Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)
улица Курашова, дом 28, бокс 8, Якутск , 980 , www.yakutsk.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
город Якутск
01 сентября 2016 года | Дело № А58-3552/2016 |
Резолютивная часть решения объявлена 25.08.2016.
Мотивированное решение изготовлено 01.09.2016.
Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Устиновой А.Н. , при ведении протокола секретарем судебного заседания Кононовой Т.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Департамента градостроительства Окружной администрации города Якутска ( ИНН 1435230160, ОГРН 1101435006298) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) (ИНН 1435137122, ОГРН 1031402052153) о признании недействительными решения и предписания, с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заявителя – общества с ограниченной ответственностью «Север-строй» (ИНН 1435257395, ОГРН 1121435010355), на стороне УФАС – общества с ограниченной ответственностью СК «Востокпромстрой» (ИНН 1435266150, ОГРН 1131447006228), с участием представителей: Департамента – Александрова А.С. по доверенности от 04.11.2015 № 30, УФАС – Халдеевой А.С. по доверенности от 18.01.2016 № 02/110, третьего лица ООО СК «Востокпромстрой» - Шадрина В.И. по доверенности от 07.07.2016, третьего лица ООО «Север-строй» - не явились, извещены, установил:
Департамент градостроительства Окружной администрации города Якутска – далее Департамент, заявитель обратился в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением с учетом уточнения, принятого судом протокольным определением от 18.08.2016, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) – далее УФАС, Управление, антимонопольный орган о признании недействительными решения № 02-102/18.1-16 от 22.06.2016 и предписания по делу № 02-102/18.1-16 от 22.06.2016.
Определением суда от 30.06.2016 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены на стороне заявителя общество с ограниченной ответственностью «Север-строй», на стороне УФАС – общество с ограниченной ответственностью СК «Востокпромстрой».
В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв с 16-15 час. 18.08.2016 до 25.08.2016 в 15-30 час., публичное извещение об объявлении перерыва размещено в Интернет-сервисе «Картотека арбитражных дел».
Заявитель оспаривает решение в части пунктов 1 и 3 и предписание по основаниям, изложенным в заявлении от 24.06.2016 без номера (том 1, л.д. 6 – 9), дополнении к заявлению от 17.08.2016 без номера (представлено в суд 18.08.2016), в том числе ООО СК «Востокпромстрой» не были представлены документы, предусмотренные пп. 4 п. 10 ст. 46.3 Градостроительного кодекса РФ, а именно справка об отсутствии у заявителя задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает 25 процентов балансовой стоимости активов заявителя по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период, взамен данной справки представлена справка на ООО «Русстрой-89», что является основанием для отказа в допуске к участию в аукционе в соответствии с п. 14 ст. 46.3 ГрК РФ; УФАС необоснованно сделан вывод о том, что ООО «Север-Строй» не представило документов, подтверждающих отсутствие задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды, справка произвольной формы не является таким подтверждением, тем самым допуск к участию в аукционе ООО «Север-Строй» является неправомерным; с учетом п.п. г) п. 1 ч. 1 ст. 51 Федерального закона № 44-ФЗ заявка должна содержать в том числе декларацию о соответствии участника открытого конкурса требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 – 9 части 1 статьи 31 Федерального закона, а согласно п. 5 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки – отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы РФ за прошедший календарный год, размер которых превышает 25 процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период; декларация представляет собой заявление, объявление документ, провозглашающий какие-то положения (принципы) или содержащий определенную информацию, т.е. документы, подтверждающие отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам могут предоставляться в виде декларации в свободной форме; ГрК РФ не определен перечень документов, которые будут являться подтверждением соответствия заявителя требованию, установленному п. 4 ч. 10 ст. 46.3 ГрК РФ.
Антимонопольный орган не согласен с требованиями заявителя по основаниям, изложенным в отзыве на заявление от 12.07.2016 (том 1, л.д. 20 – 26), отзыве на заявление об уточнении требований от 12.08.2016 (поступило в суд 15.08.2016).
