ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А58-3457/18 от 09.08.2018 АС Республики Саха (Якутия)

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)

ул. Курашова, д. 28, бокс 8, г. Якутск, Республика Саха (Якутия), 677980, www.yakutsk.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

город Якутск

09 августа 2018 года

Дело № А58-3457/2018

Резолютивная часть решения объявлена 09.08.2018

Мотивированное решение изготовлено 09.08.2018

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Немытышевой Н.Д., при ведении протокола секретарем судебного заседания Архиповой А.Н., рассмотрев в открытом предварительном судебном заседании дело по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Верхнеколымская Управляющая компания» (ИНН 1408004564, ОГРН 1081448000435) к поселковой администрации муниципального образования «Поселок Зырянка» Верхнеколымского улуса (района) Республики Саха (Якутия) (ИНН 1408004204, ОГРН 1061448008214) о взыскании 298 574, 33 рублей,

при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца – Государственное унитарное предприятие «Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)» (ИНН 1435133520, ОГРН 1031402044145), государственное казенное учреждение Республики Саха (Якутия) «Агентство субсидий» (ИНН 1435237430, юридический адрес: 677005, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Курашова, д. 1, корп. 1, дополнительный адрес: 677000, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. П. Алексеева, д. 6, корп. 1),

представители лиц, участвующих в деле о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились,

УСТАНОВИЛ:

28.04.2018 общество с ограниченной ответственностью «Верхнеколымская Управляющая компания» обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с исковым заявлением к поселковой администрации муниципального образования «Поселок Зырянка» Верхнеколымского улуса (района) Республики Саха (Якутия) о взыскании 298 574, 33 рублей убытков в виде неполученной субсидии.

Ответчик явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте судебного разбирательства извещён надлежащим образом, в том числе публично путём размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в сети Интернет.

Руководствуясь ст. 156 АПК РФ, суд счёл возможным рассмотреть дело по существу в его отсутствие.

Ответчик представил отзыв на исковое заявление № б/н от 06.07.2018, в котором требования истца не признал, просит в удовлетворении иска отказать. Считает, что надлежащим ответчиком по настоящему иску является государственное казенное учреждение РС (Я) «Агентство субсидий», так как источником финансирования предоставленной истцу субсидии являлся бюджет субъекта РФ.

От третьих лиц отзывы на исковое заявление не поступили.

Рассмотрев материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

Из материалов дела следует, что муниципальное образование «Поселок Зырянка» Верхнеколымского улуса (района) Республики Саха (Якутия) (ИНН 1408004204, ОГРН 1061448008214) (далее - истец) и общество с ограниченной ответственностью «Верхнеколымская Управляющая компания» (ИНН 1408004564, ОГРН 1081448000435) (далее - ответчик) 30.10.2014 заключили договор № 2/1 о передаче в безвозмездное пользование септиков и наружных инженерных сетей в п. Зырянка. В приложении к договору № 2/1 стороны указали количество септиков, в том числе и септик, относящийся к домам по ул. Водников, д. 24, ул. Слепцова, д. 4.

Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 22.11.2016 по делу № А58-3498/2016 постановлено: признать договор между обществом с ограниченной ответственностью «Верхнеколымская управляющая компания» (ИНН 1408004564, ОГРН 1081448000435) и поселковой администрацией муниципального образования "Поселок Зырянка" Верхнеколымского улуса (района) Республики Саха (Якутия) (ИНН 1408004204, ОГРН 1061448008214) № 2/1 от 30 октября 2014 года действующим до 31 декабря 2016 года.

Как полагает истец, Верхнеколымским филиалом «Коммунтеплосбыт» ГУП «ЖКХ PC (Я)» за февраль 2016 года сняты начисления ООО «ВУК» за водоотведение (канализацию) в объеме 588,56 м3 на сумму 14090,12 руб., что в свою очередь повлекло непредоставление субсидии на возмещение недополученных доходов в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги в общей сумме 284484,21 руб.

В материалы дела предоставлено соглашение № 19 от 26.08.2015 о предоставлении субсидии на возмещение недополученных доходов в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги на 2 полугодие 2015 г. – 1 полугодие 2016 г., заключенное между Республикой Саха (Якутия) в лице государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) «Агентство субсидий» и обществом с ограниченной ответственностью «Верхнеколымская управляющая компания».

Сторонами соглашения № 19 от 26.08.2015 подписаны дополнительные соглашения № 19/1 от 27.11.2015, № 19/2 от 21.01.2016.

