ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А58-3184/2021 от 22.09.2021 АС Республики Саха (Якутия)

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)

улица Курашова, дом 28, бокс 8, г. Якутск, 677980, www.yakutsk.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

город Якутск

28 сентября 2021 года

Дело № А58-3184/2021

Резолютивная часть решения объявлена 22.09.2021.

Полный текст изготовлен 28.09.2021.

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе: судьи Андреева В.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Ивановой А.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Рудник Таборный" (ИНН 1421004041, ОГРН 1171447016608) от 22.04.2021 №РТ-01-02/21-193 к Административной комиссии муниципального района "Олекминский район" Республики Саха (Якутия) о признании незаконным и отмене постановления от 09.04.2021 №036/21 о назначении по делу об административном правонарушении,

с участием представителя заявителя Бурмситров А.В. по доверенности,

УСТАНОВИЛ:

Общества с ограниченной ответственностью "Рудник Таборный" (далее – Общество, заявитель) обратилось с заявлением к Административной комиссии муниципального района "Олекминский район" Республики Саха (Якутия) (далее – административный орган, Комиссия) о признании незаконным и отмене Постановления от 09.04.2021 №036/21 о назначении наказания по делу об административном правонарушении, предусмотренного частью 1 статьи 4.8 Кодекса Республики Саха (Якутия) об административных правонарушениях".

Дело рассматривается по правилам параграфа 2 главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Общество оспаривает постановление по основанию состава административного правонарушения, указывая, что деятельность по разведке и добыче полезных ископаемых ранее осуществляло другое юридическое лицо, часть лицензий на добычу была выдана до издания закона об установлении административной ответственности, а установление такого рода административной ответственности Кодексом Республики Саха (Якутия) об административных правонарушениях" противоречит федеральному законодательству.

Административный орган в письменном отзыве отклонил доводы заявителя, указав на законность и обоснованность оспариваемого решения. Приложенные комиссией в электроном виде материалы административного дела, поступившие к ней из прокуратуры являются не читаемыми. Определения Арбитражного суда от 05.07.2021 и 26.07.2021 административным органом не исполнены.

Судом установлены следующие обстоятельства.

Из материалов дела № А58-3186/2021 установлено, что на основании обращения ассоциации коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) от 04.03.2021 года в адрес природоохранной Прокуратуры об обустройстве автомобильной дороги на территории Тянского наслега Республики Саха (Якутия), являющегося территорией традиционного природопользования и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера-эвенков, границы территории которой отнесены к зонам с особыми условиями использования была проведена проверка в результате которой было установлено, что Общество на основании предоставленных ему разрешений (лицензий) на пользование недрами осуществляет хозяйственную деятельность в пределах указанной территории без получения этнологической экспертизы.

Установив данное обстоятельство и усмотрев в указанном бездействии заявителя  нарушение требований федерального закона № 49-ФЗ от 07.05.2001. а также требований законов Республики Саха (Якутия) « Об ответственном недропользовании на территории РС(Я) и «Об этнологической экспертизе» Прокуратура выписала в адрес Общества Представление об устранении нарушений федерального законодательства от 26.03.2021 №11-20218Прдп129-21-20980024 и передал материал в административный орган для решения вопроса о привлечении Общества к административной ответственности предусмотренного частью 1 статьи 4.8 Кодекса Республики Саха (Якутия) об административных правонарушениях". 

Рассмотрев административный материал, полученный из Прокуратуры административный орган извещением от 05.04.2021 известил Общество о месте и времени заседания Комиссии по вопросу о рассмотрении дела о привлечении Общества к административной ответственности предусмотренной частью 1 статьи 4.8 Кодекса Республики Саха (Якутия) об административных правонарушениях".

09.04.2021 административный орган рассмотрел в отношении общества, без участия последнего вынес постановление №036/21 о назначении наказания по делу  об административном правонарушении, предусмотренного частью 1 статьи 4.8 Кодекса Республики Саха (Якутия) об административных правонарушениях" и назначило Обществу наказание в виде предупреждения.

