Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)
улица Курашова, дом 28, бокс 8, г. Якутск, 677980, www.yakutsk.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
город Якутск
18 октября 2022 года | Дело № А58-3565/2022 |
Резолютивная часть решения объявлена 11.10.2022.
Полный текст решения изготовлен 18.10.2022.
Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе: судьи Эверстовой Р.И. , при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Павловой М.В., рассмотрев дело по заявлению Публичного акционерного общества "Якутскэнерго" (ИНН 1435028701, ОГРН 1021401047260) от 06.05.2022 № 119/4872 к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Саха (Якутия) (ИНН 1435154181, ОГРН 1041402129031) о признании недействительным предписания от 01.03.2022 № 6/3/1-3 по устранению нарушений установленных требований в области гражданской обороны,
при участии в судебном заседании:
от заявителя – ФИО1 по доверенности от 02.08.2022 № И00009534 (удостоверение, диплом), ФИО2 по доверенности от 02.06.2022 № И00009380 (паспорт),
от ответчика – ФИО3 по доверенности от 17.01.2022 № 8 (удостоверение, диплом), ФИО4 по доверенности от 11.01.2022 № 10 (удостоверение, диплом),
У С Т А Н О В И Л:
Публичное акционерное общество "Якутскэнерго" (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением от 06.05.2022 № 119/4872 к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Саха (Якутия) (далее - Управление) о признании недействительным предписания от 01.03.2022 № 6/3/1-3 по устранению нарушений установленных требований в области гражданской обороны.
Управление представило возражение от 11.08.2022 о том, что общество имеет высокую категорию риска по гражданской обороне, тем самым организация обязана обеспечить рабочую смену средствами индивидуальной и коллективной защиты, т.е. защитным сооружением гражданской обороны (далее – ЗСГО), общество обязано поддерживать в состоянии постоянной готовности к использованию ЗСГО и всех технических систем защитного сооружения, следовательно, при вводе в эксплуатацию объекта строительства ЗСГО должно функционировать в полном объеме, приведенные нормы права показывают порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, отвечающие за безопасность рабочей группы сотрудников общества в случае наступления мобилизации и в военное время, а равно при наступлении ЧС в мирное время для населения Республики Саха (Якутии), при наличии высокой категории риска общество обязано создать защитное сооружение (убежище/укрытие/то, что заложили в строительстве) и содержать в постоянной готовности ЗСГО (т.е. оно должно быть введено в эксплуатацию), начиная с 2017 года у общества было достаточно времени устранения недостатков и ввода в эксплуатацию ЗСГО Якутской ГРЭС-2 (т.2 л.д. 53).
Управление письменно заявило о направлении судебного запроса для представления документов ограниченного доступа в следующие организации: в Управление специальных программ Правительства РС(Я), в Государственный комитет по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения РС(Я), в Министерство промышленности РС (Я), ПАО «Якутскэнерго», ПАО «РусГидро», в Центральный аппарат МЧС России, в Администрацию Городского округа «Город Якутск».
В силу части 4 статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лицо, участвующее в деле и не имеющее возможности самостоятельно получить необходимое доказательство от лица, у которого оно находится, вправе обратиться в арбитражный суд с ходатайством об истребовании данного доказательства. В ходатайстве должно быть обозначено доказательство, указано, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, могут быть установлены этим доказательством, перечислены причины, препятствующие получению доказательства, и место его нахождения.
Таким образом, при разрешении арбитражным судом спора об истребовании у соответствующих органов и организаций необходимых документов ответчик должен в числе прочего обосновать необходимость такого обращения в суд, обосновать невозможность получения документов другим способом.
Кроме этого, суд принимает во внимание то, что испрашиваемые Управлением документы согласно указанному перечню не служили основанием для вынесения оспариваемого предписания.
В связи с несоблюдением порядка, установленного статьей 66 АПК РФ, судом протокольно отказано в удовлетворении ходатайства.
Истребование доказательств в суде в порядке, предусмотренном статьей 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, является процессуальным действием по сбору новых (дополнительных) доказательств, которые не были предметом основанием для вынесения оспариваемого акта. При этом сбор силами суда соответствующих доказательств не предусмотрен нормами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и противоречит основным принципам судопроизводства - состязательности и равноправия сторон.
Судом в связи с необоснованностью отказано в удовлетворении ходатайства Управления о рассмотрении дела в закрытом судебном заседании.
