ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А58-3180/19 от 21.06.2019 АС Республики Саха (Якутия)


Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)

улица Курашова, дом 28, бокс 8, г. Якутск, 677980, www.yakutsk.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

город Якутск

25 июня 2019 года

Дело № А58-3180/2019

Резолютивная часть решения объявлена 21.06.2019.

Полный текст решения изготовлен 25.06.2019.

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Эверстовой Р.И., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ивановой Н.С., рассмотрев в дело по заявлению Военной прокуратуры Якутского гарнизона от 21.03.2019 № 648 к индивидуальному предпринимателю Галиуллиной Елене Сергеевне (ИНН      , ОГРНИП 318144700030128) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя –  Воищев Д.Н. (служебное удостоверение),

от ответчика – Галлиулина Е.С. (паспорт) (до перерыва), представитель Оздоева Ю.В. по доверенности от 20.05.2019 (паспорт) (до перерыва), представлено заявление о рассмотрении дела, назначенного на 21.06.2019, в ее отсутствие,

в ходе рассмотрения дела был объявлен перерыв, о чем размещено объявление на официальном сайте Арбитражного суда РС (Я),

УСТАНОВИЛ:

Военная прокуратура Якутского гарнизона (далее – заявитель, военная прокуратура) обратилась в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением от 21.03.2019 № 648 к индивидуальному предпринимателю Галиуллиной Елене Сергеевне (далее – ответчик, предприниматель) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Ответчик представила отзыв от 10.04.2019 о том, что вина предпринимателя в совершении правонарушения заявителем не доказана, с вменяемым правонарушением не согласна, просит отказать в удовлетворении требования.

Ответчик представила дополнение к отзыву от 20.06.2019, просит рассмотреть возможность замены административного наказания в виде административного штрафа на административное наказание в виде предупреждения.

Из материалов дела установлено.

05.12.2018 предприниматель закупила продукт - сыр Гауда (Босконе)»согласно товарной накладной № ОСН8ТДВ-13995 у ООО «Векта» в соответствии с заключенным договором поставки от 01.01.2019, изготовитель товара является ООО «УниверсалОптТорг».

На основании договора от 30.12.2016 № ОП-17-25, заключенного между АО «Военторг», заказчик, и ООО «Вариант», как исполнитель услуг, ООО «Вариант» оказывает услуги по организации питания военнослужащих воинских частей, расположенных на территории РС (Я),

21.03.2019 военная прокуратура с привлечением специалистов Управления Роспотребнадзора по РС (Я) провела проверку соблюдения работниками ООО «Вариант», выполняющими обязательства в интересах Министерства обороны РФ, в рамках заключенного государственного контракта от 30.12.2016 № 301216/ВП на оказание услуг по организации питания для нужд Министерства обороны РФ в 2017 – 2019 годах, действующего законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения при организации питания военнослужащих.

Согласно товарной накладной от 23.01.2019 № 20190123/Г/001 ответчик, как грузоотправитель (поставщик), поставил ООО «Вариант» продукт - сыр Гауда (Босконе)»в количестве 21 760 кг (изготовитель ООО «УниверсалОптТорг»).

Данная партия сыра в объеме 21 760 кг поступила на склад 23.01.2019 от ответчика.

Согласно реестру на сайте Росаккредитации в разделе «Сведения о декларациях о соответствии» Декларация о соответствии от 02.04.2018 № ЕАЭС № RU Д- RU.ВЯ01.В22571 была отозвана заявителем (ООО «УниверсалОптТорг») 05.12.2018 и прекратила свое действие.

В соответствии с протоколом лабораторных исследований от 13.02.2019 № 1051, проведенной Аккредитованным испытательным лабораторным центром ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Саха (Якутия)» установлено, что 06.02.2019 отобранная проба – сыр «Гауда» м.д.ж. 45%; в сухом веществе, дата изготовления 24.11.2018, срок годности 02.08.2019, изготовитель: ООО «УниверсалОптТорг», Россия, Тверская область, город Тверь, территория двора Пролетарский дом 7, пом.III, объем партии 13,4 кг, в потребительской таре не соответствует требованиям ТР ТС 033/2013 «О безопасности молока и молочной продукции» по физико-химическим показателям (фальсификация).

По результатам проверки военная прокуратура вынесла постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 21.03.2019 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, в отношении предпринимателя.

