Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)
677000, г. Якутск, ул. Курашова, 28, Арбитражный суд РС(Я)
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Дело № А58-3387/09
14.07.2009
Резолютивная часть решения объявлена 07.07.2009
Мотивированное решение изготовлено 14.07.2009
Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)
в составе: судьи Эверстовой Р. И.
при ведении протокола судебного заседания судьей,
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению ФГУП основанного на праве хозяйственного ведения «Государственный проектно-изыскательский институт земельно-кадастровых съёмок»
к Министерству имущественных отношений Республики Саха (Якутия)
о признании действий единой комиссии по размещению заказов Министерства имущественных отношений РС (Я), выразившихся в отказе допустить к участию в конкурсе ФГУП «Госземкадастрсъёмка - ВИСХАГИ, незаконными и нарушающими ч.2 ст.12, ч.2 ст.27 Закона № 94-ФЗ; о признании протокола № 2 рассмотрения заявок в открытом конкурсе от 04.05.2009г. незаконным и отменить его в части недопуска ФГУП «Госземкадастрсъёмка»-ВИСХАГИ, признания конкурса несостоявшимся и рекомендации заказчику заключить государственный контракт с единственным участником конкурса - ОАО «Сахагипрозем»; обязании ответчика признать участником конкурса ФГУП «Госземкадастрсъемка» - ВИСХАГИ, допустить его к участию в конкурсе; обязании ответчика провести процедуру оценки и сопоставления заявок в открытом конкурсе в соответствии с требованиями Закона №94-ФЗ и сообщить суду об исполнении решения
с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета спора, на стороне ответчика – ОАО «Сахагипрозем»,
при участии представителей:
от заявителя – извещен, не явился,
от ответчика – ФИО1, ФИО2 – по доверенности,
от третьего лица – ФИО3 – по доверенности,
Федеральное государственное унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, «Государственный проектно-изыскательский институт земельно-кадастровых съемок» (далее – предприятие) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) к Министерству имущественных отношений Республики Саха (Якутия) (далее – МИО РС (Я)) с заявлением о признании действия единой комиссии по размещению заказов МИО РС (Я), выразившиеся в отказе допустить к участию в конкурсе ФГУП «Госземкадастрсъемка» _ ВИСХАГИ, незаконными и нарушившими часть 2 статьи 12, часть 2 статьи 27 Закона №94-ФЗ; признании протокол №2 рассмотрения заявок в открытом конкурсе от 04.05.2009 незаконным и отменить его в части недопуска ФГУП «Госземкадастрсъемка» - ВИСХАГИ, признания конкурса несостоявшимся и рекомендации заказчику заключить государственный контракт с единственным участником конкурса – ОАО «Сахагипрозем»; обязать ответчика признать участником конкурса ФГУП «Госземкадастрсъемка» - ВИСХАГИ, допустить его к участию в конкурсе, обязать ответчика провести процедуру оценки и сопоставления заявок в открытом конкурсе в соответствии с требованиями Закона №94-ФЗ и сообщить суду об исполнении решения; взыскать в пользу ФГУП «Госземкадастрсъемка» с МИО РС (Я) госпошлину в сумме 2 000 рублей.
Определением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 20.05.2009 к участию в деле привлечено в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета спора, на стороне ответчика – ОАО «Сахагипрозем» (далее – общество).
Общество представило отзыв от 09.06.2009, просит в удовлетворении требований отказать.
От МИО РС (Я) поступил отзыв от 11.06.2009, просит в удовлетворении требований отказать.
Из материалов дела установлено.
Извещение №594 о проведении открытого конкурса на выполнение работ по созданию схем рационального использования земель поселений опубликовано в приложении «Конкурсные торги в Республике Саха (Якутия)» к газете «Якутия» от 24.03.2009 и размещено на официальном сайте Республики Саха (Якутия).
Извещение о внесении изменений в конкурсную документацию открытого конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение работ по созданию схем рационального использования земель поселений и извещение о проведении открытого конкурса на выполнение работ по созданию схем рационального использования земель поселений №594 от 24.03.2009 опубликовано под №738 в приложении «Конкурсные торги в Республике Саха (Якутия)» к газете «Якутия» от 07.04.2009 и размещено на официальном сайте Республики Саха (Якутия).
Предметом государственного контракта являлось «Выполнение работ по созданию схем рационального использования земель поселений» с начальной (максимальной) ценой контракта 123 915 490 рублей, в том числе:
1) Создание ортофотопланов на территории поселений по материалам космической съемки- 13 354 256 рублей;
2) Создание схем рационального использования земель поселений – 80 899 736 рублей;
3) Проведение кадастровых работ на сельскохозяйственных угодьях сельскохозяйственных предприятий и крестьянских (фермерских) хозяйств – 29 661 498 рублей.