Третьими лицами письменные отзывы на заявление Департамента не представлены.
Представитель третьего лица ООО СК «Востокпромстрой» в судебном заседании возразил против заявленных требований Департамента, поддержал возражения УФАС, изложенные в отзывах.
Судом установлено.
06.05.2016 на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www.torgi.gov.ruи официальном сайте Окружной администрации города Якутска «Якутск.рф» было размещено извещение о проведении открытого аукциона на право заключения договора о развитии застроенной территории в границах части квартала «31» городского округа «город Якутск» (извещение № 060516/1020468/01 от 06.05.2016) на основании распоряжения и.о. обязанности главы Окружной администрации города Якутска ФИО4 от 21.04.2016 № 633р.
В извещении указано о том, что организатором торгов является Департамент градостроительства Окружной администрации города Якутска; аукцион состоится 06.06.2016 в 15-00 по адресу: РС (Я), <...> каб. 401; заявки подаются с даты опубликования по 31.05.2016 ежедневно (за исключением выходных дней) с 9-00 до 13-00, с 14-30 до 18-00 по местному времени; начальная цена права на заключение договора 3 952 954, 30 рублей, которая установлена на основании отчета независимого оценщика; шаг аукциона 197 647, 72 рублей; размер задатка, срок и порядок внесения – 3 000 000 рублей, поступление задатка на расчетный счет организатора по 31.05.2016; перечень документов, предоставляемых для участия в аукционе: заявка на участие в аукционе состоит из следующих документов – выписка из ЕГРЮЛ для юридических лиц, выписка из ЕГРИП для индивидуальных предпринимателей; документы, подтверждающие внесение задатка; документы об отсутствии у заявителя задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает 25 процентов балансовой стоимости активов заявителя по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период.
Согласно протоколу № 004-ЗТ-19 от 01.06.2016 приема заявок на право заключения договора о застроенной территории в границах части квартала «31» городского округа «город Якутск» единая комиссия рассмотрела заявки и приняла решение допустить к участию в аукционе и признать участником аукциона ООО «Север-Строй» и отклонить заявку ООО СК «Востокпромстрой» с указанием причины отказа: в соответствии с ч. 10 п. 4 ст. 46.3 Градостроительного кодекса РФ для участия в аукционе заявители представляют в установленный в извещении о проведении аукциона срок документы об отсутствии у заявителя задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов заявителя по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период, участником ООО СК «Востокпромстрой» предоставлена справка о состоянии расчетов по страховым взносам, пеням и штрафам № 05-56/05-915 от 18.05.2016 от ГУ – Региональное отделение Фонда социального страхования РФ на ООО «Русстрой-89», таким образом, ООО СК «Востокпромстрой» не предоставлены документы, предусмотренные ч. 10 п. 4 ст. 46.3 ГрК РФ; в соответствии с ч. 17.2 ст. 46.3 ГрК РФ аукцион признан несостоявшимся и только один заявитель признан участником аукциона; ООО «Север-Строй» в течение тридцати дней со дня подписания протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе вправе заключить договор, а Департамент обязан заключить данный договор с заявителем, признанным единственным участником аукциона, по начальной цене предмета аукциона.
08.06.2016 в Управление поступила жалоба от ООО СК «Востокпромстрой» на действия Департамента при проведении открытого аукциона на право заключения договора о развитии застроенной территории в границах части квартала «31» городского округа «город Якутск» (извещение № 060516/1020468/01 от 06.05.2016) - заявитель полагает, что действия организатора торгов нарушают установленные нормативными правовыми актами порядок и организацию проведения закупок, а именно приложенных документов достаточно, чтобы получить допуск к участию в открытом аукционе на право заключения договора на развитие застроенной территории в границах части квартала «31» городского округа «город Якутск», Комиссией нарушено требование статьи 17 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
10.06.2016 УФАС уведомила Департамент о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу.