Из материалов дела судом установлено.
Предписаниями Управления от 30.09.2019 № 30/3, 29.06.2021 № 26/3 обществу предписывалось ввести в эксплуатацию Якутскую ГРЭС-2.
01.03.2022 по результатам внеплановой выездной проверки Управления в отношении общества вынесено предписание от 01.03.2022 № 6/3/1-3 по устранению нарушений установленных требований в области гражданской обороны.
10.03.2022 в адрес Управления было направлено письмо № 2322 (111/2374) о том, что ранее письмом от 14.02.2022 было сообщено о невозможности выполнения мероприятий в срок, указанный в предписании.
16.03.2022 заявитель получил от Управления решение от 15.11.2022 о продлении срока выполнения предписания до 09.01.2023.
Не согласившись с вынесенным предписанием от 01.03.2022, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением об оспаривании.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или 6 иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предписание выдано Управлением в пределах предоставленных ему полномочий в соответствии со статьями 1, 5, 27 Федерального закона от 31.07.20202 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», с пунктами 6,7 Положения о федеральном государственном надзоре в области гражданской обороны, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 25.06.2021 № 1007 «О федеральном государственном надзоре в области гражданской обороны» (т.1 л.д. 113).
Управление установило нарушение пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее – Закон № 28), пункта 10 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26.11.2007 № 804 «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации», пунктов 2, 3-6, 10-12 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309, пункта 16.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного Приказом МЧС России от 14.11.2008 № 687.
В целях устранения выявленных нарушений Управление выдало Обществу предписание, которым возложило на общество обязанность введения в эксплуатацию ЗСГО Якутской ГРЭС-2.
Закон № 28-ФЗ определяет задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны.
Согласно статье 1 Закона № 28-ФЗ гражданская оборона представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Мероприятия по гражданской обороне - организационные и специальные действия, осуществляемые в области гражданской обороны в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со статьями 1, 2 Закона № 28-ФЗ гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; мероприятия по гражданской обороне - организационные и специальные действия, осуществляемые в области гражданской обороны в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
К организациям, отнесенным в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, относятся организации в зависимости от оборонного и экономического значения, имеющие мобилизационные задания (заказы) и (или) представляющие высокую степень потенциальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, а также уникальные в историко-культурном отношении объекты (абзац 8 статьи 1 Закона № 28-ФЗ).
Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства (часть 1 статьи 4 Закона № 28-ФЗ).
Одной из основных задач в области гражданской обороны является предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты.
На основании пункта 1 статьи 3 Закона № 28-ФЗ правовое регулирование в области гражданской обороны осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 9 Закона № 28-ФЗ организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, осуществляют следующие мероприятия в области гражданской обороны. Они планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют подготовку своих работников в области гражданской обороны; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Порядок подготовки к ведению и ведения гражданской обороны в Российской Федерации, а также основные мероприятия по гражданской обороне определены в Положении № 804.
В соответствии с пунктом 2 Положения № 804 подготовка к ведению гражданской обороны заключается в заблаговременном выполнении мероприятий по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Ведение гражданской обороны заключается в выполнении мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
В пункте 10 Положения № 804 определены основные мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемые в целях решения задачи, связанной с предоставлением населению средств индивидуальной и коллективной защиты.
Такими мероприятиями являются: строительство, сохранение, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны и их технических систем; приспособление в мирное время и при приведении гражданской обороны в готовность к ее ведению и в ходе ее ведения в военное время заглубленных помещений и других сооружений подземного пространства для укрытия населения; подготовка в мирное время и строительство при приведении гражданской обороны в готовность к ее ведению и в ходе ее ведения в военное время быстровозводимых защитных сооружений гражданской обороны с упрощенным внутренним оборудованием и укрытий простейшего типа; обеспечение укрытия населения в защитных сооружениях гражданской обороны, в заглубленных помещениях и других сооружениях подземного пространства; накопление, хранение, освежение и использование по предназначению средств индивидуальной защиты населения; обеспечение выдачи населению средств индивидуальной защиты и предоставления средств коллективной защиты в установленные сроки; приспособление в мирное время метрополитенов для укрытия населения с учетом опасностей мирного и военного времени, наличия защитных сооружений гражданской обороны и планируемых мероприятий по гражданской обороне и защите населения.