Предприятие, являясь участником размещения заказа, направило конкурсную заявку на участие в открытом конкурсе на право заключения с МИО РС (Я) государственного контракта на выполнение работ «Создание схем рационального использования земель поселений», с приложением документов.
Процедура вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе проводилась единой комиссией в период с 29.04.2009 по 04.05.2009. Протокол размещен на официальном сайте Республики Саха (Якутия).
04.05.2009 состоялась процедура рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе выполнение работ по созданию схем рационального использования земель поселений», о чем составлен соответствующий протокол №2. Данный протокол размещен на официальном сайте Республики Саха (Якутия) 05.05.2009.
Решением единой комиссии, что следует из протокола №2 рассмотрения заявок в открытом конкурсе от 04.05.2009, к участию в открытом конкурсе допущено и признано участником открытого конкурса участник размещения заказа ОАО «Сахагипрозем». Предприятию, ЗАО «Сибирское землеустроительное проектно-изыскательское предприятие», ГУП РС (Я) «Республиканский центр технического учета и технической инвентаризации», было отказано в допуске к участию в открытом конкурсе.
Предприятию было отказано по следующему основанию:
«В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 12 Закона при рассмотрении заявок на участие в конкурсе участник размещения заказа не допускается конкурсной комиссией к участию в конкурсе в случае несоответствия заявки на участие в конкурсе требованиям конкурсной документации. В соответствии с пунктом 5.2.6. Документации участник размещения заказа не допускается к участию в конкурсе в случае несоответствия заявки на участие в конкурсе требованиям конкурсной документации, в том числе: количественные и качественные характеристики выполняемых работ, предлагаемые участником размещения заказа, не соответствуют требованиям, указанным в конкурсной документации. В соответствии с пунктом 3.5 Документации Участник размещения заказа представляет в составе заявки документальные подтверждения о соответствии предлагаемых работ требованиям Документации по установленной форме. Такие подтверждения могут быть представлены в текстовой форме, в виде комментариев и должны включать: подробное описание выполняемых работ. Работы должны соответствовать или превышать требования по качеству и техническим условиям, указанным в технической части Документации. Представленное ФГУП «Госземкадастрсъемка» - ВИСХАГИ предложение о цене, объеме и качестве работ не содержит подробного описания выполняемых работ и не соответствует техническим требованиям, указанным в части 2 «Техническое задание» Документации».
Поскольку к участию в конкурсе был допущен только один участник, конкурс признан несостоявшимся и право заключения государственного контракта передано единственному участнику – ОАО «Сахагипрозем».
15.05.2009 государственным заказчиком - МИО РС (Я) заключен государственный контракт с ОАО «Сахагипрозем».
Не согласившись с отказом в допуске к участию, предприятие обратилось в Управление Федеральной антимонопольной службы по РС (Я), которым принято рассмотрено 18-21.05.2009 дело №06-190/2009 и принято решение от 21.05.2009 признать жалобу предприятия необоснованной. Указанное решение никем не оспорено.
Требования предприятия основаны на следующем.
Конкурсной комиссией не рассматривались документы, представленные предприятием в совокупности. Комиссией был рассмотрен только отдельно взятый документ, а именно Предложение о цене, объеме и качестве работ, несмотря на то, что в конкурсной документации установлено требование о «представлении в составе заявки документальных подтверждений о соответствии предлагаемых работ требованиям конкурсной документации по форме, прилагаемой в разделе 4». В конкурсной документации нет четкого определения подробного описания выполняемых работ. В п.3.5 Информационной карты конкурса (раздел 3 конкурсной документации) указано, что это может быть сделано в любой форме, в том числе в виде комментариев. Установление заказчиком требования в конкурсной документации о предоставлении в составе заявки на участие в конкурсе таких сведений, как «смета расходов» или «расшифровка планируемых статьей затрат», является нарушением части 4 статьи 25 Закона №94-ФЗ. Таким образом, установление заказчиком в конкурсной документации незаконного требования о необходимости указывать расценки и цены по всем категориям и пунктам, описанным в Техническом задании, с учетом сопутствующих работ, услуг привело к необоснованному отказу в допуске к участию в открытом конкурсе.
