ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А58-321/2021 от 01.04.2021 АС Республики Саха (Якутия)

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)

улица Курашова, дом 28, бокс 8, г. Якутск, 677980, www.yakutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город Якутск

01 апреля 2021 года

Дело № А58-321/2021

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Устиновой А.Н.рассмотрел в порядке упрощённого производства дело по заявлению акционерной компании "АЛРОСА" (публичное акционерное общество) (ИНН 1433000147, ОГРН 1021400967092) от 20.01.2021 № 1, поданному через систему «Мой арбитр», к Федеральной антимонопольной службе (ИНН 7703516539, ОГРН 1047796269663) о признании незаконным и отмене постановления от 18.12.2020 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 17/04/7.32.3-1055/2020 (исх. от 15.01.2021 № 17/1488/21), без вызова лиц, участвующих в деле,

УСТАНОВИЛ:

акционерная компания «АЛРОСА» (публичное акционерное общество) (далее - заявитель, заказчик, Компания, АК «АЛРОСА») обратилась в арбитражный суд с заявлением от 20.01.2021 № 1 к Федеральной антимонопольной службе (далее – ФАС России, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 18.12.2020 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 17/04/7.32.3-1055/2020 (исх. от 15.01.2021 № 17/1488/21).

Определением арбитражного суда от 28.01.2021 заявление от 20.01.2021 № 1 принято к производству, дело назначено к рассмотрению в порядке упрощённого производства без вызова лиц, участвующих в деле в соответствии со статьёй 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Лицам, участвующим в деле, предложено в срок не позднее 17.02.2021 представить доказательства, на которых они основывают свои требования, административному органу – представить отзыв на заявленные требования. Лицам, участвующим в деле, установлен срок для обмена дополнительными документами, содержащими объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции, и представления их в суд в срок не позднее 15.03.2021. Копия определения направлялась судом лицам, участвующим в деле, в установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации порядке. 

Информация о движении дела размещена на официальном сайте Арбитражного суда Республики Саха (Якутия), а также в общедоступном информационном сервисе «Картотека арбитражных дел» (http://kad.arbitr.ru) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

15.02.2021 от заявителя через систему «Мой арбитр» поступило дополнение к заявлению от 15.02.2021 № с уточнением предмета требования (редактирование формулировки) – о признании незаконным и отмене постановления от 18.12.2020 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 17/04/7.32.3-1055/2020.

05.03.2021 ФАС России поступило ходатайство от 25.02.2021 № 17/13960/21 о приобщении документов - материалов административного дела № 17/04/7.32.3-1055/2020.

Представленные документы в пределах срока, установленного определением от 28.01.2021, приобщены к материалам дела в порядке статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

22.03.2021 арбитражным судом принято решение путем подписания резолютивной части решения в соответствии с частью 1 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Решение, принятое в порядке упрощенного производства, размещено на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 23.03.2021.

23.03.2021 (загружено в систему «Мой арбитр» 22.03.2021) от административного органа поступил отзыв на заявление Компании, поскольку отзыв представлен после срока, установленного определением суда от 28.01.2021 (до 17.02.2021) и после вынесения решения суда представленный отзыв не принимается судом во внимание.

25.03.2021 (загружено в систему «Мой арбитр» 24.03.2021) от административного органа поступило заявление без даты и номера о составлении мотивированного решения по делу.

В соответствии с частью 2 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по заявлению лица, участвующего в деле, или в случае подачи апелляционной жалобы по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства, арбитражный суд составляет мотивированное решение.

Заявление о составлении мотивированного решения арбитражного суда может быть подано в течение пяти дней со дня размещения решения, принятого в порядке упрощенного производства, на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". В этом случае арбитражным судом решение принимается по правилам, установленным главой 20 настоящего Кодекса, если иное не вытекает из особенностей, установленных настоящей главой.

Мотивированное решение арбитражного суда изготавливается в течение пяти дней со дня поступления от лица, участвующего в деле, соответствующего заявления.