 Несогласие с данным решением административного органа явилось основанием для обращения в суд с настоящим заявлением. 

Изучив представленные материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частями 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (ч.7).

14.10.2009 постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) З N 338-IV принят Кодекс Республики Саха (Якутия) об административных правонарушениях от 14.10.2009 726-З N 337-IV, первоначальный текст которого опубликован в печатных изданиях "Якутские ведомости", N 66, 11.11.2009, "Ил Тумэн", N 44, 13.11.2009, "Сокуоннар. Уураахтар. Дьаhаллар.", N 175-178, 19.12.2009.

В подпункте "к" пункта 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации определено, что вопросы административного, административно-процессуального законодательства находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В соответствии со статьей 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях законодательство об административных правонарушениях состоит из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Статьи 1.3 и 1.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях разграничивают предметы ведения Российской Федерации и субъектов Российской федерации в области законодательства об административных правонарушениях. Так, к ведению субъектов Российской Федерации относится: установление законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления; организация производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации; определение подведомственности дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в соответствии с частью 2 статьи 22.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; создание административных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав; создание административных комиссий, иных коллегиальных органов в целях привлечения к административной ответственности, предусмотренной законами субъектов Российской Федерации; определение перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации; регулирование законами субъектов Российской Федерации иных вопросов в соответствии с указанным Кодексом.

По смыслу вышеприведенных правовых норм, федеральный законодатель, включая законы субъектов Российской Федерации об административной ответственности в систему законодательства об административных правонарушениях, и в связи с этим допуская возможность установления административной ответственности законами субъектов Российской Федерации, одновременно определил объем и границы нормотворческих полномочий субъекта Российской Федерации в сфере законодательства об административных правонарушениях: субъект Российской Федерации вправе устанавливать своими законами административную ответственность лишь по вопросам совместного ведения, не урегулированным федеральным законом.

В силу подпункта 39 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент рассмотрения дела) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопроса установления административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

Из указанного выше следует, что законодатель субъекта Российской Федерации, устанавливая административную ответственность за те или иные административные правонарушения, не вправе вторгаться в сферы общественных отношений, регулирование которых составляет предмет ведения Российской Федерации, а также предмет совместного ведения при наличии по данному вопросу действующего федерального законодательства.

Статьей 76 Конституции РФ (часть 2) установлено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, к которым относятся, в частности, вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, разграничение государственной собственности, природопользование, лесное законодательство (статья 72, пункты "в", "г", "д", "к" части 1), издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской

 Таким образом, установление административной ответственности за нарушение законодательства Республики Саха (Якутия) об этнологической экспертизе отнесено к совместному ведению и не противоречит федеральному законодательству.

 В соответствии с частью 1 статьи 4.8 Кодекса Республики Саха (Якутия) об административных правонарушениях" несоблюдение юридическим лицом требования о представлении заявления на проведение этнологической экспертизы в уполномоченный орган исполнительной власти Республики Саха (Якутия) в области этнологической экспертизы, финансирование или реализация проекта хозяйственной деятельности, подлежащего этнологической экспертизе и не получившего положительного заключения этнологической экспертизы влечет предупреждение или наложение административного штрафа  от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

В связи с тем, что Кодекс Республики Саха (Якутия) об административных правонарушениях" не определяет  процедуру принятия решений о привлечении к административной ответственности юридических лиц, процедура привлечения к ответственности должна соответствовать требованиям КоАП РФ.

В соответствии с частями 1, 2  статьи 25.15 Кодекса (введена Федеральным законом «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 06.12.11 №404-ФЗ, вступившим в силу с 07.01.12) лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату. Извещения, адресованные гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, направляются по месту их жительства. При этом место жительства индивидуального предпринимателя определяется на основании выписки из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

В соответствии с частями 1-4.1 статьи 28.2 Кодекса о совершении административного правонарушения составляется протокол об административном правонарушении, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1 и 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса. В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела. При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу. В случае неявки представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

Таким образом, протокол об административном правонарушении составляется при непосредственном участии в его составлении лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.

