ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А58-331/16 от 04.04.2016 АС Республики Саха (Якутия)

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)

улица Курашова, дом 28, бокс 8, Якутск, 677980, www.yakutsk.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

город Якутск

13 апреля 2016года

Дело № А58-331/2016

Резолютивная часть решения объявлена 04.04.2016.

Мотивированное решение изготовлено 13.04.2016.

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Устиновой А.Н., при ведении протокола секретарем судебного заседания Кононовой Т.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Нерюнгринской районной администрации (ИНН <***>, ОГРН <***>) от 26.01.2016 № 1-03-29/190 к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании незаконными решения от 25.12.2015 по делу № 02-83/15А о нарушении антимонопольного законодательства в части, предписания от 25.12.2015 по делу № 02-83/15А о нарушении антимонопольного законодательства, при участии в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заявителя – Комитета земельных и имущественных отношений Нерюнгринского района Республики Саха (Якутия) (ИНН <***>, ОГРН <***>), муниципального унитарного предприятия муниципального образования «Нерюнгринский район» «Переработчик» (ИНН <***>, ОГРН <***>), общества с ограниченной ответственностью «Пассажирское автотранспортное предприятие» (ИНН <***>, ОГРН <***>),

с участием представителей: заявителя – ФИО1 по доверенности от 26.02.2016 № 3/483, УФАС по РС (Я) – ФИО2 по доверенности от 28.09.2015 № 02/4330, третьи лица – не явились, извещены;

У С Т А Н О В И Л :

Нерюнгринская районная администрация (далее – заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) (далее – антимонопольный орган, Якутское УФАС) о признании незаконными решения от 25.12.2015 по делу № 02-83/15А о нарушении антимонопольного законодательства в части, предписания от 25.12.2015 по делу № 02-83/15А о нарушении антимонопольного законодательства.

Определением суда от 28.01.2016 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены на стороне заявителя – Комитет земельных и имущественных отношений Нерюнгринского района Республики Саха (Якутия) (ИНН <***>, ОГРН <***>), муниципальное унитарное предприятие муниципального образования «Нерюнгринский район» «Переработчик» (ИНН <***>, ОГРН <***>), общество с ограниченной ответственностью «Пассажирское автотранспортное предприятие» (ИНН <***>, ОГРН <***>).

В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв с 16-00 час. 28.03.2016 до 04.04.2016 в 17-30 час., публичное извещение об объявлении перерыва размещено в Интернет-сервисе «Картотека арбитражных дел».

Заявитель оспаривает решение и предписание по основаниям, изложенным в заявлении от 26.01.2016 № 1-03-29/190 (том 1 л.д. 6-9) и возражениях на отзыв от 22.03.2016 № 3-03-29/719 (поступило 25.03.2016), в том числе конкурсной комиссией был обеспечен равный доступ для всех заинтересованных лиц к участию в открытом конкурсе, неблагоприятных последствий, установленных в статье 16 Федерального закона № 135-ФЗ не наступило, антимонопольный орган не установил вины заявителя по проведенному конкурсу, вынес предписание, которое повлечет наступление в районе чрезвычайной ситуации по остановке транспортного обслуживания населения и создаст иные неблагоприятные последствия.

Антимонопольный орган не согласен с требованием заявителя по основаниям, изложенным в отзыве на заявление без даты и номера (том 2, л.д. 30-40), считает, что оспариваемые решение и предписание вынесены правомерно, поскольку по результатам проверки сделан вывод о наличии согласованных действий между Нерюнгринской районной администрацией, МУП «Переработчик», Комитетом земельных и имущественных отношений Нерюнгринского района до объявления открытого конкурса, что привело к такому последствию, как единственная заявка ООО «Пассажирское автотранспортное предприятие» максимально соответствовала условиям объявленного открытого конкурса.

