ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А58-3402/2022 от 20.10.2022 АС Республики Саха (Якутия)

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)

улица Курашова, дом 28, бокс 8, г. Якутск, 677980, www.yakutsk.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

город Якутск

21 октября 2022 года

Дело № А58-3402/2022

Резолютивная часть решения объявлена 20.10.2022

Мотивированное решение изготовлено 21.10.2022

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Семёнова У. Н. , при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Саввиной М.Г., рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Аудиторская фирма "Профи" (ИНН 5502039360, ОГРН 1025500743730, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 05.11.2002, регистрирующий орган – межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 12 по Омской области, адрес (место нахождения): 644121, Омская область, г. Омск, ул. Труда, д. 11, кв. 118) к муниципальному унитарному предприятию "Жилкомсервис" Городского округа "Город Якутск" (ИНН 1435242617, ОГРН 1111435006935, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 23.06.2011, регистрирующий орган – Управление Федеральной налоговой службы по Республике Саха (Якутия), адрес (место нахождения): 677008, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, пер. Базовый, д. 4) о взыскании 225 674 рублей, в том числе 190 000 рублей основного долга по договору № 2020.455553 от 29.06.2020, 20 349 рублей неустойки за период с 07.10.2021 по 13.04.2022, 15 325 рублей обеспечения исполнения договора, а также 7 513 рублей расходов по уплате государственной пошлины,

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора – муниципальное казенное учреждение «Агентство по управлению муниципальным имуществом» городского округа «город Якутск» (ИНН <***>, ОГРН <***>),

при участии:

от истца: не явились, извещены;

от ответчика: не явились, извещены;

от третьего лица: ФИО1 по доверенности №05 от 06.10.2022, паспорт, диплом.

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью "Аудиторская фирма "Профи" (ИНН <***>, ОГРН <***>) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с исковым заявлением к муниципальному унитарному предприятию "Жилкомсервис" Городского округа "Город Якутск" (ИНН <***>, ОГРН <***>) о взыскании 225 674 рублей, в том числе 190 000 рублей основного долга по договору № 2020.455553 от 29.06.2020, 20 349 рублей неустойки за период с 07.10.2021 по 13.04.2022, 15 325 рублей обеспечения исполнения договора, а также 7 513 рублей расходов по уплате государственной пошлины.

Определением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 04.05.2022 дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со ст. 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Определением от 27.06.2022 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено муниципальное казенное учреждение «Агентство по управлению муниципальным имуществом» городского округа «город Якутск» (ИНН <***>, ОГРН <***>).

Суд руководствуясь статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определил рассмотреть дело в отсутствие представителей истца, ответчика, извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.

20.10.2022 в суд поступили: от истца ходатайство о приобщении дополнительных документов, от третьего лица ходатайство о приобщении дополнительных документов.

Суд в порядке статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, приобщил к материалам дела поступившие документы.

Представитель третьего лица исковые требования не признал, просит суд отказать в удовлетворении.

Рассмотрев материалы, суд установил.

На основании результатов осуществления закупки путем проведения открытого конкурс в электронной форме (протокол подведения итогов конкурса №1746435 от 11.06.2020) между МУП  «Жилкомсервис» (заказчик) и ООО «Аудиторская Фирма «Профи» (исполнитель) заключен договор от 29.06.2020 № 2020.455553 на оказание услуг по проведению аудита финансово-хозяйственной деятельности МУП "Жилкомсервис" ГО "город Якутск" за 2019 год.

Договор заключен посредством подписания сторонами в электронном виде. 

В соответствии с пунктом 1.1. договора исполнитель обязуется оказать услуги по проведению аудита финансово-хозяйственной деятельности муниципального унитарного предприятия "Жилкомсервис" городского округа "город Якутск" за 2019 год в соответствии с Техническим заданием (Описанием объекта закупки) (приложение № 2 к договору), а заказчик обязуется принять результат услуг и оплатить их в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим договором.

В пункте 3.1. договора указан срок оказания услуг: 20 рабочих дней с даты подписания договора.

