АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
город Якутск Дело №А58-3407/10
28 мая 2010 года
Судья Столбов В.В., действующий от имени Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) , рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Государственного унитарного горно-геологического предприятия Республики Саха (Якутия) «Якутскгеология» (заявитель ) к Ленскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) (административный орган ) о признании незаконными и отмене постановлений, с участием представителей заявителя Васильевой Е.Н. (доверенность от 15.04.10 №39), административного органа Поляничко В.В. (доверенность от 11.01.10 №01-10/30), Несмелов В.В. (доверенность от 28.05.10 №01-10/46), составив протокол судебного заседания в соответствии с частью 3 статьи 155 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
установил:
заявитель обратился в суд с требованиями о признании незаконными и отмене постановления коллегии административного органа от 15.04.10 №8 «О результатах технического расследования случая утраты (разбрасывания) взрывчатых материалов, произошедшего на территории ведения взрывных работ филиалом ГУГГП РС(Я) «Восточно-Якутское» и постановления административного органа об административном правонарушении от 04.05.10 №13.
В судебном заседании уполномоченный представитель заявителя Васильева Е.Н. письменно заявила об уточнении предмета требования.
Как следует из указанного уточнения предмета требования, заявитель просит взамен ранее заявленных требований признать недействительным и отменить только постановление административного органа об административном правонарушении от 04.05.10 №13.
Суд принял уточнение заявителем предмета требования, что отражено в протоколе судебного заседания.
Заявитель свое требование обосновывает доводами, изложенными в заявлении от 12.05.10 №19-2/1169, из которых следует, в частности, что не установлена вина заявителя.
Административный орган представил отзыв от 26.05.10 №01-19/2507, в котором приводит доводы о несогласии с заявленным требованием полностью.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Начальником Индигирского территориального отдела административного органа Никифоровым В.А. в присутствии представителя заявителя Узюнкоян А.А., действующего по общей доверенности от 14.01.10 №5, составлен протокол об административном правонарушении от 29.04.10 №13 о совершении заявителем правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – Кодекс), связанного с нарушением норм Единых правил безопасности при взрывных работах, Инструкции о порядке хранения, транспортировки, использования и учета взрывчатых материалов, Типовой инструкции по маркированию обжимными устройствами электродетонаторов и капсюлей-детонаторов, Федерального закона «О промышленной безопасности» и выразившихся в выдаче немаркированных электродетонаторов взрывнику со склада взрывчатых материалов, в отсутствии надлежащего контроля со стороны должностных лиц Эльгинской ГПП и филиала «Восточно-Якутский» за выполнением установленных правил хранения, размещения, приема, учета и выдачи маркированных средств инициирования на расходном складе взрывчатых материалов, в отсутствии надлежащего контроля за состоянием учета и обеспечением сохранности взрывчатых материалов на местах ведения взрывных работ со стороны лиц технического надзора и руководителей Эльгинской ГПП, в низком уровне персональной ответственности руководителей и исполнителей работ при обращении со взрывчатыми материалами, в неудовлетоврительной организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности со стороны руководителей и специалистов филиала заявителя «Восточно-Якутский».
Данный протокол содержит отметки о разъяснении прав и обязанностей, о получении копии протокола, подписи представителя заявителя и его объяснение.
Законный представитель заявителя был извещен 29.04.10 о времени и месте составления протокола, что подтверждается штампом заявителя на письме административного органа от 29.04.10 №05-18/2029.
Начальником Индигирского территориального отдела административного органа Никифоровым В.А. в присутствии представителя заявителя Узюнкоян А.А., действующего по общей доверенности от 14.01.10 №5, на основании протокола об административном правонарушении от 29.04.10 №13 в отношении заявителя вынесено оспариваемое постановление об административном правонарушении от 05.04.10 №13, которым заявитель привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 9.1 Кодекса в виде штрафа в размере 30.000руб. за нарушения, указанные в названном протоколе.
Законный представитель заявителя был извещен 30.04.10 о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, что подтверждается штампом заявителя на письме административного органа от 30.04.10 №05-18/2043.
В соответствии со статьей 28.3 Кодекса протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.
В соответствии со статьей 23.31 Кодекса органы, осуществляющие государственный контроль и надзор в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений, рассматривают дела об административных правонарушениях предусмотренных, наряду с другими, частями 1 и 2 статьи 9.1 Кодекса (часть 1). Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе, в частности, начальники отделов, заместители начальников отделов территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль и надзор в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений.