Третьим лицами представлены отзывы:

муниципальным унитарным предприятием «Переработчик» (далее – МУП «Переработчик») от 10.02.2016 № 50 – считает выводы антимонопольного органа поспешными и преждевременными, 20.11.2014 между МУП «Переработчик» и ООО «ПАТП» заключен договор аренды пассажирских автобусов в целях осуществления транспортного обслуживания населения на пригородных и городских маршрутах Нерюнгринского района с согласия учредителя – Комитета земельных и имущественных отношений (том 1 л.д. 108-109);

обществом с ограниченной ответственностью «Пассажирское автотранспортное предприятие» (далее – ООО «ПАТП») от 16.02.2016 № 05/9 - считает, что правомерно был признан победителем объявленного конкурса в декабре 2014 года, как единственный участник, предоставивший полный пакет документов, соответствующий условиям конкурса (том 2 л.д. 1-2);

Комитетом земельных и имущественных отношений Нерюнгринского района (далее - Комитет) от 29.02.2016 № 323 – поддерживает требования заявителя и просит удовлетворить заявление в полном объеме, считает, что Администрацией была в полном объеме предоставлена возможность неограниченному кругу лиц участвовать в конкурсе среди перевозчиков на право осуществления транспортного обслуживания населения по регулярным перевозкам на пригородных и междугородных маршрутах общего пользования на территории Нерюнгринского района (том 2 л.д. 27-28).

Судом установлены обстоятельства дела.

04.09.2015 в Якутское УФАС за вх. № 4982п поступило письмо прокурора города Нерюнгри с требованием об организации проверки наличия (отсутствия) в действиях должностных лиц администрации МО «Нерюнгринский район» признаков нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации, приводящих к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а также признаков правонарушения, предусмотренного статьей 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с поступлением заявления народного депутата Государственного собрания «Ил Тумэн» от 26.06.2015 № 01/38 (том 3 л.д. 37-41).

По результатам рассмотрения обращения прокурора г. Нерюнгри в порядке, предусмотренном статьей 44 Федерального закона от 26.07.2016 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», антимонопольный орган усмотрел в действиях Комитета земельных и имущественных отношений Нерюнгринского района признаки нарушения антимонопольного законодательства, о чем составлена докладная записка на имя руководителя УФАС по РС(Я) от 29.09.2015 о необходимости возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства (том 3 л.д. 15-16).

29.09.2015 руководителем Якутского УФАС издан приказ № 117 о возбуждении дела № 02-83/15А по признакам нарушения Комитетом земельных и имущественных отношений Нерюнгринского района Республики Саха (Якутия) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (том 3 л.д. 10).

30.09.2015 председателем Комиссии Якутского УФАС вынесено определение о назначении дела № 02-83/15А о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению на 20.10.2015 в 10-00 час. (том 3 л.д. 12-14).

В ходе рассмотрения дела № 02-8315А антимонопольным органом установлены следующие обстоятельства.

В 2014 году Комитетом земельных и имущественных отношений Нерюнгринского района путем проведения аукциона приобретено муниципальное имущество (автобусы марки «КАВЗ 4238-41» в количестве 8 ед. и марки «КАВЗ 4235-41» в количестве 3 ед. 2014 г.в.) на общую сумму 37 463 800 рублей.

05.09.2014 Администрацией утверждено Положение о проведении конкурса среди перевозчиков на право осуществления транспортного обслуживания населения по регулярным перевозкам на пригородных и междугородных маршрутах общего пользования на территории Нерюнгринского района.

В пункте 5.9 Положения о проведении конкурса среди перевозчиков на право осуществления транспортного обслуживания населения по регулярным перевозкам на пригородных и междугородних маршрутах общего пользования на территории Нерюнгринского района, предусмотрено, что к заявке должны быть приложены заверенные претендентом копии документов, подтверждающих владение транспортными средствами (договор аренды или лизинга).

03.10.2014 за исх. №1716 Комитет, являясь учредителем МУП «Переработчик», дал согласие на участие последнего в создании ООО «Пассажирское автотранспортное предприятие» с долей в уставном капитале 49%.

14.10.2014 для организации и осуществления социально-значимых пригородных и междугородних пассажирских перевозок в Нерюнгринском районе, общим собранием в лице уполномоченных представителей ООО «ЮжСахаАвтотранс» и МУП «Переработчик» принято решение создать совместное предприятие - ООО «Пассажирское автотранспортное предприятие» с долями уставного капитала 51% - ООО «ЮжСахаАвтотранс» и 49% - МУП «Переработчик».

