ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А58-3271/07 от 14.12.2007 АС Республики Саха (Якутия)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

город Якутск Дело №А58-3271/2007

20 декабря 2007 года

Резолютивная часть решения оглашена 14.12.2007г., решение в полном объеме изготовлено 20.12.2007г.

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)  , 

в составе судьи Бадлуевой Е.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело

по заявлению ФИО3 Назима Гасанога - Оглы

к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России №1 по Республике Саха (Якутия)

о признании недействительным решения от 12.01.2007г. №23,

в присутствии представителя ИП ФИО3 Назима Гасанога - Оглы - ФИО1 по доверенности от 03.05.2007г. без номера, представителя МРИ ФНС России №2 по РС(Я) - ФИО2 по доверенности от 11.07.2007г. без номера,

составив протокол в соответствии с частью 3 статьи 155 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

установил:

Индивидуальный предприниматель ФИО3 Гасанога - Оглы (далее Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением от 14.05.2007г. без номера к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №2 по Республики Саха (Якутия) (далее налоговый орган) о признании действий старшего государственного налогового инспектора отдела выездных проверок Межрайонной инспекции ФНС России №2 по РС(Я) ФИО4 неправомерными, признании требований налогового органа №47 об уплате налоговой санкции на сумму 48 967 руб. и №46 об уплате налога на сумму 304 646,98 руб. недействительными.

Заявлением без даты и без номера Предприниматель уточнил заявленные требования и просит признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №2 по Республике Саха (Якутия) от 12.01.2007г. №23 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в части пункта 1 решения - привлечения к налоговой ответственности, подпункта «б» пункта 2 решения - в части неуплаты НДС за 1 квартал 2003 года и земельного налога за 2003 год, подпункта «в» пункта 2 решения - в части взыскания пени за несвоевременную уплату НДС за 1 квартал 2003 года, взыскания пени за несвоевременную уплату земельного налога за 2003 год (л.д. 117-118).

В соответствии с частью 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований.

В соответствии с частью 5 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд не принимает отказ истца от иска, уменьшение им размера исковых требований, признание ответчиком иска, не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права других лиц. В этих случаях суд рассматривает дело по существу.

При таких обстоятельствах и с учетом вышеуказанных норм процессуального закона суд считает возможным принять уточнение исковых требований.

В обоснование заявления Предприниматель ссылается на следующее:

- налоговый орган неправомерно привлек Предпринимателя к налоговой ответственности за неуплату налога на добавленную стоимость за 2 квартал 2003 года в виде взыскания штрафа в размере 1 139 руб., неправомерно начислил налог в сумме 5 695 руб. и пени в сумме 2 537,88 руб. в связи с истечением установленного статьей 113 Налогового кодекса РФ срока давности привлечения к налоговой ответственности;

- налоговый орган неправомерно привлек Предпринимателя к налоговой ответственности за неуплату земельного налога за 2003 год в виде взыскания штрафа в размере 326 руб., неправомерно начислен земельный налог в сумме 1632 руб. и пени в сумме 810,61 руб. в связи с истечением установленного статьей 113 Налогового кодекса РФ срока давности привлечения к налоговой ответственности;

- при вынесении оспариваемого не установлены обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, установленные статье 122 Налогового кодекса РФ, Предприниматель пострадал от наводнения, что является смягчающим обстоятельством.

Налоговый орган представил отзыв от 13.12.2007г. без номера, которым просит в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на следующее:

- Управлением Федеральной налоговой службы России по Республике Саха (Якутия) были внесены изменения в оспариваемое решение - вышеуказанным налоговым органом применены смягчающие обстоятельства и сумма налоговых санкций уменьшена на общую сумму 48 931,30 руб., что составляет 90 процентов начисленных сумм налоговых санкций;

- срок давности привлечения к налоговой ответственности: за неуплату налога за неуплату земельного налога за 2003 год истек 01.01.2007г., тогда как оспариваемое решение вынесено ранее.

Судом установлены обстоятельства дела.