Учитывая поступление заявления без даты и номера о составлении мотивированного решения в пределах установленного законом срока, суд считает необходимым изготовить мотивированное решение по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства.

Заявленное требование Компания обосновывает тем, что заказчик не нарушил требование пункта 3 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках, АК «АЛРОСА» правомерно отклонила заявку ООО «Гранд-Ресурс» в соответствии с требованиями документации о закупке (протокол № 1300-1000064453-5 от 05.02.2020), документация о закупке разработана в целях приобретения конкретной техники, которая отвечает потребностям Заказчика и направлена на эффективное расходование средств и лучшее выполнение работ, поэтому не может расцениваться как ограничение доступа к участию в закупке, в связи с чем, считает, что отсутствует событие вменяемого правонарушения.

Из материалов дела следует.

28.12.2019 заказчиком – АК «АЛРОСА» (ПАО) на электронной площадке в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» АО «ЕЭТП» по адресу http://com.roseltorg.ru и в единой информационной системе (ЕИС) на сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 31908735420 о проведении закупки в электронной форме на право заключения договора по поставке бульдозеров для НГОК, МУАД с начальной (максимальной) ценой – 1 809 491, 52 евро, дата подачи заявки – 22.01.2020, дата рассмотрения заявок – 05.02.2020, дата подведения итогов – 12.03.2020.

На участие в конкурсе в установленный срок подано 3 заявки: ООО «Гранд-ресурс», ООО «ИСТК», ООО «Либхер-Русланд».

05.02.2020 состоялось заседание закупочного органа, по результатам которого принято решение о допуске к дальнейшему участию в закупке заявки ООО «Либхер-Русланд» с ценой договора и заявке 1 809 461, 51 рублей, отклонены заявки ООО «Гранд-ресурс» - на основании пп. 3.12.7(4), п. 3.12 ст. III Документации о закупке, а именно: заявка не соответствует заявленным требованиям технического задания (поставка "аналогичной/эквивалентной" продукции не допускается»); ООО «ИСТК» - на основании пп. 3.12.7(6), п. 3.12 ст. III Документации о закупке, а именно предлагаемая общая цена договора превышает установленный размер НМЦ; пп. 3.12.7(6), п. 3.12 ст. III Документации о закупке, а именно заявка не соответствует заявленным требованиям технического задания (поставка "аналогичной/эквивалентной" продукции не допускается»), о чем составлен протокол заседания закупочного органа № 1300-1000064453-5.

12.03.2020 ООО «Гранд-ресурс» обратилось в ФАС России с жалобой № 18-01 на действия (бездействие) Заказчика при проведении тендера в электронной форме на право заключения договора на поставку бульдозеров для НГОК, МУАД (извещение № 31908735420) по основанию неправомерного отклонения заявки ООО «Гранд-ресурс» в допуске к участию в тендере.

26.03.2020 по результатам рассмотрения жалобы ООО «Гранд-ресурс» ФАС России вынесено решение № 223ФЗ-219/20 о признании жалобы обоснованной, признании АК «АЛРОСА» (ПАО) нарушившей часть 6, 6.1 статьи 3, пункт 1 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»; выдаче предписания, направленного на устранение выявленных нарушений; передаче соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалов дела от 26.03.2020 № 223-219/20 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.

26.03.2020 ФАС России выдано предписание № 223ФЗ-219/2020 о совершении действий, направленных на устранение порядка проведения торгов, в соответствии с пунктом 1 которого Заказчику предписано отменить протоколы, составленные в ходе проведения закупки, уведомить участников об отмене протоколов; пунктом 2 - предписано вернуть заявки участников, поданные на участие в закупке.