10.11.2014 Нерюнгринской районной администрацией вынесено постановление № 2821 «О передаче и закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения», согласно которому Комитету земельных и имущественных отношений Нерюнгринского района постановлено передать на баланс муниципального унитарного предприятия МО «Нерюнгринский район» «Переработчик» муниципальное имущество общей балансовой стоимостью 37 520 279, 86 рублей: автобусы марки «КАВЗ 4238-41» в количестве 8 ед. и марки «КАВЗ 4235-41» в количестве 3 ед. 2014 г.в. с закреплением имущества за ним на праве хозяйственного ведения (том 7 л.д. 137-138).

17.11.2014 между Комитетом и МУП МО «Нерюнгринский район» «Переработчик» подписано соглашение № 1 о закреплении муниципального имущества, находящегося в муниципальной собственности муниципального образования «Нерюнгринский район», на праве хозяйственного ведения (том 7 л.д. 139-140).

01.11.2014 между МУП «Переработчик» и ООО «Пассажирское автотранспортное предприятие» заключен договор аренды транспортных средств № 41-01112014, согласно которому МУП «Переработчик» обязуется предоставить ООО «Пассажирское автотранспортное предприятие» транспортные средства согласно Приложению № 1 к договору за плату во временное владение и пользование без оказания услуг по управлению ими и их технической эксплуатации на срок с 01.11.2014 до 31.10.2015. Арендная плата за автобус марки «КАВЗ 4235-41» составляет 18 727, 72 рублей в месяц, за автобус марки «КАВЗ 4238-41» составляет 21 435, 75 рублей в месяц.

05.11.2014 Комитет, являясь учредителем МУП «Переработчик» дает согласие МУП «Переработчик» о передаче в аренду вновь созданному предприятию ООО «Пассажирское автотранспортное предприятие» пассажирских автобусов в количестве 11 единиц.

14.11.2014 между сторонами составлен акт приема-передачи (Приложение № 1 к договору) транспортных средств в количестве 11 единиц автобусов марки «КАВЗ-4238-41» 2014 год выпуска (том 3 л.д. 45-48).

24.11.2014 постановлением Нерюнгринской районной администрации утверждена конкурсная документация открытого конкурса на право осуществления транспортного обслуживания населения по регулярным перевозкам на пригородных и междугородных маршрутах общего пользования на территории Нерюнгринского района.

24.11.2014 на официальном сайте муниципального образования «Нерюнгринский район» в сети Интернет www.neruadmin.ru размещено Извещение о проведении открытого конкурса на право осуществления транспортного обслуживания населения по регулярным перевозкам на пригородных и международных маршрутах общего пользования на территории Нерюнгринского района.

В Извещении о проведении открытого конкурса на право осуществления транспортного обслуживания населения по регулярным перевозкам на пригородных и международных маршрутах общего пользования на территории Нерюнгринского района, а также в пункте 2.2 Конкурсной документации содержится информация о том, что участник конкурса должен иметь необходимые профессиональные знания и квалификацию, финансовые средства, оборудование и другие материальные возможности, опыт и положительную репутацию, быть надежным, обладать необходимыми трудовыми ресурсами для выполнения муниципального договора на осуществление транспортного обслуживания населения по регулярным перевозкам на пригородных и междугородних маршрутах общего пользования на территории Нерюнгринского района, исполнять обязательства по уплате налогов в бюджеты всех уровней и обязательных платежей в государственные внебюджетные фонды; должен быть платежеспособным, не находиться в процессе ликвидации (для юридического лица), не быть признан несостоятельным (банкротом).

Для участия в процедуре конкурса все претенденты должны включить документы, подтверждающие владение транспортными средствами (договор аренды или лизинга) (общие сведения Конкурсной документации).

В приложении № 10 к Конкурсной документации, расчетное количество подвижного состава маршрутной сети пригородного и междугороднего пассажирского автотранспорта Нерюнгринского района - 15 ед.

Согласно п.8.1 Конкурсной документации, победителем конкурса признается участник конкурса, набравший наибольшее количество баллов путем их суммирования и заявке которого присваивается первый номер.