Налоговым органом на основании решения начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №2 по Республике Саха (Якутия) ФИО4 от 17.11.2006г. №22 в отношении индивидуального предпринимателя ФИО3 Назима Гасанога - Оглы проведена выездная налоговая проверка по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах (правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет налога на добавленную стоимость, налога на доходы физических лиц, единого социального налога, земельного налога, налога на прибыль) за период с 01.01.2003г. по 31.12.2005г.

Результаты выездной налоговой проверки оформлены Актом выездной налоговой проверки от 07.12.2006г. №23 (л.д. 9-12).

В Акте выездной налоговой проверки от 07.12.2007г. отражены следующие нарушения:

- не уплачен налог на добавленную стоимость в сумме 110 859 руб. 28 коп., в том числе за 2 квартал 2003 год - 5 695 руб., за 1 квартал 2004 года - 2 880 руб., за 2 квартал 2004 года - 29 218 руб. 10 коп., 4 квартал 2004 года - 25 336 руб. 90 коп., за 3 квартал 2005 года - 47 729 руб. 28 коп. в результате занижения налоговой базы - не отражения в налоговой базе выручки, поступившей за реализованные товары на расчетный счет Предпринимателя;

- не уплачен налог на доходы физических лиц в размере 91 929 руб., в том числе за 2003 года - 5 922 руб. 80 коп., за 2004 год - 58 429 руб. 28 коп., 2005 год - 27 576 руб. 92 коп. в результате занижения налоговой базы - не отражения в налоговой базе выручки в сумме 883 932 руб. 72 коп., поступившей за реализованные товары на расчетный счет Предпринимателя;

- не уплачен единый социальный налог в сумме 86 554 руб. 72 коп., в том числе: за 2003 год - 6 013 руб. 92 коп., за 2004 год - 59 328 руб. 19 коп., за 2005 год - 21 213 руб. 01 коп. в результате занижения налоговой базы - не отражения в налоговой базе выручки в сумме 883 932 руб. 72 коп., поступившей за реализованные товары на расчетный счет Предпринимателя;

- не уплачен земельный налог в сумме 5 224 руб., в том числе: за 2003 год - 1 632 руб., за 2004 год - 1 796 руб., за 2005 год - 1 796 руб. в результате не исчисления налога с земельных участков, принадлежащих Предпринимателю и используемых им для осуществления предпринимательской деятельности.

Предпринимателем представлены возражения на Акт выездной налоговой проверки.

По результатам рассмотрения Акт выездной налоговой проверки от 07.12.2006г. №23 и возражений Предпринимателя налоговым органом вынесено решение от 12.01.2007г. №23 о привлечении к ответственности за нарушения (л.д. 82-86).

Пунктом 1 указанного решения Предприниматель привлечен к налоговой ответственности на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания штрафа в сумме 48 967 руб., в том числе : в размере 22 173 руб. за неуплату налога на добавленную стоимость, в размере 13 247 руб. за неуплату налога на доходы физических лиц, в размере 12 700 руб. за неуплату единого социального налога, в размере 847 рублей за неуплату земельного налога.

Пунктом 2 указанного решения Предпринимателю предложено в срок, указанный в требовании, уплатить:

- сумму налоговых санкций;

- неуплаченные налоги в сумме 244 828 руб. 91 коп., в том числе: налог на добавленную стоимость в размере 110 859 руб. 28 коп. (1 квартал 2003 года - 5 695 руб., 1 квартал 2004 года - 2 880 руб.,, 2 квартал 2004 года - 29 218 руб., 4 квартал 2004 года - 25336 руб. 90 коп., 3 квартал 2005 года - 47 729 руб.), налог на доходы физических лиц в размере 66 234 руб. 07 коп. (2003 год - 3 763 руб. 50 коп., 2004 год - 47 213 руб. 81 коп., 2005 год - 15 256 руб. 76 коп.), единый социальный налог в размере 63 499 руб. 56 коп. (2003 год - 3 823 руб. 40 коп., 2004 год - 47 940 руб. 19 коп., 2005 год - 11 735 руб. 97 коп.), земельный налог в размере 4 236 руб. (2003 год - 1 632 руб., 2004 год - 808 руб., 2005 год - 1 796 руб.);

- пени за несвоевременную уплату налогов в сумме 59 818 руб. 07 коп., в том числе: по налогу на добавленную стоимость - 27 382 руб. 65 коп., по налогу на доходы физических лиц - 18 320руб. 38 коп., по единому социальному налогу - 12 744 руб. 83 коп., земельному налогу - 1 370 руб. 21 коп.