06.11.2020 заместитель начальника правового отдела Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, рассмотрев материалы дела № 223ФЗ-219/20, усмотрев признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынес определение о возбуждении дела об административном правонарушении № 17/04/7.32.3-1055/2020 и проведении административного расследования (исх. от 11.11.2020 № 17/98282/20). Пунктом 2 указанного определения законный представитель АК «АЛРОСА» (ПАО) вызван на дачу объяснений, а также для составления и подписания протокола об административном правонарушении на 16.11.2020 в 10-00 час. в ФАС России по адресу: <...>, каб. 209. Определение направлено в адрес АК «АЛРОСА» (ПАО) почтовой связью 13.11.2020 заказным письмом № 12571953003530.

Одновременно вынесено определение об истребовании дополнительных необходимых материалов по делу об административном правонарушении № 17/04/7.32.3-1055/2020 (Исх. от 11.11.2020 № 17/98284/20). Определение направлено в адрес АК «АЛРОСА» (ПАО) почтовой связью 13.11.2020 заказным письмом № 12571953003547.

16.11.2020 заместитель начальника правового отдела Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, рассмотрев материалы дела № 223ФЗ-219/20, усмотрев признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынес повторно определение о возбуждении дела об административном правонарушении № 17/04/7.32.3-1055/2020 и проведении административного расследования (исх. от 18.11.2020 № 17/100604/20). Пунктом 2 указанного определения законный представитель АК «АЛРОСА» (ПАО) вызван на дачу объяснений, а также для составления и подписания протокола об административном правонарушении на 30.11.2020 в 11-30 час. в ФАС России по адресу: <...>, каб. 209. Определение направлено в адрес АК «АЛРОСА» (ПАО) почтовой связью 20.11.2020 заказным письмом № 12571953026997.

Одновременно вынесено определение об истребовании дополнительных необходимых материалов по делу об административном правонарушении № 17/04/7.32.3-1055/2020 (Исх. от 18.11.2020 № 17/100606/20). Определение направлено в адрес АК «АЛРОСА» (ПАО) почтовой связью 20.11.2020 заказным письмом № 12571953026843.

26.11.2020 за рег. номером 202189/20 в ФАС России с сопроводительным письмом от 25.11.2020 № 17/98284/20 от 11.11.2020 от АК «АЛРОСА» (ПАО) во исполнение определения по административному делу № 17/04/7.32.3-1055/2020 представлены на электронном носителе на СD копии документов (сканобразы).

03.12.2020 письмом по делам об административных правонарушениях, в том числе по № 17/04/7.32.3-1055 АК «АЛРОСА» ходатайствовало об участии в рассмотрении дел с использованием видеоконференц-связи.

30.11.2020 начальником правового отдела Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России в отношении АК «АЛРОСА» (ПАО) составлен протокол об административном правонарушении № 17/04/7.32.3-1055/2020 (Исх. от 02.12.2020 № 17/105474/20), в котором зафиксировано: в соответствии с техническим заданием Заказчик закупает бульдозеры  производителей CaterpillarInc, USA, Liebherr-WerkTelfs, GmbHKomatsuLtd, при этом согласно пункту 1.2.34 пункта 2.1 части 1 Документации установлено «возможность поставки эквивалентной продукции не допускается», действия Заказчика квалифицированы по признакам состава административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно в установлении ненадлежащим образом описания товаров по предмету закупки. Протокол составлен при участии представителя АК «АЛРОСА» (ПАО) ФИО1 по доверенности от 24.08.2020 № 188 посредством видеоконференц-связи. Протокол направлен в адрес АК «АЛРОСА» (ПАО) почтовой связью 03.12.2020 заказным письмом № 12571953064029.

01.12.2020 заместителем начальника правового отдела Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России вынесено определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении № 17/04/7.32.3-1055/2020 (Исх. от 02.12.2020 № 17/105472/20) на 14.12.2020 в 13-30 часов по адресу: <...>, каб. 371. Определение направлено в адрес АК «АЛРОСА» (ПАО) почтовой связью 03.12.2020 заказным письмом № 12571953064098.

