ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А58-3455/08 от 30.06.2008 АС Республики Саха (Якутия)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

город Якутск Дело №А58-3455/2008

резолютивная часть оглашена 30.06.08

полный текст изготовлен 3.07.08.

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в лице судьи Григорьевой В.Э.,

при участии в деле закрытого акционерного общества Нефтяная компания «Якол» - Общество, Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по РС(Я) - Управление,

и в присутствии представителя ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании при ведении протокола судьей дело по заявлению Общества с требованием к Управлению о признании незаконным и отмене постановления о привлечения к административной ответственности,

УСТАНОВИЛ:

Общество обратилось с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления о привлечении к административной ответственности по следующим основаниям:

отсутствует событие административного правонарушения,

протокол не соответствует требования подпункта 5 части 1 статьи 29 Кодекса об административных правонарушений.

Управление отзыв не направило, доказательств опровергающих довод Общества не представило.

В соответствии с частью 1 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса непредставление отзыва на исковое заявление или дополнительных доказательств, которые арбитражный суд предложил представить лицам, участвующим в деле, не является препятствием к рассмотрению дела по имеющимся в деле доказательствам.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 19, параграфом 2 главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Дело рассматривается в отсутствие Управления, извещенного о времени и месте судебного разбирательства согласно отчету об отправке

Проверив доводы заявителя, заслушав пояснения представителя заявителя, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленного требования в связи с нижеследующим:

2 июня 2008 года главным госинспектором отдела охраны недр и геолого-маркшейдерского контроля Управления составлен протокол №51/08/02 в отношении Общества. Согласно протоколу в ходе проверки установлено, что Обществом в пределах лицензионного участка, находящегося в контуре лицензии, принадлежащей ОАО «Якутгазпром», осуществляется строительство (самовольная застройка площади залегания полезных ископаемых).

В протоколе имеются объяснения представителя Общества от 3.06.2008 года, согласно которым Общество с указанными в протоколе обстоятельствами правонарушения не согласно, так как Обществу выдано временное разрешение на строительство (подготовительные работы и нулевой цикл) Администрацией Вилюйского улуса. С момента истечения срока действия разрешения Обществом строительные работы на площадке не проводились. Протокол получен 3.06.2008 года. Протокол составлен в отсутствие представителей Общества. С протоколом представители Общества ознакомлены в момент вручения.

В протоколе также указано, что протокол составлен в присутствии и.о. генерального директора Общества, действующего на основании приказа, начальника отдела договорно-исковой работы, действующего на основании доверенности, и.о. главного инженера Общества (приказ не представлен).

3 июня 2008 года главным госинспектором отдела охраны недр и геолого-маркшейдерского контроля Управления вынесено постановление №51/08/02 о назначении административного наказания

Не согласившись с постановлением о назначении административного наказания, Общество обратилось с заявлением в арбитражный суд по месту нахождения Управления.

В соответствии с частью 2 статьи 28.2. Кодекса об административных правонарушениях в протоколе об административном правонарушении, наряду с прочим, указываются место, время совершения и событие административного правонарушения.

Согласно протоколу Обществом осуществляется строительство (самовольная застройка площади залегания полезных ископаемых).

Общество факт осуществления строительства на момент составления протокола не признает, о чем в протокол занесены объяснения. Суду Обществом представлена копия разрешения на строительство №15-07, выданная Администрацией муниципального района «Вилюйский улус (район)», со сроком действия до 31 декабря 2007 года.

Доказательств события правонарушения в период составления протокола Управление не представило.

Таким образом, время совершения и событие административного правонарушения следует признать недоказанным Управлением.

В соответствии с частью 2 статьи 28.2. Кодекса об административных правонарушениях в протоколе об административном правонарушении, наряду с прочим, указываются статья Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за административное правонарушение

Согласно протоколу Обществом совершено административное правонарушение, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 7.4. Кодекса об административных правонарушениях

На основании статьи 7.4. КоАП застройка площадей залегания полезных ископаемых без специального разрешения, а также необеспечение требований к сохранности зданий и сооружений при пользовании недрами влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.4. КоАП согласно части 1 статьи 23.31. КоАП рассматривают органы государственного горного и промышленного надзора

В соответствии с частью 2 статьи 23.31 КоАП рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 статьи, вправе:

1) руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области государственного горного и промышленного надзора, его заместители;

2) руководители управлений и округов государственного горного и промышленного надзора, их заместители;

3) начальники инспекций и отделов государственного горного и промышленного надзора, их заместители;

4) главные государственные инспектора и государственные инспектора государственного горного и промышленного надзора.

Согласно мотивировочной части оспариваемого постановления должностное лицо, рассмотревшее дело об административном правонарушении, пришло к выводу о наличии в действиях Общества признаков административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.4. Кодекса об административных правонарушениях.

Согласно части 1 статьи 29.10. КоАП в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела (подпункт 4), статья Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу (подпункт 5), мотивированное решение по делу (подпункт 6).

В соответствии с резолютивной частью оспариваемого постановления Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.10. КоАП

На основании части 1 статьи 8.10. КоАП выборочная (внепроектная) отработка месторождений полезных ископаемых, приводящая к необоснованным потерям запасов полезных ископаемых, разубоживание полезных ископаемых, а равно иное нерациональное использование недр, ведущее к сверхнормативным потерям при добыче полезных ископаемых или при переработке минерального сырья, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 23.22 КоАП дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 8.10. КоАП, рассматривают органы, осуществляющие государственный геологический контроль.

На основании части 2 статьи 23.22 КоАП рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе:

1) главный государственный инспектор Российской Федерации по геологическому контролю, его заместители;

2) старший государственный инспектор Российской Федерации по геологическому контролю;

3) государственные инспектора Российской Федерации по геологическому контролю;

4) главные государственные инспектора по геологическому контролю на соответствующей территории, их заместители;

5) старшие государственные инспектора по геологическому контролю на соответствующей территории;

6) государственные инспектора по геологическому контролю на соответствующей территории.

Таким образом, Общество привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, по факту совершения которого не было возбуждено дело об административном правонарушении и не составлен протокол.

В соответствии со статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол об административном правонарушении. В протоколе указываются объяснение физического лица или законного представителя юридического лица. При составлении протокола физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается соответствующая запись в протоколе. Вышеуказанным лицам должна быть предоставлена возможность ознакомиться с протоколом об административном правонарушении.

Таким образом, протокол об административном правонарушении составляется при непосредственном участии в его составлении лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.

Как видно из протокола, протокол составлен 2 июня 2008 года в 11 часов 40 минут без участия представителей Общества, объяснения представителей Общества занесены в протокол позднее, 3 июня 2008 года.

В отсутствие лица, привлекаемого к ответственности, протокол может быть составлен лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени составления протокола об административном правонарушении.

Доказательств извещения законного представителя Предприятия о составлении протокола 2 июня 2008 года в 11 часов 40 минут Управлением не представлено.

При таких обстоятельствах суд считает, что Управлением протокол составлен с нарушением требований закона, событие правонарушения, зафиксированного в протоколе об административном правонарушении, не доказано, Общество привлечено к ответственности за совершение административного правонарушения, по факту совершения которого не было возбуждено дело об административном правонарушении и не составлен протокол.

Заявленное требование подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 208, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд:

Р Е Ш И Л :

Признать незаконным и отменить в полном объеме Постановление Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Республике Саха (Якутия) №26 от 3 июня 2008 года, принятое в городе Якутске, о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 8.10. Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации закрытого акционерного общества «Якол» (<...>, зарегистрировано 19 августа 2005 года Межрайонной ИФНС №5 по РС(Я))

Судья В. Григорьева