Не согласившись с указанным решением налогового органа, Предприниматель обратился с жалобой на решение в Управление Федеральной налоговой службы России по Республике Саха (Якутия) от 16.03.2007г. без номера.

Управлением Федеральной налоговой службы России по Республике Саха (Якутия) по результатам рассмотрения жалобы вынесено решение от 31.03.2007г. №19-22/114/06306 по жалобе на акт налогового органа ненормативного характера (л.д. 31-32).

В описательной части решения УФНС по РС (Я)от 31.05.2007г. №19-22/114/06306 указано следующее:

- срок давности привлечения к налоговой ответственности за неуплату налога на добавленную стоимость за 2 квартал 2003 года истек 01.07.2006 года, соответственно привлечение Предпринимателя к налоговой ответственности в виде взыскания штрафа в размере 1 139 руб. неправомерно;

- истечение срока давности привлечения к налоговой ответственности на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату земельного налога за 2003 год, за неуплату налога на доходы физических лиц за 2003 год, за неуплату единого социального налога за 2003 год начинается с 01.01.2004г. и заканчивается 01.01.2007г., на момент составления акта 07.12.2006г. срок давности привлечения к налоговой ответственности не истек;

- налоговым органом при вынесении обжалуемого решения не установлены обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, жилой дом и хозяйственные постройки Предпринимателя действительно пострадали от наводнения, произошедшего 30.07.2005г., тяжелое материальное положение Предпринимателя в связи с наводнением признано обстоятельством, смягчающим ответственность.

Резолютивной часть решения Управления Федеральной налоговой службы России по Республики Саха (Якутия) от 31.05.2007г. №19-22/114/06306 по жалобе на акт налогового органа ненормативного характера решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №2 по Республике Саха (Якутия) №23. от 12.01.2007г. о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах изменена - уменьшены суммы налоговых санкций: в подпункте «а» пункта 1 резолютивной части сумма штрафа в размере «22 173 рубля» уменьшена на 19 955 руб. 70 коп., в подпункте «б» пункта 1 резолютивной части решения сумма штрафа в размере «13 247 рублей» уменьшена на 11 922 руб. 30 коп, в подпункте «в» пункта 1 резолютивной части решения сумма штрафа в размере «12 700 рублей» уменьшена на 11 430 рублей, в подпункте «г» пункта 1 резолютивной части решения сумма штрафа в размере «847 рублей» уменьшена на 762 руб. 30 коп., в подпункте «а» пункта 2 резолютивной части решения сумма санкций в размере «48 967 рублей» уменьшена на 44 070 руб. 30 коп.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 140 Налогового кодекса Российской Федерации вышестоящий налоговый орган по итогам рассмотрения жалобы налогового органа вправе изменить решение или вынести новое решение.

Таким образом, на основании решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №2 по Республике Саха (Якутия) №23. от 12.01.2007г. о привлечении лица к ответственности за нарушение, с учетом изменений, внесенных решением Управления Федеральной налоговой службы России по Республики Саха (Якутия) от 31.05.2007г. №19-22/114/06306 по жалобе на акт налогового органа ненормативного характера, сумма налоговых санкций составила всего 4 896 руб. 70 коп., в том числе: за несвоевременную уплату налога на добавленную стоимость - 2 217 руб. 30 коп., за несвоевременную уплату налога на доходы физических лиц - 1 324 руб. 70 коп., за несвоевременную уплату единого социального налога - 1 270 руб., за несвоевременную уплату земельного налога - 84 руб. 70 коп.

