ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А58-3424/2012 от 23.08.2012 АС Республики Саха (Якутия)

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)

  ул. Курашова, 28, бокс 8, г. Якутск, 677980, тел.: (411-2) 34-05-80, факс: (411-2) 42-05-32, E-mail: i№fo@yakutsk.arbitr.ru, www.yakutsk.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

город Якутск

Дело №А58-3424/2012

30.08.2012 года

Резолютивная часть решения объявлена 23.08.2012, полный текст решения изготовлен 30.08.2012.

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе: судьи Эверстовой Р.И. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Васильевой Л.Э., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Восточно-Сибирские магистральные нефтепроводы" (ИНН 3801079671, ОГРН 1063801003617) от 06.06.2012 № 02-01-08/3202, к Управлению федерального казначейства по Республике Саха (Якутия) о признании незаконными действия по возврату исполнительного листа серия АС № 001298694 и копии определения Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 15.03.2011 по делу № А58-8034/2010, о возложении судебных расходов на Управление федерального казначейства по Республике Саха (Якутия), с участием в деле в качестве третьих, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика - Западного межрайонного отдела государственного контроля и надзора Управления Ленского Росрыболовства, Ленского территориального управления Федерального агентства по рыболовству,

при участии в судебном заседании:

от заявителя – не явились, извещены,

от ответчика – Томская В.П. по доверенности от 17.08.2012 № 16-30/2546,

от Ленского территориального управления Росрыболовства – не явились, извещены,

от Западного межрайонного отдела государственного контроля и надзора Ленского территориального управления Росрыболовства – нее явились, извещены,

УСТАНОВИЛ:

Заявлением от 19.06.2012 № 02-01-08/3446 заявитель заявил об уточнении требований и просит признать незаконными действия по возврату исполнительного листа серия АС № 001298694 и копии определения Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 15.03.2011 по делу № А58-8034/2010, о возложении судебных расходов на Управление федерального казначейства по Республике Саха (Якутия).

Определением от 19.07.2012 к участию в деле были привлечены в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика – Западный межрайонный отдел государственного контроля и надзора Ленского управления Росрыболовства, Ленское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству.

УФК по РС (Я) представил отзыв от 18.07.2012 № 16-14-11 о том, что требования истца о признании незаконными действий отделения по г.Якутску по возврату исполнительного документа без исполнения, которым нарушены его права и законные интересы, является неправомерны.

Суд, исследовав материалы дела, установил следующие обстоятельства.

27.02.2012 ООО «Востокнефтепровод» направило в отделение по городу Якутску УФК Республики Саха (Якутия) для исполнения исполнительный лист серия АС № 001298694, заверенную копию определения Арбитражного суда РС (Я) от 15.03.2011 по делу № А58-8034/2010, заявление о взыскании денежных средств, заверенную копию доверенности лица, подписавшего указанное заявление, а также выписку из ЕГРЮЛ.

19.03.2012 в адрес филиала «Ленское РНУ» ООО «Востокнефтепровод» поступило письмо исх. № 02-09/538 от 14.03.2012, которым отделение по городу Якутску УФК РС (Я) возвратило без исполнения исполнительный лист серия АС № 001298694 и копию определения Арбитражного суда Республики Саха (Якутия от 15.03.2011 по делу №А58-8034/2010.

При этом основанием для возврата вышеназванных документов Отделение по г.Якутску УФК РС (Я) указало отсутствие у Западного межрайонного отдела государственного контроля, надзора и охраны биологических ресурсов Ленского территориального управления Федерального агентства по рыболовству лицевого счета получателя средств федерального бюджета.

В соответствии с п.1 Положения об Управлении Федерального казначейства по РС (Я) Управление является территориальным органом Федерального казначейства и находится в непосредственном подчинении федерального казначейства.