На основании указанного постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 21.03.2019 военная прокуратура обратилась в Арбитражный суд РС (Я) с заявлением о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.

Согласно части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд, в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол.

Частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ установлено, что нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.43.1, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

В примечании к статье 14.43 КоАП РФ указано, что под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями в данной статье понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, принятыми Комиссией Таможенного союза в соответствии с Соглашением Таможенного союза по санитарным мерам от 11.12.2009, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1, 1.1, 6.2 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон № 184-ФЗ).

Объективную сторону данного правонарушения образует несоблюдение соответствующих технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции. Объективная сторона указанного правонарушения заключается в совершении действий (бездействия), нарушающих установленные требования технических регламентов или обязательных требований к продукции, либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам реализации, либо выпуску в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям.

Субъектом правонарушения является лицо, ответственное за соблюдение установленных правил и норм, в частности субъектом правонарушения может быть изготовитель, исполнитель (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя), продавец.

По смыслу указанной нормы субъектом ответственности является лицо, обязанное соблюдать требования технических регламентов применительно к осуществляемой им деятельности.

Согласно статье 1 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Закон № 29-ФЗ) безопасность пищевых продуктов - состояние обоснованной уверенности в том, что пищевые продукты при обычных условиях их использования не являются вредными и не представляют опасности для здоровья нынешнего и будущих поколений.

В силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ "О техническом регулировании", законодательство Российской Федерации о техническом регулировании состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 13 Соглашения о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации от 18.11.2010 г. Комиссия Таможенного союза приняла решение от 09.12.2011 № 880 "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (вместе с "ТР ТС 021/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности пищевой продукции").

Согласно статье 2 целями принятия настоящего технического регламента являются: защита жизни и (или) здоровья человека; предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей (потребителей); защита окружающей среды. Объектами технического регулирования настоящего технического регламента являются:

1) пищевая продукция;

2) связанные с требованиями к пищевой продукции процессы производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации.

Целями принятия технического регламента являются защита жизни и (или) здоровья человека; предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей (потребителей); защита окружающей среды.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 11 статьи 10 ТР ТС 021/2011 для обеспечения безопасности пищевой продукции в процессе ее производства (изготовления) должны разрабатываться, внедряться и поддерживаться следующие процедуры: ведение и хранение документации на бумажных и (или) электронных носителях, подтверждающей соответствие произведенной пищевой продукции требованиям, установленным настоящим техническим регламентом и (или) техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.

Технический регламент Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции" (ТР ТС 033/2013), принятый решением Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2013 № 67, разработан в целях защиты жизни и здоровья человека, окружающей среды, жизни и здоровья животных, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей молока и молочной продукции относительно их назначения и безопасности, и распространяется на молоко и молочную продукцию, выпускаемые в обращение на таможенной территории Таможенного союза, процессы их производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

Настоящий технический регламент распространяется на молоко и молочную продукцию, выпускаемые в обращение на таможенной территории Таможенного союза и используемые в пищевых целях, включая: процессы производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации молока и молочной продукции; функциональные компоненты, необходимые для производства продуктов переработки молока.

Согласно пункту 111 ТР ТС 033/2013 молоко и молочная продукция, соответствующая требованиям настоящего технического регламента и прошедшая оценку (подтверждение) соответствия требованиям, установленным в разделе XIV настоящего технического регламента, должны иметь маркировку единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза.

Согласно пункту 8.24 СП 2.3.6.1066-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов" в организациях торговли запрещается реализация продукции без наличия качественного удостоверения (для продукции российского производства), сопроводительных документов, подтверждающих их происхождение, качество и безопасность.

В части 1 статьи 26.2 КоАП РФ установлено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В данном случае имеет место поставка молочной продукции – сыр Гауда (Босконе)» в количестве 21 760 кг (изготовитель ООО «УниверсалОптТорг») без документов, подтверждающих качество и безопасность продукции (декларация о соответствии).

В качестве доказательств наличия в действиях административного правонарушения органом представлены: акты отбора проб и составленные по ним протоколы лабораторных испытаний.

Указанные документы отвечают требованиям статьи 26.2 КоАП РФ и подтверждают несоответствие отобранных образцов сыра требованиям ТР ТС 033/2013 "О безопасности молока и молочной продукции".