Заявление Предпринимателя от 14.05.2007г. поступило в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) от 30.05.2007г.

Между тем, на момент обращения в суд с заявлением оспариваемое решение от 12.01.2007г. №23 о привлечении лица к ответственности за нарушения действовало с изменениями, внесенными вышестоящим налоговым органом, которым смягчающие обстоятельства, установленные статьей 112 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии со статей 114 Налогового кодекса Российской Федерации применены.

Таким образом, в заявленном требовании о признания недействительным решения в части пункта 1 резолютивной части - привлечения к налоговой ответственности по основанию - неприменение налоговым органом смягчающих обстоятельств Предпринимателю следует отказать.

Также следует отказать в заявленном требовании Предпринимателя о признании недействительным решения в части привлечения к налоговой ответственности на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату налога на добавленную стоимость за 2 квартал 2003 года в виде взыскания штрафа в размере 1 139 руб. в связи с тем, что решением вышестоящего органа обжалуемое решение в указанной части признано недействительным.

Довод Предпринимателя о неправомерности начисления налога на добавленную стоимость за 2 квартал 2003 года в размере 5 695 руб. и пени за несвоевременную уплату указанной суммы налога в связи с истечением срока давности привлечения к налоговой ответственности, предусмотренного статьей 113 Налогового кодекса Российской Федерации, подлежит отклонению.

Срок давности привлечения к налоговой ответственности, установленный статьей 113 Налогового кодекса Российской Федерации, не подлежит применению к охвату периода деятельности, подлежащей проверки, то есть к начислению налога и пени по результатам проверки.

В соответствии с пунктом 4 статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

Решение начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №2 по Республике Саха (Якутия) ФИО4 о проведении выездной налоговой проверки в отношении индивидуального предпринимателя ФИО3 Назима Гасанога - Оглы №22 вынесено 17.11.2006г., соответственно проверкой могут быть охвачены 2003, 2004 и 2005 годы.

Таким образом, в удовлетворении заявленного требования о признания недействительным решения в части начисления налоговым органом налога на добавленную стоимость за 2 квартал 2003 года в размере 5 695 руб. и пени за несвоевременную уплату указанной суммы налога следует отказать.

Предприниматель в 2003, 2004, 2005 годах являлся плательщиком земельного налога, поскольку являлся собственником земельного участка площадью 1 050 кв. м., на котором расположено кафе «Гулюстан».

Указанный факт не оспаривается Предпринимателем.

Предприниматель земельный налог по указанному участку не уплачивал.

Факт неуплаты земельного налога в сумме 4 236 руб., в том числе: за 2003 год в размере 1 632 руб., за 2004 год в размере 1796 руб., за 2005 год в размере 1796 рублей, также не оспаривается Предпринимателем.

Довод Предпринимателя о том, что налоговым органом неправомерно начислен земельный налог за 2003 года в размере 1 632 руб. и пени за неуплату указанного налога в указанном размере в связи с истечением срока давности привлечения к налоговой ответственности подлежит также отклонению, поскольку проведение налоговым органом выездной налоговой проверки за 2003 год соответствует Налоговому кодексу Российской Федерации.

В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 №1738-1 «О плате за землю», действовавшем в 2003 году, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы являются: земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли.

Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом.

В соответствии со статьей 3 указанного Закона размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год.

Согласно статье 15 указанного Закона основанием для установления налога и арендной платы за землю является документ, удостоверяющий право собственности, владения и пользования (аренды) земельным участком.

В соответствии со статьей 16 указанного Закона земельный налог, уплачиваемый юридическими лицами, исчисляется непосредственно этими лицами.

Начисление земельного налога гражданам производится органами государственной налоговой службы, которые ежегодно не позднее 1 августа вручают им платежные извещения об уплате налога.

В соответствии со статьей 17 указанного Закона учет плательщиков и начисление налога производятся ежегодно по состоянию на 1 июня.