25.12.2014 состоялось рассмотрение заявок на участие в открытом конкурсе на право осуществления транспортного обслуживания населения по регулярным перевозкам на пригородных и междугородных маршрутах общего пользования на территории Нерюнгринского района по результатам которого принято решение о признании конкурса несостоявшимся и заключении договора с единственным участником ООО «ПАТП», о чем составлен протокол № 1 (том 3 л.д. 75-76).

31.12.2014 между Нерюнгринской районной администрацией (Заказчик) и ООО «ПАТП» (Перевозчик) заключен договор на осуществление транспортного обслуживания населения по регулярным перевозкам на пригородных и междугородных маршрутах общего пользования на территории Нерюнгринского района (том 3 л.д. 78-86).

В целях удовлетворения потребностей населения Нерюнгринского района в пассажирских перевозках Заказчик поручает, а Перевозчик принимает на себя обязательства по организации и выполнению перевозок пассажиров и багажа пассажирскими автобусами по маршрутам регулярных перевозок, проходящим по территории Нерюнгринского района, перечень которых содержится в приложении №1 к Договору и являющемуся его неотъемлемой частью (п. 1.1 проекта Договора по лоту №1на осуществление транспортного обслуживания населения по регулярным перевозкам на пригородных и междугородних маршрутах общего пользования на территории Нерюнгринского района).

Плата за проезд пассажиров (провоз багажа) в транспортном средстве взимается Перевозчиком согласно тарифам на перевозку пассажиров и багажа наземным пассажирским маршрутным транспортом общего пользования (п.5.1 проекта Договора по лоту №1).

В соответствии с конкурсной документацией, источник финансирования - платежи населения Нерюнгринского района.

11.02.2015 Нерюнгринской районной администрацией вынесено постановление № 199 «Об утверждении Положения о порядке предоставления субсидий из бюджета Нерюнгринского района на возмещение части затрат, не покрытых доходами, связанных с перевозкой пассажиров по социально значимым пригородным и междугородним маршрутам регулярного сообщения на территории муниципального образования «Нерюнгринский район».

В соответствии с пунктом 1.3 Положения о порядке субсидирования, субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения части затрат, не покрытых доходами, связанных с перевозкой пассажиров на маршрутах, обеспечивающих социально значимые перевозки на территории МО «Нерюнгринский район» согласно Приложению №6 к настоящему Положению.

Расчет размера субсидии осуществляется в соответствии с методикой расчета субсидии на возмещение части затрат, не покрытых доходами, связанных с перевозкой пассажиров по социально значимым пригородным и междугородним маршрутам регулярного сообщения, установленной Приложением №1 к настоящему Положению (п. 1.4 Положения о порядке субсидирования).

Субсидия предоставляется юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, выигравшим конкурс на право осуществления транспортного обслуживания населения по регулярным перевозкам на пригородных и междугородних маршрутах общего пользования на территории Нерюнгринского района (п.2.1 Положение о порядке субсидирования).

30.11.2015 в антимонопольный орган за вх. № 7852э поступил ответ Управления государственного автодорожного надзора по Республике Саха (Якутия) Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 26.11.2015 № 01/3117.1 на запрос от 23.11.2015 № 02/5538 с реестром лицензиатов, зарегистрированных на территории Нерюнгринского района, имеющих право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек по состоянию на 31.12.2014 (том 8 л.д. 29-31).

По информации Инспекции Федеральной налоговой службы по Нерюнгринскому району Республики Саха (Якутия) по состоянию на 29.10.2015 по данным ЕГРИП и ЕГРЮЛ количество юридических лиц с основным видом деятельности по оказанию услуг пассажирских перевозок составляет 13; количество индивидуальных предпринимателей – 140 (том 8 л.д. 48).

Проанализировав вышеуказанные обстоятельства и изучив материалы дела № 02-83/15А Комиссия Якутского УФАС решила: признать Комитет земельных и имущественных отношений Нерюнгринского района Республики Саха (Якутия) (ОГРН <***>, ИНН <***>, <...>), Нерюнгринскую районную администрацию (ОГРН <***> ИНН <***>, адрес: 678960, <...>), Муниципальное унитарное предприятие муниципального образования «Нерюнгринский район» «Переработчик» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 678960, <...>) нарушившими статью 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (п. 1); прекратить в отношении ООО «Пассажирское автотранспортное предприятие» (ОГРН <***> , ИНН <***>, адрес: 678960, Республика Саха (Якутия) <...>) рассмотрение дела № 02-83/15А о нарушении антимонопольного законодательства (п. 2); выдать Нерюнгринской районной администрации (ОГРН <***> ИНН <***>, адрес: 678960, Республика Саха (Якутия) <...>) предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства (п. 3).