Цена договора составляет 190 000,00  рублей, НДС не предусмотрен, является твердой и не подлежит изменению в течение срока исполнения договора за исключением случаев, предусмотренных настоящим договором и Федеральным законом № 223-ФЗ (пункт 2.1. договора).

Источник финансирования: собственные средства предприятия (пункт 2.5. договора).

Согласно пункту 2.7. договора заказчик оплачивает услуги исполнителя, оказанные в соответствии с настоящим договором, за счет собственных средств предприятия на основании выставленных счетов, надлежаще оформленного и подписанного Акта сдачи-приемки оказанных услуг, составленного по форме приложения № 3 к настоящему Договору, счетов-фактур в течение 30 (тридцати) календарных дней с даты подписания заказчиком документа о приемке.

По условиям договора приемка услуг производится в следующем порядке: в течение трех рабочих дней после завершения исполненных услуг, предусмотренных договором, исполнитель представляет заказчику Аудиторское заключение, состоящее из двух частей - Аудиторского заключения в 2-х экземплярах и Аудиторского отчета в 2-х экземплярах и Акт сдачи-приемки оказанных услуг, подписанный исполнителем, в 2-х экземплярах.В течение 30 дней после получения от исполнителя документов, указанных в пункте 4.1 договора, заказчик вправе назначить экспертизу результатов. В случае получения от заказчика, эксперта, экспертной организации запроса о предоставлении дополнительных материалов, предоставлении разъяснений касательно результатов услуг, относящиеся к условиям исполнения договора и отдельным этапам исполнения договора исполнитель, в течение 3 рабочих дней обязан предоставить заказчику, эксперту, экспертной организации запрашиваемые дополнительные материалы, разъяснения в отношении исполненных услуг. Не позднее 10 дней заказчик осуществляет приемку оказанных услуг на предмет соответствия качества требованиям, изложенным в настоящем договоре (с учетом экспертного заключения/акта (при наличии)) и направляет / вручает исполнителю:

- Акт сдачи-приемки оказанных услуг;

или

- Отказ заказчика от принятия результатов оказанных услуг, в связи с необходимостью устранения недостатков и (или) доработки результатов услуг с указанием срока для устранения указанных недостатков за счет Исполнителя;

или

- Отказ заказчика от принятия результатов оказанных услуг.

В случае получения от заказчика мотивированного отказа от принятия результатов оказанных услуг или экспертного заключения/акта с перечнем выявленных недостатков, необходимых доработок и сроком их устранения исполнитель в срок, установленный в указанном мотивированном отказе (экспертном заключении/акте (при наличии)), содержащем перечень выявленных недостатков и необходимых доработок, устранить полученные от заказчика замечания/недостатки/произвести доработки и передать заказчику приведенный в соответствие с предъявленными требованиями/замечаниями комплект Аудиторского заключения состоящей из двух частей

- Аудиторского заключения в 2  экземплярах и Аудиторского отчета в 2 экземплярах, отчет об устранении недостатков, выполнении необходимых доработок, а также повторный подписанный Исполнителем Акт сдачи-приемки оказанных услуг (Приложение №3 к Договору) в 2 (двух) экземплярах для принятия Заказчиком оказанных услуг.

В случае просрочки исполнения Заказчиком обязательств предусмотренных Договором, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных Договором, Исполнитель вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней) (пункт 7.1. договора)

Пеня начисляется за каждый день просрочки Заказчиком исполнения обязательства, предусмотренного Договором, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного Договором срока исполнения обязательств. Пеня устанавливается в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы (пункт 7.2. договора).

Исполнитель обязан предоставить обеспечение исполнения Договора в размере 15 325,00 (пятнадцать тысяч триста двадцать пять) рублей, что составляет 5% (пять процентов) от начальной (максимальной) цены Договора (пункт 9.1. договора).

Во исполнение пункта 9.1. договора исполнителем представлено обеспечение исполнения обязательств по договору (платежное поручение № 405 от 25.06.2020 на сумму 15 325 рублей.