Земельный налог с юридических лиц и граждан исчисляется начиная с месяца, следующего за месяцем предоставления им земельного участка.

Государственные налоговые инспекции ведут учет плательщиков налога, осуществляют контроль за правильностью его исчисления и уплаты.

Суммы налога уплачиваются равными долями не позднее 15 сентября и 15 ноября. В случае неуплаты налога в установленный срок начисляется пеня в размере, установленном федеральным законом.

Плательщики, своевременно не привлеченные к уплате земельного налога, уплачивают этот налог не более чем за три предшествующих года.

Таким образом, налоговым периодом по земельному налогу является год.

В соответствии с пунктом 1 статьи 113 Налогового кодекса Российской Федерации лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли три года (срок давности).

Исчисление срока давности со дня совершения налогового правонарушения применяется в отношении всех налоговых правонарушений, кроме предусмотренных статьями 120 и 122 настоящего Кодекса.

Исчисление срока давности со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода применяется в отношении налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120 и 122 настоящего Кодекса.

Срок давности привлечения к налоговой ответственности за неуплату земельного налога за 2003 год, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, истек 01.01.2007г.

Оспариваемое решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №2по Республике Саха (Якутия) о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах №23 вынесено 12.01.2007г.

Таким образом, требование Предпринимателя о признания недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №2по Республике Саха (Якутия) о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах от 12.01.2007г. №23 в части привлечения к ответственности за неуплату земельного налога за 2003 год в сумме 1 632 руб. в виде взыскания штрафа в размере 326 руб. 40 коп. обоснованы.

Между тем, решением Управления Федерального налоговой службы по Республике Саха (Якутия) от 31.05.2007г. №19-22/114/06306 по жалобе на акт налогового органа ненормативного характера оспариваемое решение изменено - сумма налоговых санкций по подпункту «г» пункта 1 решения за неуплату земельного налога за 2003, 2004, 2005 годы уменьшена до 84 руб. 70 коп.

В решении Управления Федерального налоговой службы по Республике Саха (Якутия) от 31.05.2007г. №19-22/114/06306 по жалобе на акт не указано на сколько уменьшена сумма налоговой санкции за неуплату земельного налога за 2003 год.

В пояснение налогового органа указано, что сумма налоговых санкций уменьшена на 90 процентов (847 руб. - 90% = 84 руб. 70 коп.).

Сумма налоговой санкции по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату земельного налога за 2003 год в сумме 1632 руб. по оспариваемому решению, с учетом изменений внесенных решением Управления Федерального налоговой службы по Республике Саха (Якутия) от 31.05.2007г. №19-22/114/06306 по жалобе на акт налогового органа ненормативного характера, составляет 32 руб. 64 коп. ((1632 руб. * 20%) - 90%).

Таким образом, требование Предпринимателя о признания недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №2по Республике Саха (Якутия) о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах от 12.01.2007г. №23, учетом изменений внесенных решением Управления Федерального налоговой службы по Республике Саха (Якутия) от 31.05.2007г. №19-22/114/06306 по жалобе на акт налогового органа ненормативного характера, в части привлечения к ответственности за неуплату земельного налога за 2003 год в сумме 1 632 руб. в виде взыскания штрафа в размере 32 руб. 64 коп. подлежит удовлетворению.

В удовлетворении остальной части заявленных требований заявленных требований следует отказать.

Руководствуясь статьей 110, пунктом 4 части 1 статьи 150, статьями 167-170,176,201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Уточнение заявленных требований принять.

Решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №2по Республике Саха (Якутия) о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах от 12.01.2007г. №23 , учетом изменений внесенных решением Управления Федерального налоговой службы по Республике Саха (Якутия) от 31.05.2007г. №19-22/114/06306 по жалобе на акт налогового органа ненормативного характера, в части привлечения к ответственности за неуплату земельного налога за 2003 год в сумме 1 632 руб. в виде взыскания штрафа в размере 32 руб. 64 коп. признать недействительным.

В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать

Судья Е.Б. Бадлуева