ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А58-3215/09 от 25.05.2009 АС Республики Саха (Якутия)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

город Якутск Дело №А58-3215/09

25 мая 2009 года

Судья   Столбов В.В., действующий от имени Арбитражного суда Республики Саха (Якутия)  ,  рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Управления государственного автодорожного надзора по Республике Саха (Якутия) (административный орган  ) о привлечении Индивидуального предпринимателя Тарасенко Владимира Николаевича (лицо, привлекаемое к административной ответственности  )  к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с участием представителя административного органа Делахова К.А. (доверенность от 14.05.09 №01/549), лица, привлекаемого к административной ответственности, Тарасенко В.Н. (паспорт 98 01 200908, выдан 10.10.01 Мохсоголлохским ОВД Хангаласского улуса), составив протокол в соответствии с частью 3 статьи 155 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

установил:

Административный орган просит привлечь индивидуального предпринимателя Тарасенко Владимира Николаевича к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за осуществление предпринимательской деятельности без обязательного специального разрешения (лицензии).

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, представило в суд письменную объяснительную, из которой следует, что:

как индивидуальный предприниматель не работал с февраля 2009 года, так как кончилась лицензия;

по пути следования бесплатно довез трех студентов и женщину с ребенком до автовокзала г. Якутска,

на автомобиле отсутствовали таблички с маршрутом перевозок и цены проезда;

вез документы в административный орган для оформления новой лицензии.

Пояснением от 25.05.09, без номера административный орган указал, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, имело лицензию АСС-14 №028931 сроком до 01.02.09, поданы документы на получение новой лицензии.

Государственным инспектором административного органа Делаховым К.А. составлен протокол от 04.05.09 №89 об административном правонарушении выразившееся в обнаружении факта нарушения лицом, привлекаемым к административной ответственности, требования статьи 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», выразившегося в перевозке пассажиров в количестве 5 человек по маршруту УЛААХ ААН – Якутск транспортным средством SSANGYONGISTANA, регитрационный знак к 179 вх 14, оборудованным для перевозок более 8 человек, без специального разрешения лицензии.

Данный протокол содержит объяснение лица, привлекаемого к административной ответственности, аналогичное изложенному в объяснительной, представленной в суд.

Доводы, приводимые в объяснение лицом, привлекаемым к административной ответственности, налоговый орган не опроверг.

В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Согласно части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности в соответствии с перечнем, предусмотренным пунктом 1 статьи 17 настоящего Федерального закона.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» в целях настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю;

лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом;

Подпунктом 62 пункта 1 статьи 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» установлено, что в соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежит деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

Из указанных норм следует, что перевозка граждан на автомобильном транспорте, оборудованным для перевозок более восьми человек, лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, лицензированию не подлежит.

Кроме того, в силу общей правоспособности гражданин может использовать принадлежащий ему автомобильный транспорт, оборудованный для перевозок более восьми человек, и как физическое лицо и как индивидуальный предприниматель.

Иными словами, в зависимости от того, что гражданин выступает перевозчиком граждан на автомобильном транспорте, оборудованным для перевозок более восьми человек:

в качестве физического лица и на безвозмездной основе, лицензия не требуется и состав административного правонарушения по части 2 статьи 14.1 Кодекса не возникает;

в качестве индивидуального предпринимателя и на возмездной основе, лицензия обязательна, а перевозка без лицензии влечет ответственность по части 2 статьи 14.1 Кодекса.

Из протокола об административном правонарушении от 04.05.09 №89 не усматривается, что вменяемое лицу, привлекаемому к административной ответственности, деяние совершено при осуществлении предпринимательской деятельности, то есть деятельности в силу пункта 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации самостоятельной, осуществляемой на свой риск, направленной на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, поскольку не установлен факт возмездной перевозки пассажиров. Сам же факт перевозки пяти пассажиров, в отсутствие доказательств такой перевозки на возмездной, платной основе, еще не означает осуществление предпринимательской деятельности, требующей наличие обязательной лицензии.

Следовательно, протокол не подтверждает факт перевозки без обязательной лицензии пассажиров, осуществленной 04.05.09 Тарасенко В.Н., в качестве индивидуального предпринимателя, и в связи с этим ему не может быть вменено совершение правонарушения, выразившегося в осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно.

Таким образом, событие административного правонарушения не доказано, это событие отсутствует, а оснований для составления протокола об административном правонарушении не имелось.

В соответствии с пунктом 1 части статьи 24.5 Кодекса производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения.

На основании изложенных обстоятельств дела и приведенных норм права оснований для удовлетворения заявленного требования не имеется, в заявленном требовании следует отказать полностью.

Руководствуясь частью 2 статьи 14.1, статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьями 167-170,176,206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд:

Р Е Ш И Л :

В заявленном требовании отказать полностью.

Судья В.В. Столбов