Согласно информации в открытом доступе в сети интернет на сайте Федеральной службы по аккредитации в разделе "Национальная часть единого реестра зарегистрированных деклараций, оформленных по единой форме" декларация на сыр отозвана 05.12.2018, в связи с чем осуществляя его дальнейшую поставку, общество не обеспечило прослеживаемость продукции, не удостоверилось в действительности представленной декларации соответствия товара.

Таким образом, является доказанным военной прокуратурой факта нарушения ответчиком требований технических регламентов к пищевой продукции, что свидетельствует о наличии в её действиях состава административного правонарушения, квалифицируемого по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ.

Соответственно, не подтверждается наличие декларации на момент проведения проверки.

 Доказательств обратного, ответчиком, в нарушение положений статей 65, 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не представлено.

Событие совершенного административного правонарушения правомерно квалифицировано по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ и выразилось в поставке товара с нарушением требований ТР ТС 021/2011, ТР ТС 033/2013, СП 2.3.6.1066-01, то есть при отсутствии декларации соответствия.

Объективную сторону данного правонарушения составляют действия (бездействие), нарушающие установленные требования технических регламентов или обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам реализации, либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям.

Субъектом правонарушения является лицо, ответственное за соблюдение установленных правил и норм, в частности субъектом правонарушения может быть изготовитель, исполнитель (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя), продавец.

В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В данном случае вина предпринимателя в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, доказана административным органом и выразилась в том, что, являясь лицом, осуществляющим деятельность по реализации продукции, предприниматель не предприняла все зависящие меры по соблюдению требований Технического регламента и допустила к нахождению в реализации товара при отсутствии Декларации о соответствии на товар.

Доказательств объективной невозможности соблюдения предпринимателем вышеприведенных требований в материалах дела не имеется.

Следовательно, в действиях предпринимателя имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.

Таким образом, суд приходит к выводу о наличии в действиях предпринимателя состава правонарушения предусмотренного ч. 1 ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Предприниматель привлекается к административной ответственности в пределах срока установленного ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В силу статьи 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пунктах 18, 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - Постановление Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10), при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения; малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.

Из этого следует, что малозначительность деяния предполагает отсутствие каких-либо угроз для личности, общества или государства при формальном наличии признаков состава правонарушения и наличии исключительных обстоятельств.

В рассматриваемом случае в действиях предпринимателя отсутствуют признаки малозначительности, так как судом не установлено наличие исключительных обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии оснований для привлечения предпринимателя к административной ответственности.

Допущенное предпринимателем правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок государственного регулирования в области технического регулирования процесса реализации продукции, предназначенной для детей и подростков, который обеспечивает соблюдение прав потребителей названной продукции и защиту жизни и здоровья граждан.

Санкцией части 1 статьи 14.43 КоАП РФ предусмотрено наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Размер санкции суд определяет предпринимателю в минимальном размере с учетом требований статей 4.2. и 4.3. КоАП РФ.

Между тем, размер санкции следует установить с учетом статьи 3.4, частей 1 и 2 статей 4.1, 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

По данным Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства предприниматель относится к категории субъектов малого или среднего предпринимательства - микропредприятие. Дата включения в Реестр 10.07.2018.

Согласно части 2 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Статьей 4.1.1 КоАП РФ установлено, что являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II названного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 рассматриваемой статьи.

В соответствии с частью 2 статьи 4.1.1 КоАП РФ административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного статьями 14.31 - 14.33, 19.3, 19.5, 19.5.1, 19.6, 19.8 - 19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33 этого Кодекса.

Частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ установлено, что предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

 Материалами настоящего дела также не подтверждается, что в действиях предпринимателя отсутствуют обстоятельства указанные в части 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Правонарушение предпринимателем совершено впервые; отсутствует причинение вреда или возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также отсутствует имущественный ущерб, с учетом квалификации Управлением совершенного заявителем правонарушения по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ.

Учитывая указанное, суд удовлетворяет заявление военной прокуратуры и назначает предпринимателю административное наказание в виде предупреждения.

руководствуясь статьями 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л :

Заявление заместителя Военной прокуратуры Якутского гарнизона от 21.03.2019 № 648 удовлетворить.

Привлечь индивидуального предпринимателя Галиуллину Елену Сергеевну (ИНН 143517896845, ОГРНИП 318144700030128)  к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить административное наказание в виде предупреждения.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение.

Судья                                                                                                              Р.И. Эверстова