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по Договору Исполнителем: если Исполнителем был выбран способ обеспечения исполнения Договора в виде перечисления в качестве обеспечения на счет Заказчика денежных средств, то указанные средства Исполнителю не возвращаются (пункт 9.10. договора).

Письмом от 29.06.2020 б/н ответчик заявил о расторжении договора от 29.06.2020 № 2020.455553 в связи с получением предписания Управления Роспотребнадзора по Республике Саха (Якутия) от 28.06.2020 № 3850к о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, как на обстоятельство непреодолимой силы.

Представитель истца на судебном заседании 12.10.2020 пояснил, что в дальнейшем ответчик предоставил доступ к бухгалтерским документам  июле 2020, в подтверждение представил копию авиабилета,  и аудит в рамках заключенного договора был проведен; аудиторское заключение направлено в адрес ответчика первый раз 05.12.2020, трек №ED136486600RU.

Представитель ответчика пояснила, что аудит в офисе ответчика не проводился.

В ходатайстве от 19.10.2022 истец пояснил, что аудитор ФИО2 Летала для проведения аудита. К проведению аудита и к бухгалтерским документам допущена не была, из-за распространения короновирусной инфекции.

Истцом представлен скрин электронной почты, в подтверждение получения 01.08.2020 бухгалтерской отчетности за 2019 год.

Также представлена переписка истца с третьим лицом, в частности письма от 02.11.2020 (истца), от 03.11.2020 (третьего лица), 03.11.2020 (ответчика).

Как указывает истец, 07.07.2021 повторно направил ответчику аудиторское заключение и акты выполненных работ.

Ссылаясь на неисполнение ответчиком обязательств по оплате оказанных услуг, истец обратился в суд с настоящим иском.

Досудебный порядок урегулирования спора истцом соблюден направлением в адрес ответчика 19.10.2021 претензии с требованием о погашении задолженности по договору в размере 190 000 руб.

В подтверждение обоснованности заявленного требования истцом представлены почтовая квитанция с отчетом об отслеживании 64402164009697, электронная переписка со ссылкой на РПО 64402159019274.

Согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 64402159019274, размещенному на официально сайте Почты России в сети Интернет, и пояснениям истца аудиторское заключение было направлено в адрес ответчика 07.07.2021 и вручено 27.07.2021. Повторно направлено 26.10.2021, вручено 10.12.2021.

Ответчик с иском не согласился, представив дополнительные соглашения от 30.07.2020 №1, от 16.09.2020 № 2 к договору 2020.455553 от 29.06.2020, уведомление от 26.05.2022 № 582/ЖКС о расторжении договора.

Согласно предмету договора в редакции дополнительного соглашения от 30.07.2020 № 1 истец принял на себя обязательство по проведению аудита учредительных документов предприятия, внеоборотных активов, производственных запасов, затрат на производство и общехозяйственных затрат, готовой продукции и товаров, денежных средств, расчетов, капитала, формирования финансовых результатов и распределения прибыли, забалансовых счетов, проверка соответствия бухгалтерской отчетности требованиям действующего законодательства.

Результаты проведенного аудита предоставляются аудитором в виде аудиторского заключения, оформленного в соответствии с федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности № ФСАД № 1/2010 «Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности и формирование мнения о ее достоверности», а также аудиторского отчета (на бумажном и электронном носителях), содержащего информацию о решении каждой из задач и подзадач раздела 2 Технического задания с обоснованными выводами и предложениями по каждой задаче и подзадаче.

В соответствии с пунктом 3.1. договора в редакции дополнительного соглашения от 16.09.2020 № 2 срок оказания услуг: с момента передачи запрашиваемых исполнителем документов предприятия до 30.09.2020.

В уведомлении от 26.05.2022 № 582/ЖКС о расторжении договора ответчик заявил о нарушении истцом условий договора, а именно аудиторское заключение на бумажном носителе без приложения в электронном виде поступило 10.12.2021, то есть по истечении более одного года со дня окончания срока оказания услуг - 30.09.2020, аудиторский отчет, предусмотренный как результат предоставления услуг, заказчику так и не был предоставлен.