Резолютивная часть решения оглашена 11.12.2015, решение по делу № 02-83/15А о нарушении антимонопольного законодательства изготовлено в полном объеме 25.12.2015.

Нерюнгринская районная администрация, не согласившись с выводами антимонопольного органа, обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением о признании недействительными решения от 25.12.2015 по делу № 02-83/15А о нарушении антимонопольного законодательства в части признания Нерюнгринской районной администрации, нарушившей статью 16 Федерального закона от 26.07.2016 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», предписания от 25.12.2015 по делу № 02-83/15А о нарушении антимонопольного законодательства (с учетом уточнения предмета требования от 21.03.2016 № 3-03-09/968 – поступило 25.03.2016).

Изучив материалы дела, заслушав доводы заявителя и возражения антимонопольного органа, доводы третьих лиц, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта (действий, бездействия) недействительным необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Порядок рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства урегулирован главой 9 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).

Частью 1 статьи 39 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции установлено, что одним из оснований для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства является заявление юридического или физического лица, указывающее на признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Порядок рассмотрения заявления, материалов и возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства закреплен в статье 44 Закона о защите конкуренции.

При рассмотрении заявления или материалов антимонопольный орган помимо прочего устанавливает наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства и определяет нормы, которые подлежат применению (пункт 2 части 5 статьи 44 Закона о защите конкуренции).

В части 1 статьи 3 Закона о защите конкуренции указано, что данный Закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

В соответствии с пунктами 1 и 4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства.

Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Якутское УФАС является территориальным органом Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации.

Согласно статье 22 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, хозяйствующими субъектами, физическими лицами; выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по их прекращению и привлекает к ответственности за такие нарушения.

В соответствии со статьей 23 Закона о защите конкуренции к полномочиям антимонопольного органа отнесены возбуждение и рассмотрение дела о нарушениях антимонопольного законодательства, выдача обязательных для исполнения предписаний, в том числе об отмене или изменении актов, нарушающих антимонопольное законодательство, о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

Частью 1 статьи 40 Закона о защите конкуренции для рассмотрения каждого дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган создает в порядке, предусмотренном названным законом, комиссию по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства. Комиссия выступает от имени антимонопольного органа. Состав комиссии и ее председатель утверждаются антимонопольным органом.

В силу частей 2 и 4 статьи 41 Закона о защите конкуренции по окончании рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства комиссия на своем заседании принимает решение.

С учетом приведенных правовых норм суд приходит к выводу о том, что антимонопольный орган вынес оспариваемое решение в пределах предоставленных ему полномочий. Нарушений процедуры рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства при вынесении оспариваемого решения судом не установлено, об их наличии администрацией не заявлено.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 1 Закона о защите конкуренции данный Закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе по недопущению, ограничению, устранению конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.

Согласно части 2 данной нормы целями Федерального закона являются, в том числе, обеспечение свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Статьей 16 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к:

1) повышению, снижению или поддержанию цен (тарифов), за исключением случаев, если такие соглашения предусмотрены федеральными законами или нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;

2) экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар;

3) разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо по составу продавцов или покупателей (заказчиков);

4) ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

Диспозиция части 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" устанавливает, что запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

Из названной нормы следует прямой запрет на соглашения и/или согласованные действия между государственными органами и хозяйствующими субъектами, если такие соглашения и/или согласованные действия приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

Поскольку Законом о защите конкуренции понятие согласованных действий хозяйствующих субъектов и органов публичной власти не раскрывается, суд считает возможным применить по аналогии нормы статьи 8 Закона, определяющей согласованные действия хозяйствующих субъектов как действия, удовлетворяющие совокупности следующих условий: результат таких действий соответствует интересам каждого из указанных хозяйствующих субъектов только при условии, что их действия заранее известны каждому из них; действия каждого из указанных хозяйствующих субъектов вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке.