В отсутствие указанного лица протокол может быть составлен лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени составления протокола об административном правонарушении.

Следовательно, приведенные правовые нормы должны обеспечить процессуальные гарантии лица, привлекаемого к административной ответственности. Без предоставления этому лицу возможности воспользоваться своими процессуальными правами дело об административном правонарушении не может быть рассмотрено всесторонне, полно и объективно.

Пунктом 17 постановления «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от 27.01.03 №2 Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил, что суду при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности или дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности необходимо проверять соблюдение положений статьи 28.2 Кодекса, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, имея в виду, что их нарушение может являться основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности в силу части 2 статьи 206 АПК РФ либо для признания незаконным и отмены оспариваемого решения административного органа (ч. 2 ст. 211 АПК РФ).

Пунктом 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.04 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» предусмотрено, что нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является, в частности, основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.

В силу пункта 1 части 1 статьи 25.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прокурор в пределах своих полномочий вправе возбуждать производство по делу об административном правонарушении.

Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении (пункт 3 части 4 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В соответствии с частью 2 статьи 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 В представленных материалах дела отсутствует Постановление Прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении заявителя по основанию предусмотренной частью 1 статьи 4.8 Кодекса Республики Саха (Якутия) об административных правонарушениях". Также отсутствует Протокол об административном правонарушении и доказательства извещения о месте и времени их составления.

При таких обстоятельствах и на основе приведенных норм права суд считает, что административным органом допущено существенное нарушение процессуальных требований.

Указанное нарушение, являются существенным, так как в данном случае лицо, привлекаемое к административной ответственности, было лишено предоставленных ему статьей  28.2 Кодекса гарантий защиты прав и не могло воспользоваться своими процессуальными правами.

Существенные нарушения порядка привлечения к административной ответственности  свидетельствует о том, что независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение, такое лицо привлечению к административной ответственности не подлежит.

Кроме того, из содержания оспариваемого Постановления невозможно установить момент совершения вмененного заявителю правонарушения.

Так в соответствии с частью 1 статьи 4.8 Кодекса Республики Саха (Якутия) об административных правонарушениях" административная ответственность наступает при несоблюдении юридическим лицом требования о представлении заявления на проведение этнологической экспертизы в уполномоченный орган исполнительной власти Республики Саха (Якутия).

Порядок проведения этнологической экспертизы установлен Законом Республики Саха (Якутия) от 14.04.2010 820-З N 537-IV "Об этнологической экспертизе в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)" и Постановлением Правительства РС(Я) от 06.09.2011 N 428 (ред. от 25.06.2020), утвердившего « Порядок организации и проведения этнологической экспертизы в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)".

Указанные нормативные акты не устанавливают конкретные сроки о представлении заявления на проведение этнологической экспертизы в уполномоченный орган исполнительной власти Республики Саха (Якутия), устанавливая лишь необходимость подачи такого заявления в уполномоченный орган государственной власти если заявителем планируется хозяйственная (или иная) деятельность в зоне влияния традиционного природопользования малочисленных народов.

Из содержания оспариваемого Постановления следует, что вина Общества заключается в непредставлении заявления на проведение этнологической экспертизы при осуществлении деятельности по разведке и добыче полезных ископаемых на участке, принадлежащем заявителю.

Вместе с тем, указывая на виновность поведения заявителя административный орган не указал, с какого момента у Общества возникла обязанность по совершению указанных действий, а следовательно, суд лишен возможности проверить правильность исчисления срока давности привлечения заявителя к административной ответственности.

В соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

По совокупности изложенных обстоятельств, суд приходит к выводу о признании незаконным постановления  административного органа.

Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

признать незаконным и отменить постановление Административной комиссии муниципального района "Олекминский район" Республики Саха (Якутия) от 09.04.2021 №036/21 о назначении по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 4.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Рудник Таборный" (ИНН 1421004041, ОГРН 1171447016608).

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении десятидневного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно – телекоммуникационной сети Интернет http://yakutsk.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда – http://4aas.arbitr.ru.

Судья                                                                                                              В.А. Андреев