При рассмотрении дела № 02-102/18.1-16 Комиссией Якутского УФАС установлено, что жалоба ООО СК «Востокпромстрой» была подана с соблюдением требований положений статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»; были исследованы заявки участников аукциона ООО «Север-Строй» и ООО СК «Востокпромстрой»; ООО «Север-строй» в соответствии с п. 4. ч. 10 ст. 46.3 Градостроительного кодекса РФ представлены справка № 12480 об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов по состоянию на 31.12.2015, справка № 12477 об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов по состоянию на 20.05.2016, справка № 65614 о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам по состоянию на 20.05.2016, справка ООО «Север-строй» о том, что сумма начисленных взносов в государственные внебюджетные фонды не превышает 25 процентов балансовой стоимости активов заявителя, бухгалтерский баланс прилагается; ООО СК «Востокпромстрой» в соответствии с п. 4. ч. 10 ст. 46.3 Градостроительного кодекса РФ представлены справка № 64532 о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам по состоянию на 11.05.2016, выданная МРИ ФНС № 5 по РС (Я), справка о состоянии расчетов по страховым взносам, пеням и штрафам, выданная ГУ - УПФ РФ в г. Якутске, справка о состоянии расчетов по страховым взносам, пеням, штрафам № 05-56/05-915, выданная ООО «Русстрой-89»; ООО СК «Востокпромстрой» указал, что справка о состоянии расчетов по страховым взносам, пеням, штрафам № 05-56/05-915, выданная ООО «Русстрой-89», в состав заявки попала случайно посредством технической ошибки; в соответствии со справкой о состоянии расчетов по страховым взносам, пеням и штрафам, выданной ГУ - УПФ РФ в г. Якутске от 18.05.2016 ООО СК «Востокпромстрой» подтверждается отсутствие задолженности по страховым взносам, в составе заявки присутствует подтверждение отсутствия задолженности по налогам и сборам, соответственно предоставление бухгалтерской отчетности не обязательно; в составе заявки ООО «Север-Строй» не имеется справки (документов), подтверждающих отсутствие у заявителя задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды; справка произвольной формы ООО «Север-Строй» не может являться подтверждением отсутствия такой задолженности или его не превышения 25 процентов балансовой стоимости активов заявителя по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период; соответственно допуск ООО «Север-Строй» к участию в аукционе в рассматриваемом случае неправомерен.
Таким образом, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что Департаментом при проведении открытого аукциона на право заключения договора о развитии застроенной территории в границах части квартала «31» городского округа «город Якутск» (извещение № 060516/1020468/01 от 06.05.2016) нарушена процедура проведения аукциона, предусмотренная статьей 46.3 Градостроительного кодекса РФ.
Проанализировав вышеуказанные обстоятельства и изучив материалы дела № 02-102/18.1-16 Комиссия Якутского УФАС решила: признать жалобу ООО СК «Востокпромстрой» на действия Департамента при проведении открытого аукциона на право заключения договора о развитии застроенной территории в границах части квартала «31» городского округа «город Якутск» (извещение № 060516/1020468/01 от 06.05.2016) обоснованной (пункт 1); выдать Департаменту обязательное для исполнения предписание, направленное на устранение нарушений порядка организации, проведения закупки.
Резолютивная часть решения оглашена 17.06.2016, решение по делу № 02-102/18.1-16 изготовлено в полном объеме 22.06.2016.
Комиссией Управления выдано Департаменту предписание по делу № 02-102/18.1-16 в течение трех дней с момента получения предписания совершить действия, направленные на устранение нарушений порядка организации, проведения закупки, а именно аннулировать протокол № 004-ЗТ-19 приема заявок на право заключения договора о развитии застроенной территории в границах части квартала «31» городского округа «город Якутск» от 01.06.2016, в течение двух рабочих дней со дня исполнения предписания представить в УФАС информацию о принятых мерах.