В соответствии с пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Конкурсная документация открытого конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение работ «Создание схем рационального использования земель поселений» в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 22 Федеральным законом от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон №94-ФЗ) содержит требование к описанию участниками размещения заказа выполняемых работ, оказываемых услуг, которые являются предметом конкурса, их количественных и качественных характеристик.
Согласно пп.3.5.1 п.3.5. «Требования к описанию выполняемых работ» раздела 3 «Подготовка заявки на участие в конкурсе» конкурсной документации, описание выполняемых работ производится в соответствии с требованиями, указанными в Информационной карте конкурса, и по форме, приведенной в разделе 4.
Пункт 3.5 «Требования к описанию количественных и качественных характеристик выполняемых работ» информационной карты конкурса конкурсной документации установлено, что участник размещения заказа представляет в составе заявки документальные подтверждения о соответствии предлагаемых работ требованиям конкурсной документации по форме, прилагаемой в разделе 4. Такие подтверждения могут быть представлены в текстовой форме, в виде комментариев и должны включать: подробное описание выполняемых работ. Работы должны соответствовать или превышать требования по качеству и техническим условиям, указанным в технической части. Минимальные требования указаны в части 2 «Техническое задание».
В части 2 «Техническое задание на выполнение работ по созданию схем рационального использования земель поселений» конкурсной документации определены: объем работ, цели, задачи, состав работ (подготовительные работы, полевые работы, камеральные работы) и другие сведения.
Таким образом, МИО РС (Я) было установлено требование к описанию выполняемых работ, которое должно соответствовать требованиям, установленным в части 2 «Техническое задание» конкурсной документации. Иных требований к описанию работ государственным заказчиком не установлено.
Между тем, представленное предприятием предложение о цене, объеме и качестве работ не содержит подробного описания выполняемых работ, не содержит требуемый МИО РС (Я) объем работ, не соответствует требованиям к качеству и техническим условиям, указанным в части 2 «Техническое задание» конкурсной документации. Предприятием не представлены в составе заявки на участие в конкурсе какие-либо другие подтверждения о соответствии предлагаемых работ требованиям конкурсной документации.
При таких обстоятельствах, довод МИО РС(Я) о том, что на основании предложения о цене, объеме и качестве работ МИО РС(Я) не имело возможности определить соответствие предлагаемых истцом работ требованиям конкурсной документации (Техническому заданию) является обоснованным. Также является обоснованным довод МИО РС(Я) о том, что предложение о цене, объеме и качестве работ не содержит подробного описания выполняемых работ, поэтому имелась вероятность о возможности исключения предприятием некоторых видов работ из состава работ, указанных в Техническом задании конкурсной документации в случае заключения с ним государственного контракта.
В соответствии с пунктом 5 части 4 статьи 22 Закона №94-ФЗ пункт 1.4.1. Информационной карты конкурса конкурсной документации содержит порядок формирования цены контракта, а именно предусматривает, что начальная (максимальная) цена контракта включает в себя стоимость работ, а также все налоги, пошлины и прочие сбора и расходы, которые подрядчик государственного контракта будет оплачивать в соответствии с условиями государственного контракта или иных основаниях, то есть является конечной, от участника размещения заказа не требовалось предоставление в составе заявки на участие в конкурсе «сметы затрат» или «расшифровки планируемых статей затрат».
Решением УФАС по РС (Я) установлено, что в соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе №2 от 04.05.2009 заявка предприятия на основании несоответствия пункту 3.4 «Требования к предложениям о цене контракта» Информационной карты конкурса конкурсной документации единой комиссией МИО РС (Я) не отклонялось.
Следовательно, довод предприятия о том, что установление заказчиком требования в конкурсной документации о предоставлении в составе заявки на участие в конкурсе таких сведений, как «смета расходов» или «расшифровка планируемых статьей затрат», является нарушением части 4 статьи 25 Закона №94-ФЗ, является неправомерным.
Таким образом, установление заказчиком в конкурсной документации незаконного требования о необходимости указывать расценки и цены по всем категориям и пунктам, описанным в Техническом задании, с учетом сопутствующих работ, услуг не подтверждается.
Суд приходит к выводу о том, что отказ в допуске к участию в конкурсе не противоречит части 2 статьи 27, пункту 4 части 1 статьи 12 Закона №94-ФЗ, нарушение права предприятия на участие в конкурсе, права на оценку и сопоставление заявки предприятия, права на заключение государственного контракта и ограничение круга участников конкурса судом не установлено.
На основании изложенного, в соответствии с пунктом 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ в удовлетворении требования следует отказать с отнесением госпошлины на заявителя.
Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано.
Судья Эверстова Р. И.