Согласно почтовой описи от 26.10.2021 истцом в адрес ответчика направлены письменная информация в 2-х экземплярах, аудиторское заключение в 2-х экземплярах, акт сдачи - приемки оказанных услуг в 2-х экземплярах, счет.

Возражая по доводам ответчика, истец заявил, что фактически услуги приняты, мотивированный отказ от принятия результатов оказанных услуг в установленные договором сроки ответчик не заявил. При этом пояснив, что отчет аудитора и письменная информация - это один и тот же документ по своему содержанию.

Как следует из материалов дела, между МКУ  «Агентство по управлению муниципальным имуществом» ГО «город Якутск» (заказчик) и ООО «Аудиторская Фирма «Профи» (исполнитель) заключен муниципальный контракт от 24.09.2020 № 01/20-24 на оказание услуг по проведению аудиторской проверки годового бухгалтерского баланса и результатов инвентаризации имущества и обязательств МУП "Жилкомсервис" ГО "город Якутск".

Муниципальный контракт заключен на основании результатов осуществления закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме (протокол от 11.09.2020 № 37).

Цена контракта составляет 210 000 руб. Источник финансирования: муниципальный бюджет (пункты 2.1., 2.5. контракта).

В соответствии с пунктом 2 Приложения № 1 к контракту (Техническое задание) целью оказания услуг является проведение аудиторских процедур, позволяющих сделать вывод о финансово-хозяйственной деятельности Аудируемого предприятия за 2019 год.

Аудиторская проверка производится с выездом сотрудников Аудиторской организации (Исполнителя) по местонахождению Аудируемого предприятия по адресу: 677008, <...> (пункт 3 Приложения № 1 к контракту (Техническое задание)).

В соответствии с пунктом 3.2. контракта в редакции дополнительного соглашения от 30.10.2020 № 1 срок оказания услуг: с момента заключения договора по 01.12.2020 (включительно).

Сторонами контракта подписан акт об оказании услуг от 24.12.2020 № 255 на сумму 210 000 руб.

Аудиторские услуги оплачены МКУ  «Агентство по управлению муниципальным имуществом» ГО «город Якутск» платежным поручением № 153694 от 29.12.2020  на сумму 210 000 руб.

В материалы дела третьим лицом представлены отчеты, подготовленные истцом на основании муниципального контракта с МКУ  «Агентство по управлению муниципальным имуществом» и договора с  МУП  «Жилкомсервис», согласно которым ООО «Аудиторская Фирма «Профи» выдано отрицательное аудиторское заключение о данных бухгалтерской (финансовой) отчетности МУП  «Жилкомсервис» за 2019 год.

По пояснениям истца,отчеты аудитора, которые были выданы ответчику и третьему лицу, существенным образом отличаются друг от друга, так как подготавливались индивидуально для каждого заказчика, исходя из предъявленных им требований в договоре и техническом задании.

Исследовав доводы и возражения сторон, представленные в материалы дела доказательства, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к следующим выводам.

В силу части 2 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (далее - Закон N 307-ФЗ) аудиторская деятельность (аудиторские услуги) - деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами.

Аудит - это независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности (часть 3 статьи 1 Закона N 307-ФЗ).

Анализ материалов дела показывает, что между сторонами сложились правоотношения, регулируемые главой 39 Гражданского кодекса  Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (пункт 1 статьи 781 Кодекса).

По смыслу приведенных норм, взыскивая в судебном порядке задолженность за оказанные услуги, исполнитель обязан доказать факт их оказания и стоимость.

Заключая дополнительные соглашения № 1 от 30.07.2020, № 2 от 16.09.2020, стороны подтвердили наличие обязательств по договору № 2020.455553 от 29.06.2020.

Вопреки требованиям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец не доказал фактическое оказание аудиторских услуг по договору № 2020.455553 от 29.06.2020.

В материалы дела ответчиком представлено уведомление истца от 29.09.2020 б/н о начале аудиторской проверки со 02.10.2020 с выездом на основании контракта № 01/20-24 от 24.09.2020.

Доказательств направления уведомления со ссылкой на спорный договор № 2020.455553 от 29.06.2020 истцом не представлено.