Согласно п.4 положения о Ленском территориальном управлении Федерального агентства по рыболовству, утвержденному Приказом Федерального агентства по рыболовству от 20.04.2011 № 404 Западный межрайонный отдел государственного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов входит в состав Ленского территориального управления Федерального агентства по рыболовству на права обособленного структурного подразделения. Отделение по г.Якутску УФК РС (Я) было извещено об этом письмом Ленского территориального управления Федерального агентства по рыболовству от 13.03.2012 исх.№ 01-10-557. При этом в отделении по г.Якутску УФК РС (Я) открыт лицевой счет Ленскому территориальному управлению Федерального агентства по рыболовству.

Согласно п.2 Положения о Ленском территориальном управлении Федерального агентства по рыболовству, утвержденного Приказом Федерального агентства по рыболовству от 20.04.2011 № 404, Ленское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству является территориальным органом Федерального агенства по рыболовству, которое согласно п.5.17 Положения о Федеральном агентстве по рыболовству, утвержденному постановлением Правительства РФ от 11.06.2008 № 444, осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета.

Возражая против заявленного требования, ответчик ссылается на п.11 Приказа Федерального казначейства «О Порядке ведения учета и осуществления хранения документов по исполнению судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» от 26.09.2007 № 5н, которым установлено, что при поступлении в орган Федерального казначейства исполнительного документа о взыскании средств федерального бюджета по денежным обязательствам должника, не имеющего лицевого счета для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета, открытого ему как получателю средств федерального бюджета в органе Федерального казначейства, данный исполнительный документ не подлежит регистрации в Журнале учета и регистрации исполнительных документов и в течение пяти рабочих дней направляется взыскателю заказным письмом (или выдается лично под роспись, проставляемую в копии сопроводительного письма органа Федерального казначейства, с указанием даты получения) получателю средств федерального бюджета в органе федерального казначейства, данный исполнительный документ не подлежит регистрации в Журнале учета и регистрации исполнительных документов и в течение пяти рабочих дней направляется взыскателю заказным письмом (или выдается лично под роспись, проставляемую в копии сопроводительного письма органа федерального казначейства, с указанием даты получения) со всеми поступившими от него (представителя взыскателя по доверенности, или нотариально удостоверенной копии доверенности, или иному документу, удостоверяющему полномочия представителя взыскателя) либо суда документами и с сопроводительным письмом, в котором указывается на отсутствие лицевого счета должника, как получателя средств федерального бюджета в данном органе федерального казначейства.

Суд считает указанные возражения, не соответствующими законодательству, и требование о признании незаконным действий казначейства по возврату исполнительных листов подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.

Статьей 7 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 № 1-ФКЗ "Об арбитражных судах" императивно установлено, что вступившие в законную силу судебные акты - решения, определения, постановления арбитражных судов обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

Эти требования корреспондируют статье 2 Международного пакта о гражданских и политических правах, провозгласившей обязанность государства обеспечить любому лицу, права и свободы которого нарушены, эффективные средства правовой защиты, а также пункту 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод в его интерпретации Европейским Судом по правам человека.

Так, в Постановлении от 19 марта 1997 года по делу "Хорнсби против Греции" (Hor№sby v. Grece) указано, что право на судебную защиту стало бы иллюзорным, если бы правовая система государства позволяла, чтобы окончательное, обязательное судебное решение оставалось недействующим к ущербу одной из сторон; исполнение решения, вынесенного любым судом, должно рассматриваться как неотъемлемая часть "суда".

Усмотрев в деле "Бурдов против России" (Burdov v. Russia) нарушение положений статьи 1 Протокола № 1 к Конвенции, согласно которой каждое физическое или юридическое лицо имеет право на уважение своей собственности и никто не может быть лишен своего имущества иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права, Европейский Суд по правам человека в Постановлении от 07.05.2002 по данному делу пришел к выводу, что, не исполнив решение суда, власти государства-ответчика лишили заявителя возможности взыскать денежные средства, которые он разумно рассчитывал получить, нехватка же средств не может служить тому оправданием.