Департамент, не согласившись с выводами антимонопольного органа, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением о признании недействительными решения от 22.06.2016 по делу № 02-102/18.1-16, предписания от 22.06.2016 по делу № 02-102/18.1-16.
Изучив материалы дела, заслушав доводы заявителя и возражения антимонопольного органа, доводы третьего лица – ООО СК «Востокпромстрой», суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта (действий, бездействия) недействительным необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства урегулирован главой 9 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Частью 1 статьи 39 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции установлено, что одним из оснований для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства является заявление юридического или физического лица, указывающее на признаки нарушения антимонопольного законодательства.
Порядок рассмотрения заявления, материалов и возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства закреплен в статье 44 Закона о защите конкуренции.
При рассмотрении заявления или материалов антимонопольный орган помимо прочего устанавливает наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства и определяет нормы, которые подлежат применению (пункт 2 части 5 статьи 44 Закона о защите конкуренции).
В части 1 статьи 3 Закона о защите конкуренции указано, что данный Закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
В соответствии с пунктами 1 и 4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства.
Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Якутское УФАС является территориальным органом Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации.
Согласно статье 22 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, хозяйствующими субъектами, физическими лицами; выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по их прекращению и привлекает к ответственности за такие нарушения.
В соответствии со статьей 23 Закона о защите конкуренции к полномочиям антимонопольного органа отнесены возбуждение и рассмотрение дела о нарушениях антимонопольного законодательства, выдача обязательных для исполнения предписаний, в том числе об отмене или изменении актов, нарушающих антимонопольное законодательство, о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
Частью 1 статьи 40 Закона о защите конкуренции для рассмотрения каждого дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган создает в порядке, предусмотренном названным законом, комиссию по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства. Комиссия выступает от имени антимонопольного органа. Состав комиссии и ее председатель утверждаются антимонопольным органом.
В силу частей 2 и 4 статьи 41 Закона о защите конкуренции по окончании рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства комиссия на своем заседании принимает решение.
С учетом приведенных правовых норм суд приходит к выводу о том, что антимонопольный орган вынес оспариваемое решение в пределах предоставленных ему полномочий.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 1 Закона о защите конкуренции данный Закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе по недопущению, ограничению, устранению конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.
Согласно части 2 данной нормы целями Федерального закона являются, в том числе, обеспечение свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
Статья 18.1 Закона о защите конкуренции устанавливает порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров. Данная статья распространяется на торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации. Под торгами в данном случае следует понимать способ заключения договоров с точки зрения общих положений ст. 447 ГК РФ. Это в первую очередь конкурсы и аукционы. К числу торгов, проведение которых является обязательным, относятся, в частности и аукционы на право заключить договор о развитии застроенной территории в соответствии с Градостроительным кодексом РФ.
Согласно части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции» антимонопольный органрассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
С учетом вышеизложенных положений Закона о защите конкуренции суд считает, что УФАС правомерно пришел к выводу о том, что жалоба ООО СК «Востокпромстрой» как лица, подавшего заявку на участие в торгах (участник торгов) соответствует части 2 статьи 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции», ввиду того, что его права и законные интересы могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции установлено, что антимонопольный орган выдает организатору торгов, конкурсной или аукционной комиссии, продавцу государственного или муниципального имущества, организатору продажи обязательные для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации, проведения торгов, продажи государственного или муниципального имущества, порядка заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, в том числе предписания об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов, о внесении изменений в документацию о торгах, извещение о проведении торгов, об аннулировании торгов.
Из материалов дела следует, что УФАС по результатам рассмотрения дела в рамках предоставленных ему полномочий выдано предписание в порядке пункта 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.
Порядок организации и проведения аукциона на право заключить договор о развитии застроенной территории предусмотрен Градостроительным кодексом РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 46.3 Градостроительного кодекса РФ аукцион на право заключить договор о развитии застроенной территории является открытым по составу участников и форме подачи заявок.