По условиям договора № 2020.455553 от 29.06.2020 сторонами определен срок оказания услуг: с момента передачи запрашиваемых исполнителем документов предприятия до 30.09.2020.

Однако доказательств получения от ответчика документов, необходимых для проведения аудиторской проверки на основании спорного договора, истец не представил.

Между тем аудиторское заключение было направлено истцом 07.07.2021 и получено ответчиком 27.07.2021 (отчет об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 64402159019274).

Материалами дела подтверждено и не оспаривается третьим лицом фактическое оказание истцом услуг по проведению аудиторской проверки МУП "Жилкомсервис" за 2019 год на основании муниципального контракта № 01/20-24 от 24.09.2020. МКУ  «Агентство по управлению муниципальным имуществом» подписан акт об оказании услуг от 24.12.2020 № 255 на сумму 210 000 руб., произведена оплата по контракту.

Из представленных истцом документов и письменной информации (отчета), направленного истцом в адрес ответчика, не следует, что истцом осуществлялся выезд его сотрудников к месту нахождения организации ответчика на основании договора № 2020.455553 от 29.06.2020, а также не указан перечень документов, на основании которых истец производил проверку бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Суд, сопоставив письменную информацию (отчет), направленную в адрес ответчика 07.07.2021, с информацией, представленной в МКУ  «Агентство по управлению муниципальным имуществом» 24.12.2020, приходит к выводу о том, что мнение истца по результатам проведения проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности организации ответчика за 2019 год не изменилось.

Истец, заявляя о том, что отчеты существенным образом отличаются друг от друга, так как подготавливались индивидуально для каждого заказчика, исходя из предъявленных им требований в договоре и техническом задании, не привел конкретных оснований в подтверждение своей позиции по делу.

Доказательств выполнения работ истцом именно по договору №2020.455553 в материалы дела не представлены.

Истец, получил документы от ответчика в рамках выполнения работ по муниципальному контракту № 01/20-24, что подтверждается 02.11.2020 (истца), от 03.11.2020 (третьего лица), 03.11.2020 (ответчика).

Документы, полученные от ответчика по электронной почте 01.08.2020, истцом по сути использованы для выполнения муниципального контракта. 

Документы, полученные истцом 07.12.2020 в 15:35 (почтовое отправление ответчика №67700853008103), лишь явились формальными документами для подтверждения выполнения работ и направления ответчику аудиторского заключения 08.12.2020 в 16:29 (почтовое отправление №ED136486600RU). Как пояснил ответчик, документы направлялись по требованию третьего лица, для выполнения муниципального контракта от  24.09.2020 №01/20-24.

Фактически работы были выполнены, сданы,  получена оплата по муниципальному контракту от 24.09.2020 №01/20-24.   

На основании изложенного, при отсутствии доказательств по проведению аудита на основании иных документов отличных от документов, представленных по муниципальному контракту № 01/20-24 от 24.09.2020, оснований для взыскания оплаты по договору  № 2020.455553 от 29.06.2020 не имеется. Фактически истцом не были предприняты какие-либо иные действия в целях оказания услуг по договору  № 2020.455553 от 29.06.2020. Доказательств обратного материалы дела не содержат.

Также судом учтено, что имущество ответчика - муниципального унитарного предприятия находится в муниципальной собственности, соответственно, оплата одних и тех же услуг одного и того лица из муниципального бюджета не допустимо.

 Так как факт наличия задолженности ответчика перед истцом не установлен, правовых оснований полагать, что у ответчика возникли обязательства по уплате неустойки и возврате обеспечительного платежа, не имеется.

При подаче искового заявления истцом в доход федерального бюджета уплачена государственная пошлина в размере 7 718 руб. платежным поручением № 262 от 26.04.2022.

В связи с отказом в удовлетворении требований расходы по делу распределению не подлежат.

Настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет» по адресу www.kad.arbitr.ru.

По ходатайству указанных лиц копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований отказать.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно –  телекоммуникационной сети Интернет http://yakutsk.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда – http://4aas.arbitr.ru.

Судья

Семёнова У. Н.