Из материалов дела следует, что 24.11.2014 Нерюнгринской районной администрацией объявлен открытый конкурс на право осуществления транспортного обслуживания населения по регулярным перевозкам на пригородных и междугородних маршрутах общего пользования на территории Нерюнгринского района.

17.12.2014 ООО «Пассажирское автотранспортное предприятие» подало заявку для участия в открытом конкурсе среди перевозчиков на право осуществления транспортного обслуживания населения по регулярным перевозкам на пригородных и междугородних маршрутах общего пользования на территории Нерюнгринского района.

По результатам рассмотрения заявок ООО «Пассажирское автотранспортное предприятие» признано единственным участником, с которым в дальнейшем заключен договор на осуществление транспортного обслуживания населения по регулярным перевозке на пригородных и междугородних маршрутах общего пользования на территории Нерюнгринского района. Как победитель, ООО «Пассажирское автотранспортное предприятие» приобретает выручку за пассажирские перевозки с населения в виде платы за проезд, а также предусмотренные Положением о порядке предоставления субсидий из бюджета Нерюнгринского района на возмещение части затрат, не покрытых доходами, связанных с перевозкой пассажиров по социально значимым пригородным и междугородним маршрутам регулярного сообщения на территории муниципального образования «Нерюнгринский район» субсидии на безвозмездной и безвозвратной основе.

Согласно оборотно-сальдовой ведомости ООО «ПАТП» по счету 51 за 2015 год всего по дебету счета выручка организации составляет 66 931 526,74 рублей, из них выручка по субсидиям по пассажирским перевозкам - 13 822 201, 12 рублей, по счету 50 за 2015 год всего выручка по дебету счета составила 47 420 593,03 рублей, из них по межгороду - 3 947 627,00 рублей, по пригороду - 28 183 540,00 рублей.

Между тем, суд усматривает следующее.

Общество с ограниченной ответственностью «Пассажирское автотранспортное предприятие» создано на основании решения общего собрания учредителей общества с ограниченной ответственностью «ЮжСахаАвтотранс» и муниципального унитарного предприятия «Переработчик».

Из Устава ООО «ПАТП» следует, что предметом деятельности юридического лица являются пригородные автомобильные (автобусные) пассажирские перевозки, подчиняющиеся расписанию; междугородные автомобильные (автобусные) пассажирские перевозки, подчиняющиеся расписанию; внутригородские автомобильные (автобусные) пассажирские перевозки (том 2 л.д. 143-144).

Согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц общество с ограниченной ответственностью «Пассажирское автотранспортное предприятие» зарегистрировано в качестве юридического лица 23.10.2014 за основным государственным регистрационным номером № 114143400111, учредителями являются общества с ограниченной ответственностью «ЮжСахаАвтотранс» с долей в уставном капитале – 51% и муниципальное унитарное предприятие «Переработчик» с долей в уставном капитале – 49% (том 2 л.д. 3-4).

Муниципальное унитарное предприятие «Переработчик» образовано на основании распоряжения главы муниципального образования «Нерюнгринский район» от 18.06.2007 № 1938-р, учредителем предприятия является Комитет земельных и имущественных отношений Нерюнгринского района (том л.д. 127).

Согласно Уставу МУП имущество предприятия является муниципальной собственностью и закреплено за ним на праве хозяйственного ведения по договору между Учредителем и Предприятием (п. 4.1 Устава).

Участие МУП «Переработчик» в создании нового предприятия - ООО «Пассажирское автотранспортное предприятие» согласовано с его учредителем Комитетом земельных и имущественных отношений Нерюнгринского района 03.10.2014.

Постановлением Нерюнгринской районной администрации от 10.11.2014 № 2821 «О передаче и закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения» Комитету земельных и имущественных отношений предписано передать на баланс МУП «Переработчик» муниципальное имущество общей балансовой стоимостью 37 463 800 руб. 00 коп. (8 единиц автобусов КАВЗ-4238-41, 3 единицы автобусов КАВЗ 4235-41).

20.11.2014 (уже через 10 дней) между МУП «Переработчик» и ООО «ПАТП» заключен договор аренды транспортных средств № 41-01112014, согласно которому МУП «Переработчик» обязуется предоставить ООО «ПАТП» транспортные средства (8 единиц автобусов КАВЗ-4238-41, 3 единицы автобусов КАВЗ 4235-41) за плату во временное владение и пользование без оказания услуг по управлению ими и их технической эксплуатации.