Согласно ч. 3 ст. 46.3 ГрК РФ в качестве организатора аукциона выступает орган местного самоуправления, принявший решение о развитии застроенной территории, или действующая на основании договора с ним специализированная организация.
В силу названных норм проведение вышеуказанных торгов носит обязательный характер в силу закона.
Часть 10 ст. 46.3 ГрК РФ содержит закрытый перечень документов, которые представляются заявителями для участия в аукционе, а именно: 1) заявка на участие в аукционе по установленной форме с указанием реквизитов счета для возврата задатка в случае установления органом местного самоуправления требования о внесении задатка для участия в аукционе; 3) документы, подтверждающие внесение задатка в случае установления органом местного самоуправления требования о внесении задатка для участия в аукционе; 4) документы об отсутствии у заявителя задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов заявителя по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период.
Организатор аукциона не вправе требовать представление других документов, за исключением указанных в части 10 настоящей статьи документов (ч. 11 ст. 46.3 Градостроительного кодекса РФ).
Частью 11.1 статьи 46.3 ГрК РФ предусмотрено, что заявитель, являющийся юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, вправе представить вместе с документами, указанными в части 10 настоящей статьи, соответственно выписку из единого государственного реестра юридических лиц или выписку из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
Из содержания вышеприведенных положений следует, что организация, обратившаяся с заявкой на участие в аукционе, в числе прочих документов должна представить документы об отсутствии у заявителя задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов заявителя по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период.
В силу пункта 1 части 14 статьи 46.3 Градостроительного кодекса РФ заявитель не допускается к участию в аукционе по основанию непредставления определенных частью 10 данной статьи необходимых для участия в аукционе документов или представления недостоверных сведений.
Исходя из ч. 15 ст. 46.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, отказ в допуске к участию в аукционе по иным основаниям, за исключением указанных в части 14 данной статьи, не допускается.
Из протокола № 004-ЗТ-19 от 01.06.2016 приема заявок на право заключения договора о развитии застроенной территории в границах части квартала «31» городского округа «город Якутск» следует, что заявка ООО СК «Востокпромстрой» отклонена по причине того, что участником предоставлена справка о состоянии расчетов по страховым взносам, пеням и штрафам № 05-56/05-915 от 18.05.2016 от ГУ – Региональное отделение ФСС РФ по РС (Я) на ООО «Русстрой-89», таким образом, Единая комиссия пришла к выводу о том, что ООО СК «Востокпромстрой» не предоставлены документы, предусмотренные ч. 10 п. 4 ст. 46.3 Градостроительного кодекса РФ.
Из материалов дела следует, чтоООО СК «Востокпромстрой» в соответствии с п. 4. ч. 10 ст. 46.3 Градостроительного кодекса РФ представлены справка № 64532 о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам по состоянию на 11.05.2016, выданная МРИ ФНС № 5 по РС (Я), справка о состоянии расчетов по страховым взносам, пеням и штрафам, выданная ГУ - УПФ РФ в г. Якутске, справка о состоянии расчетов по страховым взносам, пеням, штрафам № 05-56/05-915, выданная ООО «Русстрой-89»; при рассмотрении дела в УФАС ООО СК «Востокпромстрой» указало, что справка о состоянии расчетов по страховым взносам, пеням, штрафам № 05-56/05-915, выданная ООО «Русстрой-89», в состав заявки попала случайно посредством технической ошибки.
Таким образом, суд считает, что причина отклонения заявки ООО СК «Востокпромстрой», указанная в протоколе от 01.06.2016 № № 004-ЗТ-19 (предоставлена справка о состоянии расчетов по страховым взносам, пеням и штрафам № 05-56/05-915 от 18.05.2016 от ГУ – Региональное отделение ФСС РФ по РС (Я) на ООО «Русстрой-89»), не является основанием для отказа данного лица в допуске к участию в аукционе.
