 тыс.руб. (КБК 076.0110.0619900.001.290), в 2011 году – на общую сумму 120,0тыс.руб. (КБК 076.0110.0619900.001.290), в 2012 году – на общую сумму 300,0 тыс.руб. средства на выполнение публичных обязательств (КБК 603.0110.8202103.330.290), всего 660,0 тыс.руб.
Установленный Счетной палатой РС (Я) в результате проверки период выплаты стипендий, сумма и адресность стипендий, не оспаривается Академией наук РС (Я).
Академия наук РС (Я) полагая правомерным произведенные присуждения и выплаты стипендий, лицам, достигшим возраста 33 года, ссылается на положения пункта 1.2 Указа Президента Республики Саха (Якутия) от 22.11.1994 № 921 «О государственной поддержке подготовки молодых научных кадров» (далее - Указ № 921).
Согласно Указу № 921, в целях укрепления и дальнейшего развития системы подготовки молодых научных кадров в Республике Саха (Якутия), Академией наук РС (Я) присуждаются двадцать государственных стипендий Республики Саха (Якутия) в размере 10 000,00 руб. (с учетом районного коэффициента 70%) молодым научным сотрудникам и аспирантам на период подготовки диссертации, монографии, научных разработок, имеющих высокую научную ценность, сроком на один год.
Пунктом 4 Указа № 921 Правительству Республики Саха (Якутия) поручено в установленном порядке утвердить положения о Государственной премии и стипендии для молодых научных сотрудников, порядок выплаты единовременного вознаграждения за защиту кандидатских диссертаций (п.4.1.); разработать и утвердить до 01.01.1995 планы мероприятий по подготовке молодых научных кадров (п.4.2).
При этом пунктом 1 Указа № 921 предусмотрено, что стипендии, предусмотренные пунктом 1.2. настоящего Указа, учреждаются только с 01.01.1995.
Следовательно, исходя из смысла содержания Указа № 921, стипендии подлежат учреждению и выплате после разработки и утверждения соответствующего положения о Государственной премии и стипендии для молодых научных сотрудников.
Во исполнение Указа № 921, распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 21.12.1994 № 1364-р утверждено Положение о порядке присуждения и выплаты государственной стипендии Республики Саха (Якутия) молодым научным сотрудникам и аспирантам.
Пунктом 3 данного Положения установлено, что государственная стипендия присуждается президиумом Академии наук РС (Я) молодым научным сотрудникам и аспирантам, постоянно проживающим или проживавшим (аспирантам других городов) на территории республики не менее трех лет, в возрасте до 33 лет на момент выдвижения, по рекомендации соответствующего Объединенного ученого совета Академии наук РС (Я).
В пункте 1 данного Положения также указано, что двадцать государственных стипендий Республики Саха (Якутия) учреждены Указом № 921 и вводятся с 01.01.1995.
Таким образом, согласно положениям действующих на проверяемый период Указа № 921 и распоряжения Правительства Республики Саха (Якутия) от 21.12.1994 № 1364-р, государственные стипендии учрежденные Указом № 921 и введенные в действие с 01.01.1995, присуждаются и выплачиваются Академией наук РС (Я) молодым научным сотрудникам и аспирантам, в возрасте до 33 лет на момент выдвижения, в соответствии с Положением о порядке присуждения и выплаты государственной стипендии Республики Саха (Якутия) молодым научным сотрудникам и аспирантам.
Следовательно, Счетная палата РС (Я) обоснованно вынесла представление в адрес Академии наук РС (Я) о нарушении пункта 3 Положения о порядке присуждения и выплаты государственной стипендии Республики Саха (Якутия) молодым научным сотрудникам и аспирантам, утвержденного распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 21.12.1994 № 1364-р, выразившееся в присуждении и выплате стипендий научным работникам и аспирантам, достигшим возраста 33 года (пункт 6.1 мотивировочная часть) и о принятии меры по возврату в бюджет Республики Саха (Якутия) этой суммы (пункт 2 резолютивная часть).
При этом ссылка Академии наук РС (Я) на положения пункта 3 Указа Президента Республики Саха (Якутия) от 18.09.2003 № 1177 «Об упорядочении размеров государственных и именных премий» (далее – Указ № 1177), установившей предельный возраст молодых ученых и специалистов - 35 лет на дату выдвижения на конкурс премий, грантов и иных вознаграждений, судом отклоняется как основанный на неверном толковании положений настоящего Указа, исходя из следующего.
Указ № 1177 принят в целях дальнейшего развития системы социальной поддержки научных кадров в республике и упорядочения размеров выплат государственных премий, соответственно, касается исключительно выплат государственных премий, но не государственной стипендии.
Пунктом 3 Указа № 1177 предельный возраст 35 лет установлен в отношении молодых ученых и специалистов на дату выдвижения на конкурс премий, грантов и иных вознаграждений, пунктом 5 Указа № 1177 утратившим силу признан пункт 1.1 Указа № 921, касающийся именно государственной премии Республики Саха (Якутия), но никак не государственной стипендии.
Более того, пунктом 1 Указа № 1177 установлена дата действия настоящего Указа с 01.01.2013, когда как проверяемым периодом являлся 2010-2011-2012гг.
В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
С учетом приведенных обстоятельств, суд считает, что Представление Счетной палаты РС (Я) в оспариваемой части не противоречит положениям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленного требования отказать полностью.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно – телекоммуникационной сети Интернет http://yakutsk.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда – http://4aas.arbitr.ru.
Судья Евсеева Е. А.