Из содержания конкурсной документации по Извещению о проведении открытого конкурса на право осуществления транспортного обслуживания населения по регулярным перевозкам на пригородных и междугородних маршрутах общего пользования на территории Нерюнгринского района» следует, что участник конкурса должен иметь необходимые профессиональные знания и квалификацию, финансовые средства, оборудование и другие материальные возможности, опыт и положительную репутацию, быть надежным, обладать необходимыми трудовыми ресурсами для выполнения муниципального договора на осуществление транспортного обслуживания населения по регулярным перевозкам на пригородных и междугородних маршрутах общего пользования на территории Нерюнгринского района, исполнять обязательства по уплате налогов в бюджеты всех уровней и обязательных платежей в государственные внебюджетные фонды; должен быть платежеспособным, не находиться в процессе ликвидации (для юридического лица), не быть признан несостоятельным (банкротом).

Пунктом 7.7 Положения о проведении конкурса предусмотрено, что в случае допуска претендента и признания его участником конкурса, заявка и представленные к ним документы оцениваются комиссией по следующим дополнительным критериям:

№п/п

Оценочные показатели

Количество баллов

1

Срок эксплуатации с года выпуска (изготовления) транспортных средств, заявленных на лот:

До 3 лет

10

От 3 до 5 лет

7

От 5 до 10 лет

3

Свыше 10 лет

0

2

Транспортные средства, оборудованные для перевозки инвалидов с нарушением опорно-двигательных функций (в соответствии с

требованиями, установленными ГОСТ Р50844-95)

Наличие (за каждое транспортное средство)

3

Отсутствие

0

Количество автобусов, достаточных для выполнения транспортного обслуживания по маршрутам, заявленным в лоте:

Имеются резервные автобусы

10

Не имеется резервных автобусов

0

Отсутствие ДТП и нарушений ПДД

5

Общий стаж вождения

До 3 лет

0

От 3 до 5 лет

3

От 5 до 10 лет

7

Свыше 10 лет

10

Отсутствие жалоб потребителей

2

Наличие единой формы у водителя и кондуктора (жилет, бейдж с Ф.И.О.)

2

Наличие видеорегистратора в салоне

5

Наличие системы информирования пассажиров (табло «бегущая строка»)

5

Наличие производственно-технической базы для проведения технического обслуживания и ремонта

10

Для участия в процедуре конкурса все претенденты должны включить документы, подтверждающие владение транспортными средствами (договор аренды или лизинга) (Общие сведения Конкурсной документации).

В приложении №10 к Конкурсной документации, расчетное количество подвижного состава маршрутной сети пригородного и междугороднего пассажирского автотранспорта Нерюнгринского района предусмотрено в количестве 15 ед.

Согласно пункту 8.1 Конкурсной документации, победителем конкурса признается участник конкурса, набравший наибольшее количество баллов путем их суммирования и заявке которого присваивается первый номер.

Следовательно, исходя из условий и требований, содержащихся в конкурсной документации - наличие новых автобусов в достаточном количестве (критерии: срок эксплуатации с года выпуска (изготовления) транспортных средств, количество автобусов, достаточных для выполнения транспортного обслуживания по маршрутам, заявленным в лоте) влечет присвоение больших баллов претенденту и, как следствие, обеспечивает его победу в открытом конкурсе.

Тем самым, именно передача в аренду ООО «ПАТП» автобусов, находящихся в муниципальной собственности, обусловила возможность максимального соответствия ООО «ПАТП» критериям объявленного конкурса, при этом передача в аренду транспортных средств осуществлена без проведения каких-либо публичных процедур, обеспечивающих возможность иных участников товарного рынка, неопределенного круга лиц претендовать на получение в аренду указанного муниципального имущества.

Из указанного следует, что ООО «ПАТП» были предоставлены преимущественные условия деятельности на рассматриваемом товарном рынке по перевозке пассажиров на территории Нерюнгринского района совместными действиями МУП «Переработчик» и Комитета земельных и имущественных отношений Нерюнгринского района.