Из представленных с заявкой ООО СК «Востокпромстрой» справок следует, что по состоянию на 11.05.2016 с учетом платежного поручения от 18.05.2016 № 502 задолженность по налогам у ООО отсутствует, по состоянию на 18.05.2016 задолженность по страховым взносам у ООО отсутствует, что подтверждает факт об отсутствии у заявителя задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов заявителя по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период.
Непредставление справки, выданной ГУ – Региональное отделение ФСС РФ по РС (Я), подтверждающей факт отсутствия у заявителя задолженности по начисленным страховым взносам в ФСС за прошедший календарный год, размер которой превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов заявителя по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период, не указано как причина отказа в допуске к участию в аукционе, в порядке предусмотренном пунктом 1 части 14 статьи 46.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что допущенное к участию в аукционе и признанное участником аукциона ООО «Север-строй» в соответствии с п. 4. ч. 10 ст. 46.3 Градостроительного кодекса РФ представило с заявкой справку № 12480 об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов по состоянию на 31.12.2015, справку № 12477 об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов по состоянию на 20.05.2016, справку № 65614 о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам по состоянию на 20.05.2016, справку ООО «Север-строй» от 23.05.2016 № 59/05 о том, что сумма начисленных взносов в государственные внебюджетные фонды не превышает 25 процентов балансовой стоимости активов заявителя, бухгалтерский баланс прилагается.
Суд считает, что представленными справками № 12480 об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов по состоянию на 31.12.2015, № 12477 об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов по состоянию на 20.05.2016, № 65614 о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам по состоянию на 20.05.2016 ООО «Север-Строй» подтверждено отсутствие у заявителя задолженности по начисленным налогам в бюджеты любого уровня за прошедший календарный год, размер которой превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов заявителя по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период.
Между тем, суд считает, что справка ООО «Север-строй» от 23.05.2016 № 59/05, подписанная генеральным директором ООО, о том, что сумма начисленных взносов в государственные внебюджетные фонды не превышает 25 процентов балансовой стоимости активов заявителя (бухгалтерский баланс прилагается) не является документом, подтверждающим факт отсутствия у заявителя задолженности по начисленным страховым взносам в государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов заявителя по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период, предусмотренным пунктом 4 части 10 статьи 46.3 ГрК РФ.
Суд считает, что таковым документом является справка, выданная органами контроля за уплатой страховых взносов, которые обязаны в соответствии с подп. 7 п. 3 ст. 29 Федерального Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерацию» выдавать плательщику страховых взносов по его запросу (в течение 5 дней со дня поступления) справки о состоянии расчетов указанного лица по страховым взносам, пеням и штрафам на основании данных органа контроля за уплатой страховых взносов.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что Департамент неправомерно допустил ООО «Север-Строй» к участию в аукционе на право заключения договора о развитии застроенной территории, в данном случае имелись основания для отказа в допуске к участию в аукционе, предусмотренные пунктом 1 части 14 статьи 46.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а именно то, что заявитель не допускается к участию в аукционе в случае непредставления определенных частью 10 настоящей статьи необходимых для участия в аукционе документов или предоставление недостоверных сведений.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение УФАС по РС (Я) соответствует действующему закону и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Предписание от 22.06.2016 по делу № 02-102/18.1-16, выданное антимонопольным органом на основании законного решения УФАС также соответствует действующему закону и не нарушает права и законные интересы заявителя.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований Департамента полностью.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
в удовлетворении заявленных требований Департамента градостроительства Окружной администрации города Якутска к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о признании недействительными решения по делу № 02-102/18.1-16 от 22.06.2016 и предписания по делу № 02-102/18.1-16 от 22.06.2016 отказать.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно – телекоммуникационной сети Интернет http://yakutsk.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда – http://4aas.arbitr.ru.
Судья А.Н. Устинова