Пунктом 16.4 Положения № 687 предусмотрено, что организации в целях решения задач в области гражданской обороны планируют и осуществляют мероприятия по предоставлению населению средств индивидуальной и коллективной защиты, в том числе строительство защитных сооружений гражданской обороны для работников организаций в соответствии с Порядком № 1309.
Правила создания в мирное время, период мобилизации и военное время на территории Российской Федерации убежищ и иных объектов гражданской обороны установлены Порядком № 1309.
В силу пункта 2 Порядка № 1309 к объектам гражданской обороны относятся убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.
На основании пункта 10 Порядка № 1309 организации: создают в мирное время по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в сфере ведения которых они находятся, объекты гражданской обороны; обеспечивают сохранность существующих объектов гражданской обороны, в том числе сооружений метрополитенов, используемых в качестве защитных сооружений гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.
В пункте 2 Порядка № 1309 определено, что к объектам гражданской обороны относится, помимо прочего, убежище. Убежище - это защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для защиты укрываемых в течение нормативного времени от расчетного воздействия поражающих факторов ядерного и химического оружия и обычных средств поражения, бактериальных (биологических) средств и поражающих концентраций аварийно химически опасных веществ, возникающих при аварии на потенциально опасных объектах, а также от высоких температур и продуктов горения при пожарах.
Согласно пункту 3 Порядка № 1309 убежища создаются: для максимальной по численности работающей в военное время смены работников организации, имеющей мобилизационное задание (заказ) и отнесенной к категории особой важности по гражданской обороне, независимо от места ее расположения, а также для наибольшей работающей смены организации, отнесенной к первой или второй категории по гражданской обороне и расположенной на территории, отнесенной к группе по гражданской обороне, за исключением наибольшей работающей смены метрополитена, обеспечивающего прием и укрытие населения в сооружениях метрополитена, используемых в качестве защитных сооружений гражданской обороны, и медицинского персонала, обслуживающего нетранспортабельных больных.
На основании пункта 7 Порядка № 1309 создание объектов гражданской обороны в мирное время осуществляется на основании планов, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и согласованных с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В пункте 8 Порядка № 1309 предусмотрено, что федеральные органы исполнительной власти: по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют общую потребность в объектах гражданской обороны для организаций, находящихся в сфере их ведения; организуют создание объектов гражданской обороны; принимают в пределах своей компетенции нормативные акты по созданию объектов гражданской обороны, доводят их требования до сведения указанных организаций и контролируют их выполнение; осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.
В силу пункта 9 Порядка № 1309 органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления на соответствующих территориях: определяют общую потребность в объектах гражданской обороны; в мирное время создают, сохраняют существующие объекты гражданской обороны и поддерживают их в состоянии постоянной готовности к использованию; осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.
Создание объектов гражданской обороны осуществляется за счет приспособления существующих, реконструируемых и вновь строящихся зданий и сооружений, станций и линий метрополитенов, которые по своему предназначению могут быть использованы как объекты гражданской обороны, а также строительства этих объектов. В качестве объектов гражданской обороны также могут использоваться объекты, предназначенные для обеспечения защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (пункт 12 Порядка № 1309).
Управление поясняет, что общество относится к субъектам, для которых создание защитного сооружения является обязательным, общество имеет высокую категорию риска гражданской обороны (т.1 л.д. 78).
Общество не отрицает, что является категорированной организацией, но при этом поясняет, что у каждого объекта общества имеется разная категория. Согласно пояснению заявителя общество имеет особо важную категорию по гражданской обороне, но данное обстоятельство к настоящему делу отношения не имеет, поскольку спор идет по вопросу введения в эксплуатацию ЗСГО.
Управление считает, что в нарушение указанных в предписании норм не введено в эксплуатацию ЗСГО Якутской ГРЭС-2.
Из материалов дела следует, что Якутская ГРЭС-2 состоит из двух очередей. Введена в эксплуатацию первая очередь. Строительство второй очереди Якутской ГРЭС-2 не завершено.
Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 15.12.2002 № 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны.
Пунктом 2.2 Правил № 583 предусмотрено, что документальным основанием для ведения учета ЗСГО является паспорт ЗСГО, в котором указываются его основные технические характеристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения.