Кроме того, Европейский Суд по правам человека особо отметил, что нарушение "права на суд" может также приобрести форму задержки исполнения решения; при этом не каждая задержка в исполнении решения суда представляет собой нарушение "права на суд", а лишь такая, которая искажала бы саму суть данного права, гарантируемого статьей 6 Конвенции (Постановление от 18 ноября 2004 года по делу "Вассерман против России" (Wasserma№ v. Russia) и др.).

На недопустимость неисполнения вступивших в законную силу судебных актов указано также в Постановлениях Европейского Суда по правам человека от 17 января 2008 года по делу "Алексенцева и другие против Российской Федерации" и от 13 ноября 2007 года № 33771/02 по делу "Дриза против Албании".

В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.12.2010 № 30/64 "О некоторых вопросах, возникших при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" указано, что право на судебную защиту, включающее право на исполнение судебного акта, гарантировано статьей Конституции Российской Федерации.

В силу статьи 318 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принудительное исполнение вступивших в законную силу судебных актов производится, если названным Кодексом не предусмотрено иное, на основании выдаваемого арбитражным судом исполнительного листа.

Согласно п.п.1, 2 и 3 ст.242.1 Бюджетного кодекса РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов. К исполнительному документу (за исключением судебного приказа), направляемому для исполнения судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем, должны быть приложены надлежащим образом заверенная судом копия судебного акта, на основании которого он выдан, а также заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию. Основанием для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение, является: непредставление какого-либо документа, указанного в пункте 2 настоящей статьи; несоответствие документов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, требованиям, установленным Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон "Об исполнительном производстве"); нарушение установленного законодательством Российской Федерации срока предъявления исполнительного документа к исполнению; представление взыскателем заявления об отзыве исполнительного документа.

Согласно п.2 ст.242.3 Бюджетного кодекса РФ орган Федерального казначейства не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и о дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя. При наличии оснований, указанных в пунктах 3 и 4 статьи 242.1 настоящего Кодекса, орган Федерального казначейства возвращает исполнительные документы со всеми поступившими приложениями к ним взыскателю без исполнения в течение пяти рабочих дней со дня их поступления с указанием причины возврата.

Из материалов дела следует, что единственным основанием для возврата исполнительных листов явилось отсутствие у Западного межрайонного отдела государственного контроля, надзора и охраны биологических ресурсов Ленского территориального управления Федерального агентства по рыболовству лицевого счета получателя средств федерального бюджета.

Между тем, по смыслу положений главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, предусматривающей исполнение судебных актов за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнительный лист о взыскании денежных средств с должника - бюджетного учреждения не может быть возвращен без исполнения по мотиву отсутствия у него лицевого счета в конкретном органе Федерального казначейства.

Таким образом, орган Федерального казначейства по месту нахождения бюджетного учреждения, получивший исполнительный лист арбитражного суда и выявивший отсутствие лицевых счетов должника в данном органе казначейства, должен сам установить надлежащий орган казначейства по месту открытия лицевого счета должника и направить в этот орган исполнительный лист серия АС № 001298694 для исполнения.

В данном случае казначейство таких действий не произвело, а возвратило исполнительные листы взыскателю по основаниям, не предусмотренным Бюджетным кодексом Российской Федерации, в связи с чем суд признает действия УФК по РС (Я) незаконными.

На основании изложенного, требования заявителя подлежат удовлетворению с отнесением расходов по госпошлине на ответчика.

Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

требования заявителя удовлетворить полностью.

Признать незаконными действия Отделения по г. Якутску Управления федерального казначейства по Республике Саха (Якутия) по возврату исполнительного листа серия АС № 001298694 и копии определения Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 15.03.2011 по делу № А58-8034/2010.

Управлению Федерального казначейства по Республике Саха (Якутия) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Взыскать с Управления федерального казначейства по Республике Саха (Якутия) в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Восточно-Сибирские магистральные нефтепроводы" (ИНН 3801079671, ОГРН 1063801003617) расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 000 руб., уплаченные по платежному поручению № 19 от 07.06.2012.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Четвертый арбитражный апелляционный суд.

Судья Р.И. Эверстова