14.12.2020 заместителем начальника правового отдела Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России вынесено определение об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении № 17/04/7.32.3-1055/2020 (Исх. от 14.12.2020 № 17/109826/20) на 15.12.2020 в 16-30 часов по адресу: <...>, каб. 365. Определение направлено в адрес АК «АЛРОСА» (ПАО) почтовой связью 15.12.2020 заказным письмом № 12571953093609.

15.12.2020 заместителем начальника правового отдела Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России вынесено определение об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении № 17/04/7.32.3-1055/2020 (Исх. от 16.12.2020 № 17/1110512/20) на 18.12.2020 в 15-00 часов по адресу: <...>, каб. 365 в связи с необходимостью дополнительного изучения материалов дела. Определение направлено в адрес АК «АЛРОСА» (ПАО) почтовой связью 17.12.2020 заказным письмом № 12571754421915.

15.12.2020 от АК «АЛРОСА» (ПАО) поступили возражения по делу об административном правонарушении, в том числе № 17.04/7.32.3-1055/1020.

17.12.2020 от АК «АЛРОСА» (ПАО) поступило дополнение № 1 к возражениям от 15.12.2020 с приложениями.

18.12.2020 состоялось рассмотрение дела об административном правонарушении № 17.04/7.32.3-1055/1020 в присутствии представителя АК «АЛРОСА» (ПАО) ФИО1 по доверенности от 24.08.2020 № 188, по результатам которого в действиях АК «АЛРОСА» (ПАО) выявлены нарушения пункта 1 части 10 статьи 4, части 6.1 статьи 3 Закона о закупках, АК «АЛРОСА» (ПАО) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.

АК «АЛРОСА» (ПАО), не согласившись с постановлением, обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Изучив представленные материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частями 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

В силу с части 2 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого постановления.

В случае пропуска срока он может быть восстановлен судом по ходатайству заявителя.

В пункте 13 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 (ред. от 10.11.2011) "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при исчислении десятидневного срока, установленного для подачи апелляционной жалобы на решение суда по делу о привлечении к административной ответственности (часть 4 статьи 206 АПК РФ), заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 208 АПК РФ), а также апелляционной жалобы на решение суда по делу об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 5 статьи 211 АПК РФ), необходимо руководствоваться нормой части 3 статьи 113 АПК РФ, согласно которой в сроки, исчисляемые днями, не включаются нерабочие дни.

Согласно материалам административного дела оспариваемое постановление вынесено 18.12.2020, на постановлении проставлен исх. от 15.01.2021 № 17/1488/21, постановление направлено в адрес заявителя почтовой связью 18.01.2021 заказным письмом № 12571754486419, с заявлением об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении АК «АЛРОСА» (ПАО) обратилась 22.01.2021 через систему «Мой арбитр» (загружено в систему 21.01.2021), что подтверждается штампом входящей корреспонденции Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) на заявлении. Следовательно, процессуальный срок на обращение в арбитражный суд заявителем не пропущен.

Согласно оспариваемому постановлению АК «АЛРОСА» (ПАО) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

С учетом положений статей 23.83, 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации от 23.07.2015 N 649/15, Перечня должностных лиц территориальных органов Федеральной антимонопольной службы, управомоченных составлять протокол об административном правонарушении, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2004 N 180, суд установил, что протокол об административном правонарушении составлен, дело об административном правонарушении рассмотрено и оспариваемое постановление принято уполномоченным должностным лицом антимонопольного органа в пределах предоставленных полномочий.

В соответствии с частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц требований к содержанию извещений о закупке товаров, работ, услуг и (или) документации о закупке товаров, работ, услуг влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере закупки товаров, работ, услуг.

Объективную сторону данного правонарушения образуют действия, выразившиеся в несоблюдении предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц требований к содержанию извещений о закупке товаров, работ, услуг и (или) документации о закупке товаров, работ, услуг.

Субъектом ответственности являются, в том числе юридические лица - заказчики в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Субъективная сторона данного правонарушения характеризуется наличием у субъекта вины, которая заключается в том, что лицом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательства при наличии такой возможности.

Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг установлены Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках).