При отсутствии паспорта ЗСГО основанием для учета ЗСГО являются проектная и техническая документация, объемно-планировочные, конструктивные решения, наличие специального инженерно-технического оборудования, позволяющие сделать вывод о принадлежности помещения к ЗСГО.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 15.07.2019 № 1544-р установлен срок ввода в эксплуатацию 2 очереди ГРЭС-2 не позднее 31.12.2025.
Перечень мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера разработан в соответствии с «Техническим заданием на разработку раздела инженерно-технический мероприятий ГОЧС» и «Заданием на проектирование защитного сооружения», согласованными с ГУ МЧС России по РС (Я).
Общество представило дополнительные пояснения от 02.09.2022 № 119/9372, согласно которым в проектной документации «Строительство Якутской ГРЭС-2. Республика Саха (Якутия) в подразделе 12.1 Перечень мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» указано, что категорирование объектов по гражданской обороне (ГО) осуществляется в порядке, определяемом Правительством РФ. В соответствии с критериями, определенными постановлением Правительства РФ ОТ 19.09.1998 № 1115 «О порядке отнесения организаций к категориям по гражданской обороне» и Приказом МЧС России от 11.09.2012 № 536 «Об утверждении показателей для отнесения организаций к категориям по гражданской обороне в зависимости от роли в экономике государства или влияния на безопасность населения».
Представитель общества поясняет, что только после окончания строительства 2 очереди Якутская ГРЭС-2 в целом будет относиться ко 2-й категории по гражданской обороне, что также отражено в заявлении общества от 06.05.2022 № 119/4872.
Общество не отказывается от создания ЗСГО, объект находится на стадии незавершенного строительства (2 очередь). После окончания строительства 2 очереди, исходя из мощности Якутской ГРЭС-2, Якутская ГРЭС-2 будет относиться к 2 категории по гражданской обороне (т.1 л.д.72, т.2 л.д. 69). Как поясняет заявитель, в соответствии с проектной документацией ЗСГО должно быть введено в эксплуатацию после окончания второй очереди Якутской ГРЭС-2.
На довод общества о том, что согласно критериям отнесения организаций к категориям по гражданской обороне Якутская ГРЭС-2 (1-я очередь) не подпадает под категорию по гражданской обороне, не относится к категории особой важности по гражданской обороне, не относится к первой и второй категории по гражданской обороне, Управлением возражение не представлено.
При изложенных обстоятельствах, что до введения в эксплуатацию 2-й очереди отнесение Якутской ГРЭС-2 в целом (как указано в предписании) к какой либо категории не может быть.
Таким образом, Управлением не опровергнуты доводы заявителя о том, что Якутская ГРЭС-2 (1-я очередь) не является категорированной, Якутская ГРЭС-2 будет относиться к 2 категории по гражданской обороне только после окончания строительства 2 очереди, ЗСГО будет введено в эксплуатацию после окончания второй очереди Якутской ГРЭС-2.
Управление поясняет, что с момента введения в эксплуатацию первой очереди Якутской ГРЭС-2 в 2017 году общество должно было обеспечить рабочую группу сотрудников средствами индивидуальной и коллективной защиты, т.е. защитным сооружением гражданской обороны.
Между тем, оспариваемое предписание предписывает введение в эксплуатацию защитное сооружение гражданской обороны Якутской ГРЭС-2 в целом и без разграничения на первую и (или) вторую очереди ГРЭС-2.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что Управление не доказало законность предписания.
В случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований должностные лица органа государственного контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Следовательно, предписание должностного лица, осуществляющего государственный контроль (надзор), должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению только тех нарушений требований действующего законодательства, соблюдение которых обязательно для него в силу закона. При этом такие требования должны быть обоснованными и реально исполнимыми.
Несоблюдение указанных требований влечет неисполнимость вынесенного ненормативного правового акта, и, соответственно, его недействительность.
Так, 10.03.2022 в адрес Управления было направлено письмо № 2322 (111/2374) о том, что ранее письмом от 14.02.2022 было сообщено о невозможности выполнения мероприятий в срок, указанный в предписании, т.е. Управление устанавливает заведомо не исполнимый срок исполнения предписания.
Касательно указанного письма общество поясняет, что письмо от 10.03.2022 было направлено в Управление с разъяснением, что сроки выполнения предписания не соответствуют с установленным сроком ввода в эксплуатацию объекта Якутская ГРЭС-2 (вторая очередь – 31.12.2025), а не вследствие невыполнения оспариваемого предписания.