Согласно пункту 1 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.04 №401 Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере, в частности, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения.
Таким образом, протокол об административном правонарушении от 29.04.10 №13 был составлен, а оспариваемое постановление от 04.05.10 №13 было вынесено уполномоченным должностным лицом административного органа.
В соответствии с частью 2 статьи 9.1 Кодекса нарушение требований промышленной безопасности к получению, использованию, переработке, хранению, транспортировке, уничтожению и учету взрывчатых веществ на опасных производственных объектах влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии со статьей 28.2 Кодекса о совершении административного правонарушения составляется протокол об административном правонарушении. В протоколе указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела. При составлении протокола физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается соответствующая запись в протоколе. Вышеуказанным лицам должна быть предоставлена возможность ознакомиться с протоколом об административном правонарушении.
В соответствии с пунктами 1-3 статьи 26.1 Кодекса по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.
В соответствии с частями 1,2 статьи 26.2 Кодекса доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Таким образом, в протоколе об административном правонарушении по части 2 статьи 9.1 Кодекса должны быть отражены место и время, обстоятельства (событие), свидетельствующие о совершении лицом, в отношении которого составлен протокол, нарушения требований промышленной безопасности к получению, использованию, переработке, хранению, транспортировке, уничтожению и учету взрывчатых веществ на опасных производственных объектах.
Между тем, в протоколе об административном правонарушении от 29.04.10 №13 не установлено и не усматривается, что:
изложенные в нем факты нарушения норм законодательства в сфере промышленной безопасности, связанной с обращением взрывчатых веществ, оцененные административным органом как событие административного правонарушения, выявлены именно на опасных производственных объектах;
заявитель виновен в этих нарушениях;
в отношении деяний, оцененных административным органом как установленный факт события административного правонарушения, определены место и время их совершения;
что изложенные в нем факты нарушения норм законодательства в сфере промышленной безопасности, связанной с обращением взрывчатых веществ, оцененные административным органом как событие административного правонарушения представляют собой нарушение именно заявителем требований промышленной безопасности конкретно по получению, использованию, переработке, хранению, транспортировке, уничтожению и учету взрывчатых веществ и именно на опасных производственных объектах.
При этом суд считает необходимым отметить, что неотражение в протоколе времени совершения деяния делает невозможным разрешение вопросов об обязательном определении срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 Кодекса, и об обстоятельстве, исключающим привлечение к ответственности, установленного пунктом 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса.
Протокол об административном правонарушении от 29.04.10 №13 не содержит ссылки на иные доказательства, кроме как указания о том, что проверка проводилась на основании приказа административного органа от 26.03.10 №216.
Следовательно, протокол об административном правонарушении от 29.04.10 №13 не соответствует требованиям статей 4.5, 24.5, 26.2, 28.2 Кодекса, то есть составлен с неустранимыми существенными нарушениями.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии с пунктами 3,4 статьи 29.1 Кодекса судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняют следующие вопросы: правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела; имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу.
Оспариваемое постановление по своему содержанию полностью аналогично протоколу об административном правонарушении от 29.04.10 №13.
При таких обстоятельствах суд считает, что административный орган при рассмотрении дела о административном правонарушении, окончившегося вынесением оспариваемого постановления, не выполнил задачу производства по делу об административном правонарушении по всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств дела, что привело к недоказанности как события, так и состава вмененного заявителю правонарушения, а также невозможности определения сроков давности привлечения к административной ответственности.
В соответствии со статьей 24.5 Кодекса обстоятельствами, исключающими производство по делу об административном правонарушении, являются, в частности, отсутствие события административного правонарушения, отсутствие состава административного правонарушения.
Таким образом, оспариваемое постановление является незаконным как не соответствующее порядку и существу привлечения к ответственности, установленному статьями 9.1 (часть 2), 24.1, 24.5, 26.1, 26.2, 28.2, 29.1 Кодекса, вследствие несоблюдения и неправильного применения норм указанных статей Кодекса.
Согласно части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
На основании изложенного суд приходит к выводам об удовлетворении заявленного требования полностью, признании незаконным и отмене оспариваемого постановления.
Руководствуясь статьями 167-170,176,211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Признать незаконным полностью и отменить постановление начальника Индигирского территориального отдела Ленского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) Никифорова В.А. об административном правонарушении от 04.05.10 №13.
Судья В.В. Столбов