В силу части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: информационная открытость закупки; равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

При этом положение о закупке в силу Закона о закупках является основополагающим документом, регламентирующим закупочную деятельность заказчика и должно содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения.

Частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках предусмотрено, что при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

Согласно части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика; требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке; требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик.

Как следует из материалов дела, при проведении закупки № 31908735420-01 на право заключения договора на поставку бульдозеров для НГОК, МУАД (извещение № 31908735420), Заказчик руководствовался Законом о закупках и Положением о закупках АК "АЛРОСА" (ПАО), утвержденным Наблюдательным советом АК "АЛРОСА" (ПАО) 15.11.2018 (протокол № А01/283-ПР-НС) (далее - Положение о закупке).

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1. Извещение о проведении тендера, документация о проведении тендера (далее - извещение, документация) размещены в ЕИС - 28.12.2020;

2. Начальная (максимальная) цена договора - 1 809 491,52 евро;

3. Дата окончания подачи заявок - 22.01.2020;

4. Дата рассмотрения заявок - 05.02.2020;

5. Дата подведения итогов - 12.03.2020;

6. На участие в конкурсе в установленный срок подано 3 заявки – ООО «Гранд-ресурс», ООО «ИСТК», ООО «Либхер-Русланд», из них 1 заявка – ООО «Либхер-Русланд» признана соответствующей требованиям документации.

Согласно подпункту 1.2.1 пункта 2.1 части 1 документации предметом закупки является поставка бульдозеров для НГОК, МУАД.

В соответствии с Техническим заданием, Заказчик закупает бульдозеры производителей Caterpillar Inc., USA, Liebherr-Werk Telfs, GmbH Komatsu Ltd. При этом согласно пункту 1.2.34 пункта 2.1 части 1 документации установлено, что возможность поставки эквивалентной продукции не допускается.

Антимонопольный орган при рассмотрении жалобы ООО «Гранд-Ресурс»  установил, что в отсутствие доказательств, свидетельствующих о невозможности поставки по предмету закупки продукции иных производителей, отличных от указанных в документации, а также подтверждения, что при описании предмета закупки используются исключения, указанные в пункте 3 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках, Комиссии ФАС России не представилось возможным прийти к выводу о правомерности установленного в документации описания предмета тендера.

Согласно части 2 статьи 3 Закона о закупках Положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона.

Частью 6 статьи 3 Закона о закупках установлено, что заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно протоколу заседания закупочного органа от 05.02.2020 № 1300-1000064453-5, Закупочной комиссией отклонены заявки ООО «Гранд-Ресурс» - на основании пп. 3.12.7(4), п. 3.12 ст. III Документации о закупке, а именно: заявка не соответствует заявленным требованиям технического задания (поставка "аналогичной/эквивалентной" продукции не допускается»); ООО «ИСТК» - на основании пп. 3.12.7(6), п. 3.12 ст. III Документации о закупке, а именно предлагаемая общая цена договора превышает установленный размер НМЦ; пп. 3.12.7(6), п. 3.12 ст. III Документации о закупке, а именно заявка не соответствует заявленным требованиям технического задания (поставка "аналогичной/эквивалентной" продукции не допускается»).

Как следует из заявки ООО «Гранд-Ресурс», в заявке предложен товар – бульдозеры модели ЧЕТРА Т-25.01К1БР-1, Т-11.02КБР-1-01 ООО «Промтрактор» (г. Чебоксары, Российская Федерация), что не соответствует пункту 1.9 Технического задания – сведения о производителях (изготовителях) оборудования - Caterpillar Inc., USA, Liebherr-Werk Telfs, GmbH Komatsu Ltd.

Подпунктом 4 пункта 3.12.7 Документации о закупке при рассмотрении заявок возможен отказ в допуске в случае несоответствия предлагаемой продукции требованиям раздела 9 - техническому заданию (требований к продукции/работам/услугам).