В соответствии с пунктом 6.8 ГОСТ Р 42.4.03-2015 Защитные сооружения гражданской обороны от 01.02.2016 по времени возведения убежища подразделяют на возводимые заблаговременно и быстро возводимые. Общество планирует ввести ЗСГО в эксплуатацию в 2024 году, то есть заблаговременно, при этом согласно проектной документации срок строительства ЗСГО не указан.
Заявитель считает, что требование Управления об устранении нарушения в срок не отвечает условиям законности и исполнимости, поскольку не принято во внимание наличие существенных факторов влияющих на исполнение предписания.
Управление возражает против заявленного довода и указывает, что начиная с 2017 года у общества было достаточно времени устранения недостатков и ввода в эксплуатацию ЗСГО Якутской ГРЭС-2.
Учитывая то, что строительство 2-й очереди Якутской ГРЭС-2 не завершено, вследствие чего отсутствует категорирование спорного объекта в целом, суд полагает, что оспариваемое предписание не отвечает принципам определенности, конкретности и исполнимости, т.е. отсутствует реальная возможность у лица, привлекаемого к ответственности, устранить в указанный срок выявленное нарушение, что может повлечь негативные организационно-правовые и финансовые последствия для заявителя.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что предписание Управления выдано преждевременно, законность и обоснованность предписания Управления материалами дела не доказана.
Из материалов дела следует, что наличие определенных в пункте 3 Порядка № 1309 факторов не установлено, факт разработанного органами исполнительной власти и согласованного в установленном порядке плана также Управлением не установлен.
Согласно письменному ответу Управления от 05.05.2022 № ИВ-253-1184-2-2 на запрос общества от 14.04.2022 № 111/3994 в соответствии с требованиями Порядка создание защитного сооружения гражданской обороны Якутской ГРЭС-2 должно быть включено в План создания объектов гражданской обороны соответствующего федерального органа исполнительной власти Российской Федерации. Управление поясняет, что общество находится в ведении ПАО «РусГидро».
Ссылка общества на отсутствие плана, предусмотренного пунктом 7 Порядка № 1309, разрабатываемого федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и согласованных с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, не освобождало б его от соблюдения требований в области гражданской обороны.
Отсутствие плана, предусмотренного пунктом 7 Порядка, по созданию в обществе убежища в мирное время не освобождает организацию от соблюдения требований в области гражданской обороны. В целях исполнения предписания общество вправе обратиться к органам, уполномоченным на разработку плана и согласование создания объектов гражданской обороны в мирное время, представив документы о наличии соответствующей потребности. Выполнение организацией возложенной на нее обязанности по созданию объекта гражданской обороны не ставится законодателем в зависимость от решения процедурных вопросов.
Положения части 3 статьи 69 АПК РФ не предусматривают преюдициального значения правовой оценки, данной судом общей юрисдикции, в решениях, вынесенных по делам об административном правонарушении, для арбитражного суда, рассматривающего другое дело, в связи с чем привлечение должностного лица и общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ, не могут служить основаниями для признания оспариваемого акта законным.
На основании изложенного, требование заявителя подлежит удовлетворению с отнесением расходов по уплате госпошлины в сумме 3 000 рублей на Управление, зачтенного определением суда от 11.05.2022.
Настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Лица, участвующие в деле, могут получить информацию о движении дела в общедоступной базе данных Картотека арбитражных дел по адресу www.kad.arbitr.ru.
По ходатайству указанных лиц копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Проверив на соответствие Федеральному закону от 12.02.1998 «О гражданской обороне», требование Публичного акционерного общества "Якутскэнерго" (ИНН <***>, ОГРН <***>) удовлетворить.
Признать недействительным предписание Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Саха (Якутия) (ИНН <***>, ОГРН <***>) от 01.03.2022 № 6/3/1-3 по устранению нарушений установленных требований в области гражданской обороны.
Взыскать с Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Саха (Якутия) (ИНН <***>, ОГРН <***>) в пользу Публичного акционерного общества "Якутскэнерго" (ИНН <***>, ОГРН <***>) 3 000 рублей.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно – телекоммуникационной сети Интернет http://yakutsk.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда – http://4aas.arbitr.ru.
Судья | Р.И. Эверстова |