Как следует из искового заявления, согласно письму поселковой администрации МО «Поселок Зырянка» № 1124 от 30.12.2014, направленному в адрес начальника Верхнеколымского филиала «Коммунтеплосбыт» ГУП ЖКХ PC (Я)», септик, относящийся к домам по ул. Водников, 24 и ул. Слепцова, 4, обслуживаемый ООО «ВУК» считать ошибочным.

Полагая действия ответчика по направлению указанного письма незаконными, 21.12.2017 истец направил в адрес ответчика претензию (л. д. 13-14).

В ответе на претензию ответчик указал о том, что поселковая администрация не занимается начислением платежей за водоотведение, предложило истцу обратиться в адрес Верхнеколымского участка «Коммунтеплосбыт» ГУП ЖКХ РС (Я), а также за перерасчетом субсидии в ГКУ РС (Я) «Агентство субсидий».

Отказ ответчика возместить истцу разницу между экономически обоснованными затратами на оказание услуг по вывозу жидких бытовых отходов и размером платы, установленной для населения за февраль 2016 года, послужил основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.

Рассмотрев материалы дела, изучив доводы лиц, участвующих в деле, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Согласно пункту 2 указанной статьи под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (статья 16 ГК РФ).

В статье 1069 ГК РФ установлено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению.

Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

По делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков. Размер убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности (пункт 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").

Согласно части 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 № 181-ФЗ, от 28.12.2013 № 418-ФЗ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов), выполнением работ, оказанием услуг.

В силу подпункта 2 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 16.04.2015 N 112 в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса и в целях реализации статьи 5 Закона Республики Саха (Якутия) от 05.12.2013 1235-З N 25-V "О льготных тарифах на сжиженный газ, электрическую и тепловую энергию (мощность), водоснабжение и водоотведение" был утвержден Порядок предоставления субсидий организациям на возмещение недополученных доходов в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги (далее - Порядок № 112) (Документ утратил силу в связи с принятием Постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 27.09.2017 № 310).

Согласно п. 5.1.1 Порядка № 112 предоставление субсидий производится на основании соглашений на возмещение недополученных доходов в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги, заключенных между Агентством и организациями (далее - Соглашение).

Как следует из материалов дела между Республикой Саха (Якутия) в лице государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) «Агентство субсидий» и обществом с ограниченной ответственностью «Верхнеколымская Управляющая компания» заключено соглашение № 19 от 26.08.2015 о предоставлении субсидии на возмещение недополученных доходов в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги на 2 полугодие 2015 г. – 1 полугодие 2016 года.

Сторонами соглашения № 19 от 26.08.2015 подписаны дополнительные соглашения № 19/1 от 27.11.2015, № 19/2 от 21.01.2016.

Частью 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 29.06.2012 № 96-ФЗ) предусмотрено, что если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.

Из материалов дела не усматривается принятие собственниками помещений решений об утверждении платы за услуги по откачке и вывозу жидких бытовых отходов на 2016 год.

Вместе с тем имеющимися в деле документами подтверждается, что размер экономически обоснованного тарифа утвержден ГКЦ-РЭК РС (Я)

Истец заключил соглашение с Республикой Саха (Якутия) в лице государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) «Агентство субсидий» на первое полугодие 2016 года, ответчик не является стороной данного соглашения.

Порядок предоставления субсидии установлен в спорный период Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 16.04.2015 N 112.

Реализация такого способа защиты права как возмещение убытков возможна лишь при наличии общих условий гражданско-правовой ответственности: совершение противоправного действия (бездействие), возникновение у потерпевшего убытков, причинно-следственная связь между действиями и последствиями и вина правонарушителя.

Бесспорные доказательства того, что письмо поселковой администрации МО «Поселок Зырянка» № 1124 от 30.12.2014, направленное в адрес начальника Верхнеколымского филиала «Коммунтеплосбыт» ГУП ЖКХ PC (Я)» явилось основанием для невыплаты размера субсидии за февраль 2016 года, в материалы дела не предоставлено.

Кроме того, указанный довод не соответствует порядку предоставления субсидии, установленному разделом 3 соглашения № 19 от 26.08.2015 о предоставлении субсидии на возмещение недополученных доходов в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги на 2 полугодие 2015 г. – 1 полугодие 2016 г.

В связи с недоказанностью противоправного действия (бездействие), причинно-следственной связи между действиями ответчика и наступившими последствиями оснований для удовлетворения иска не имеется.

В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственную пошлину следует отнести на ответчика.

Платежным поручением № 23 от 17.03.2018 истец перечислил в доход федерального бюджета 8971,00 руб. государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В иске отказать полностью.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно – телекоммуникационной сети Интернет http://yakutsk.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда – http://4aas.arbitr.ru.

Судья Н.Д. Немытышева