Следовательно, заявка ООО «Гранд-Ресурс» с предложением товара – бульдозеры модели «ЧЕТРА Т-25.01К1БР-1, Т-11.02КБР-1-01», изготовителя ООО «Промтрактор», не соответствовала описанию предмета закупки, установленного в Техническом задании Заказчика.

В целях создания условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 Закона о закупках, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективного использования денежных средств, расширения возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ и услуг для нужд заказчиков и стимулирования такого участия, а также, наряду с изложенным, в целях развития добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности закупки, Законом о закупках закреплены основные принципы и положения закупки товаров, работ, услуг.

Так, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (пункт 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках).

При этом Закон о закупках не содержит конкретных правил и критериев относительно требований, устанавливаемых заказчиком к участникам закупки. Осуществляя организацию и проведение закупки, заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (часть 1 статьи 2 Закона о закупках).

В частности, порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупок) и условия их применения устанавливаются заказчиками самостоятельно путем принятия Положения о закупке, предусматривающего проведение закупки как в форме конкурса и аукциона, так и иными способами.

Таким образом, заказчикам предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки. Данное право на разработку и утверждение Положения о закупке согласуется с целями и задачами Закона о закупках, направленными в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

Следовательно, при оценке Документации о закупке на предмет ее соответствия положениям Закона о закупках, необходимо оценивать параметры и качественные характеристики проводимой закупки, выяснять действительную потребность в установлении заказчиком дополнительных требований, учитывая заинтересованность такого лица в рациональном расходовании средств и достижении максимального результата. Произвольный контроль антимонопольного органа за проведением корпоративных закупок в не соответствует целям и задачам, возложенным на данный орган действующим законодательством.

Включение заказчиком в Документацию о закупке дополнительных требований, предъявляемых к участникам закупки, сужает круг потенциальных участников проводимых закупок. Вместе с тем, такие действия могут быть признаны нарушением антимонопольного законодательства, Закона о закупках лишь в случае, когда они привели к необоснованному ограничению конкуренции, созданию неоправданных барьеров хозяйствующим субъектам при реализации ими права на участие в конкурентных процедурах закупки.

Суд учитывает позицию Верховного Суда Российской Федерации, изложенную в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 31.07.2017 N 305-КГ17-2243 по делу N А40-3315/2016, а именно, требования к участникам закупки могут рассматриваться как нарушающие действующее законодательство, если антимонопольный орган докажет, что это условие включено в документацию о закупках специально для того, чтобы обеспечить победу конкретному хозяйствующему субъекту, а формирование условий закупки не соответствует целям и потребностям проводимых заказчиком процедур.

В обоснование своего требования и правомерности условий Технического задания, документации о закупки, заявитель указывает на следующие обстоятельства.

Заказчик заинтересован в совместимости приобретаемых самоходных машин с ремонтной инфраструктурой и уже эксплуатируемой техникой. При этом заказчик руководствуется, в том числе своими потребностями в обеспечении взаимозаменяемости запасных частей, использования единого сервисного и диагностического оборудования,  единой ремонтной базы, наличия квалифицированных специалистов. Указанное позволяет осуществлять постепенный вывод из эксплуатации и замену техники с дальнейшим использованием пригодных запасный частей и остатков на складе, что отвечает экономическим интересам заказчика и обеспечивает техническую политику предприятия. Определение конкретных характеристик товара относится к компетенции заказчика в соответствии с его потребностями.

В случае приобретения самоходных машин иных производителей для обеспечения выполнения плановых показателей работы, потребуются существенные дополнительные затраты:

- на создание минимально необходимого неснижаемого складского запаса расходных материалов и запасных частей, в том числе аварийного запаса основных агрегатов;

- на организацию пункта диагностики, обслуживания и ремонта, с оснащением необходимым оборудованием (компьютер, ПО, манометрическая аппаратура, минимальный комплект специализированного и слесарного инструмента);

- на организацию обучения персонала устройству, соответствующим приемам эксплуатации, диагностики, обслуживания и ремонта оборудования;

- кроме этого, вышедшие из эксплуатации годные запасные части невозможно будет использовать в работе новой техники иного производителя.