Учитывая, что требования и критерии оценки, устанавливающие возможность получения максимального количества баллов именно за наличие нового парка автобусов в определенном количестве установлены заказчиком - Нерюнгринской районной администрацией, суд считает, что районная администрация действительно предопределила возможность победы ООО «ПАТП» в объявляемом конкурсе на право осуществления транспортного обслуживания населения по регулярным перевозкам на пригородных и междугородних маршрутах общего пользования на территории Нерюнгринского района.

Оценив представленные доказательства и хронологию событий, суд полагает, что конечным единым результатом вышеуказанных действий, совершенных Нерюнгринской районной администрацией (установление критериев оценки в конкурсной документации, условий и требований, поручение Комитету о передаче автотранспортных средств на баланс МУП «Переработчик»), Комитетом земельных и имущественных отношений Нерюнгринского района (подписание соглашения о передаче на баланс МУП «Переработчик» автотранспортных средств», согласие на создание нового юридического лица с долей участия), МУП «Переработчик» (участие в создание нового юридического лица ООО «ПАТП», передача в аренду транспортных средств ООО «ПАТП»), явилось создание условий для обеспечения максимального соответствия ООО «Пассажирское автотранспортное предприятие» критериям и условиям, установленным в объявленном открытом конкурсе на право осуществления транспортного обслуживания населения по регулярным перевозкам на пригородных и междугородних маршрутах общего пользования на территории Нерюнгринского района, что повлекло за собой ограничение конкуренции на товарном рынке пассажирских перевозок на территории Нерюнгринского района.

Более того, суд также учитывает, что ООО «ПАТП» - победитель конкурса создан в качестве юридического лица незадолго до объявления конкурса.

При таких условиях, суд считает, что действия Нерюнгринской районной администрации, Комитета земельных и имущественных отношений Нерюнгринского района, МУП «Переработчик», ООО «ПАТП» правомерно и обоснованно квалифицированы антимонопольным органом как согласованные, исходя из конкретных обстоятельств их совершения, установленных судом.

Суд считает, что антимонопольный орган правомерно пришел к выводу о том, что все действия совершены для достижения одного результата – заключения муниципального контракта с ООО «ПАТП», что приводит к ограничению конкуренции при проведении конкурса, интересов потенциальных участников, созданию неравных условий при участии в конкурсе путем установления необоснованных преимуществ ООО «ПАТП».

При таких обстоятельствах, решение УФАС по РС (Я) соответствует действующему закону и не нарушает права и законные интересы заявителя.

Предписание от 25.12.2015 по делу № 02-83/15А о нарушении антимонопольного законодательства выдано антимонопольным органом в соответствии со статьей 50 Закона о защите конкуренции, направлено на устранение выявленного нарушения путем совершения действий, направленных на устранение допущенного нарушения антимонопольного законодательства в виде расторжения договора на осуществление транспортного обслуживания населения по регулярным перевозкам на пригородных и междугородных маршрутах общего пользования на территории Нерюнгринского района от 31.12.2014 № 43 с ООО «ПАТП», с учетом признания оспариваемого решения законным и обоснованным, также является законным и объективно исполнимым.

Доводы заявителя и третьих о том, что расторжение договора приведет к чрезвычайным последствиям в сфере транспортного обслуживания населения, судом отклоняются, поскольку данное обстоятельство не может свидетельствовать о добросовестном поведении участников согласованных действий и являться основанием для признания данных действий законными. С учетом фактических обстоятельств дела, суд считает подлежащим отклонению доводы заявителя и третьих лиц, возражения антимонопольного органа признает обоснованными и подтвержденными материалами дела.

В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований Нерюнгринской районной администрации полностью.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

в удовлетворении заявленных требований Нерюнгринской районной администрации к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о признании незаконными решения по делу № 02-83/15А от 25.12.2015 о нарушении антимонопольного законодательства в части признания Нерюнгринской районной администрации нарушившей статью 16 Федерального закона «О защите конкуренции» и предписания по делу № 02-83/15А от 25.12.2015 о нарушении антимонопольного законодательства отказать.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно – телекоммуникационной сети Интернет http://yakutsk.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда – http://4aas.arbitr.ru.

Судья А.Н. Устинова