Дополнительные затраты в результате отсутствия технологической совместимости значительно превысят стоимость приобретаемой техники и окажет существенное влияние на возможность осуществления оперативного ремонта и проведения работ.

Приобретение конкретной техники отвечает потребностям заказчика, направлено на эффективное расходование средств и лучшее выполнение работ, в связи с чем, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в закупке, поскольку не препятствует участию в закупке всех потенциальных поставщиков предмета закупки.

В подтверждение проведения обучения персонала заказчик представило 60 Протоколов заседания квалификационной комиссии «Учебно-курсового комбината (город Мирный) Центра подготовки кадров АК «АЛРОСА» (ПАО) по приему квалификационных экзаменов у более чем 200 машинистов по работе на технике Caterpillar Inc., USA, Liebherr-Werk Telfs, GmbH Komatsu Ltd в 2018-2019 годах и частично сертификаты обучения.

В подтверждение наличия у заказчика самоходной техники марок CaterpillarInc., USA, Liebherr-WerkTelfs, GmbHKomatsuLtd заявитель представил копии паспортов самоходных машин в количестве 82 ед.

В подтверждение наличия запасных частей заявитель представил выписку из программного продукта SAR (в электронном виде) перечень остатков запасных частей к технике производства CaterpillarInc., USA, Liebherr-WerkTelfs, GmbHKomatsuLtd находящихся на балансе АК «АЛРОСА» (ПАО) на 31.10.2019 по 7390 позициям на сумму 535 004 995,69 рублей. Кроме этого, бульдозеры с гидростатической трансмиссией имеют целый ряд экономических и экологических преимуществ.

Возражения по указанным доводам заявителя, обосновывающим потребности заказчика, также доводам заявителя, изложенным в возражениях в ФАС от 15.12.2020, не представлены, в оспариваемом постановлении не отражены. Обратное не доказано.

Оценив указанные доводы, суд соглашается, что поставка бульдозеров без указания на возможность замены их эквивалентом обусловлена потребностями заказчика и спецификой его деятельности, направлена на эффективное расходование средств и не может рассматриваться как ограничение конкуренции.

Между тем, административным органом не установлено и не доказано, что спорные  условия, а также указание конкретных моделей предмета закупки без использования слова "(или эквивалент)" включено в документацию о закупках специально для того, чтобы обеспечить победу конкретному хозяйствующему субъекту, а формирование условий закупки не соответствует целям и потребностям проводимых заказчиком процедур.

Исходя из указанного, суд приходит к выводу о недоказанности антимонопольным органом события вменяемого правонарушения, охватываемого диспозицией части 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При этом суд отмечает, что не обжалование АК «АЛРОСА» решения ФАС России от 26.03.2020 по делу № 223ФЗ-219/20 не свидетельствует о согласии с выявленными во время проведения проверки нарушениями.

В соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

По совокупности изложенных обстоятельств дела и норм, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое постановление не соответствует закону, нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем требование Компании подлежит удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь статьями 170, 228, 211, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

                                                             РЕШИЛ:

заявленные требования удовлетворить.

Признать незаконным и отменить полностью постановление Федеральной антимонопольной службы от 18.12.2020 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 17/04/7.32.3-1055/2020 (исх. от 15.01.2021 № 17/1488/21) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерной компании "АЛРОСА" (публичное акционерное общество) (ИНН <***>, ОГРН <***>), находящейся по адресу: 678170, <...>.

Решение подлежит немедленному исполнению.

Решение вступает в законную силу по истечении пятнадцати дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

В случае подачи апелляционной жалобы решение арбитражного суда первой инстанции, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Решение арбитражного суда первой инстанции по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно – телекоммуникационной сети Интернет http://yakutsk.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда – http://4aas.arbitr.ru.

Судья                                                                                            А.Н. Устинова